Полоролевая идентичность у дошкольников из неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 22:10, дипломная работа

Краткое описание

Современное общество характеризуется изменением ценностно-нравственных ориентаций в сфере отношений между полами, в нем происходит размывание границ между женскими и мужскими социальными ролями, отмечается влияние негативного информационного фона, провоцирующего агрессию у девочек и повышенную тревожность у мальчиков. Поэтому полоролевое развитие детей нуждается в оптимизации и психолого-педагогической поддержке.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………
Глава I Теоретические предпосылки исследования полоролевой идентичности
1.1. Понятие идентичности в психологии………………………….
1.2. Полоролевая идентичность личности………………………….
Глава II Неблагополучная семья и её влияние на становление полоролевой идентичности у дошкольников
2.1. Понятие и виды неблагополучной семьи……………………...
2.2. Психологическая характеристика дошкольного возраста……
2.3. Влияние неблагополучной семьи на становление полоролевой идентичности……………………………………..
Глава III Исследование особенностей полоролевой идентичности у дошкольников из неблагополучных семей
3.1. Методы и методики исследования полоролевой идентичности у дошкольников из неблагополучных семей….
3.2 Результаты исследования полоролевой идентичности у дошкольников из неблагополучных семей……………………
Заключение……………………………………………………………………
Рекомендации…………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………...
Приложение…………………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

polorolevaya_identichnost_u_doshkolnikov_i.doc

— 924.50 Кб (Скачать файл)

Личностная  идентичность трактуется как набор черт, отличающийся определенным постоянством или, по крайней мере, преемственностью во времени и пространстве, позволяющий дифференцировать данного индивида от других людей. Иными словами, под личностной идентичностью понимается набор характеристик, который делает человека подобным самому себе и отличным от других.

Социальная  идентичность трактуется в терминах группового членства, принадлежности к группе, включенности в какую-либо социальную категорию. Общим моментом для большинства современных исследований является противопоставление личностной и социальной идентичности.

Между личностной и социальной подструктурами идентичности имеют место противоречия. Достижение баланса между этими  подструктурами свидетельствует о благополучном развитии личности, неразрешенные противоречия и конфликты способствуют возникновению кризиса идентичности [15, 17, 18].

Кроме деления идентичности на личностную и социальную составляющие, можно  классифицировать это личностное образование и по другим основаниям. Так, в зависимости от сферы или вида социализации можно говорить о формировании полоролевой, этнической, профессиональной, религиозной идентичности личности.

С учетом возрастных закономерностей становления  и развития идентичности различают зрелую (сформировавшуюся) идентичность и незрелую, формирующуюся идентичность.

В зависимости  от степени принятия личностью себя, речь может идти о позитивной или негативной идентичности.

Итак, психологический анализ феномена идентичности позволяет сделать некоторые обобщения.

- «Идентичность (идентичность Я, эго-идентичность) — согласно Э.Эриксону, — чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. Чувство обретения, адекватности и стабильного владения личностью «собственным Я» независимо от изменений последнего и ситуации; способность личности к полноценному решению задач, встающих перед ней на каждом этапе развития» [33].

- Поскольку идентичность – существенное, постоянное Я человека, внутреннее, субъективное понятие о себе, вопросы становление и развития идентичности являются актуальными на протяжении всего жизненного пути личности. Идентичность – динамичная структура, она развивается в процессе всей жизни человека, причем это развитие нелинейно и неравномерно, может идти как в прогрессивном, так и регрессивном направлении.

- Идентичность  является социальной по происхождению,  она формируется в результате взаимодействия индивида с другими людьми и усвоения выработанного в процессе социального взаимодействия опыта. Изменение идентичности также обусловлено изменениями в социальном окружении индивида.

- В  качестве основных функций идентичности  выделяются следующие: определение границ между «Я» и «не-Я», обеспечение внутренней согласованности, развитие личности, интерпретация социального опыта, регуляция поведения и деятельности.

1.2. Полоролевая идентичность личности

В педагогической психологии достаточно глубоко и разносторонне изучаются вопросы, касающиеся проблем формирования полоролевой идентичности, исследуются детерминанты процесса полоролевой идентификации.

Полоролевая идентичность − одна из базовых характеристик человека, которая формируется в процессе социализации ребенка, основным психологическим механизмом которой выступает полоролевая идентификация. Полоролевая идентификация − это сложный биосоциальный процесс, который соединяет в себе биологическое развитие ребенка как мальчика или девочки, усвоение норм, способов, эталонов полоролевого поведения и развитие самосознания и самопринятия ребенком себя как девочки или мальчика.

