Полоролевая идентичность у дошкольников из неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 22:10, дипломная работа

Краткое описание

Современное общество характеризуется изменением ценностно-нравственных ориентаций в сфере отношений между полами, в нем происходит размывание границ между женскими и мужскими социальными ролями, отмечается влияние негативного информационного фона, провоцирующего агрессию у девочек и повышенную тревожность у мальчиков. Поэтому полоролевое развитие детей нуждается в оптимизации и психолого-педагогической поддержке.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………
Глава I Теоретические предпосылки исследования полоролевой идентичности
1.1. Понятие идентичности в психологии………………………….
1.2. Полоролевая идентичность личности………………………….
Глава II Неблагополучная семья и её влияние на становление полоролевой идентичности у дошкольников
2.1. Понятие и виды неблагополучной семьи……………………...
2.2. Психологическая характеристика дошкольного возраста……
2.3. Влияние неблагополучной семьи на становление полоролевой идентичности……………………………………..
Глава III Исследование особенностей полоролевой идентичности у дошкольников из неблагополучных семей
3.1. Методы и методики исследования полоролевой идентичности у дошкольников из неблагополучных семей….
3.2 Результаты исследования полоролевой идентичности у дошкольников из неблагополучных семей……………………
Заключение……………………………………………………………………
Рекомендации…………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………...
Приложение…………………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

polorolevaya_identichnost_u_doshkolnikov_i.doc

— 924.50 Кб (Скачать файл)

Средний уровень: представления о своем половом образе не всегда адекватны и ориентированы на образ другого (мать, отец); полоролевое поведение мальчиков в среде мальчиков и девочек различно: в "мужской" среде - не всегда адекватное по действиям, а в "женской" - не сориентировано на женское поведение; поведение девочек в среде девочек и мальчиков аналогично; наличие эмоциональной нестабильности у мальчиков, у девочек − волевой контроль над эмоциями зависит от сложности ситуации; нет четких представлений об эталонах мужского/женского поведения при установлении взаимоотношений со сверстниками; нестабильность в проявлении "мужских"/ "женских" способов поведения в различных ситуациях.   

Высокий уровень: представления о своем половом образе адекватны, ориентированы на образ другого (мать, отец); согласование представлений и полоролевого поведения; точность в определении отличительных признаков; полоролевое поведение мальчиков в "мужской" среде адекватно по действиям, в "женской" - адекватно мужскому типу поведения, но сориентированное на "женское" поведение; поведение девочек, как в среде девочек, так и среди мальчиков - аналогично; наличие у мальчиков эмоциональной сдержанности, у девочек - волевого контроля над эмоциями; наличие эталонов мужского/ женского поведения при установлении взаимоотношений со сверстниками; постоянство проявления "мужских"/"женских" способов поведения в различных ситуациях [23].

Большинство детей младшего дошкольного возраста имеет низкий уровень сформированности полоролевого поведения. У детей данного возраста полоролевое поведение еще не регулируется по половому признаку. Отсутствуют представления об эталонах мужского и женского поведения при установлении контактов. Наблюдается нестабильность в проявлении женских и мужских способов поведения в различных ситуациях (мальчики часто плачут, девочки в порыве гнева могут ударить). Дети данного возраста часто играют в разнополых коллективах. Но, начиная с двух лет, представления о своем половом образе адекватны полу.

В среднем возрасте полоролевое  поведение становится все более дифференцированным. Но вместе с тем еще многие дети, имея адекватные представления о своем полоролевом образе, не имеют четких представлений об эталонах мужского/женского поведения. При установлении контактов с противоположным полом наблюдаются трудности. Например, большинство девочек стесняются о чем-либо спросить у мальчиков.

Большинство детей старшего дошкольного возраста имеют высокий уровень сформированности полоролевого поведения. У них более полные, четкие представления об отличительных особенностях обоих полов. В общении со сверстниками дети данного возраста уже достаточно определенно придерживаются эталонов мужского/женского поведения [23].

Развитие  ребёнка с первых дней жизни − это развитие конкретного мальчика или девочки. В дошкольном возрасте у детей разного пола проявляются различия в конституциональных особенностях, в обменных процессах и в физических возможностях − мальчики, как правило, быстрее бегают, дальше прыгают с места, у них лучше показатели в метании на дальность, больше, чем у девочек, сила рук и становая сила. У девочек лучше показатели по равновесию и гибкости, у них лучше развита мелкая моторика.

