Подростковая сексуальность. Начало половой жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 16:08, реферат

Краткое описание

В подростковом возрасте продолжает дифференцироваться половая идентичность, приобретая все более индивидуализированные черты, усложняется полоролевое поведение. У мальчиков начинаются эякуляции, у девочек – менструации. В связи с этим подростки уделяют большое внимание своим половым органам и по-разному реагируют на эти события: положительно, отрицательно, нейтрально и т.д. Но наиболее знаковым на данном этапе является формирование сексуальных предпочтений. Сексуальное поведение подростка имеет чрезвычайную актуальность для него самого и для общества. Выраженность полового влечения находится в зависимости от половой конституции подростка, которая определяет энергетическую сторону сексуальности. Сила половой конституции определяется по срокам полового созревания

Вложенные файлы: 1 файл

28. Подростковая сексуальность..docx

— 41.71 Кб (Скачать файл)

 

2) он познает собственное  тело, его половые потребности  и реакции; 

 

3) у него формируется  представление о самом себе  как о существе определенного  пола, он 

начинает играть свою половую  роль, приобретает уверенность в  правильности

собственной половой ориентации;

 

4) он учится любить и  вступать в интимные отношения; 

 

5) у него формируется  собственная система сексуальных  ценностей .

 

При обсуждении всех этих проблем  следует помнить, что нет одинаковых подростков.

Выводы из наблюдений за сексуальностью 13-летней девочки неприменимы к 17- или 18-летним девушкам . Больше того, 13-летние подростки тоже разные. Отличаясь по степени

физической зрелости, они  точно так же отличаются по степени  эмоционального развития.

Подростки, принадлежащие  к разным социальным слоям (или даже к одному слою, но

живущие в разных городах), зачастую подвержены влиянию совершенно разных

культурных традиций и  представлений. В сочетании с другими факторами (социально-

экономическими и религиозными), а также той или иной моделью половой роли, это

обусловливает специфический  характер проявления и выражения  формирующейся

сексуальности.

 

Подростки младшего возраста любят собираться группами, тогда  как в более старшем

возрасте отдается предпочтение более романтичному времяпрепровождению вдвоем.

 

1. Связь между половым  развитием и представлением о  собственном телесном и

духовном облике

 

Детям подросткового возраста хочется выглядеть привлекательными. Это желание имеет 

самое непосредственное отношение  к тому, как они воспринимают собственное  тело,

какой его образ они  сами для себя создали. Хорошо это  или плохо, но мы живем в

обществе, для которого ценность личности нередко измеряется степенью внешней

привлекательности. Подростки, находящиеся под сильным влиянием средств массовой

информации, очень быстро начинают это осознавать.

 

Кем бы вы ни были: мужчиной или  женщиной, вы вероятно вспомните, обращаясь 

мыслями к отроческим годам, как стояли перед зеркалом и рассматривали  свое лицо,

боясь заметить на нем прыщик, искали изъяны в своей фигуре, как  вас волновали ваши

рост, вес и телосложение. Весьма печально, но даже многие взрослые чересчур заняты

собственной внешностью. "Не слишком ли мал мой рост? Не слишком  ли я толстая(ый)?

неуклюжая(ый)? некрасивая(ый)?" В подростковом возрасте озабоченность внешним

видом переходит все доступные  рамки. Пятнадцатилетний мальчик, у  которого еще не

начался подростковый рывок  роста, может быть на 15 см ниже средней  девочки из своего

класса, а 14-летняя девочка  может весить 65 кг при росте 165 см. Страдания от сознания

собственной неполноценности  делают их робкими и застенчивыми. "Как я выгляжу?" -

обычно для подростка  более серьезный вопрос, чем для  взрослого человека. Как замечает

Зигель (Siegel, 1982, стр. 538):

 

"В этом возрасте  практически любая и все вместе  взятые физические особенности 

становятся предметом  самого пристального внимания и изучения.

Это время, когда подросток  любой ценой стремится избежать непохожести на других и 

когда нежелательное физическое отклонение от стандарта угрожает насмешками,

поддразниванием и отторжением  общества сверстников".

 

Одна из причин такой концентрации внимания на собственной внешности  состоит в том,

что подросток еще до конца  не ощутил себя личностью, поэтому для  него вопросы: "Как я 

выгляжу?", "Каким другие видят меня?" тождественны вопросу: "Что я из себя

представляю?" Другая причина  в том, что большинство подростков еще не выработали

достаточно широкой концепции  самооценки на основании собственных  достоинств,

личностных особенностей и характера взаимоотношений  с окружающими, которая могла

бы служить противовесом мнению о собственной непривлекальности.

