Половая идентификация у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 17:46, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить психологические особенности половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей.
Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по изучаемой проблеме;
2. Разработать программу исследования половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста;
3. Провести сравнительный анализ половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретический анализ проблемы развития половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста…………………8
1.1 Половая идентификация как психологическое понятие………..8
1.2 Влияние семьи на развитие личности ребенка……………….….17
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………..26
1.4 Половая идентификация ребенка в условиях неполной семьи…36
Выводы по 1 главе……………………………………………………..46
Глава II. Исследование особенностей половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………….48
2.1. Методы и методики исследования половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………48
2.2 Характеристика применяемых диагностических методик……..52
2.3 Результаты исследования половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей……………………...54
2.4 Рекомендации для родителей и педагогов………………………55
Выводы по 2 главе ……………………………………………………58
Заключение…………………………………………………………….59
Список используемой литературы…………………………………...63

Вложенные файлы: 1 файл

Половая идентификация у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей.doc

— 337.00 Кб (Скачать файл)

По результатам видно, что дети старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей примерно одинаково  усваивают половые  роли, так как дети набрали примерно одинаковые баллы и коэффициент углового преобразования Фишера показал небольшие расхождения. Исключением является признак 5, по нему видно различие в сформированности половой идентификации (φ =1,835, при р ≤ 0,05). Из всего этого следует вывод, что наша гипотеза подтверждается, так как у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей  имеются различия в формировании половой идентификации с родителями своего пола.

 

2.4  Рекомендации  для родителей и педагогов

Результаты исследования показывают, что дети правильно отождествляют себя с биологическим полом, но имеют лишь самые общие представления о роли мужчины и женщины в семье. Формирование этих представлений идет стихийно.

За образец семейных отношений детьми берутся отношения их собственных родителей между собой и выполнение ими домашних обязанностей. Степень сформированности представлений о семейных отношениях у детей находится в прямой зависимости от уклада семьи.

Поэтому мы разработали  рекомендации для родителей и  педагогов МБДОУ по созданию оптимальных условий для успешного развития половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей. Решение этих задач можно осуществлять родителям - в процессе общения с детьми в семье, в повседневной деятельности, педагогам в дошкольных учреждениях - на занятиях, психологами учреждений - через руководство сюжетно - ролевыми играми детей.

Рекомендации для родителей:

1. Помогите ребёнку  осознать его истинное половое  «Я». Необходимо расширять представления  детей о роли мужчины (мужа, отца) и женщины (жены, матери) в семье.

2. Учите мальчика быть  мальчиком, а девочку — быть  девочкой. Необходимо способствовать  правильному выбору половой роли  детьми, положительному отношению  к сверстникам противоположного  пола.

3. Стремитесь к собственному совершенству, чтобы ребёнок, подражая, перенял только ваши лучшие черты. Так как воспитывают не словом, а делом. Воспитывайте у детей качества необходимые для будущей семейной жизни.

4. Надо помнить, что  как бы сильно не любил вас ребёнок, больше всего в любви нуждается он сам. Приложите максимум усилий, чтобы любовь ваша была  взаимной.

5. Проанализируйте стиль  отношений в семье и не делите  любовь ребёнка между собой.  Не решайте свои взрослые проблемы  за счёт ребёнка. Ваш ребёнок не должен быть «орудием» в борьбе друг с другом.

6. Договоритесь между  собой, как вы будете воспитывать  ребёнка и выдвинете единые  требования к нему. Иначе ребёнок  не сможет усвоить, что можно,  а что нельзя - он будет разрываться  между вами, а это может привести к неврозу или антисоциальному поведению.

7. Помните, что отец  — это опора и защита в  семье. Он воспитывает в детях  самостоятельность, дисциплинированность, организованность, уважение к старшим  и слабым, мужественность, чуткость.

8. Мать - это любовь, доброта, уют, хороший эмоциональный климат в семье.  Мать даёт ребёнку эмоциональное благополучие, душевное спокойствие и равновесие, уверенность в свои силы.

