Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 17:46, дипломная работа
Цель исследования – выявить психологические особенности половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей.
Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по изучаемой проблеме;
2. Разработать программу исследования половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста;
3. Провести сравнительный анализ половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей
Введение………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретический анализ проблемы развития половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста…………………8
1.1 Половая идентификация как психологическое понятие………..8
1.2 Влияние семьи на развитие личности ребенка……………….….17
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………..26
1.4 Половая идентификация ребенка в условиях неполной семьи…36
Выводы по 1 главе……………………………………………………..46
Глава II. Исследование особенностей половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………….48
2.1. Методы и методики исследования половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………48
2.2 Характеристика применяемых диагностических методик……..52
2.3 Результаты исследования половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей……………………...54
2.4 Рекомендации для родителей и педагогов………………………55
Выводы по 2 главе ……………………………………………………58
Заключение…………………………………………………………….59
Список используемой литературы…………………………………...63
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Алтайская государственная педагогическая академия»
(ФГБОУ ВПО АлтГПА)
Институт психологии и педагогики
Кафедра педагогики и психологии образования
Специальность «Педагогика и психология
Половая идентификация у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей
Выпускная квалификационная (дипломная) работа
Выполнила студентка
5курс ОЗО гр. 797П
Маханькова Елизавета Васильевна
_______________________
(подпись)
Научный руководитель-
к. психол. наук, доцент Гурьянова Т.А.
_____________________________
(подпись)
Выпускная работа защищена
«__»_______________ 2012 г.
Оценка___________________
Председатель ГАК_____________
(подпись)
Барнаул-2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретический анализ проблемы развития половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста…………………8
1.1 Половая идентификация
как психологическое понятие……
1.2 Влияние семьи на
развитие личности ребенка……………
1.3 Психолого-педагогическая
характеристика детей старшего
дошкольного возраста……………………………………………………….
1.4 Половая идентификация ребенка в условиях неполной семьи…36
Выводы по 1 главе……………………………………………………..46
Глава II. Исследование особенностей половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………….48
2.1. Методы и методики исследования половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………48
2.2 Характеристика применяемых диагностических методик……..52
2.3 Результаты исследования половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей……………………...54
2.4 Рекомендации для
родителей и педагогов………………………
Выводы по 2 главе ……………………………………………………58
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………...63
Приложения……………………………………………………
Введение
После длительного периода
развития психологии как "бесполой"
(И.С.Кон), в России наступило время
обращения к проблеме пола, половой
дифференциации. Это объясняется
не только тем, что категория пола
сложнейшая психологическая историко-
Современное общество характеризуется изменением ценностно-нравственных ориентаций в сфере отношений между полами, в нем происходит размывание границ между женскими и мужскими социальными ролями, отмечается влияние негативного информационного фона, провоцирующего агрессию у девочек и повышенную тревожность у мальчиков. Поэтому половое развитие детей нуждается в оптимизации и психолого-педагогической поддержке.
В современной науке принято рассматривать половую идентификацию как самый стабильный базовый конструкт личности, оказывающий мощное влияние на становление социальной, этнической, профессиональной идентичности, на процессы самоопределения растущего человека в обществе. Половая идентификация играет определяющую роль в процессах адаптации и саморегуляции. В литературе имеются прямые и косвенные свидетельства того, что дисбаланс половой структуры личности признается патогенетическим или предрасполагающим фактором формирования неврозов, психосоматических расстройств, девиантного материнского поведения, а также криминального поведения.
Важным компонентом половой идентификации является усвоение и принятие ребенком своей половой роли. Под половой ролью понимают систему средовых стандартов, предписаний, нормативов, ожиданий, которым человек должен соответствовать, чтобы его признавали как мальчика (мужчину) или девочку (женщину).
Главное внимание на осознание и принятие человеком своей половой принадлежности оказывает социум. Под его воздействием у индивида формируются определенные эталоны мужественности и женственности, иначе говоря, знания о типично мужских и женских качествах. Наибольшее влияние на ранних этапах процесса развития личности оказывает, как правило, семья.
Несомненно, важнейшую роль в усвоении подрастающей личностью тех или иных атрибутов своего пола играют родители. Нормальное половое развитие детей требует наличия как женского, так и мужского образцов. Одновременное восприятие обеих родительских ролей предполагает их сравнение, осознание не только противоположности каждой из них, но и необходимости единства в целом, основной источник усвоения половых ролей детьми − образ жизни взрослых. Родители и их взаимоотношения становятся объектом пристального внимания и подражания. Они воспринимаются ребенком как модель мужественности и женственности; как образец взаимоотношения полов. Правильное половое поведение родителей во многом определяет формирование адекватной половой роли у ребенка. Искаженная половая структура семьи отражается на половом развитии детей. В настоящее время все чаще и чаще исследователи, занимающиеся изучением проблем современной семьи, отмечают признаки нестабильности, дезорганизации семьи, потере социализирующего влияния на подрастающее поколение, свидетельствующие о кризисе ее развития и увеличении количества неблагополучных семейных союзов.
Малоизученным с точки зрения полового развития в семье является дошкольный возраст. Между тем многие отечественные (Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, Д.В. Колесов, И.С. Кон и др.) и зарубежные (Ш. Берн, Л. Кольберг, С. Томпсон и др.) учёные склоняются к мнению, что первичная половая идентификация устанавливается к концу дошкольного детства. В дальнейшем возможности организованных воздействий на систему половой идентификации ребёнка снижаются, поэтому старший дошкольный возраст можно считать сензитивным периодом для формирования условий, способствующих принятию ребёнком своей социальной принадлежности по признаку пола, адекватной системе значений и смыслов, представляющих мужественность и женственность в национальной культуре.
