Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 16:08, реферат
В подростковом возрасте продолжает дифференцироваться половая идентичность, приобретая все более индивидуализированные черты, усложняется полоролевое поведение. У мальчиков начинаются эякуляции, у девочек – менструации. В связи с этим подростки уделяют большое внимание своим половым органам и по-разному реагируют на эти события: положительно, отрицательно, нейтрально и т.д. Но наиболее знаковым на данном этапе является формирование сексуальных предпочтений. Сексуальное поведение подростка имеет чрезвычайную актуальность для него самого и для общества. Выраженность полового влечения находится в зависимости от половой конституции подростка, которая определяет энергетическую сторону сексуальности. Сила половой конституции определяется по срокам полового созревания
2) он познает собственное тело, его половые потребности и реакции;
3) у него формируется представление о самом себе как о существе определенного пола, он
начинает играть свою половую роль, приобретает уверенность в правильности
собственной половой ориентации;
4) он учится любить и
вступать в интимные отношения;
5) у него формируется
собственная система
При обсуждении всех этих проблем следует помнить, что нет одинаковых подростков.
Выводы из наблюдений за сексуальностью 13-летней девочки неприменимы к 17- или 18-летним девушкам . Больше того, 13-летние подростки тоже разные. Отличаясь по степени
физической зрелости, они точно так же отличаются по степени эмоционального развития.
Подростки, принадлежащие к разным социальным слоям (или даже к одному слою, но
живущие в разных городах), зачастую подвержены влиянию совершенно разных
культурных традиций и представлений. В сочетании с другими факторами (социально-
экономическими и религиозными), а также той или иной моделью половой роли, это
обусловливает специфический характер проявления и выражения формирующейся
сексуальности.
Подростки младшего возраста любят собираться группами, тогда как в более старшем
возрасте отдается предпочтение более романтичному времяпрепровождению вдвоем.
1. Связь между половым развитием и представлением о собственном телесном и
духовном облике
Детям подросткового возраста
хочется выглядеть
самое непосредственное отношение к тому, как они воспринимают собственное тело,
какой его образ они сами для себя создали. Хорошо это или плохо, но мы живем в
обществе, для которого ценность личности нередко измеряется степенью внешней
привлекательности. Подростки,
находящиеся под сильным
информации, очень быстро начинают это осознавать.
Кем бы вы ни были: мужчиной или женщиной, вы вероятно вспомните, обращаясь
мыслями к отроческим годам, как стояли перед зеркалом и рассматривали свое лицо,
боясь заметить на нем прыщик, искали изъяны в своей фигуре, как вас волновали ваши
рост, вес и телосложение. Весьма печально, но даже многие взрослые чересчур заняты
собственной внешностью. "Не слишком ли мал мой рост? Не слишком ли я толстая(ый)?
неуклюжая(ый)? некрасивая(ый)?" В подростковом возрасте озабоченность внешним
видом переходит все доступные рамки. Пятнадцатилетний мальчик, у которого еще не
начался подростковый рывок роста, может быть на 15 см ниже средней девочки из своего
класса, а 14-летняя девочка может весить 65 кг при росте 165 см. Страдания от сознания
собственной неполноценности делают их робкими и застенчивыми. "Как я выгляжу?" -
обычно для подростка более серьезный вопрос, чем для взрослого человека. Как замечает
Зигель (Siegel, 1982, стр. 538):
"В этом возрасте
практически любая и все
становятся предметом самого пристального внимания и изучения.
Это время, когда подросток любой ценой стремится избежать непохожести на других и
когда нежелательное физическое отклонение от стандарта угрожает насмешками,
поддразниванием и отторжением общества сверстников".
Одна из причин такой концентрации внимания на собственной внешности состоит в том,
что подросток еще до конца не ощутил себя личностью, поэтому для него вопросы: "Как я
выгляжу?", "Каким другие видят меня?" тождественны вопросу: "Что я из себя
представляю?" Другая причина в том, что большинство подростков еще не выработали
достаточно широкой концепции самооценки на основании собственных достоинств,
личностных особенностей и характера взаимоотношений с окружающими, которая могла
бы служить противовесом мнению о собственной непривлекальности.