Возникновение половой  идентификации объясняется различными теориями. Традиционная психоаналитическая концепция, начиная с З. Фрейда, как известно, приписывает основную роль в половой дифференциации биологическим факторам и считает основным ее механизмом процесс идентификации ребенка с родителями. Традиционный психоанализ признает, что мужская и женская модели диаметрально противоположны по своим качествам и что личность тогда развивается гармонично, полноценно, когда она следует полоролевым моделям родителя своего пола, когда не нарушается ее половая идентификация.

Теория социального  научения и ее разновидность —  теория моделирования (А. Бандура, Р. Уолтерс, Х. Биллер), опираясь на бихевиористский принцип обусловливания, утверждает, что все зависит от родительских моделей, которым ребенок старается подражать, и от подкреплений, которые дают поведению ребенка родители: родители поощряют мальчиков за маскулинное поведение, и осуждают их, когда они ведут себя женственно. Как считают сторонники социального научения, ребенок идентифицирует себя не с одним из родителей, а с неким абстрактным образом мужчины и женщины, созданным им на основании многих наблюдений над соответствующим этому полу поведением взрослых. Причем важным для ребенка оказывается не сам по себе пол того, кому подражают, а информация о том, что поведение этого человека соответствует определенному полу.

Теория когнитивного развития (Л. Колберг), или теория самокатегоризации, не отрицая роли подкрепления, главным все же считает получаемую ребенком от взрослого информацию о полоролевом поведении и понимание ребенком своей половой принадлежности и ее необратимости. Эта теория подчеркивает познавательную сторону процесса идентификации. Сначала ребенок узнает, что значит быть мужчиной или женщиной, затем определяет, кто он есть, и далее старается согласовать свое поведение с представлением о мужчине или женщине. Отсюда и важность для половой идентификации интеллектуального развития ребенка. Подкрепление же и моделирование начинают оказывать существенное влияние на формирование психологического пола только после того, как половая типизация уже произошла [25].

Теория социальных ролей А. Игли гласит, что многие половые различия являются продуктами разных социальных ролей, которые поддерживают или подавляют в мужчинах и женщинах определенные варианты поведения. Различные роли формируют различные навыки и аттитюды (установки), и именно это приводит к различному поведению мужчин и женщин. Из того, что мужчины и женщины занимаются разными делами, делается заключение, что они разные люди.

Согласно новой психологии пола Е. Маккоби, К. Джеклин, С. Бем, основную роль в формировании психического пола и половой роли играют социальные ожидания общества, которые возникают в соответствии с конкретной социально-культурной матрицей и реализуются в процессе воспитания детей. Пол врожденный может лишь помочь определить потенциальное поведение человека, а главное — пол психологический, социальный, который усваивается прижизненно и на формирование которого оказывают большое влияние вариации половых ролей и соответствующие им социальные ожидания, присущие данной культуре. Психологические конструкты "маскулинности" и "фемининности" в этой концепции соотносятся с понятиями инструментальности, что отражает способность к самоутверждению и компетентности, экспрессивности, представляющей качества, традиционно связываемые с женственностью, например, забота, внимание к окружающим, эмоциональная экспрессивность и чувственность [24].

В целом на полоролевую  идентификацию влияет множество  факторов, среди которых можно  выделить: полоролевую идентификацию  детей с родителями, влияние сверстников, влияние литературных произведений, кино и телевидения. Процесс полоролевой идентификации приводит к формированию половой идентичности. Половая идентичность, т.е. осознанная принадлежность к определенному полу, согласно И. С. Кону – результат сложного биосоциального процесса, соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания [12].

Как отмечают в своей  статье Я. Л. Коломинский и М. X. Мелтас, полоролевая идентичность делится большинством авторов на две составляющие:

- половая идентичность  — понимание принадлежности себя к определенному полу; единство сознания и поведения индивида, относящего себя к тому или иному полу;

- собственно полоролевая  идентичность — знание и усвоения  ролей мужчины и женщины. 

Половая идентичность основывается на соматических признаках (образ тела), на поведенческих и характерологических свойствах, оцениваемых по степени их соответствия или несоответствия нормативному стереотипу маскулинности или фемининности. Вместе с тем, полоролевая идентичность − это динамичная структура, интегрирующая отдельные стороны личности, связанные с осознанием и переживанием ребенком себя как представителя определенного пола в единое целое без потери их своеобразия [16].

Полоролевая идентичность предполагает:

  • осознание и принятие своего тела как тела человека определенного пола;
  • отождествление себя с определенным полом;
  • представления о половых ролях, закрепленных в обществе;
  • наличие знаний об основных личностных характеристиках мужчин и женщин;
  • положительное отношение к себе как представителю определенного пола.

Под позитивной половой  идентичностью понимается такая  конфигурация элементов идентичности, которая обеспечивает человеку эмоциональное благополучие, высокий уровень принятия себя, людей своего и противоположного пола и адекватное выполнение полоролевых функций в социуме.

Полоролевая идентификация  — это стадиальный процесс. Как полагают некоторые авторы, завершение формирования полоролевых позиций происходит лишь в юношеском возрасте [8]. 

Процесс полоролевой  идентификации наиболее интенсивно протекает на ранних стадиях онтогенетического развития ребенка. В детском возрасте происходит активный процесс половой, половозрастной и полоролевой идентификации. Как отмечает И.С. Кон, до конца не ясно, по каким признакам дети определяют свою и чужую половую принадлежность. Осознание ребенком своей половой идентичности предполагает и определенное отношение к ней. Во-первых, это полоролевая ориентация, представление индивида о том, насколько его качества соответствуют ожиданиям и требованиям мужской или женской роли. Во-вторых, это полоролевые предпочтения, то есть, какие функции, и социальные роли индивид предпочитает выполнять в обществе.

Первичная полоролевая  идентичность складывается у ребенка уже к полутора годам, составляя наиболее устойчивый, стержневой элемент его самосознания. С возрастом объем, и содержание этой идентичности меняются, причем это часто связано с умственным и социальным развитием ребенка. Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не умеет обосновать эту атрибуцию. Образ Я-девочка и Я-мальчик, в основном, складывается у детей уже к двум-трем годам. Но исследования показывают, что в условиях выбора адекватной полу ребенка картинки из ряда изображений детей и взрослых разного пола некоторые дети младшего возраста еще допускают ошибки. Можно предположить, что в младшем возрасте представления о своем половом образе сформированы недостаточно полно и четко [17, 18].

По мнению А.Г. Хрипковой  и Д.В. Колесова, знание собственной  половой принадлежности (вернее, убежденность в определенном характере этой принадлежности) развивается в полной мере к трем годам, в процессе того, как ребенок осознает свое Я. Важную роль при этом играет обучение, т. к. мать и другие люди в обращении к ребенку постоянно подчеркивают "ты - мальчик" или "ты - девочка". Однако, это не просто знание, но и убеждение, и формируется оно на основании анализа признаков собственной половой принадлежности, не являясь просто запоминанием.

В 3-4 года ребенок уже  осознанно различает пол окружающих людей, но часто ассоциирует его с чисто внешними признаками (например, с одеждой) и допускает принципиальную обратимость, возможность изменения пола. В этом возрасте половая принадлежность ассоциируется у детей с определенными соматическими (образ тела, включая гениталии) и поведенческими свойствами, но приписываемое им значение и соотношение таких признаков могут быть различными.

Средний дошкольный возраст (4-5 лет) характеризуется уже большей  четкостью в определении полового образа.

Старший дошкольный возраст − это возраст, когда дети безошибочно определяют свой пол. Они могут подробно рассказать об отличительных признаках мальчиков и девочек: «Девочки носят платья, косички, заколки, у них кудри, а мальчики − штаны, они играют в машинки, пистолеты и у них короткие волосы».

В 6-7 лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, причем это совпадает с бурным усилием половой дифференцировки поведения и установок; мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные интересы, стиль поведения; такая стихийная половая сегрегация (однополые компании) способствует кристаллизации и осознанию половых различий [18].

Процесс полоролевой идентификации протекает  в дошкольном возрасте, включая в  себя три аспекта:

  • когнитивный – ребёнок начинает относить себя к одному из двух полов, приобретает представления о содержании типичного ролевого поведения (Т.А.Репина; Д.Н.Исаев; И.С.Кон; В.Е.Каган; С.О.Филиппова);
  • эмоциональный – половые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и фемининности (Д.В.Колесов; Л.Е.Семёнова);
  • поведенческий – усвоение типичной для пола модели поведения (И.С.Кон; Т.А.Репина; И.И.Таран).  

Возраст и половая принадлежность – важнейшие индивидуальные особенности человека [19].

Согласно  В.С.Мухиной, осознание своей половой  идентичности − это чувство тождественности со своим полом, стремление поддержать «престиж» своего пола в рамках культуры своего этноса.

Теоретический анализ и данные экспериментального изучения особенностей развития половой идентичности и полоролевого поведения детей позволяет выделить уровни их сформированности.

Низкий уровень: представления о своем половом образе неадекватные, не ориентированы на образ другого; полоролевое поведение детей не соотносится и не регулируется по половому признаку; наличие эмоциональной нестабильности и неуравновешенности независимо от пола; отсутствие представлений об эталонах мужского/женского поведения при установлении взаимоотношений со сверстниками; нестабильность в проявлении «мужских»/ «женских» способов поведения в различных ситуациях.

Информация о работе Полоролевая идентичность у дошкольников из неблагополучных семей