Актуальность исследования: Проблема формирования половой идентификации − актуальная и достаточно новая в психологии. В детстве у человека формируется самосознание, усваиваются моральные и социальные нормы. Пол − это первая категория, в которой ребенок осмысливает себя как индивидуальность.
Развитие ребенка как представителя мужского или женского пола может быть полноценным благодаря его взаимоотношениям со значимыми взрослыми - родителями и другими людьми. Поэтому половое и социальное развитие ребенка тесно взаимосвязаны между собой.
Понимание факторов формирования половой идентификации в детском возрасте поможет дифференцированному подходу в воспитании мальчиков и девочек, предотвратить нарушения процесса половой идентификации, феминизацию мужчин и маскулинизацию женщин, предупредить педагогические ошибки в воспитании детей. При изучении этой проблемы становится важным осознание главных новообразований на каждом возрастном этапе формирования половой идентичности.
Цель исследования – выявить психологические особенности половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей.
Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по изучаемой проблеме;
2. Разработать программу исследования половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста;
3. Провести сравнительный анализ половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей;
4. Разработать рекомендации
для педагогов и родителей
по формированию половой
Объект – половая идентификация детей старшего дошкольного возраста. Выбор детей данного возраста связан с тем, что в этот период ребенок усваивает характерные черты и ролевые функции представителей мужского и женского пола.
Предмет – особенности половой идентификации старших дошкольников из полных и неполных семей.
Гипотеза – в нашем исследовании предполагается, что у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей имеется различие в формировании половой идентификации.
Практическая значимость работы связана с тем, что ее результаты могут быть использованы для лучшего понимания педагогами и родителями факторов, влияющих на формирование половой идентичности мальчиков и девочек. Это позволит осуществлять дифференцированный (в зависимости от пола) подход к воспитанию детей.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- подходы к рассмотрению идентификации, (З. Фрейд, Э. Эриксон и другие);
- теоретические исследования
половой социализации детей,
- ролевая дифференциация пола у дошкольников, представленная в работах Я.Л.Коломинского, М.Х.Мелтас, В.Е.Каган.
- исследования проблем неполной семьи (В.М.Целуйко, Я.Г. Николаева и другие).
Методы исследования:
1. теоретический анализ научной
литературы по проблеме
2. тестирование, которое представлено рядом методик: опросник «Идентификация детей с родителями» (автор А.И. Захаров); проективный тест «Рисунок человека» (автор С. Леви) и «Рисунок семьи».
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений.
Глава I. Теоретический анализ проблемы развития половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Половая идентификация как психологическое понятие
В педагогической психологии достаточно глубоко и разносторонне изучаются вопросы, касающиеся проблем формирования половой идентификации, исследуются детерминанты процесса половой идентификации.
Прежде чем рассматривать половую идентификацию, следует развести два таких понятия как я «идентичность» и «идентификация».
В психологии понятие «идентичность» используется относительно недавно. С появлением и распространением психоанализа происходит в высшей степени любопытный поворот в осмыслении феномена «идентичность». Если прежде вопрос состоял, в том, как ее обнаружить, вывести на свет сознания, то теперь проблема смещается в другую плоскость: наше «истинное Я» т.е. идентичность, ускользает от осознания, не хочет быть обнаруженной. Если до Фрейда вели речь о том, как отделить подлинное содержание личности от неподлинного, то в психоанализе ситуация принципиально меняется: речь идет не о скрытой, а о скрывающейся идентичности. Причем скрывающейся не только от других, но и от себя. Наше «Я» строится из иллюзии относительно себя самого.
Широкое распространение «идентичности» и главное его введение в междисциплинарный научный обиход связано с именем Эрика Эриксона. Приблизительно с середины- конца 70-х годов термин «Идентичность» прочно входит в словарь социально-гуманистических наук. Под идентичностью Эриксон понимал – чувство самотождественности, собственной эстетичности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. Чувство обретения, стабильности владения личностью собственного « независимо от изменений последнего и ситуации: способность личности к полноценному решению задач, встающих перед ней на каждом этапе развития»[20].
Идентификация – психологическая категория, отражающая процесс и результат эмоционального самоотождествления индивида с другим человеком, групп, образцом или идеалом [40]. Термин «идентификация» берет начало в психоанализе, в котором интерпретируется главным образом как бессознательный процесс, подражание поведению или определенным качествам того лица, с которым индивид себя отождествляет. Введено З. Фрейдом, понимается как один из существенных механизмов формирования личности – моральной – инстанции супер – Эго: чтобы подавить свои инстинкты и тем избежать наказания, ребенок часто отождествляет себя с родителями, с авторитетными лицами [48]. Описанный впервые З.Фрейдом феномен идентификации интенсивно изучался в последующие десятилетия представителями самых разных областей психологической науки: детскими и медицинскими психологами, социальными психологами. Выполненные исследовательские и научные работы можно условно разделить на две не равные между собой группы. К первой из них, включающей громадное большинство исследований идентификации, относятся работы, касающиеся тех или иных аспектов проблемы социализации личности. Другая часть исследований идентификации связана с анализом процессов межличностного влияния, оказываемого друг на друга непосредственно общающимися индивидами, членами тех или иных человеческих групп [2].