В дошкольном детстве у детей разного пола уже ярко выступают и психические  различия. Как утверждает большинство  ученых, анатомические и физиологические  особенности детей разного пола являются лишь потенциальными возможностями развития их психофизических различий, которые формируются, главным образом, под влиянием социальных факторов. У девочек выше эмоциональная восприимчивость, сильнее проявляется эмпатия, ориентировка на сверстника, мальчики более рациональны и агрессивны. У девочек проявляется большая зависимость в поведении от взрослых, от семьи, у мальчиков - от группы сверстников [2].

Большинство педагогов считает, что при воспитании мальчиков, как в семье, так и в детском саду и школе, возникает больше сложностей, чем с воспитанием девочек. У мальчиков труднее сформировать  
дисциплинированность, тщательность в работе, послушание, аккуратность (Н.А.Стародубова). В отличие от З.Фрейда, который считал врожденными у представителей женского пола такие черты, как зависимость, пассивность, эмоциональность, нерешительность, конформность, а у представителей мужского пола – активность, решительность, инициативность, доминантность, агрессивность, Дж. Каган и многие другие исследователи доказывают, что считающиеся традиционными женские и мужские черты обнаруживаются в два года, как у мальчиков, так и у девочек. В дальнейшем эти качества закрепляются за соответствующим полом, потому что поощряются окружающими. То есть они являются результатом процесса полоролевой социализации, ход которого определяется социальными ожиданиями общества [15].

В дошкольном возрасте начинают также формироваться  различия в интересах мальчиков  и девочек, в предпочтении определенных видов деятельности. Уже в возрасте двух лет дети выбирают соответствующие их полу игры и игрушки. Целый ряд зарубежных и отечественных психологов выявляли интересы и предпочтения мальчиков и девочек дошкольного возраста. Все они согласны в том, что мальчики проявляют больше интереса к предметам и манипулированию с ними, в то время как девочки − больший интерес к людям, большую способность и стремление к установлению отношений с ними. Различия интересов дошкольников разного пола сказываются и в содержании их рисунков на свободную тему: у мальчиков преобладает индустриальная и военная тематика, девочки больше любят рисовать цветы, деревья, людей, животных [8].

Особенно  ярко проявляются различия игровых  интересов детей разного пола. Девочки играют в свои "девчоночьи" игры: "дочки-матери", детский сад, больницу, парикмахерскую. В "мальчишечьих" играх большое место занимают игры военно-героической тематики. Причем мальчики игры девочек, а девочки игры мальчиков считают "плохими", "неинтересными" [25].

На основе анализа  работ Д.Н. Исаева, В.Е. Каган, Д.В. Колесова, И.С. Кона, Т.А. Репиной, А.Г. Хрипковой, Д.Н. Чернова и др. была составлена таблица, в которой представлены основные психофизиологические и психологические особенности детей разного пола (табл.1) .   

Однако прежде чем  характеризовать психологические  особенности мальчиков и девочек, их отличия друг от друга, следует подчеркнуть следующие принципиальные моменты. Во-первых, эти различия заметны задолго до полового созревания и лишь усиливаются в процессе его. Во-вторых, эти различия не определяются характером воспитания, а, напротив, сами в значительной мере определяют его, если взять общий его характер в целом на протяжении исторического периода, характер же воспитания в каждом конкретном случае способствует более полному их выявлению и развитию. В-третьих, эти особенности имеют среднестатистический характер и отражают скорее типы, а не обязательное наличие или отсутствие тех или иных качеств у представителей мужского или женского пола. Общечеловеческие черты, качества, свойства более широки и перекрывают специфические половые особенности, поэтому можно говорить лишь о преобладании каких-либо из них у представителей мужского или женского пола. В-четвертых, наличие психологических особенностей в характере мышления, в уровне эмоциональности, в интересах и склонностях, в реакции на различные события и явления и др. должно обязательно рассматриваться в системе целого, а не изолированно. Это значит, что оба пола психологически равноценны и обладают взаимными преимуществами лишь в определенных ситуациях или в определенных отношениях. В-пятых, знание этих особенностей имеет важное значение для педагогики, и поэтому стремление к этому знанию должно расцениваться как положительное профессиональное качество людей, занимающихся воспитанием [14].

