Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:18, реферат
Развитие хозяйственной системы – это не простое наращивание ее производственных мощностей, а движение к определенной цели. В процессе развития требуется единство действий отдельных элементов системы – вот это и можно обеспечить планированием всей деятельности предприятия. Планирование – это не только активное и сознательное стремление к будущему, но одновременно и концепция целенаправленного поведения.
Введение
1. Сущность планирования
1.1 Принципы планирования
1.2 Методы планирования
2. Виды планирования
2.1 Перспективные и стратегические планы
2.2 Тактическое и оперативное планирование
3. Бизнес-план организации
Заключение
Литература
Содержание
Введение
1. Сущность планирования
1.1 Принципы планирования
1.2 Методы планирования
2. Виды планирования
2.1 Перспективные и стратегические планы
2.2 Тактическое и оперативное планирование
3. Бизнес-план организации
Заключение
Литература
Введение
Функция планирования как одна из
основных функций управления в настоящее
время приобрела качественно
новые черты и особенности; планирование
получило принципиально новое
Планирование – это попытка
заглянуть в будущее, оно помогает
оценить масштабы организации, определить
конкурентов, найти свою нишу на рынке,
определить пути и цели стратегических
достижений организации. В планах отражается
вся производственно-
Развитие хозяйственной
1. Сущность планирования
Планирование – это способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения операций, это своего рода инструмент принятия управленческих решений. Плановые решения могут быть связаны с постановкой целей и задач, выработкой стратегии, распределением и перераспределением ресурсов, определением стандартов деятельности в предстоящем периоде. В принятии таких решений состоит процесс планирования в широком смысле. В узком – планированием является составление специальных документов – планов, определяющих конкретные шаги организации по достижению поставленных целей.
До середины ХХ столетия фирмы действовали преимущественно в условиях стабильного превышения спроса над предложением, неизменности внешней среды. Это позволяло им работать на основе текущих планов, составляемых исходя из поступающих заказов.
В 1950-е гг. темп изменений во внешней среде стал нарастать, но они еще оставались предсказуемыми. Здесь уже, наряду с текущим приходилось заниматься среднесрочным и долгосрочным планированием, составлять перспективные целевые программы.
В 1960–1970-е гг. общий темп развития
ускорился, а изменения в среде
стали неожиданными. Это обусловило
превращение долгосрочного
С начала 1970-х гг. изменения во внешней
среде стали протекать столь
стремительно и непредсказуемо, что
перспективные стратегические планы
перестали соответствовать
В планах отражаются: прогнозы развития организации в будущем; промежуточные и конечные задачи и цели, стоящие перед ней и ее отдельными подразделениями; механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов; стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств.
Сам процесс планирования начинается с анализа настоящего и будущего состояния предприятия и среды. На этой основе ставятся цели, вырабатываются стратегии и определяется комбинация инструментов, позволяющих наиболее эффективно их реализовывать.
В некоторых крупных организациях планирование осуществляет плановый комитет, членами которого обычно бывают руководители подразделений, а также плановый отдел и его структуры на местах. Деятельность плановых органов координируется первым лицом либо его заместителем.
В задачу плановых органов входит определение того, какие подразделения будут участвовать в реализации тех или иных организационных целей, в какой форме это будет происходить, как обеспечиваться ресурсами.
Если организация
С учетом степени централизации управления организацией процесс планирования может осуществляться тремя способами.
1) если она высока, плановые органы единолично принимают большинство решений, относящихся не только к организации в целом, но и к отдельным подразделениям.
2) при среднем уровне ими принимаются только основополагающие решения, которые впоследствии в подразделениях детализируются.
3) в децентрализованных организациях «сверху» определяют цели, лимиты ресурсов, а также единую форму планов, а планы уже составляют сами подразделения. В этом случае центральные плановые органы их координируют, увязывают и сводят в общий план организации.
В зависимости от экономических возможностей организации, могут использоваться три подхода к составлению планов. Если ее ресурсы ограничены, и появление новых в будущем не предвидится, то цели ставятся, в первую очередь исходя именно их них. В дальнейшем планы не пересматриваются, даже если и появляются какие-то благоприятные возможности. Ибо на их реализацию может просто не хватить средств. Такой удовлетворенческий подход используется преимущественно небольшими фирмами, главная цель которых – выживание.
Более богатые организации могут позволить себе изменять планы, подстраиваясь под новые возможности и, привлекая для их использования дополнительные средства, излишками которых они располагают. Таким образом, составленные однажды планы в зависимости от ситуации могут корректироваться. Такой подход к планированию получил название адаптационного.
