Половая идентификация у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 17:46, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить психологические особенности половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей.
Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по изучаемой проблеме;
2. Разработать программу исследования половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста;
3. Провести сравнительный анализ половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретический анализ проблемы развития половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста…………………8
1.1 Половая идентификация как психологическое понятие………..8
1.2 Влияние семьи на развитие личности ребенка……………….….17
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………..26
1.4 Половая идентификация ребенка в условиях неполной семьи…36
Выводы по 1 главе……………………………………………………..46
Глава II. Исследование особенностей половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………….48
2.1. Методы и методики исследования половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………48
2.2 Характеристика применяемых диагностических методик……..52
2.3 Результаты исследования половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей……………………...54
2.4 Рекомендации для родителей и педагогов………………………55
Выводы по 2 главе ……………………………………………………58
Заключение…………………………………………………………….59
Список используемой литературы…………………………………...63

Вложенные файлы: 1 файл

Половая идентификация у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей.doc

— 337.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, процесс  половой идентификации, то есть осознание  ребенком своей половой принадлежности и приобретения психологических особенностей поведения, характерных для представителей определенного пола, во многом зависит от состава семьи и влияния матери или отца на формирование у ребенка жизненных и ценностных установок.

Результатом издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве. Если в полной семье эмоциональный фон создает мать, поддерживая благоприятную семейную атмосферу понимания, доверительности и душевной близости, то отец выполняет функции нормативного контроля и осуществляет регуляцию поведения.

В то же время за неимением мужа мать невольно может взвалить на сына его роль, лишая ребенка, таким образом, сыновней позиции. Роль мужа для своей мамы непосильная ноша для ребенка. Очень трудно, не пересечь эту тонкую грань, там, где заканчиваются отношения мама - ребенок и начинаются партнерские: мужчина - женщина. Надо признать, что не застрахованы от такой путаницы ролей и полные семьи, где у родителей отсутствую между собой супружеские отношения [11].

Положение мальчика наиболее ущербно в сравнении с девочкой. Это объясняется двумя причинами: нет объекта идентификации, и  при воспитании сына мать больше, чем  при воспитании дочери, стремится  заменить мальчику отца. В результате мальчик теряет материнскую любовь, терпимость, теплоту – все то что ему необходимо в эти годы [28].

Для девочки ситуация несколько более благополучная, так как у нее есть объект для идентификации [31].

Идентификация с родителями является одним из выражений социализации. Осознанное стремление ребенка походить на родителя одного с ним пола отличается от подражания и является признаком авторитетности родителя. Благодаря этому мать и отец могут оказывать наибольшее влияние на детей в старшем дошкольном возрасте. Разлука с отцом более тяжела для мальчиков, чем для девочек, так как у первых отсутствует возможность для идентификации с ним [17].

На основе врожденных особенностей и под влиянием семьи  и социального окружения ребенок  непроизвольно выбирает для себя манеру поведения, которая наиболее полно соответствует его запросам и в то же время не противоречит общественным нормам.

В процессе половой идентификации  каждый ребенок создает свои половые  представления – обобщенный образ  человека как носителя определенного  пола (мужского, женского), в котором отражены его наиболее характерные особенности (социально-психологические прежде всего) [16].

К половым представлениям старших дошкольников по мнению Чекалиной  можно отнести:

– осознавание мужских и женских ролей в семье и обществе;

– понимание о том, как распределены функции и обязанности членов семьи;

– различие особенностей мальчиков и девочек [52].

Важной психологической  проблемой, связанной с воспитанием  ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентичности, несформированность навыков полового поведения. Медики и психологи отмечают, что утрата или несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. У такого человека наблюдается, ощутимая потеря своего Я, нарушается вся система его отношений с другими людьми. Даже небольшое отклонение от нормы в области полового самосознания чревато негативными последствиями [38].

В развитии специфических  половых психологических качеств  мужчин и женщин огромная роль принадлежит  отцу. Замечено, что уже в первые месяцы жизни ребенка отец (в отличие от матери) играет с мальчиком и девочкой по-разному, тем самым, начиная формировать их половую идентичность. При этом отмечается, что не только личность родителей и стиль их поведения, но и особенности речи по-разному сказываются на языковом и личностном развитии ребенка, так как обращение к ребенку матери и отца существенно различаются между собой. В частности, американская исследовательница Д. Глисон обратила внимание на то, что отцы меньше, чем матери, склонны подстраивать свою речь под уровень понимания ребенка. Они употребляют менее знакомую ему лексику и более сложные грамматические построения, что предъявляет более высокие когнитивные требования к ребенку.

