Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 23:53, лекция
В строении ядер гипоталамуса, кроме морфологических различий, отмечены и другие структурные особенности мозга у мужчин и женщин. Например, по некоторым данным величина задней части мозолистого тела (валика) у женщин больше, чем у мужчин, что, по-видимому, определяется количеством половых гормонов. Это способствует более интенсивному обмену информацией между полушариями.
Большинство детей в возрасте от 3 до 5 лет обнаруживают устойчивое предпочтение правой или левой ноги. Однако у 25-30% детей этот процесс затягивается до 6- 7-летнего возраста.
Мануальная и функциональная асимметрия ног - явления не равнозначные и механизм появления того и другого различный. Если рукость можно считать врожденной, то ногость формируется прижизненно и зависит от выполняемой функции.
Асимметрия лица связана с асимметрией мимических мышц, лучше развитых справа у правшей и слева у левшей. Левая и правая половина лица отличаются по выразительности и мимике.
Следует помнить, что навязанная, не свойственная человеку моторная асимметрия, вне зависимости от частей тела, производит негативный эффект.
Сенсорная асимметрия включает, прежде всего, асимметрию глаз и ушей. Более чем у 90% людей отмечена асимметрия глаз: у 60% ведущим является правый глаз, а у 30% - левый. Асимметрия зрения проявляется в остроте, величине поля зрения и т.д. Правый и левый глаз человека имеют разное поле, определяющее эффективность зрения, пространственного видения. Ведущий глаз первым устанавливается на точке фиксации и управляет установкой неведущего, в нем раньше включается механизм аккомодации. У ведущего глаза лучше развиты мышцы, управляющие его движением. Ведущий и неведущий глаз по-разному воспринимают размеры и цвета объектов.
При сканировании текста с листа, правый глаз в соответствии с закономерностью конвергенции считывает строчку слева направо, а левый глаз на «обратном пути» считывает строчку справа налево. Если ведущий глаз правый, то воспринимается сначала левая половина листа и сканирование проходит эффективно. Если же ведущий глаз левый, то сначала сканируется правая часть листа и строчка ведется справа налево. В этом случае крайне затруднено чтение и понимание текста.
Исследования показали, что
эмоционально-психологическая
Отмечается также асимметрия слуха и восприятия речевой и неречевой информации. Преобладают люди, у которых ведущим является правое ухо, более восприимчивое к речи и мысли. Левое ухо лучше воспринимает неречевые, ритмичные, эмоционально окрашенные звуки, мелодии, интонации речи. Доминирование правого уха отмечается у 90% праворуких людей и у 50% леворуких.
ТИПЫ ЛАТЕРАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Известные в настоящее время классификации профилей индивидуальной латерализации основаны на различных принципах. Например, профиль латеральной организации по Е.Д. Хомской включает комбинацию ведущих руки, глаза и уха и насчитывает 27 типов. Классификация латеральной организации по П. Деннисону включает комбинацию ведущего полушария, ведущих руки, ноги, глаза и уха и насчитывает 32 типа.
Обозначим четыре основных типа индивидуального латерального профиля - перекрестный, смешанный, односторонний, гармоничный.
Перекрестный индивидуальный латеральный профиль. При перекрестном индивидуальном латеральном профиле каждое полушарие организует работу руки, ноги, уха, глаза на противоположной стороне тела. Существует два типа перекрестного профиля - с ведущим правым или левым полушарием.
Статистические исследования показывают, что детей с перекрестным профилем – 15-18%. Именно они показывают отличную успеваемость, лучшие вербальные и академические навыки. Их стрессоустойчивость - 100%. Она зависит от числа ведущих органов (рука - 25%, глаз - 25%, ухо - 25%, нога - 25%), находящихся на противоположной от ведущего полушария стороне тела.
Смешанный индивидуальный, латеральный профиль. При смешанном индивидуальном латеральном профиле ведущее полушарие организует работу одного или двух органов (ухо, глаз, рука) на своей стороне тела, а другие ведущие органы на противоположной стороне тела. Сочетание может быть любым. Однако выделяются смешанные профили с доминированием правого или левого полушария. Такие дети часто испытывают неуспех в обучении и социальной адаптации. Они имеют от 25 до 75% стрессоустойчивости. По статистике детей со смешанным индивидуальным профилем 58-63%.
Односторонний индивидуальный латеральный профиль. При одностороннем индивидуальном латеральном профиле ведущее полушарие организует работу ведущих органов на своей стороне тела. Это самый «невыгодный» индивидуальный латеральный профиль. При работе ведущего полушария в стрессовой ситуации происходит отключение (блокирование) ведомого полушария и нарушение межполушарного взаимодействия, что значительным образом снижает синхронную работу мозга. Такие дети не имеют стрессоустойчивости и наиболее подвержены возникновению неврозов. Есть два варианта одностороннего профиля - правосторонний и левосторонний. Дети с односторонним индивидуальным латеральным профилем имеют самую низкую успеваемость и стрессоустойчивость в классе. По статистике таких детей 22-24%.
Гармоничный индивидуальный латеральный профиль. Встречается редко и возможен при хорошо развитом мозолистом теле, обеспечивающем интеграцию и координацию работы мозга. Ведущее и ведомое полушария одновременно контролируют ведущие руку, глаз, и ногу. Такие дети имеют 100% стрессоустойчивость. В нормальном онтогенезе профиль индивидуальной латерализации должен сформироваться к 7 - 8-летнему возрасту. Его несформированность в этом возрасте может свидетельствовать об отклонениях или отставании в развитии.
Изучение уровня сформированности латерального профиля младших школьников показало, что такие типы латерализации, как односторонний, перекрестный и смешанный, носят сформированный характер и не изменяются с возрастом. В незавершенном или несформированном латеральном профиле с возрастом происходят изменения. Может отмечаться снижение уровня нормированности высших психических функций.
Информация о работе Половые различия познавательных и когнитивных процессов