Таблица 1

Психологические портреты мальчиков и девочек                         

Портрет девочки

Портрет мальчика

В центре внимания интересов  и потребностей девочки с раннего возраста находится человек и сфера его непосредственного бытия: взаимоотношения между людьми, предметы потребления (одежда, утварь). Девочек чаще привлекают домашние дела. Пространство, представляющее интерес для девочек, невелико, однако оно тщательно, до мелочей проработано, отражено в сознании.

Сфера интересов мальчиков  связана с их высокой двигательной и познавательной активностью, с потребностью к преобразующей деятельности. У мальчиков восприятие пространства, в котором находятся интересующие их объекты, практически не ограничено. Оно охватывает как горизонтальную, так и вертикальную перспективу. Он интересуется полетами в космос, путешествиями, приключениями. Вместе с тем, многие детали из непосредственного окружения ускользают от внимания мальчика, недостаточно отражены в его сознании, а потому в бытовой жизни он беспомощен. Мальчики в целом проявляют меньше интереса к домашним делам, хуже приучаются к самообслуживанию.

Девочка больше склонна  к попечительской деятельности - ухаживать, нянчить, проявлять заботу, поучать, наставлять, критиковать своих младших братьев или сверстников, порой утрачивая чувство меры.

У мальчиков, как правило, нет склонности опекать, обучать, наставлять и т.д. младших, а в особенности сестер и вообще - девочек.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они  раскладывают перед собой свои "богатства" - кукол, тряпочки - играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка.

Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они  бегают друг за другом, бросают предметы в цель и используют при этом все предоставленное им пространство. Мальчикам для полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если пространства недостаточно в горизонтальной плоскости, то они ' осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на деревья и др. предметы. Мальчики тоже играют в кукол, но они заставляют свою куклу прыгать и маршировать, проделывать разные трюки, сажают ее в качестве пассажира в тележку или машину, верхом на игрушечных животных и т.д. - и вскоре бросает ее. Лишь в исключительных случаях в игре наблюдается трогательное заботливое ухаживание.

Девочка лучше чувствует  и понимает назначение вещи, ее потребительскую пользу, т.е. опять-таки выраженная направленность ее интересов на человека.

У мальчиков столь  же отчетливо выражена склонность к преобразующей и конструктивной деятельности. Отсюда интерес у мальчиков к инструментам,   орудиям труда, различным механизмам и приспособлениям.

Сломанную игрушку девочка  просто отбрасывает в сторону как непригодную вещь. Девочки, как правило, используют игрушки по назначению, делая ошибки в ее применении лишь по незнанию.

Мальчики лучше понимают и больше интересуются устройством  вещей. Само знакомство мальчика с игрушкой часто начинается (а нередко и  заканчивается) с того, что он лезет  внутрь смотреть, как она устроена, так и не испробовав ее в деле. Мальчик, сломав игрушку, лишний раз воспользуется возможностью ознакомиться с ее устройством. Мальчики могут приспосабливать игрушку к различным целям, очень часто не по назначению, сознательно находя ей неожиданные применения.

В конструктивных играх  девочки действуют чаще по образцу и подобию: строят не города, замки, вокзалы, а дом, но зато с мебелью, предметами быта, различными украшениями. У девочек образец или план является в большинстве случаев весьма желательной путеводной нитью и ограничением их творчества; подойти как можно ближе к образцу кажется вполне удовлетворяющей целью.

В конструктивных играх  мальчики проявляют больше изобретательности. Они строят города, железные дороги, уделяя внимание, главным образом, самим конструкциям. У мальчиков чаще встречаются различные свободные конструкции, проекты.

Нравственный облик  мальчиков и девочек в целом  одинаков, хотя сами нравственные понятия у девочек формируются несколько раньше.

Девочка более конформна, лучше приспосабливается к обстоятельствам, быстрее находит себе место при различных переменах, легче вписывается в новую обстановку. Они более чувствительны к межличностным отношениям и тоньше реагируют на нормы своей социальной группы.

Девочки более самолюбивы и обидчивы, более чувствительны  к критике, чем мальчики. У девочек чаще наблюдается повышенный интерес к своей внешности, и они более чувствительны к ее оценке другими людьми. В связи с этим у них чаще наблюдаются и различные ложные идеи о своей физической недостаточности.