Озабоченность подростка по поводу своей внешности усугубляется тем, что в процессе
полового созревания происходит непрерывный рост тела, почти необъяснимым образом
изменяются его размеры, форма, очертания. Девочки-подростки остро ощущают развитие
молочных желез, не только наблюдая за их увеличением у.себя, но и сравнивая
собственные параметры с тем, что они видят у подруг и знакомых. (Мальчики тоже
замечают рост молочных желез у девочек-сверстниц и иногда сравнивают их размеры у
одноклассниц; отчасти по этой причине чрезмерное развитие бюста вызывает у девочек
такое же чувство неловкости, как и его малые размеры.) Внимание мальчиков-подростков
на развитии собственных половых органов не столь заострено, поскольку последние не
столь заметны. Однако они сами и их товарищи оценивают степень мужской зрелости по
росту, развитости мускулатуры, наличию волос на лице и понижению тембра голоса.
Подросткам, которые медленно развиваются физически, слишком хорошо знакомо
чувство страха перед раздевалкой для мальчиков, где им приходится обнажать и
выставлять тело на обозрение сверстников, подвергаясь насмешкам из-за отсутствия волос
на лобке или недостаточно развитых мышц. Связанная со всеми этими явлениями
озабоченность по мере психического и физического развития в большинстве случаев
постепенно исчезает, однако в раннем периоде отрочества описанные проблемы по
понятным причинам имеют первостепенное значение (Simmons, Rosenberg, 1975). В конце
концов, переживания в связи с представлениями о собственном теле вполне логичны, коль
скоро существует прямая связь между физической привлекательностью и социальным
статусом в сообществах подростков (Kleck, Richardson, Ronald, 1974; Daniel, 1982;
Chernin, 1985).
2. Познание собственного тела, его чувственных и половых потребностей и реакций
Подростки озабочены не только своей внешностью, но и изучением собственного тела.
Это не так просто, как может показаться, поскольку взрослые не всегда берут на себя труд
разъяснить им все аспекты полового созревания, а недостаток знаний порождает вполне
объяснимую тревогу. В частности, многие девочки-подростки не знают, что повышение
концентрации эстрогенов в крови сопровождается нормальными выделениями из
влагалища и нередко приходят в замешательство или испытывают беспокойство, замечая
пятна на нижнем белье. Мальчики
могут сходным образом
ночное время, если никто не объяснит им, что это - следствие нормального развития
организма. Неожиданная эрекция, зачастую возникающая в самые неподходящие
моменты (когда мальчика вызывают к доске решать задачу по алгебре, во время купания в
компании приятелей или даже во время церковной проповеди), тоже почти всегда
приводит подростка в смущение, вызывает у него растерянность или беспокойство. Вот
как описывает один студент университета такой обескураживающий случай: "На первом курсе я выиграл соревнование по плаванию, что было большим успехом. Все
члены команды на тренировки и соревнования надевали короткие, плотно облегающие
тело трусы, чтобы уменьшить сопротивление воде. И вот, когда во время торжественной
церемонии я поднялся на пьедестал почета, чтобы получить медаль, случилась эрекция. Я
стоял по стойке смирно, слушая победный гимн в свою честь, а мой член выпирал из
плавок, как будто в них засунули переросший огурец". (Из картотеки авторов)
Один из основных способов познания собственного тела для подростков - разглядывание
и ощупывание. Некоторые из них могут часами рассматривать мельчайшие подробности
строения наружных половых органов, иногда пользуясь ручным зеркалом, а также
линейкой или сантиметром (это особенно касается мальчиков), чтобы знать их размеры.
Так же тщательно некоторые
девочки-подростки
на разницу их размеров, наличие или отсутствие волос вокруг околососковых кружков,
величину сосков, размеры и форму этих органов. Наружный осмотр обычно переходит в
ощупывание, во время которого подростки того и другого пола, экспериментируя,
пытаются понять, какие ощущения приносит то или иное прикосновение и какие вызывает
реакции . Одна 18-летняя девушка описывает это следующим образом :
"Когда мне было 13 или
14 лет, я часто смазывала
кремом для рук, чтобы узнать, что я при этом буду чувствовать. Я терла свои органы
рукой, дотрагивалась до них разными предметами, в частности пером или пушистым
мехом чучела какого-то зверька. Я не думала, что мастурбирую и не стремилась к оргазму.