Рекомендации для педагогов ДОУ:

В план работы по данному  вопросу необходимо включить следующие мероприятия:

На занятиях по родному  языку:

- рассматривание картин  «Семья», «Мамины помощники» и  составление рассказов по ним,

- чтение художественных  произведений на тему семьи;

- рассказывание русских  народных сказок на тему семьи,

- составление рассказов из личного опыта: «Выходной день дома», «На кого я хочу быть похожим», «Моя семья», «Как поздравляем маму», «Как я живу дома»,

- беседы: «Как я помогаю  дома», «О труде родителей», «О  семье», «О внимании и сочувствии  к человеку»,

- дидактические игры: «Кто больше знает и умеет» (о профессии родителей, о домашнем труде), «Поищем и найдём волшебные слова» (упражнения в применении добрых слов при обращении детей друг к другу, к близким, знакомым).

На этих занятиях следует, опираясь на литературные источники и опыт детей, расширить представления детей о формах взаимоотношений между близкими людьми, научить внимательно относится к ним, замечать их состояние.

Необходимо проводить  собрание с родителями, которое посвящать  вопросам полового развития детей. Познакомить их с этапами сексуального развития детей, возможными формами и содержанием бесед с детьми на каждом этапе, обратить внимание на своеобразие полового воспитания девочек и мальчиков в разные периоды дошкольного детства.

 

 

Выводы по 2 главе

Проведя исследование и получив качественные и количественные результаты по двум методикам «Идентификация детей с родителями» А.И. Захарова и по тесту «Проективный рисунок человека» было выявлено, что у детей старшего дошкольного возраста из полных семей и неполных семей имеются различия в формировании половой идентификации с родителями своего пола, но незначительные. Таким образом, можно сделать вывод, что наша гипотеза подтвердилась.

Исходя из подтвержденной гипотезы мы разработали рекомендации для педагогов ДОУ и родителей по формированию половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Половая идентификация относится к числу базовых характеристик человека, в значительной степени детерминирующих его самосознание и задающих вектор его социализации. Принадлежность человека к определенному полу определяет становление личности, её интересы, формирование особой системы представлений о себе как о человеке определённого пола.

Половая идентификация  – это осознание и переживание индивидом своей половой принадлежности, физиологических, социальных и психологических особенностей своего пола.

Это стадиальный процесс, который при жизни проходит каждый человек. Успешность прохождения этого  процесса во многом зависит от того, в какой семье воспитывался человек.

Ведущее значение в процессе становления половой идентификации принадлежит взрослым, которые помогают осознать ребёнку его собственную половую принадлежность и начинают сознательно и бессознательно обучать ребенка его половой роли в соответствии со стереотипами мужественности и женственности, принятыми в обществе. Бесспорно, формирование у ребёнка представлений о своей половой роли происходит, прежде всего, в семье. В семье ребенок учится социальным ролям, которые ему предстоит выполнять в будущем. Именно в условиях семейного воспитания дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, переживания и проявления различных чувств, учатся познавать окружающий природный и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно участвовать в межличностном и межполовом общении.

Для правильной половой  идентификации необходимо, чтобы  ребенок не только четко осознал  свою половую принадлежность, но и  испытывал нежные чувства к родителю противоположного пола и психологически обретал свой пол. Психологическое обретение пола начинается в дошкольном возрасте, но развивается и наращивается на протяжении всей жизни человека. Идентификация со своим полом получает столь глубокое проникновение в самосознание личности, что интегрирует по всем звеньям самосознания. На протяжении дошкольного возраста ребенок по нарастающей начинает присваивать поведенческие формы, интересы, ценности своего пола.

Для того чтобы успешно  пройти процесс идентификации, старший дошкольник должен воспитываться и матерью и отцом. В противном случае, ребенок не усваивает свой психологический пол, не испытывает любовь к родителю противоположного пола. Он считает, что если воспитывается, либо одной матерью, либо отцом, значит, так и должно быть. Нередко из-за этого у ребенка возникают проблемы, как в дошкольном учреждении, так и дома. Если ребенок не видел, как ведут себя отец или мать в тех или иных ситуациях, в своей жизни он не сможет воспроизвести женскую, либо мужскую модель поведения. Поэтому мы можем подтвердить, что, воспитываясь одним из родителей, ребенок, так или иначе, приобретает нарушение полового поведения. Например, мальчики из неполных семей в большей мере склонны проявлять фемининные качества и следовать женскому типу поведения. Девочки тоже имеют неверные половые представления. Большинство из них считает, что женщина обладает в большей степени мужскими качествами, нежели женскими.

