Полоролевые стереотипы дошкольников и младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 10:44, курсовая работа

Краткое описание

В теории расписаны особенности формирования гендерной идентичности дошкольников и младших школьников. В экспериментальной части показаны количественные и качественные различия полоролевых стереотипов детей данного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ДИНАМИКА ПОЛОРОЛЕВЫХ СТЕРЕОТИПОВ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………………………………………….7
1.1. Гендерные стереотипы и гендерные роли. Содержание понятий…………….7
1.2. Технологии формирования гендерных стереотипов и полоролевого поведения…………………………………………………………………………………11
1.3. Становление полоролевых стереотипов в процессе социализации в дошкольном и младшем школьном возрасте…………………………………………18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЛОРОЛЕВЫХ СТЕРЕОТИПОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………….26
2.1. Общая характеристика эмпирического исследования……………………….26
2.2. Методики исследования………………………………………………………...27
2.3. Результаты и их интерпретация…………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Полоролевые стереотипы дошкольников и мсладших школьников.doc

— 711.00 Кб (Скачать файл)



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица № 3. –  Результаты дошкольников по методике «Функционально – ролевая согласованность» в %

3-6 шкалы мы объединили  в одну шкалу – «Хозяин \ хозяйка»

 

Шкалы методик

%

1

 

Зарабатывает деньги - муж

60

Зарабатывает деньги - жена

0

Оба

40

 

% по шкале «Хозяин  \ хозяйка»

М

Ж

Оба

2

Покупает продукты –  муж

13,3

10,7

73,3

16

Покупает продукты –  жена

53,3

Оба

33,3

3

Готовит еду - муж

6,7

Готовит еду - жена

93,3

Оба

0

4

Стирает белье – муж

6,7

Стирает белье – жена

86,7

Оба

6,7

5

Уборка в доме –  муж

6,7

Уборка в доме - жена

80

Оба

13,3

6

Создает уют – муж

20

Создает уют – жена

53,3

Оба

26,7

7

Поддерживает отношения с родственниками - муж

13,3

Поддерживает отношения  с родственниками - жена

46,7

Оба

40

8

Организует досуг –  муж

6,7

Организует досуг –  жена

60

Оба

33,3

9

Воспитывает детей –  муж

20

Воспитывает детей - жена

46,7

Оба

33,3


 

Полученные данные свидетельствуют  о том, что дети дошкольного возраста считают, что роль «кормильца семьи» должен быть муж, что подтверждает общественный стереотип о разделении материальных обязанностей в семье. Функциональной хозяйкой является жена,  что так же отражает традиционные консервативные взгляды социума. Поддержанием родственных связей, по мнению детей 5-6 лет, должна заниматься жена. Досуговой деятельностью и воспитанием детей также должна заниматься женщина, исходя из полученных результатов. Для обоих полов испытуемых в равной степени характерно разделение функций «пополам».

Хотелось отметить, что  мальчики и девочки, в своем большинстве, отвечая на вопрос «Кто, муж или  жена…» подменивали понятие «жена» на «женщина» - мальчики, и на понятие  «мама» - девочки. Также в ходе беседы выяснилось, что большинство дошкольников считают, что все взрослые люди – мужья и жены. Можно сделать вывод, что понятия «жена» и «муж» не сформированы и воспринимаются не как функциональные, а как вариативные наименования человека определенного пола.

Таким образом, дошкольники 5-6 лет имеют четко дифференцированные гендерные представления. Об этом позволяет  говорить 93,3% графического разделения полов в проективной методике, традиционно гендерные предписания  ролей: 20% муж, 80% функций выполняет жена, а также 100%ое соотношение себя с изображением определенного представителя пола и возраста.

 

Таблица № 4. – Результаты младших школьников по методике «Динамический рисунок мальчика и девочки» (Ю.Е.Гусева, М.Л.Сабунаева) Цель: определение гендерных стереотипов.

Ф. И.

Графическая выраженность полоролевых характеристик

Особенности внешнего вида и атрибуты мужественности-женственности (прическа, рост, телосложение, одежда, степень прорисовки отдельных атрибутов  или частей тела и др.)

Специфики представлений  о своем и противоположном  поле.

(уточняли у ребенка  кто он на рисунке)

Маскулинность-фемининность видов деятельности

1

Вадим З. (м)

+

Прическа

+

+

2

Дмитрий М. (м)

+

Одежда, прическа, кукла, туфли

+

+

3

Настя П. (ж)

+

Одежда, прическа

+

+

4

Таня В. (ж)

+

Одежда, прическа, прорисовка фигуры девушки

+

+

5

Сергей Д. (м)

+

Прическа

+

+

6

Данила В. (м)

+

Одежда, прическа, туфли

+

+

7

Илья М. (м)

+

Прическа

+

+

8

Лиза Ю. (ж)

+

Одежда, прическа, фигуры

+

+

9

Артем С. (м)

+

Одежда, прическа, фигура

+

+

10

Даниил Я. (м)

+

Одежда, прическа, туфли

+

+

11

Стас С. (м)

+

Прическа

+

+

12

Кристина Р. (ж)

+

Прическа, бантик

+

+

13

Дария С. (ж)

+

Прическа, одежда, дамская  сумочка

+

+

14

Полина П. (ж)

+

Прическа, одежда, обувь, степень украшенности рисунка

+

+

15

Алена С. (ж)

+

Прическа, одежда, обувь

+

+




 

По результатам методики, у 100% исследуемых младшего школьного  возраста на рисунках присутствует различия по половому признаку.

73,3% испытуемых изобразили  в цвете, остальные 26,7% (мальчики) ограничились простым (черным) карандашом.

Следует отметить, что 46,7% исследуемых (девочки) этого возраста изобразили персонажа своего пола яркими цветами, делая акцент на прорисовке женственности фигуры и скромность позы.

Методика исследования детского самосознания (Н. Л. Белопольская)

Цель: исследование уровня сформированности аспектов самосознания, связанных с идентификацией пола и возраста.

По результатам методики 100% респондентов идентифицировали себя адекватно возрасту. 100% школьников верно определили образ прошлого и будущего.

93,3% отрицательным выбрали  образ старости, 6,7% - младенца. Положительный  образ у 100% - девушка (парень).

 

Таблица № 5. – Результаты младших школьников по методике «Функционально – ролевая согласованность»

Цель: получение информации о том, как дошкольники и младшие школьники дифференцируют семейные роли и функции.

Ф. И.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Вадим З. (м)

Любовники. Муж и жена

м

ж

ж

ж

ж

оба

м

м

оба

2

Дмитрий М. (м)

Те, кто поженился. Мужчина  и женщина

м

ж

ж

ж

оба

ж

ж

м

оба

3

Настя П. (ж)

Мужчина и женщина. Мужчина. Женщина

м

ж

ж

ж

ж

ж

м

оба

оба

4

Таня В. (ж)

Те, кто поженился, т. е. семья. Тот, кто женился. Та, которая  вышла замуж

оба

оба

ж

ж

оба

оба

ж

ж

оба

5

Сергей Д. (м)

Мужчина и женщина, которые  семья. Мужчина. Женщина

м

ж

ж

ж

оба

м

ж

оба

оба

6

Данила В. (м)

Папа и мама. Который  женился. Замужем

м

м

ж

ж

ж

оба

оба

оба

ж

7

Илья М. (м)

Жених и невеста. Жених. Невеста

м

ж

ж

ж

ж

ж

м

ж

оба

8

Лиза Ю. (ж)

Те, которые женаты. Мужчина, живущий с женщиной. Женщина, которая живет с мужчиной

м

ж

ж

ж

ж

оба

м

ж

оба

9

Артем С. (м)

Те, кто поженился. Муж  это тот, кто делает сложную работу дома. Жена убирает, моет дома

м

ж

ж

ж

ж

ж

м

м

оба

10

Даниил Я. (м)

Семья. Мужчина. Женщина

оба

ж

ж

ж

ж

оба

ж

м

оба

11

Стас С. (м)

Мужчина и женщина, которые  поженились. Мужчина, женатый на женщине. Женщина замужем

оба

ж

ж

ж

ж

ж

м

оба

оба

12

Кристина Р. (ж)

Влюбленная пара. Муж  – отец ребенка. Жена - мать

м

ж

ж

ж

ж

ж

ж

м

ж

13

Дария С. (ж)

Обрученные. Мужчина. Женщина.

оба

оба

ж

ж

ж

оба

оба

оба

оба

14

Полина П. (ж)

Женатые люди. Мужчина. Женщина

м

ж

ж

ж

м

ж

ж

ж

оба

15

Алена С. (ж)

Живут вместе, любят друг друга.

Мужчина. Девушка

оба

ж

ж

ж

оба

оба

оба

м

оба




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица № 6. – Результаты дошкольников по методике «Функционально – ролевая согласованность» в %

 3-6 шкалы мы объединили в одну шкалу – «Хозяин \ хозяйка»

Шкалы методик

%

1

 

Зарабатывает деньги - муж

66,7

Зарабатывает деньги - жена

0

Оба

33,3

 

% по шкале «Хозяин  \ хозяйка»

М

Ж

Оба

2

Покупает продукты – муж

6,7

4,02

77,4

17,4

Покупает продукты –  жена

80

Оба

13,3

3

Готовит еду - муж

0

Готовит еду - жена

100

Оба

0

4

Стирает белье – муж

0

Стирает белье – жена

100

Оба

0

5

Уборка в доме –  муж

6,7

Уборка в доме - жена

60

Оба

26,7

6

Создает уют – муж

6,7

Создает уют – жена

46,7

Оба

46,7

7

Поддерживает отношения  с родственниками - муж

40

Поддерживает отношения  с родственниками - жена

40

Оба

20

8

Организует досуг –  муж

40

Организует досуг – жена

26,7

Оба

13,3

9

Воспитывает детей –  муж

0

Воспитывает детей - жена

13,3

Оба

86,7


 

По результатам исследования, зарабатывать деньги в семье и  заниматься организацией досуга должен муж. Хозяйкой является жена. Поддерживать отношения с родственниками и заниматься воспитанием детей должны равноправно как муж, так и жена.

Таким образом, 100% графическое  разделение полов, 100% адекватное соотношение  себя с определенным полом и возрастом. Функционально-ролевое распределение  обязанностей отличается от стереотипных тем, что традиционное распределение обязанностей происходит между обоими супругами, в то время как жена ответственна лишь за хозяйственную часть, касающаяся бытового обслуживания, все остальное выполняется обоими супругами или входит в обязанности мужа: 20% жена, 40% муж и 40% оба супруга.

 


Информация о работе Полоролевые стереотипы дошкольников и младших школьников