В то время я и не знала, что такое оргазм. Но я хорошо помню, как играла сосками, то
прикасаясь, то сдавливая их, брызгала на грудь теплой водой, иногда трогала клитор и в
то же время терла сосок. Впечатление такое, что я пыталась найти какой-то рецепт, только
не знала для чего". (Из картотеки авторов)
Такой способ знакомства с собственным телом постепенно переходит в осознанные
попытки добиться полового возбуждения.
Подросткам интересно, каким путем можно себя возбудить, как быстро это случится, как
увязать фантазии с их физическими следствиями, как долго может сохраняться
возбуждение, как скоро оно возобновится, если ослабить его на время, что ощущаешь при
оргазме и как себя чувствуешь, возбудившись, в отсутствие оргазма. Все это представляет
собой как бы репетицию будущей сексуальной активности и отчасти - форму
самоисследования, узнавания собственного тела и его реакций. Поскольку, вообще говоря,
мы чувствуем себя увереннее в окружении знакомых вещей, такое повторяющееся
самоисследование в конце концов приводит к лучшему пониманию себя и более
комфортному состоянию.
Процесс познания собственного тела у каждого подростка проходит по-разному, но,
вероятно, найдется немного мальчиков, которые, уединившись в своей комнате, не
пробовали бы надеть кондом - просто посмотреть, "что же это такое". Точно так же
большинство девочек-подростов пробуют ввести тот или иной предмет во влагалище,
чтобы посмотреть, что из этого выйдет. Любопытство или желание "делать как взрослые"
- это нормальные компоненты
развития ребенка в
Познание тела происходит не только наедине с самим собой - оно имеет место при
взаимных прикосновениях, поцелуях, обнажениях друг перед другом. В раннем
подростковом возрасте выраженные сексуальные действия обычно отсутствуют.
Подростки ограничиваются тем, что подолгу держат друг друга за руки или прижимаются
друг к другу (причем мальчик кладет руку на плечи девушки и только постепенно, иногдачерез несколько недель, его рука опускается ниже, чтобы впервые "случайно" коснуться
ее груди). В последующем правила игры существенно меняются: некоторые 17-18-летние
подростки уже на первом свидании прибегают к оральному сексу.
3. Формирование половой самоидентификации
Известный психолог Эрик Эриксон (1968, 1985) полагал, что обретение чувства половой
принадлежности и преодоление сопутствующей этому процессу неуверенности занимают
центральное место в развитии подростка. Задача найти себя осложняется для подростка
разнообразными потенциальными препятствиями, в том числе устойчивостью
представлений о роли того или другого пола (культурными стереотипами признаков или
поведения, присущих мужчинам и женщинам) и связанной с ней половой ориентацией.
Этот период легче переносится подростками, у которых быстрее складывается образ
"силача и заводилы", предполагающий атлетическое сложение, самообладание и
готовность идти на риск (у мальчиков) и внешнюю привлекательность, плаксивость и
способность идти на жертвы (у девочек). Труднее протекает формирование половой
самоидентификации у подростков, которым сложно усвоить задаваемые стереотипом роли
мужчины и женщины. Мальчик-подросток, больше интересующийся балетом, нежели
бейсболом, или девочка, способная далеко толкнуть ядро, могут безо всяких оснований
получить неприятную кличку, если он или она не в состоянии представить неоспоримые
доказательства своей мужественности или женственности другими способами .
В начале или середине периода подросткового развития половое поведение в
значительной мере мотивировано не истинным половым влечением, а представлением
подростка о том, как следует себя вести и его желанием быть адекватно воспринятым
окружающими (Miller, Simon, 1980; Gagnon, 1989). Подростки отчасти "доказывают" свою
принадлежность к мужскому или женскому полу, демонстрируя требуемое
установившимися стандартами
гетеросексуальное поведение
видом искушенного человека. Так, сверстники с подозрением относятся к 16-летнему
подростку, если у того никогда не было подружки, если он не прижимается к партнершам
во время танцев или не высказывается по поводу фотографии на развороте последнего
номера "Плейбоя". Точно так же 16-летняя девушка, которая не ходит на свидания, может
подвергнуться насмешкам как "никому ненужная". Такое отрицательное отношение
может быть выражено в еще более резкой форме, если она одевается не так, как
Информация о работе Подростковая сексуальность. Начало половой жизни