Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 17:20, биография
Ананьев Борис Герасимович (1907 – 1972) – советский психолог, пытавшийся преодолеть раздробленность наук о человеке и создать системную модель человекознания, в которой были бы обобщены исследования различных наук о человеке как индивиде, личности и индивидуальности.
Бодалев Алексей Алексеевич (1923) – действительный член Российской Академии образования, главный научный сотрудник Психологического института, руководитель исследовательского коллектива, работающего в области психологии общения, развития и реабилитации личности. Алексей Александрович имеет 400 печатных трудов, из которых шесть монографий, написанных лично, и четыре – в соавторстве. Основное содержание их – освещение проблем общей, социальной и педагогической психологии.
Божович Лидия Ильинична (1908 – 1981) – советский психолог, ученица Л.С. Выготского. Свой научный вклад Л.И. Божович видела в распространении идей Л.С. Выготского о развитии высших психических функций на аффективно-потребностную сферу и личность в целом.
Венгер Леонид Абрамович (1925 – 1992 г.) выдающийся детский психолог с мировым именем. Вся научная жизнь Леонида Абрамовича была посвящена изучению пси¬хологических проблем в области восприятия, позна¬вательных способностей, диагностики умственного развития.
Выготский Лев Семенович (1896 – 1934) – выдающийся отечественный психолог. Разработал учение о развитии психических функций в процессе опосредованного общением освоения индивидом ценностей культуры.
П.Ф. Каптерев, вслед за К.Д. Ушинским, разрабатывал идеи педагогической антропологии, т.е. считал, что в основе педагогики должен быть комплекс наук о человеке, среди которых особо важная роль принадлежит психологии. Разрабатывая проблемы общего образования, П.Ф. Каптерев придавал важное значение общественно-нравственному развитию учащихся и вариативности образования применительно к различиям между детьми.
Коломинский Яков Львович (р. 1934). Развивая идеи Л.С. Выготского и Л.И. Божович, Яков Львович разработал социально-психологическую концепцию онтогенеза: обосновал необходимость различения объективной и субъективной социальности в процессе социализации ребенка, осуществил теоретический анализ и экспериментально подтвердил микрогрупповую структуру социальной ситуации развития и полигрупповую принадлежность личности; обосновал понятие «персоногенная ситуация развития личности».
В работах Я.Л. Коломинского сформулирована оригинальная концепция педагогического взаимодействия, разработана типология педагогического взаимодействия на основе соотношения внутренней, мотивационно-потребностной основы педагогического взаимодействия и его внешнего поведенческого компонента. Предложены понятия и методические приемы изучения «педагогической наблюдательности», «предметности педагогического взаимодействия», «педагогической команды». Экспериментальные и теоретические исследования Я.Л. Коломинского положили начало новым отраслям психологической науки – возрастной и педагогической социальной психологии. Предметом педагогической социальной психологии являются социально-психологические закономерности обучения и воспитания.
Яков Львович разработал
концепцию психологической
Наиболее значительные научные публикации – книги: «Психология личных взаимоотношений в детском коллективе» (1969), «Учитель и детский коллектив» (соавтор Н.А. Березовин) (1975), «Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. Книга для учителя» (соавтор Е.А. Панько) (1988), «Социальная психология школьного класса» (1998), «Социальная педагогическая психология» (соавтор А.А. Реан) (1999), «Психическое развитие дошкольников. Жизнь после Чернобыля» (соавтор Л.А. Калач) (2001).
Кондратьева Светлана Витальевна (1926 – 2004) – ученица Б.Г. Ананьева. После защиты докторской диссертации «Межличностное понимание и его роль в общении» (1978) Светлана Витальевна была приглашена в Гродненский университет, где ею была организована аспирантура по возрастной и педагогической психологии.
Светлана Витальевна является автором первых учебных пособий по педагогической психологии в Белоруссии («Педагогическая и возрастная психология» (1993), «Психология труда и личности учителя» (соавтор К.В. Вербова) (1991), «Педагогическая и возрастная психология. Ч.2 – Психология учителя» (1996)).
Широкое признание получили ее труды по социальной перцепции и рефлексии, перцептивно-рефлексивной регуляции поведения субъекта познания других людей, психологии педагогического творчества, психологии педагогического общения.
Кондратьева С.В. создала научную школу, разрабатывающую проблемы профессионализма в педагогическом общении («Психология школьного конфликта: социально-перцептивные и рефлексивные аспекты» (2001), «Профессионализм в педагогическом общении» (2003)).
В августе 2000 года ею была создана научно-исследовательская лаборатория профессионального развития личности. Кондратьева С.В. являлась действительным членом Международной академии акмеологических наук и в последние годы своей жизни исследовала различные акмеологические аспекты становления профессионализма.
Корчак Януш (псевдоним Генрика Гольдшидта) (1878/79 –
1942) – гуманист, врач-педиатр, педагог,
писатель. Работал директором, врачом
и главным воспитателем сиротского приюта
в Варшаве, преподавал в различных высших
учебных заведениях, редактировал детскую
газету и т.д. Гуманистическая педагогика
Корчака оформлена в целом ряде трудов,
жанр которых можно определить как «научно-популярный
художественно-
Кузьмина Нина Васильевна (р. 1923) является признанным специалистом в области педагогической психологии, теории и истории педагогики. Она внесла большой вклад в создание научных основ психологии профессиональной педагогической деятельности, в методологию и методику исследования.
В 1950 г. Н.В. Кузьмина окончила аспирантуру Ленинградского филиала Академии педагогических наук РСФСР (сектор педагогической психологии), защитив под руководством Б.Г. Ананьева кандидатскую диссертацию на тему «Психолого-педагогический анализ трудностей и успехов в работе молодого учителя начальных классов». В 1961 г. в издательстве ЛГУ вышла в свет ее первая монография «Формирование педагогических способностей».
В 1965 г. Н.В. Кузьмина защитила докторскую диссертацию на тему: «Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности». Материалы диссертационного исследования кратко изложены в монографии «Очерки психологии труда учителя» (ЛГУ, 1967). В переводе на немецкий язык книга была переиздана четыре раза.
Результаты исследований проблем профессиональной подготовки педагогов были обобщены ею в учебном пособии «Основы вузовской педагогики» (ЛГУ, 1972), в пяти выпусках «Современных психолого-педагогических проблем высшей школы» (ЛГУ, 1971, 1972, 1974, 1977, 1985), учебном пособии «Методы системного педагогического исследования» (ЛГУ, 1980).
В 1992 г. на основе Всесоюзной акмеологической ассоциации, возникшей в 1989 г., была создана Академия Акмеологических наук. Ее основателем и первым президентом стала Н.В. Кузьмина. «Учителем учителей» называют Нину Васильевну ее многочисленные ученики, подчеркивая таким образом ее огромный вклад в дело непрерывного образования.
Крутецкий Вадим Андреевич (1917 – 1989) – доктор психологических наук, профессор, один из видных специалистов в области возрастной и педагогической психологии, психологии способностей. Его книги по психологии подростка и старшего школьника «Основы педагогической психологии»(1972); «Психология обучения и воспитания школьников»(1976), учебники психологии для педагогических училищ(1974, 1980,19850) хорошо известны нескольким поколениям учителей. Главный труд В.А. Крутецкого – монография «Психология математических способностей»(1968).
Леонтьев Алексей Николаевич (1903 – 1979) – известный советский психолог, один из создателей и организаторов советской психологической науки, первый декан факультета психологии МГУ с момента его образования. А.Н. Леонтьев – автор таких фундаментальных работ, как «Развитие памяти»(1931), «Проблемы развития психики»(1959), «Деятельность. Сознание. Личность»(1975).
Разрабатывая в 20-х гг. совместно с Л.С. Выготским и А.Р. Лурия культурно-историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций.
А.Н. Леонтьев является автором концепции деятельности, которая в свое время стимулировала рост многочисленных исследований в различных отраслях психологии (общей, детской, педагогической, социальной). Сегодня, наверное, уже можно говорить о том, что она перестала играть роль единственного и конечного фундаментального основания отечественной психологии. Научное наследие А.Н. Леонтьева – основателя целой династии психологов – имеет огромное значение для развития отечественной психологии.
Лисина Майя Ивановна (1929 – 1984) Концепция общения М.И. Лисиной является одним из ответвлений культурно-исторической теории. Опираясь на теорию Л.С. Выготского, М.И. Лисина стала основательницей оригинальной и самостоятельной научной школы. Она открыла в отечественной психологии новый предмет – общение ребенка со взрослым – и новый подход к его научному исследованию.
Майя Ивановна является основателем
отечественной психологии младенчества.