Старший дошкольный возраст - это возраст, когда дети безошибочно  определяют свой пол. Они могут подробно рассказать об отличительных признаках мальчиков и девочек. Большинство детей старшего дошкольного возраста имеют высокий уровень сформированности полового поведения. У них более полные, четкие представления об отличительных особенностях обоих полов.

В наше время становится все больше неполных семей. Тех семей, которые состоят из одного родителя. Соответственно, ребенок, воспитывающийся  в неполной семье, подвержен искажению  процесса половой идентификации. Это  значит, что дети из неполных семей в большинстве случаев имеют неверные, неправильные половые представления.

Мы изучали половую идентификацию двух групп детей – из неполных и полных семей.

Сравнивая их результаты, мы пришли к выводу о том, что половые  представления старших дошкольников из неполных семей отличны от половых представлений старших дошкольников из полных семей. Как уже упоминалось ранее, мальчики и девочки из неполных семей в большей мере склонны к женским выборам. Они склонны к выбору женских качеств для мужчины, они видят в своей матери главу семьи, мама для них является самой сильной и самой красивой одновременно. Так происходит потому, что у этих детей нет отца, они воспитываются только одной матерью. Соответственно, и мальчики и девочки видят в своей неполной семье только женскую модель поведения, в результате чего потом ее копируют. Поэтому дети из неполных семей не усваивают половое поведение в той мере, в какой необходимо его усваивать.

По результатам исследования выяснилось, что у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неполных семьях, отмечается отставание от детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в полных семьях, но незначительное, от нормативных показателей в становлении половой идентификации.

Нашим исследованием была подтверждена гипотеза о том, что у старших дошкольников из полных и неполных семей имеются незначительные различия в формировании половой идентификации.

С нашей точки зрения преодолеть существующие трудности  половой идентификации детям  из неполных семей можно с помощью сюжетно-ролевых и дидактических игр на тему межполовых отношений. Игра является ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста, именно поэтому, на наш взгляд, это оптимальный путь для того, чтобы обогатить представления детей о качествах мужественности и женственности, сформировать определенный тип поведения. Именно в игре закрепляются позитивные стереотипы мужественных и женственных качеств и поведения, закладываются основы эмоционально положительного отношения к будущей роли ребенка в обществе как мужчины или женщины, как папы или мамы.

