Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 06:57, курсовая работа
Цель данного исследования: показать работу социального работника с детьми с противоправным поведением.
Задачи нашего исследования:
- проанализировать научно-педагогическую и методическую литературу по проблемам противоправного поведения школьников,
- установить степень разработанности исследуемой проблемы и выявить специфику работу социального работника с несовершеннолетними с противоправным поведением;
- определить и экспериментально обосновать социально - педагогические условия повышения эффективности воспитания подростков с отклонением в поведении.
Это аксиома социального взаимодействия.
Коль скоро социальное законодательство по целям совпадаете ведущей категорией социальной педагогики - социальным воспитанием, необходимо проанализировать, насколько перечень субъектов социального воспитания совпадает с перечнем субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений, представленным в законодательстве.
В соответствии с текстом Закона «Об основах системы профилактики...» к субъектам системы отнесены:
- Комиссии по делам несовершеннолетних
и защите их
прав, образуемые в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации
и законодательством субъектов Российской
Федерации;
- органы управления социальной защитой населения;
- органы управления образованием;
- органы опеки и попечительства;
- органы по делам молодежи;
- органы управления здравоохранением;
- органы службы занятости;
- органы внутренних дел.
В тексте закона предусмотрительно разведены функции и полномочия органов управления и учреждений, служб названных выше профильных государственных и местных органов власти. Таким образом, с одной стороны, с точки зрения государственного управления в число субъектов системы включены все управленческие органы, реализующие те или иные функции по работе с детьми и несовершеннолетними. С другой стороны, в составе субъектов не просматриваются семья и организации, представляющие ее интересы в обществе, кроме органов опеки и попечительства, не указана возможность участия в системе профилактики общественных объединений и организаций граждан, реализующих целевые программы работы с детьми, в том числе с детьми, имеющими трудности в поведении и развитии.
Впервые за многие годы в российском законодательстве появились нормы и процедуры, согласовываемые с ведущими законами педагогической деятельности, предусматривающие функции и задачи социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних в качестве приоритета профилактической работы.
В то же время законодательство ярко отражает картину динамики общественных и научных взглядов на проблемы детского неблагополучия и правонарушений в российском обществе:
- с одной стороны, сам по себе государственный подход претендует на целостность разрешения проблем детей и защиты их прав;
- с другой стороны, законодатель
так и не определил, в
какой сфере социальной практики должна
профессионально осуществляться комплексная работа с детьми,
нуждающимися в помощи и поддержке со
стороны государства.
Какое из направлений государственной
социальной политики может реализовать
декларированные в законах приоритеты
защиты прав несовершеннолетних?
Вновь, как это неоднократно было в российской истории, идеи социальной работы захватывают умы и сердца людей, готовых заниматься ею добросовестно и профессионально.
В то же время официального признания социальной работы в качестве самостоятельного направления и инструмента социальной политики государства до настоящего времени не произошло. Органы и учреждения, специалисты, призванные законодателем осуществлять ежедневную социальную работу с детьми, выполняют свои обязанности в пределах профилактической работы, объективно защищают права несовершеннолетних, но ограничены в решении этих задач масштабом и объемом профилактики.
В то же время только в рамках профессионально организованной социальной работы можно максимально эффективно провести адресную диагностику проблем клиента -ребенка - и предложить необходимый в каждом конкретном случае способ взаимодействия и выхода из трудной жизненной ситуации.
По целям система профилактики и государственный подход в разрешении проблем детей ориентированы на достижение этого результата. Но списки субъектов системы (читай: список носителей профессиональных инструментов решения детских проблем) и носителей технологии открытой социальной работы с ребенком крайне невелики.
При этом управленцам хорошо известно, что именно носители профессиональных технологий определяют содержание идеологии, воспроизводимой в результате их деятельности. В спроектированном государственном подходе существует определенная, заложенная самим законодателем, опасность. Система может воспроизводить в качестве результата не столько статистику позитивных изменений в жизни детей, оказавшихся в трудных или социально опасных ситуациях, сколько набор и перечень действий, мер, проводимых субъектами системы профилактики применительно не к конкретному ребенку, а по отношению к детям вообще.
При этом законодатель по сути противопоставил выстроенную систему профилактики и Комиссию по делам несовершеннолетних в этой системе. Комиссия, с одной стороны, призвана защищать права несовершеннолетних, а с другой - выполнять специфическую профессиональную функцию - социальную работу. Таким образом, по замыслу создателей государственной технологии профилактики, именно Комиссия по делам несовершеннолетних обязана выполнить роль координатора, «конкретизатора», организатора и контролера эффективного сопровождения ребенка.
Глава 2. Технология социальной работы с несовершеннолетними с противоправным поведением
2.1. Методы работы
социального работника с
Наилучшими методами решения этой проблемы остаются до сих пор методы, разработанные и успешно испытанные А. С. Макаренко в его педагогической деятельности. В последние десятилетия в нашей стране широко развернулись психолого-педагогические исследования по этой проблеме. Наибольшую известность получили труды Д. И. Фельдштейна. Он указывает четыре группы несовершеннолетних правонарушителей.
Представители первой группы характеризуются наличием ряда примитивных, аморальных потребностей и антиобщественных взглядов и представлений. Они эгоистичны, озлоблены, агрессивны, осознанно совершают правонарушения, не любят трудиться. Для исправления поведения таких подростков их нужно вовлекать в общественно полезные трудовые дела, используя присущее им упорство в достижении поставленной цели, стремление к первенству, частично осознанное чувство их социальной неполноценности.
Ко второй группе относятся подростки с деформированными потребностями, подражающие представителям первой группы. Они индивидуалистичны, неуживчивы, притесняют слабых. Коррекционная работа заключается в изменении обстановки и привычных форм поведения, высказывании доверия к ним, одобрении их достижений, вырабатывании умения не только подчиняться, но и командовать.
У подростков третьей группы наличествуют как деформированные, так и позитивные потребности и взгляды. Но последние не стали регуляторами их поведения. Эгоизм и слабоволие обрекают их на асоциальные поступки. Полезной для них в воспитательном отношении является ритмичная и напряженная трудовая деятельность, работа, дающая возможность проявить себя и самоутвердиться.
К четвертой группе можно отнести не верящих в себя, внушаемых, заискивающих перед более сильными товарищами подростков. Представители этой группы — случайные правонарушители. Они слабовольны и неустойчивы перед дурным влиянием. У подростков этой группы важно пробудить интерес к нормальной жизни, создать перспективу развития личности, подвести их к включению в полезную трудовую деятельность. Им необходима постоянная работа в коллективе, систематический контроль и оценка их деятельности, личная ответственность, активное участие в соревновании.
Рассмотрим способы социально - педагогической коррекции агрессивного поведения подростков. В длительном процессе их перевоспитания требуется обратить особое внимание на преодоление атрофии нормальных человеческих чувств у подобных правонарушителей. В целях исправления не следует: закреплять отрицательную оценку за подобными молодыми людьми, препятствовать их участию в обычных молодежных объединениях, слишком настойчиво и бесцеремонно вовлекать в общие дела коллектива учащихся. Наоборот, при перевоспитании правонарушителей требуется выдержка, умение терпеливо и настойчиво объяснить неправильность их взглядов и поведения, переубеждать и открывать для молодежи достойные и увлекательные жизненные перспективы.
Агрессивность может проявляться у школьников средних классов в стычках между отдельными группами. Спор между проживающими по соседству подростковыми группами обычно идет из-за территориальных «сфер влияния»: клубов, кинотеатров, танцплощадок и т. п. Соперников туда стремятся не допускать. Для предотвращения подобных действий рекомендуется организация совместных массовых мероприятий, объединяющих подростков из соседних дворов. При этом важно помнить, что в подготовке этого мероприятия должны принять самое активное участие лидеры этих дворовых групп подростков.
С несовершеннолетними, присваивающими чужие вещи, необходимо провести большую разъяснительную работу, показав негуманность их действий по отношению к пострадавшему и сформировав правильное содержание понятия «честность» как важной личной и гражданственной черты. Но дело этим не ограничивается. Следует предпринять все возможные меры по ликвидации педагогической запущенности такого школьника.
Стремление подростка испытать себя в рискованном деле (набег на соседский сад, сельскохозяйственные угодья и т. п.) не позволяет ему глубоко и серьезно задуматься над неправильной формой его осуществления. Поэтому необходима разъяснительная работа воспитателей по вскрытию противоправности таких действий. Требуется также, чтобы подросток понимал не только свои интересы, но и встал на позицию пострадавшего. Наконец, необходимо больше и чаще вовлекать подростка в различные виды полезной деятельности, в которой он получил бы возможность удовлетворить указанные выше потребности.
2.2.Анализ деятельности учреждения
Работу социального педагога с несовершеннолетними – правонарушителями проанализируем на примере Майкопской воспитательной колонии.
Сегодня к жизни в Майкопской воспитательной колонии приспосабливаются 33 подростка из Северной Осетии, Карачаево-Черкесиии, Адыгеи, Ставропольского края. Директор общеобразовательной школы МВК УФСИН России по РА Ирина Алексеевна Краевая, заместитель начальника МВК Б.А.Абрамян.
Здесь находятся такие как Сергей, который убегал из дома, воровал, нюхал клеи, в 9 лет прибился к бомжам и устроился вместе с ними жить на кладбище. Отыскал себе перину, соорудил шалаш.
Другой пример «теплых отношений» отцов и детей — жалостливое письмо матери. В семье помимо старшего, который досиживает в МВК срок за вооруженный разбой, подрастают еще двое — четырех и двух лет. Мать найти работу не может, семья в прямом смысле слова голодает. И просит убитая горем родительница единственного кормильца за решеткой: как освободишься, придумай что-нибудь, но деньги достань. Где он будет доставать, и так понятно.
В общем, тех, кто попадает в колонию, трудно назвать обычными детьми. Некоторые из них в силу своего «подзаборного» существования не знают элементарных вещей, не обучены грамоте. А в умственном и физическом развитии лет на пять отстают от своих благополучных сверстников. Одни впервые за свои 17 лет увидели по телевизору мультики и смеялись как 5-летние дети. Кто-то пришел в восторг от того, какая это удобная вещь — подушка, дивился белому постельному белью, банным дням 2 раза в неделю, кто-то первый раз в жизни наелся досыта. Такие вот социальные маугли, живущие по законам человеческих джунглей. Неудивительно, что все работники Майкопской колонии в голос признаются: работа с подростками самая трудная, поскольку в силу переходного возраста и неустойчивой психики они взрывоопасны.
Проголодавшийся Сергей 16-ти лет с особой жестокостью убил бабушку и забрал на пропитание 73 рубля. Такая теория социальной справедливости или, проще говоря, «естественный отбор», для них вполне приемлемы. 17-летний Олег совершенное убийство называет не иначе как «бедой», приключившейся по недоразумению. И «нормальная жизнь закончилась» для него не в тот момент, когда свершилось непоправимое.
В них сидит не просто накопившееся отчаяние, горечь непонимания, тоска от ненужности, но и нездоровый эгоцентризм, который не прошибут никакие гуманистические аксиомы. О том, как можно жить по-человечески, не грабя и не убивая, понятие очень слабое, вызывающее нигилизм. Так что задача персонала ВК, как не раз подчеркивали сами работники колонии, это не тюремное наказание, а
реабилитация ребенка после того дна, на котором он пребывал, обучение новым правилам человеческого общежития. Получается парадокс — учить жизни в обществе в изоляции от самого общества. Но такова сегодня система «перевоспитания» падших, а педагоги и воспитатели стремятся выполнить эту сверхзадачу.
Попытки наставить малолетних преступников на путь истинный часто оцениваются обществом одной фразой — «горбатого могила исправит».
Но работники колонии в это не верят. Они стараются помочь подросткам.
Помогают им представители Духовного управления мусульман РА :нодарского края, Майкопской и Адыгейской епархии Русской православной церкви, которая входит в состав попечительского совета. Еженедельные духовные беседы с отцом Георгием у многих ребят вызывают неподдельный интерес.
Большинство их них в прошлой жизни не только не умели учиться или работать, но и отдых их можно назвать специфическим: уколоться, надышаться, напиться и забыться. Педагоги и воспитатели стараются изменить понятие « свободное время». Для воспитанников организуется спортивные секции, кружки по интересам.