Мальчики менее склонны придерживаться установленных рамок, границ, чаще их переступают, причем, и это важно, не из сознательного стремления что-то нарушить или из неуважения к  старшим или каким-либо правилам, а из свойственной представителям мужского пола склонности к активной, преобразующей деятельности. Многие нарушения ими распорядка связаны с характером их деятельности. В условиях строгой регламентации эти их особенности могут приводить к нарушениям норм поведения. 

Девочки склонны чаще апеллировать к старшим, чаще жалуются на мальчиков. Жалующаяся сторона невольно воспринимается как сторона потерпевшая.

Мальчики реже апеллируют к старшим, реже жалуются.

Девочки вообще склонны  верить авторитетам и опираются на авторитет в затруднительных случаях.. Девочки более исполнительны, часто им достаточно внушить, что "так надо".

Это менее характерно для мальчиков. Мальчики же должны сами убедиться в необходимости определенных действий.

Период включения в  деятельность на занятиях у девочек короче, чем у мальчиков. Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Педагог видит это по обращенным к ним глазам, и все основные способы действий объясняются, как правило, педагогом сразу.

Мальчики "раскачиваются" дольше, на педагога смотрят редко. В то время как они достигают пика работоспособности, основные задания и пояснения к их выполнению уже даны, а потому мальчики начинают задавать вопросы и воспитателю, и детям, самое важное они пропустили и не поняли.

На занятиях девочки поднимают руку реже, хотя и отвечают правильно, т.е. знают не хуже мальчиков.

Отвечая на занятиях в  детском саду, девочка смотрит в лицо воспитателю и ищет у них в глазах подтверждения правильности ее ответа и только после кивка взрослого продолжает уже более уверенно.

Мальчики более подвижны и непоседливы, смелее ведут себя на занятиях. Они чаще поднимают руку, не боятся ошибиться в ответе.

Отвечая, мальчик смотрит  на парту, в сторону или перед  собой, и, если знает ответ, отвечает уверенно.

Девочки задают вопросы для установления контакта с взрослым (Например, "А вы к нам еще придете?"), т.е. больше ориентированы на отношения между людьми. Девочки склонны к предметно-оценочной речи, в речи девочек преобладают имена существительные и прилагательные, отрицания и утверждения.

Мальчики чаще задают взрослым вопросы ради получения  какой-то информации (Например, "А что мы сейчас будем делать?"), т.е. больше ориентированы на информацию. В словарном запасе мальчиков больше слов, обозначающих отдаленные предметы и общие понятия. В речи мальчиков преобладают слова, передающие действия, т.е. глаголы и междометия.

Умственные способности  мальчиков и девочек в целом равны. Однако, вследствие разной направленности интересов и склонностей, они проявляются по-разному.

У девочек больше точности в работе, однако, меньше целостности, общего взгляда на предмет. У девочек наблюдается большая внушаемость, меньшая решительность в действиях. При выполнении заданий девочки обычно лучше выполняют задачи уже не новые, типовые, шаблонные, но когда требования к тщательности, проработке деталей, исполнительской цели задания велики. Они, как правило, менее точно передают события, происшествия, порой не в состоянии отделять объективное течение событий от собственных переживаний в этот момент. Девочки больше обращают внимание на личностную сторону дела.

У мальчиков раньше развивается  способность видеть существенное. Ум мальчика больше склонен к обобщениям, но часто менее конкретен.

Мальчики лучше выполняют  поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, нестандартные способы решения, они лучше работают, если нужно решить принципиально новую задачу, но уровень качества исполнения, тщательность, аккуратность или точность оформления нередко не соответствует требованиям педагога, за что ребенок в результате может получить низкую оценку педагога.

За пределами дома, в непривычной обстановке девочки быстрее теряются, с трудом находят себе занятие. Отправляясь куда-либо, они имеют определенную цель. Девочки настороженно относятся к незнакомой обстановке.

Мальчики находят себе занятие по ходу, легче ориентируясь в незнакомой обстановке и воспринимая ее положительно. В свободное время виды деятельности у мальчиков более разнообразны, но менее организованы.


Таким образом, полоролевая идентичность — один из самых глубоких и ранних элементов образа Я, формирующийся в первые годы жизни в результате соответствующей категоризации и половой социализации. В  образ  Я  дошкольника  прочно  входит  понимание своего пола. Малыша рано интересует, кто он — мальчик или девочка. На стыке раннего и дошкольного  возраста ребенок  замечает отличия  в одежде, прическе, поведении мужчин и женщин, мальчиков и девочек.

Процесс полоролевой  идентификации в детском возрасте содержит взаимосвязанные компоненты: связанное с полом поведение, представление о половых особенностях, отношение к себе и другим как представителям того или иного пола. Механизмами половой идентификации в дошкольном возрасте могут выступать подражание моделям поведения, поощрение  со  стороны взрослых и, несомненно, детская игра. Ребенок сначала усваивает представление о том, что значит быть мужчиной или женщиной, затем категоризирует себя в качестве мальчика или девочки, после  чего  интегрирует  поведенческий  опыт,  составленный  в  соответствии  с представлениями о половой роли, в своем образе Я.

Выводы по главе

Содержание  и сущность понятия идентичности лишь в последние годы стало предметом обсуждения и научного осмысления в отечественной психологии. Длительное время, данное понятие не входило в привычный категориальный аппарат, оставаясь чуждым и малопонятным. В зарубежной психологии понятие идентичности на сегодняшний момент выступает в качестве центрального и «стержневого», начиная с работ Эриксона, который впервые ввел его в научный обиход. Идентичность в соответствии с представлениями Э.Эриксона представлена как осознаваемый и личностно принимаемый образ себя, чувство адекватности и стабильного владения собственным «Я» независимо от изменений «Я» и ситуации, способность личности к самореализации и полноценному решению задач, которые возникают у нее на определенном этапе развития.

В своей работе мы сосредоточили внимание на таком  виде идентичности, как полоролевая. Анализ исследований полоролевой идентичности позволил установить сложную природу данного феномена, так как формирование полоролевой идентичности определяется, с одной стороны, физиологическими процессами роста и развития, с другой – происходит посредством полоролевой социализации – передачей установочных форм социального поведения в соответствии с половой ролью. В целом на полоролевую идентификацию влияет множество факторов, среди которых можно выделить: полоролевую идентификацию детей с родителями, влияние сверстников,  влияние литературных произведений, кино и телевидения.

Полоролевая идентичность включает в себя следующие психологические образования: осознание своего тела как тела человека определенного пола; осознание себя, своей личности, своего жизненного пути как представителя определенного пола; знания половых стереотипов (об атрибутах одежды, возможностях, играх, занятиях и др.) и ролей (личных, семейных, профессиональных и др.) своего пола; представления о своих половых статусах, ролях и стереотипах, мужских и женских идеалах и др.

Первичная полоролевая идентичность формируется у ребенка  к полутора годам, но возрастом объем, и содержание этой идентичности дополняются социальными факторами и меняются, включая в себя разнообразный  набор мужественных и женственных свойств.

Полоролевая идентичность является важнейшим стержнем формирования личности. Медики и психологи отмечают, что утрата или несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности ребенка. У такого ребенка наблюдается ощутимая потеря своего Я, нарушается вся система его отношений с другими детьми. А значит, формирование в детях эталонов настоящего мужчины или женщины и потребности следовать этим эталонам необходимо не только в плане гармонии сексуального развития, но и для нормальной и эффективной социализации личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1. Понятие и виды неблагополучных семей

Семья выступает как  первый воспитательный институт, связь  с которым человек ощущает  на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами, в семье осуществляется первичная социализация ребенка. 

Социализация личности в  семье происходит  путем  воздействия  агентов  первичной  социализации,  которыми  являются  родители,  братья,  сестры.

Находясь  в  структуре полноценной семьи,  ребенок усваивает процесс выполнения  социальных  ролей во взаимоотношениях с родителями, братьями и сестрами, включаясь последовательно, по мере взросления, в различные формы деятельности и общения. Наиболее важными факторами, влияющими на формирование и развитие личности ребенка, являются атмосфера семьи, ее структура, позиция ребенка, тип отношений в семье.  Большое  значение  в  развитии  личности  ребенка  имеют  также  внутрисемейные  отношения.  Их структура включает разного рода связи между членами семьи, которые образуются по вертикали (между поколениями) и по горизонтали (среди одного поколения). Структура семьи и особенности семейного воспитания имеют большое значение в приобретении детьми навыков социального поведения и оптимального развития личности [29].

Информация о работе Полоролевая идентичность у дошкольников из неблагополучных семей