Ее реферативная статья «Влияние отношений
с близкими взрослыми на развитие
ребенка раннего возраста»
Тематику исследований М.И. Лисиной можно условно разделись на два направления: влияние общения на психическое развитие ребенка и анализ общения как самостоятельной деятельности. Проведенные под ее руководством работы показали, что именно общение со взрослым определяет внутренний план действий ребенка, сферу его эмоциональных переживаний, познавательную активность детей, произвольность и волю, самооценку и самосознание, общение со сверстниками. Целый цикл экспериментальных исследований, проведенных под руководством М.И. Лисиной, был посвящен
Матюшкин Алексей Михайлович (р. 1927) – известный советский психолог, доктор психологических наук, профессор. Выпускник отделения психологии философского факультета МГУ свою научную деятельность начинал в школе С.Л. Рубинштейна. Научные интересы А.М. Матюшкина касаются психологии мышления (проблемное обучение), а также специальных программ творческого мышления и развития высокоодаренных детей. В созданной им лаборатории «Психология одаренности» разрабатываются психологические и педагогические проблемы раннего выявления, диагностики и развития творчески одаренных детей.
В свое время А.М. Матюшкин уделял много времени административной и общественной работе: возглавлял Институт общей и педагогической психологии АПН СССР, руководил Обществом психологов СССР, более одиннадцати лет был главным редактором журнала «Вопросы психологии».
Благодаря А.М. Матюшкину были установлены активные взаимоотношения с американскими психологами и психотерапевтами в то время, когда это было практически невозможно. В частности отечественные психологи смогли познакомиться с выдающимся психологом-гуманистом Карлом Роджерсом, а впоследствии и его трудами.
Менчинская Наталья Александровна (1905 – 1995г.) Будучи крупным организатором психологической науки, Н.А. Менчинская создала подлинно научную школу, разрабатывающую проблему соотношения обучения и психического развития школьников. Ее перу принадлежит 150 научных работ, в том числе свыше 10 монографий, выпущенных под ее редакцией, освещающих основные закономерности усвоения знаний в общеобразовательной школе.
Наталья Александровна, ученица Л.С. Выготского, активно отстаивала ту часть его наследия, которая касалась спонтанного развития ребенка, роли этого развития в становлении личности. Особое значение она придавала раскрытию индивидуальности ребенка, его природной активности, используя для этого метод клинического наблюдения за поведением. Из наиболее значительных работ в этой связи следует отметить представляющий большую теоретическую и практическую ценность ее уникальный труд «Развитие психики ребенка (дневник матери)». На основе систематических наблюдений за развитием годовалого сына Н.А. Менчинская выявила и описала основные тенденции в становлении психики ребенка в онтогенезе под влиянием «программы матери» (по терминологии Л.С. Выготского).
Исследование общих
Морено Якоб Леви (1882 – 1974) – известный американский психиатр, социальный психолог, основатель социометрии, психодрамы и социодрамы.
Значимое место в научном творчестве Я. Морено занимало изуче6ние процессов, происходящих в малых группах. Морено разработал метод социометрии, который позволял фиксировать скрытую от внешнего наблюдателя структуру этих отношений определяющихся эмоциональными связями, взаимными симпатиями и антипатиями, притяжениями и отталкиваниями.
Научное творчество Якоба Морено оказало огромное влияние на групповое движение. Разработанные им методики достаточно широко применяются и в гештальт, и в Т-группах. На протяжении всей жизни он боролся за основные гуманистические ценности и человеческое достоинство, критикуя антигуманную социальную практику, и рассматривал психодраму в качестве универсального подхода к лечению людей.
Петровский Артур Владимирович (р. 1924) – знаменитый советский психолог, доктор психологических наук, профессор. Впервые заявил о себе как историк психологии. История психологии была предметом его исследований более двадцати лет. Последние книги по этой проблеме написаны А.В. Петровским совместно с М.Г. Ярошевским: «История психологии»,1986; «История и теория психологии»: В 2 т.1996; «Теоретические основы психологии»,1998.
Заинтересовавшись проблемами социальной психологии, ученый объединил коллектив руководимой им кафедры вокруг единой исследовательской программы, базирующейся на теории деятельности, опосредующей межличностное общение (стратометрическая концепция). По ее результатам написаны книги «Психологическая теория коллектива», «Социальная психология коллектива».
После этого Артур Владимирович
перешел к осуществлению