 

Озабоченность подростка  по поводу своей внешности усугубляется тем, что в процессе

полового созревания происходит непрерывный рост тела, почти необъяснимым образом 

изменяются его размеры, форма, очертания. Девочки-подростки  остро ощущают развитие

молочных желез, не только наблюдая за их увеличением у.себя, но и сравнивая

собственные параметры с  тем, что они видят у подруг и знакомых. (Мальчики тоже

замечают рост молочных желез  у девочек-сверстниц и иногда сравнивают их размеры у 

одноклассниц; отчасти по этой причине чрезмерное развитие бюста  вызывает у девочек 

такое же чувство неловкости, как и его малые размеры.) Внимание мальчиков-подростков

на развитии собственных  половых органов не столь заострено, поскольку последние не

столь заметны. Однако они  сами и их товарищи оценивают степень  мужской зрелости по

росту, развитости мускулатуры, наличию волос на лице и понижению  тембра голоса.

Подросткам, которые медленно развиваются физически, слишком  хорошо знакомо 

чувство страха перед раздевалкой  для мальчиков, где им приходится обнажать и 

выставлять тело на обозрение  сверстников, подвергаясь насмешкам  из-за отсутствия волос 

на лобке или недостаточно развитых мышц. Связанная со всеми этими явлениями

озабоченность по мере психического и физического развития в большинстве  случаев 

постепенно исчезает, однако в раннем периоде отрочества описанные проблемы по

понятным причинам имеют  первостепенное значение (Simmons, Rosenberg, 1975). В конце

концов, переживания в  связи с представлениями о  собственном теле вполне логичны, коль

скоро существует прямая связь  между физической привлекательностью и социальным

статусом в сообществах  подростков (Kleck, Richardson, Ronald, 1974; Daniel, 1982;

Chernin, 1985).

 

2. Познание собственного  тела, его чувственных и половых  потребностей и реакций 

 

Подростки озабочены не только своей внешностью, но и изучением  собственного тела.

Это не так просто, как  может показаться, поскольку взрослые не всегда берут на себя труд

разъяснить им все аспекты  полового созревания, а недостаток знаний порождает вполне

объяснимую тревогу. В  частности, многие девочки-подростки  не знают, что повышение 

концентрации эстрогенов в крови сопровождается нормальными  выделениями из

влагалища и нередко приходят в замешательство или испытывают беспокойство, замечая 

пятна на нижнем белье. Мальчики могут сходным образом реагировать  на эякуляцию в

ночное время, если никто  не объяснит им, что это - следствие  нормального развития

организма. Неожиданная эрекция, зачастую возникающая в самые неподходящие

моменты (когда мальчика вызывают к доске решать задачу по алгебре, во время купания в 

компании приятелей или  даже во время церковной проповеди), тоже почти всегда

приводит подростка в  смущение, вызывает у него растерянность  или беспокойство. Вот 

как описывает один студент  университета такой обескураживающий случай: "На первом курсе я выиграл соревнование по плаванию, что было большим успехом. Все

члены команды на тренировки и соревнования надевали короткие, плотно облегающие

тело трусы, чтобы уменьшить  сопротивление воде. И вот, когда  во время торжественной

церемонии я поднялся на пьедестал  почета, чтобы получить медаль, случилась  эрекция. Я 

стоял по стойке смирно, слушая победный гимн в свою честь, а мой  член выпирал из

плавок, как будто в  них засунули переросший огурец". (Из картотеки авторов)

 

Один из основных способов познания собственного тела для подростков - разглядывание 

и ощупывание. Некоторые из них могут часами рассматривать  мельчайшие подробности 

строения наружных половых  органов, иногда пользуясь ручным зеркалом, а также 

линейкой или сантиметром (это особенно касается мальчиков), чтобы знать их размеры.

Так же тщательно некоторые  девочки-подростки рассматривают  груди, обращая внимание

на разницу их размеров, наличие или отсутствие волос  вокруг околососковых кружков,

величину сосков, размеры  и форму этих органов. Наружный осмотр обычно переходит в

ощупывание, во время которого подростки того и другого пола, экспериментируя,

пытаются понять, какие  ощущения приносит то или иное прикосновение и какие вызывает

реакции . Одна 18-летняя девушка описывает это следующим образом :

 

"Когда мне было 13 или  14 лет, я часто смазывала половые  органы детским кремом или 

кремом для рук, чтобы  узнать, что я при этом буду чувствовать. Я терла свои органы

рукой, дотрагивалась до них  разными предметами, в частности  пером или пушистым

мехом чучела какого-то зверька. Я не думала, что мастурбирую и  не стремилась к оргазму.

В то время я и не знала, что такое оргазм. Но я хорошо помню, как играла сосками, то

прикасаясь, то сдавливая  их, брызгала на грудь теплой водой, иногда трогала клитор и в

то же время терла сосок. Впечатление такое, что я пыталась найти какой-то рецепт, только

не знала для чего". (Из картотеки авторов)

 

Такой способ знакомства с  собственным телом постепенно переходит  в осознанные

попытки добиться полового возбуждения.

 

Подросткам интересно, каким  путем можно себя возбудить, как  быстро это случится, как 

увязать фантазии с их физическими  следствиями, как долго может  сохраняться 

возбуждение, как скоро  оно возобновится, если ослабить его  на время, что ощущаешь при

оргазме и как себя чувствуешь, возбудившись, в отсутствие оргазма. Все это представляет

собой как бы репетицию  будущей сексуальной активности и отчасти - форму 

самоисследования, узнавания собственного тела и его реакций. Поскольку, вообще говоря,

мы чувствуем себя увереннее  в окружении знакомых вещей, такое  повторяющееся 

самоисследование в конце концов приводит к лучшему пониманию себя и более

комфортному состоянию.

 

Процесс познания собственного тела у каждого подростка проходит по-разному, но,

вероятно, найдется немного  мальчиков, которые, уединившись в  своей комнате, не

пробовали бы надеть кондом - просто посмотреть, "что же это  такое". Точно так же

большинство девочек-подростов  пробуют ввести тот или иной предмет  во влагалище,

чтобы посмотреть, что из этого выйдет. Любопытство или  желание "делать как взрослые"

- это нормальные компоненты  развития ребенка в подростковом  возрасте.

 

Познание тела происходит не только наедине с самим собой - оно имеет место при

взаимных прикосновениях, поцелуях, обнажениях друг перед другом. В раннем

подростковом возрасте выраженные сексуальные действия обычно отсутствуют.

Подростки ограничиваются тем, что подолгу держат друг друга  за руки или прижимаются 

друг к другу (причем мальчик  кладет руку на плечи девушки и  только постепенно, иногдачерез несколько недель, его рука опускается ниже, чтобы впервые "случайно" коснуться

ее груди). В последующем  правила игры существенно меняются: некоторые 17-18-летние

подростки уже на первом свидании прибегают к оральному сексу.

 

3. Формирование половой  самоидентификации 

 

Известный психолог Эрик Эриксон (1968, 1985) полагал, что обретение чувства  половой 

принадлежности и преодоление  сопутствующей этому процессу неуверенности  занимают

центральное место в развитии подростка. Задача найти себя осложняется  для подростка 

разнообразными потенциальными препятствиями, в том числе устойчивостью 

представлений о роли того или другого пола (культурными  стереотипами признаков или 

поведения, присущих мужчинам и женщинам) и связанной с ней половой ориентацией.

Этот период легче переносится  подростками, у которых быстрее  складывается образ 

"силача и заводилы", предполагающий атлетическое сложение, самообладание и

готовность идти на риск (у  мальчиков) и внешнюю привлекательность, плаксивость и 

способность идти на жертвы (у девочек). Труднее протекает  формирование половой 

самоидентификации у подростков, которым сложно усвоить задаваемые стереотипом роли

мужчины и женщины. Мальчик-подросток, больше интересующийся балетом, нежели

бейсболом, или девочка, способная  далеко толкнуть ядро, могут безо всяких оснований 

получить неприятную кличку, если он или она не в состоянии  представить неоспоримые

доказательства своей  мужественности или женственности  другими способами .

 

В начале или середине периода  подросткового развития половое  поведение в

значительной мере мотивировано не истинным половым влечением, а  представлением

подростка о том, как следует  себя вести и его желанием быть адекватно воспринятым 

окружающими (Miller, Simon, 1980; Gagnon, 1989). Подростки отчасти "доказывают" свою

принадлежность к мужскому или женскому полу, демонстрируя требуемое

установившимися стандартами  гетеросексуальное поведение или  рассуждая о сексе с

видом искушенного человека. Так, сверстники с подозрением относятся  к 16-летнему 

подростку, если у того никогда  не было подружки, если он не прижимается  к партнершам

во время танцев или  не высказывается по поводу фотографии на развороте последнего

номера "Плейбоя". Точно  так же 16-летняя девушка, которая  не ходит на свидания, может 

подвергнуться насмешкам  как "никому ненужная". Такое отрицательное отношение

может быть выражено в еще  более резкой форме, если она одевается  не так, как 

Информация о работе Подростковая сексуальность. Начало половой жизни