Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 11:24, курсовая работа
Курсовая работа посвещена типологической теории личности Э. Шпрангера.
Актуальность этой работы заключается в важности понимания типологических представлений об индивидуальной душе, при воспитании детей учитель должен интуитивно понять тот тип ориентации, который может стать ведущим у данного ребенка, и снабдить его соответствующим операциональным составом.
Как это ни парадоксально, можно говорить об активных и пассивных политических натурах. Одни стремятся к высокому социальному статусу и только тогда, в качестве вождей, в лучах славы чувствуют себя на своем месте. Другие, напротив, не могут ориентироваться в жизни без руководства. Они несамостоятельны в своих вкусах, действиях, суждениях, мировоззрении. Особый тип эта форма жизни образует, когда потребность в опоре определяет бытие и выражается в служении и подражании другому. В формах политического типа всегда играет роль еще один момент, связанный с происхождением власти и отношений зависимости.
На одном полюсе
находится чисто физическая
6. РЕЛИГИОЗНЫЙ ЧЕЛОВЕК.
Религиозный человек —
это тот, чья духовная структура
постоянно и вся целиком
Различение проводится на основании того, в каком, отношении находятся ценности, о которых мы уже говорили, к общему смыслу жизни: позитивном, негативном или смешанном (как позитивном, так и негативном). Если все жизненные ценности переживаются как стоящие в позитивном отношении к высшему смыслу жизни, мы имеем тип имманентного мистика; если же они ставятся в негативное отношение, то возникает тип трансцендентного мистика. Если же они оцениваются частью позитивно, частью негативно, то возникает дуалистическая религиозная натура.
2.2.Вклад теории Э. Шпрангера в развитие учения о структуре личности
Шпрангер (Spranger) Эдуард (27.6.1882, Берлин - 17.9.1963, Тюбинген) - немецкий философ, психолог и педагог. Получил философское, историческое и лингвистическое образование в Берлинском университете. С 1909г. он - преподаватель философии и образования в Берлинском университете, с 1911г. по 1920г. - профессор Лейпцигского университета, с 1920г. по 1944г. - профессор Берлинского университета. Читал гостевые лекции в Японии (1936-1939). В 1944г. Шпрангер был арестован и заключен в Моабитскую тюрьму. В 1945г. он был назначен ректором Берлинского университета, с 1946г. до своей отставки в 1953г. работал в качестве профессора университета Тюбингена. Сторонник метода наук о духе, основанном на интуитивном постижении духовной целостности. Пытался интегрировать в свою систему учение Г.Риккерта о ценностях. Основываясь на методологической установке трактовать психологические процессы только из психологических же процессов, Шпрангер ввел понятие понимающей психологии. Исходный принцип психологии, по мнению Шпрангера, - как способ непосредственное постижения смыслового содержания явлений объективного духа. Переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется в актах деятельности Я, в которых реализуется определенная ценностная система.
В своем основном сочинении – “Формы жизни” Шпрангер выделял шесть основных идеальных типов людей соответственно различиям в их ценносной ориентации. Эти основные типы людей трактуются Шпрангером как универсалии человеческой природы, независимые от места и времени, без учета конкретных исторических и социальных условий, т.е. абстрактнометафизически.
На основе данной типологии, П.Верноном и Г.Линдзеем был разработан Тест изучения ценностей, а также создан Тест интересов Дж.Холланда.
Э. Шпрангер (1882-1963) продолжил развитие описательной психологии Дильтея, учеником которого он был. В его концепции типология личности определяется доминированием одной из шести глубинных ценностей, которые проявляются в (избирательном) отношении к явлениям культуры.
А.Ф Лазурский (1874-1917) в концепции об «эндопсихюсе» и «экзопсихике» разработал принципы типологии личности во многом подобные типологии Шпрангера, Трактуя развитие личности как «стремление к совершенствованию», Лазурский выделяет восемь идеалов Совершенства: «альтруизм» (по Шпрангеру — человек социальный), «знание» (теоретический), «красота» (эстетический), «религия» (религиозный), «обществ о, государство» (политический), «внешняя деятельность, инициатива» (экономический), «система, организация», «власть, борьба»
Заключение
Исходный принцип психологии,
по мнению Шпрангера, - как способ непосредственное
постижения смыслового содержания явлений
объективного духа. Переживание связи
внутренней душевной жизни и ценностей
общественной духовной жизни осуществляется
в актах деятельности Я, в которых
реализуется определенная ценностная
система. В основном своем труде,
Формы жизни (Lebensformen. Geistwissenschaftliche Psychologie,
Halle, он отверг психологию элементов, которая
расчленяет психический процесс
на составные части, и обосновал
истинность подхода с позиции
рассмотрения душевного процесса как
некоторой целостности в его
смысловых связях с тем или
иным содержанием культуры. Основной
задачей духовно-научной
Список литературы
Информация о работе Подходы к структуре личности в трудах Э. Шпрангера