На основе выводов  нашего исследования мы разработали  ряд рекомендаций по развитию половых  представлений старших дошкольников для воспитателей детских садов  и родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Ахвердова О.А., Гюлушанян К.С., Козлитина О.Н. Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология развития и возрастная психология». Ч.1. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003 - 373 с.
  2. Бандура А. Уолтерс Р.А. Социальное обучение и развитие личности. NY, 1963
  3. Бендас Т.В. Гендерная психология. Учебник для вузов. СПб.- 2005. - 430 с.
  4. Берн Ш. Гендерная психология. - М.: Олма-Пресс, 2001. - 320 с.
  5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
  6. Бреслав Г.М. Половые различия и современное школьное образование. // Вопросы психологии -1989, - №3, С. 64−69.
  7. Е.А.Бузарова, Т.Н.Четыз Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста http://www.vestnik.adygnet.ru/files/2007.1/429/buzarova2007_1.pdf
  8. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Владос – Пресс, 2003. – 160 с.
  9. Волков Б.С. Возрастная психология. Кн.1. - М.: Владос, 2005. - 366 с.
  10. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психические развития ребенка до поступления в школу. – М., Педагогическое общество России, 2000. – 144 с.
  11. Воспитание детей в неполной семье // Под ред. Ершовой Н. М. - М: Прогресс, 1980. - 205 с.
  12. Глассер У. Школы без неудачников. М.: Прогресс, 1991. – 184 с.
  13. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. М.: Статистика, - 1975. – 204 с.
  14. Дмитриева В.Г. Готовимся к школе. – М.: Эксмо, 2007. – 352 с
  15. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная  и педагогическая психология. – М.: Академия, 2000. – 329с.
  16. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: Проспект, 2009. – 560 с.
  17. Захаров А. И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей. //Вопросы психологии. -1982. - №1. С. 59-68.
  18. Захаров Л.И. Психологические особенности диагностики и оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье. //Вопросы психологии. – 1981. - №3. С. 58-68.
  19. Земска М. Семья и личность. М.: «Прогресс», 1986. - 216 с.
  20. Иванова Г.Е. Особенности половой идентификации ребенка в первые годы жизни. // Проблемы формирования целостных ориентаций и социальный аспект личности. М.: 1984
  21. Ильин Е.П. Пол и гендер. СПб.: Питер, 2010. - 688 с.
  22. Клецина И.С. Гендерная социализация. – СПб.: Питер, 1998. - 480 с.
  23. Ковалёв С.В. Психология семейных отношений. - М.: Педагогика, 1987. - 160 с.
  24. Коломинский Я.Л., Мелтас М.Х. Ролевая дифференциация пола у дошкольников // Вопросы психологии. - 2005. - 1. - с. 16-27
  25. Кон И.С. Введение в сексологию. − М.: «Медицина», 1988. 319 с..
  26. Кон И.С. Психология половых различий. // Вопросы психологии. − 1981. №2. − С. 47-57
  27. Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду. - М.: Академия, 2008. – 176 с.
  28. Кочубей Б. И. Мужчина и ребенок. М.: Знание, 1990. -79 с.
  29. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – СПб.: Питер, 2004. – 940 с.
  30. Лаврентьева М.В. Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста. // Слово: православный образовательный портал. - http://www.portal-slovo.ru/rus/infant_education/2390/9104/
  31. Мариева, И. Г. Особенности восприятия родителей детьми из полных и неполных семей и формы его психолого-педагогической // Актуальні проблеми практичноі психологіі: збірник наукових праць.- Херсон.: [Б. и.], 2012 .- С.341-347
  32. Маховер К. Проективный рисунок человека. М.: Смысл, 2006. – 158 с.
  33. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – 6 изд., М.: Академия. – 2000. – 489 с.
  34. Мухина, В. С. Детская психология. / под общ. ред. Л. А. Венгера. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 272 с.
  35. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М.: Гардарики, 2005. – 388 с.
  36. Немов Р.С. Общие основы психологии, в 2 кн. Кн. 1. – М.: Просвещение. – 1994. – 432 с.
  37. Нижегородцева Н.В., Шадрина В.Д. Психологическая готовность ребёнка к школе. – М., 2002
  38. Николаева Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье: орг. пед. и соц. помощи непол. Семьям. – М.: Владос, 2006. – 159 с.
  39. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 556 с.
  40. Политология: Словарь-справочник / М.А. Василик, М.С. Вершинин и др. — М.: Гардарики, 2001. — 328 с.
  41. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. /под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2004. — 164 с.
  42. Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии. − 1987. − № 2. − С. 159 − 165.
  43. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, 1999.— 384 с.
  44. Смирнова Е.О. детская психология. – М.:, 2008. – 366 с.
  45. Смирнова Е.О., Собкин В.С. и др. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье. //Вопросы психологии. – 2000. - №6 - С. 18-28.
  46. Тэйлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. – М., 2003. - 208 с.
  47. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии. - М.: Академия, 1998. – 304 с.
  48. Фрейд З. Очерки психологии сексуальности. - М., 1998. - 347 с.
  49. Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви. – М.: Педагогика, 1990. – 160 с.
  50. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье растут сын и дочь.- М., 1985. - 189 с.
  51. Целуйко М.В. Психология неблагополучной семьи. – СПб.: Питер, 2003. – 171 с.
  52. Чекалина А.А. Гендерная психология. – М.: «Ось-89», 2006. – 256 с.
  53. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001 - с.416
  54. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон − М.: Прогресс, 1996. – 344 с.

Информация о работе Половая идентификация у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей