Полоролевая идентичность у дошкольников из неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 22:10, дипломная работа

Краткое описание

Современное общество характеризуется изменением ценностно-нравственных ориентаций в сфере отношений между полами, в нем происходит размывание границ между женскими и мужскими социальными ролями, отмечается влияние негативного информационного фона, провоцирующего агрессию у девочек и повышенную тревожность у мальчиков. Поэтому полоролевое развитие детей нуждается в оптимизации и психолого-педагогической поддержке.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………
Глава I Теоретические предпосылки исследования полоролевой идентичности
1.1. Понятие идентичности в психологии………………………….
1.2. Полоролевая идентичность личности………………………….
Глава II Неблагополучная семья и её влияние на становление полоролевой идентичности у дошкольников
2.1. Понятие и виды неблагополучной семьи……………………...
2.2. Психологическая характеристика дошкольного возраста……
2.3. Влияние неблагополучной семьи на становление полоролевой идентичности……………………………………..
Глава III Исследование особенностей полоролевой идентичности у дошкольников из неблагополучных семей
3.1. Методы и методики исследования полоролевой идентичности у дошкольников из неблагополучных семей….
3.2 Результаты исследования полоролевой идентичности у дошкольников из неблагополучных семей……………………
Заключение……………………………………………………………………
Рекомендации…………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………...
Приложение…………………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

polorolevaya_identichnost_u_doshkolnikov_i.doc

— 924.50 Кб (Скачать файл)

Влияние семьи наиболее значимо в детстве, особенно в раннем и дошкольном возрасте, пока ребенок не включился во взаимодействие с другими социальными институтами. Проявление негативных особенностей поведения уже в этом возрасте может послужить сигналом будущего неблагополучия, а если своевременно обратить на них внимание и принять соответствующие меры, то многих сложностей можно будет избежать. Однако в реальной жизни не все и не всегда осознают эту важнейшую роль семьи в развитии личности ребенка. В современных семьях далеко не все дети чувствуют себя любимыми и получают от своих родителей достаточно тепла, заботы и внимания.

 «Трудными»  дети становятся именно из-за  нарушения эмоционального контакта  в тех случаях, когда взрослые недооценивают сложившуюся ситуацию, сводят свою миссию лишь к материальному обеспечению детей. Очень часто в, казалось бы, благополучных семьях внешне урегулированные отношения являются своеобразным прикрытием царящего в них эмоционального отчуждения как на уровне супружеских, так и детско-родительских отношений. Дети нередко испытывают дефицит родительской любви, ласки и внимания из-за служебной или личной занятости супругов.

Проблема  семейного неблагополучия является чрезвычайно актуальной для современного общества. В научной литературе на сегодняшний день нет четкого определения понятия «семейное неблагополучие». «Неблагополучная семья – такая семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются “трудные” дети» [32].

В разных источниках наряду с термином «неблагополучная семья» можно встретить такие понятия, как «деструктивная семья», «дисфукциональная семья», «семьи группы риска», «негармоничная семья» и др. Известный детский психиатр М.И. Буянов рассматривает семейное неблагополучие как создание неблагоприятных условий для развития ребенка. Существует множество семей, о которых с формальной точки зрения ничего плохого сказать нельзя, но для конкретного ребенка эта семья будет неблагополучной, если в ней есть факторы, неблагоприятно действующие на его личность, усугубляющие его психическое состояние. «Дефекты воспитания, − считает М.И. Буянов, − это есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи» [9].

Таким образом, одной  из наиболее серьезных опасностей, которых несет в себе неблагополучная семья, является ее негативное влияние на формирование и развитие личности ребенка, воспитывающегося в подобной семье. Это негативное разрушающее влияние проявляется в частности в том, что дети из неблагополучных семей испытывают значительные трудности в процессе вхождения в социум, приспособления к окружающим условиям, требованиям общества. Вследствие этого они не способны построить свое поведение таким образом, чтобы оно соответствовало и требованиям среды, и собственным потребностям, мотивам и интересам, им сложно осознать необходимость перестройки своих отношений с социальной средой через овладение новыми способами поведения. Таким образом, можно говорить о том, что у детей из неблагополучных семей нарушен процесс социально-психологической адаптации, их развитие идет по пути дезадаптации.

Кроме того, неблагополучные  семьи являются источником социального  сиротства. Исследователи проблемы социального сиротства (В. В. Чечет, Л. И. Смагина, А. К. Воднева, Л. М. Шипицына и др.) среди основных причин данного явления указывают на кризис института современной семьи. Можно назвать целый ряд факторов, определяющих семейное неблагополучие и влияющих на рост числа детей, лишенных родительской опеки: 

1. Падение жизненного  уровня, безработица и низкие  доходы семьи, ухудшение условий  содержания детей. 

2. Структурные изменения  в семьях: увеличивается число  неполных семей, а также детей,  рожденных вне брака матерями-одиночками или несовершеннолетними матерями, в силу чего растет число отказных детей. 

3. Отсутствие или недостаток  в семьях эмоционального, доверительного  общения, высокий уровень конфликтности  в отношениях между взрослыми  членами семьи и в детско-родительских отношениях, неблагоприятный эмоциональный фон в целом, педагогическая некомпетентность родителей и т. д. 

4. Падение нравственных  устоев семьи, алкоголизм и  наркомания родителей, а отсюда  — жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями [11]. 

В современной науке  существует множество типологий  семьи.

Галагузова М. А. выделяет типологию семей по уровню социальной адаптации:

1. Благополучные семьи  успешно справляются со своими  функциями и практически не  нуждаются в поддержке социального педагога. В случае возникновения проблем им достаточно разовой помощи в рамках краткосрочных моделей работы. 

2. Семьи группы риска  характеризуются наличием некоторого  отклонения от норм, например: неполная  семья, малообеспеченная семья и т. п. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил. 

3. Неблагополучные семьи,  имея низкий социальный статус  в какой-либо из сфер жизнедеятельности,  не справляются с возложенными  на них функциями. В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы. 

4. Асоциальные семьи.  Семьи, в которых родители ведут  аморальный, противоправный образ  жизни, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами и органами опеки и попечительства [29].  

Алмазов Б. Н. также выделяет четыре типа неблагополучных семей, способствующих появлению «трудных»  детей: 

— семьи с недостатком  воспитательных ресурсов, неполные семьи; семьи с недостаточно высоким  общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать детям помощь в учебе; семьи, где тратят много времени на поддержание материального благополучия, тем самым, создавая нежелательный фон для воспитания детей; 

— конфликтные семьи. В таких семьях дети, как правило, демонстративно конфликтны, неуравновешенны; старшие дети, протестуя против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей; 

— нравственно неблагополучные  семьи. Среди членов такой семьи  отмечаются различия в мировоззрении  и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, стремление подчинить своей воле другого и т. п.; 

— педагогически некомпетентные семьи. Последствиями воспитания в таких  семьях могут стать безнадзорность, безынициативность, слепое подчинение и т. д.

Неблагополучная семья для ребенка  − это не синоним антисоциальной или асоциальной семьи. Существует великое множество семей, о которых ничего плохого не скажешь с формальной точки зрения, но, тем не менее, для данного ребенка эта семья является неблагополучной. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так что только система отношений «семья − ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная [9].

Семья может быть неполной, может быть полной, но с противоречивым воспитанием или с воспитанием,  подавляющим  ребенка. Порой неполная семья более полезна для ребенка, чем неполноценная, хотя и полная  (скажем, отец алкоголик, терроризирующий семью, потом наконец-то он уходит из семьи, семья вздыхает с облегчением, в ней воцаряется мир). Встречаются внешне хорошие отношения в семье, но родители, чрезмерно занятые своими производственными делами, мало внимания уделяют ребенку, − это тоже может приводить к дурным последствиям для ранимой души маленького человека.

Разводы также влияют на ребенка. Родители разводятся и не задумываются над судьбой детей, над их исковерканным детством и исковерканной душевной жизнью. Вырастут дети и, помня, как вели себя родители, продолжат их путь. Дефекты воспитания – это есть первейший и главнейший показатель неблагополучной семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия семьи или неблагополучия − только отношение к ребенку [3].

Неблагополучие в семье  в том или иной степени практически  всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка.

Существует  две группы неблагополучных семей:

1) первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия:

  • конфликтные,
  • проблемные семьи,
  • асоциальные,
  • аморально-криминальные
  • семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи).
  1. Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детях.

Семьи с открытой формой неблагополучия.

    1. формы семейного неблагополучия имеют ярко выраженный характер,
    2. проявляются одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне),
    3. проявляются в неблагополучном психологическом климате в семье,
    4. ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей, у него появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх за свое настоящее и будущее.

Дисфункциональные семьи с алкогольной зависимостью.

Среди внешне неблагополучных  семей наиболее распространенными  являются те, в которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ, прежде всего алкоголя и наркотиков. Человек, страдающий от алкоголизма и наркотиков, вовлекает в свое заболевание всех близких людей. Поэтому неслучайно специалисты стали обращать внимание не только на самого больного, но и на его семью, признав тем самым, что зависимость от алкоголя и наркотиков – семейная заболевание, семейная проблема. Как отмечают психологи (Б. С. Братусь,  В. Д. Москаленко, Е. М. Мастюкова, Ф. Г. Углов и др.), взрослые в такой семье, забыв о родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в «алкогольную субкультуру», что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. В конечном итоге семьи с химической зависимостью становятся социально  и психологически неблагополучными [11].

Жизнь детей в подобной семейной атмосфере  становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых  родителях.

Признаки  таких семей:

  • Размытость, нечёткость границ своего Я.

Поскольку вся жизнь семьи неупорядочена, непредсказуема, то часто дети не знают, какие их чувства нормальны, а  какие – ненормальны, теряют твёрдость  психологической почвы под ногами. Амбивалентность касается многих сторон жизни семьи. Это приводит к нечёткости границ личности.

  • Отрицание.

Многое  в жизни алкогольной семьи  построено на лжи, поэтому ребёнку  бывает порой трудно распознать правду. Взрослые пытаются отрицать негативный характер событий, происходящих в семье, из-за чего ребёнок перестаёт понимать, что на самом деле происходит вокруг него.

  • Непостоянство.

Поскольку потребности ребёнка удовлетворяются  от случая к случаю, не в полном объеме, и он испытывает дефицит внимания к себе со стороны взрослых, у него появляется закономерное желание, чтобы им занимались. Он пытается привлечь внимание к себе любыми доступными способами, включая девиантные и делинквентные формы поведения.

  • Низкая самооценка.

Система воспитания в такой семье заставляет ребёнка поверить в то, что он в какой-то степени виноват в происходящем. Всё это произошло потому, что он был недостаточно хорошим, совершил много ошибок. В конце концов, он “заслуживает” все то плохое, что с ним происходит. Так постепенно утрачивается самоуважение, а вина взрослых переносится на себя.

  • Недостаток информации о том, как функционируют здоровые семьи.

В здоровой семье создаются подходящие условия  для духовного роста, что позволяет  каждому члену семьи иметь  свои границы уважаемые всеми. По-другому существует семья с алкогольно-зависимыми членами: атмосфера в ней нестабильная, поскольку алкоголизм занимает много энергии, которая в благополучной семье тратится на поддержание благоприятного психологического климата.

Совместная жизнь с  больным алкоголизмом приводит к  серьезным психическим нарушениям у других членов семьи, комплекс которых обозначается специалистами таким термином, как созависимость.

Созависимость возникает в ответ на затянувшуюся стрессовую ситуацию в семье и  приводит к страданиям всех членов семейной группы. Особенно в этом плане  уязвимыми являются дети. Дети пьющих родителей составляют генетическую группу риска по заболеваемости алкоголизмом и наркоманией. Дети из алкогольных семей несут в себе комплекс психологических проблем, связанных с определёнными правилами и ролевыми установками такой семьи, что тоже ведёт к вероятности попасть в группу социального риска. Ребёнок, чтобы выжить в алкогольной семье, неизбежно усваивает дезадаптивные формы поведения. Зарубежными учёными, занимающимися проблемами детей из алкогольных семей, выделен ряд семейных условий, которые больше всего влияют на становление личности.

Информация о работе Полоролевая идентичность у дошкольников из неблагополучных семей