И, наконец, предприятия, располагающие значительными ресурсами, могут использовать оптимизационный подход к планированию, исходящий из целей, поэтому, если проект ожидает быть прибыльным, средств на него не жалеют.
1.1 Принципы планирования
Эффективность функции планирования зависит от того, какими принципами руководствуются менеджеры при составлении планов.
Планирование базируется на следующих принципах:
1) Участие максимального числа сотрудников организации в работе над планом уже на самых ранних этапах его составления. Как правило, люди скорее и охотнее выполняют те задачи, которые сами себе поставили, чем «спущенные сверху», поскольку они им ближе и понятнее.
2) Непрерывность, обусловленна
3) Гибкость, предполагающая возможность корректировки или пересмотра в любой момент ранее принятых решений в соответствии с изменяющимися обстоятельствами. Для обеспечения гибкости в планы закладываются так называемые «окна», дающие в определенных пределах свободу маневра.
4) Единство и взаимосвязанность
отдельных частей организации
требует соблюдения такого
5) Важным принципом планирования
является экономичность, предпо
6) Создание необходимых условий для выполнения плана – организационных, ресурсных, идеологических и т.п.
7) Полнота планирования, – т.е. при осуществлении планирования должны учитываться все ситуации и события.
8) Точность планирования – для ее достижения используются все современные методы, средства и процедуры прогнозирования.
9) Ясность планирования, – т.е. поставленные цели должны быть простыми, легкими, доступными всем членам организации.
Перечисленные выше принципы являются универсальными, приго
Например, при планировании на уровне цеха важную роль играет принцип узкого места, в соответствии, с которым выпуск продукции нужно определять исходя из возможностей единицы оборудования, обладающей самой низкой производительностью. В то же время, на уровне предприятия он обычно не применяется, зато важнейшую роль здесь играет научность планирования.
1.2 Методы планирования
Основная цель планирования состоит в том, чтобы, насколько возможно при данных условиях, найти оптимальный вариант решения задач, стоящих перед организацией. Это не всегда возможно, но стремиться к нему необходимо.
Поиск такого варианта осуществляется путем итераций, то есть последовательного перехода от одного планового решения к другому, чем-то улучшающему предыдущее. В настоящее время сложилось несколько способов составления планов, или методов планирования: бюджетные, балансовые, нормативные, математико-статистические, графические и пр.
Бюджетный метод. Он основывается на составлении бюджетов, то есть таблиц, отражающих состояние или распределение на производственные и иные нужды имеющиеся у организации ресурсов в соответствии с ее целями. Такие бюджеты могут быть отчетными и плановыми. В последующем плановые бюджеты координируются, уточняются, корректируются.
В организации могут составляться несколько видов бюджетов.
Основной (общий) бюджет (отражает движение денежных средств, состояние активов и пассивов, прибыли и убытки).
Оперативные бюджеты:
– производства, продаж;
– рабочей силы;
– запасов готовой продукции;
– распределения прибыли.
Бюджетный метод планирования (бюджетирование) обеспечивает:
1) повышение эффективности
2) оптимизацию распределения и
экономность расходования
3) предупреждение
4) надежный контроль и оценку
состояния запасов, сбыта,
Но бюджетный метод сложен, громоздок, требует перестройки структуры управления, индивидуализации ответственности за расходы, больших затрат.
Балансовый метод основывается на взаимной увязке двух бюджетов: ресурсов, которыми будет располагать организация, и распределения их в рамках планового периода. Если ресурсов по сравнению с потребностями недостаточно, то происходит поиск их дополнительных источников, позволяющих покрыть дефицит. Ресурсы можно привлекать со стороны, а можно находить в собственном «хозяйстве» путем его рационализации.
Балансовый метод реализуется
через составление системы
По содержанию они бывают материально-вещественными, стоимостными и трудовыми; по временному горизонту – отчетными, плановыми, прогнозными, а по целям – аналитическими и рабочими.
Нормативный метод планирования используется как самостоятельно, так и в качестве вспомогательного по отношению к балансовому. Он предполагает, что в основу плановых заданий на определенный период (а соответственно и в основу балансов) кладутся нормы затрат различных ресурсов (сырья, материалов, оборудования, рабочего времени, денежных средств и т.п.) на единицу продукции. Например, план по материально-техническому снабжению будет рассчитываться путем перемножения норм расхода сырья, материалов, энергии и т.п. на величину производственного заказа.
Выделяют следующие виды норм: норма выработки; норма обслуживания; норма времени; нормы численности.
Чаще всего нормы бывают индивидуализированными
применительно к отдельным