В широком контексте  развития языковых возможностей отец играет роль «мостика» между узами семейным окружением и внешним миром, расширяя практический опыт ребенка. Речь отца, адресованная сыну, характеризуется более строгим контролем его активности, что выражается в более частом употреблении повелительного наклонения и вопросов, требующих ответов «да» или «нет», в то время как речь матери менее директивна и приспособлена к детскому восприятию. Матери имеют обыкновение разговаривать с дочерьми больше и иначе, чем с сыновьями. Они в своем обращении с сыновьями больше стимулируют их когнитивное развитие, задавая вопросы, используя числа и более подробные объяснения [52].

Огромную роль в судьбе девочки играет, прежде всего, общая  оценка ее внешности – даже в  самые ранние, дошкольные годы, а  тем более в подростковом возрасте, когда внешняя привлекательность становиться важным фактором самоуважения девочки. Если в детстве девушка была лишена какого-либо мужского образца, повзрослев, она недоумевает, глядя на «инопланетян» в пиджаках и с усами, с которыми разговаривать нужно как-то не так, как с подругами, а как – ей непонятно [33].

Данные множества исследований показывают: взаимоотношения девочки  с ближайшим взрослым мужчиной (обычно отцом) в раннем детстве оказывает  влияние на ее последующую личную жизнь. Женщины, которые вспоминают своих отцов как дружелюбных и ласковых, считают некоторые психологи, чаще оценивают свой брак как удачным в сексуальном, эмоциональном и духовном отношении, чем те женщины, в памяти которых остался образ холодного и не любящего отца.

Исследуя особенности  полового поведения детей из неполных семей, психологи отмечают чрезмерную закомплексованность тех из них, кто воспитывался либо овдовевшей матерью, либо матерью-одиночкой. Особенно это  касается девочек. Они внешне и внутренне  зажаты, скованы.

Дефицит мужского влияния  в ходе взросления девочки существенно  затрудняет ее развитие как будущей  женщины, осложняет формирование у  нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразиться на ее личной и семейной жизни [22].

Психологи также указывают на негативные последствия чисто женского воспитания мальчиков. Отсутствие или дефицит мужского влияния в детстве может привести к возникновению у мальчиков трудностей усвоения адекватной половой роли. Если мальчик воспитывался в женском окружении, при отсутствии мужчины, который мог бы стать для него образцом мужского поведения, у него почти всегда выявляется то, что психологи называют нарушением полового поведения, иначе говоря, у такого повзрослевшего мальчишки и в характере, и в поведении слишком много женского [22].

Для правильной половой  идентификации необходимо, чтобы  ребенок не только четко осознал  свою половую принадлежность, но и  испытывал нежные чувства к родителю противоположного пола и психологически обретал свой пол. Психологическое обретение пола начинается именно в дошкольном возрасте, но развивается и наращивается на протяжении всей жизни человека. Идентификация со своим полом получает столь глубокое проникновение в самосознание личности, что интегрирует по всем звеньям самосознания. На протяжении дошкольного возраста ребенок по нарастающей начинает присваивать поведенческие формы, интересы, ценности своего пола [33].

Дошкольник уже знает  о своей принадлежности к тому или иному полу. Мальчик знает, что он должен быть смелым, не плакать, уступать дорогу всем взрослым и девочкам. Мальчик присматривается к мужским профессиям. Он знает, что такое мужская работа. Сам пытается что-то отпилить, что-то забить. Очень гордится, когда эти его старания замечены и одобрены. Мальчики стараются вести себя так, как свойственно мужчинам.

Девочка знает, что она  должна быть приветливой, доброй, женственной, не драться, не плеваться, не лазать по заборам. Она приобщается к домашней работе. Когда ее хвалят за то, что  она рукодельница и хозяюшка, она вспыхивает от удовольствия и смущения. Девочки стремятся уподобиться женщинам.

Для развития ребенка  огромное значение имеет отцовская  и материнская любовь. Отцовская  любовь – это обусловленная любовь. Ее принцип таков: «Я люблю тебя, потому что ты удовлетворяешь моим ожиданиям, потому что ты достойно исполняешь свои обязанности, потому что ты похож на меня». В обусловленной отцовской любви можно найти как отрицательную, так и положительные стороны.

Отрицательную сторону  для развития ребенка составляет тот факт, что отцовская любовь должна быть заслужена, что она может быть утеряна, если человек не сделает того, чего от него ждут. Важна и положительная сторона. Поскольку отцовская любовь обусловлена, то я могу что-то сделать, чтобы добиться ее, я могу трудиться ради нее. Отцовская любовь не находится вне пределов моего контроля – в отличие от любви материнской.

Таким образом, половая  идентификация ребенка – это  сложный, стадиальный процесс, захватывающий  все возрастные этапы, в ходе которого ребенок обретает свой психологический пол.

Воспитываясь в неполной семье, ребенок испытывает нарушение  половой идентификации, имеет серьезные  психологические проблемы. Ведь для  того, чтобы успешно пройти процесс  идентификации, старший дошкольник должен воспитываться и матерью, и отцом. В противном случае ребенок не усваивает свой психологический пол, не испытывает любовь к родителю противоположного пола. Он считает, что если воспитывается либо одной матерью, либо отцом, значит, так и должно быть.

Нередко из-за этого у  ребенка возникают проблемы как в школе, так и дома. Если ребенок не видел, как ведут себя отец или мать в тех или иных ситуациях, в своей жизни он не сможет воспроизвести женскую либо мужскую модель поведения., Воспитываясь одним из родителей, ребенок, так или иначе, приобретает нарушение полового поведения. Например, мальчики из неполных семей в большей мере склонны проявлять фемининные качества и следовать женскому типу поведения. Девочки тоже имеют неверные половые представления. Большинство из них считает, что женщина обладает в большей степени мужскими качествами, нежели женскими.

Существует большое разнообразие взглядов на психологические половые различия у детей и на факторы, их формирующие, а также на понимание основных механизмов, обуславливающих половую социализацию ребенка.

Одним из основных психологических механизмов половой дифференциации выступает идентификация. В первую очередь механизм идентификации действует во взаимодействии «ребенок - родитель», поскольку именно родители выступают для детей наиболее «доступными» взрослыми. От родителей дети получают первые образцы и модели поведения, которые впоследствии будут реализовывать в собственной взрослой жизни [23].

По мнению Л.П.Захарова, мотивационный процесс идентификации с родителями того же пола заключается в потребности соответствовать образцам адекватного полу поведения с тем, чтобы быть принятым в социуме, в первую очередь среди сверстников и чувствовать себя достаточно компетентным и уверенным в общении. В этих условиях родитель выступает как необходимый и наиболее доступный образец, с соответствующим полу поведением, что и объясняет ролевую идентификацию именно с родителем своего пола. Следовательно, ролевая идентификация с родителями - это процесс, обусловленный когнитивными и эмоциональными предпосылками развития, из которых вытекает потребность играть личностно-значимую, соответствующую полу роль [18].

Как для девочек, так и для мальчиков практически в любой культуре первичной является идентификация с матерью, то есть феминная. Таким образом, в плане становления половой идентичности мальчику необходимо преодолеть и изменить первоначальную женскую идентификацию на мужскую, по образцу значимых взрослых мужчин и культурных стандартов маскулинности. Возможно, в этой связи мальчик вынужден строить свою половую идентичность преимущественно на негативном основании: не быть похожим на девочек, не участвовать в их играх. У девочек половая идентификация происходит гораздо легче в связи с их близостью с матерью.

 

Выводы по 1 главе

Под половой идентификацией понимают переживание и осознание человеком своей половой принадлежности, физиологической, психологической и социальных особенностей своего пола; аспект личностной идентичности. Половая идентификация определяет освоение половой роли, влияет на все поведение и развитие личности. 

В целом на половую  идентификацию влияет множество  факторов, среди которых можно  выделить: половую идентификацию  детей с родителями, влияние литературных произведений, кино и телевидения.

Формирование половой  идентичности у дошкольника проявляется в усилении активности и установок детей: мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, у них проявляются разные интересы, возникают однополые компании. К основным признакам половой идентификации можно отнести выбор детьми игр и игрушек, стиль поведения, выбор партнеров по общению, особенности взаимодействия друг с другом.

Семья − важнейший  институт половой социализации детей. В семье формируются присущие полу качества, как бы внешне неуловимы они ни были. Но для этого необходимо наличие обоих родителей и их активное участие в жизни семьи. Важными для успешной половой идентификации являются отношения родителей к детям, а также взаимоотношения со старшими или младшими братьями и сестрами.

Информация о работе Половая идентификация у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей