Понятие андрогогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 07:52, курсовая работа

Краткое описание

Андрагогика осуществляет древнейшую формулу обучения: non scholae, sed vitae discimus - учимся не для школы, а для жизни. Как науку андрагогику отделяют от педагогики, так как педагогика - обучение и воспитание ребенка (от гр. paidos - ребенок), при этом многие результаты на самом деле оказываются важными только для школы.
Цель курсовой работы - рассмотреть понятие андрагогики, ее особенности, включая возможности дистанционного обучения взрослых, как в теории, так и на практике.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..стр. 3
Глава I. Место андрагогики в системе человекознания…………………..стр.5
1.1 Понятие "андрагогика", сущность андрагогики………………………стр.5
1.2 Андрагогические основы профессионального развития личности…стр.8
1.3 Основные принципы андрагогики……………………………………стр16
Глава II .Взрослый человек как субъект обучения………………………стр20
Глава III. Дистанционное обучение в образовании взрослых…….……..стр.25
3.1 Возможности дистанционного обучения в образовании взрослых…стр25
3.2 Анализ возможностей дистанционного обучения взрослых Новосибирской области…………………………………………………….стр33
4.Заключение………………………………………………………………..стр36
5.Используемая литература………………………………………….…….стр.38

Вложенные файлы: 1 файл

Андрагогика.docx

— 60.04 Кб (Скачать файл)

Окончен вуз, впереди работа и вновь учеба как пожизненный  процесс обогащения творческого  потенциала личности. Способность к  постоянному наращиванию квалификации Повышение уровня профессиональной компетентности - квалификации в рамках некогда приобретенной профессии - необходимое качество современного непрерывного обновление знаний и умений - ключевой образования вопрос конкурентоспособности  индивида, организации, нации в целом. В современном быстро меняющемся мире знания сами по себе устаревают довольно быстро и нуждаются в обновлении в среднем каждые 6-7 лет. [5]

Серьезной угрозой наших  дней является отставание способности  человека адаптироваться к изменениям в окружающем его мире от темпов этих изменений. Традиционное базовое  образование, как общее, так и  профессиональное, не успевает за социальными, экономическими, производственными, информационными  изменениями, принципиально не может  обеспечить человека знаниями, умениями и личностными качествами на всю жизнь. Кризис компетентности просто человека или работника сегодня рассматривается как одно из важнейших звеньев в цепи кризисных явлений.

Установлено, что после  окончания вуза ежегодно в среднем  теряется 20 % знаний. Быстрое устаревание  знаний отмечается в различных сферах. Например, в металлургии - 3,9 года, в машиностроении - 5,2 года, в химической промышленности - 4,8 года, в рекламе - 5 лет, в бизнесе - 2 года и т.д. Как показывает практика, для поддержания знаний на уровне требований современности специалист должен не менее 4 - 6 часов в неделю уделять изучению последних достижений в области, которой он занимается. [5]

Направления, виды, формы  образования, ориентированные как  на повышение профессиональной компетентности специалиста, так и на его личностное развитие, четко обозначены в законах  Российской Федерации "Об образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", а также в нормативно-правовых актах, принимаемых в соответствии с ними. В этих документах зафиксировано, что образовательные программы, связанные с повышением квалификации, профессиональной подготовкой и переподготовкой по новым специальностям, реализуют образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации). К ним относятся учебно-методические и образовательные центры, институты повышения квалификации, специальные факультеты вузов, академий.

Целью повышения квалификации является обновление теоретических  и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения  профессиональных задач. В соответствии с законодательством повышение  квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем. [11]

Повышение квалификации может  включать:

краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение;

тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов);

длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов.

Целью профессиональной переподготовки специалистов является получение ими  дополнительных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. По результатам прохождения профессиональной переподготовки специалисты получают диплом государственного образца, удостоверяющий их право (квалификацию) вести профессиональную деятельность в определенной сфере.

Одной из форм дополнительного  профессионального образования  является стажировка. Ее основная цель - формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях  изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских  навыков, для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой  должности.

Главная цель повышения квалификации - обеспечение на основе совершенствования  профессиональной деятельности специалиста  непрерывности и поступательности развития его личности. Запросы взрослого  человека в системе повышения  квалификации связаны в основном с желанием повысить уровень профессиональной компетенции, самоопределиться в профессиональной сфере, продолжить общекультурное развитие. На разных этапах профессиональной деятельности ожидания от повышения квалификации у взрослого человека меняются.

Важно, чтобы непрерывное  профессиональное образование способствовало сохранению и развитию субъектной позиции  специалиста на основе самоанализа, самооценки, самоорганизации в дальнейшем освоении поля профессиональной активности. [4]

Итак, сформулируем круг требований к содержанию профессионального  обучения в андрагогической модели. Оно должно быть открытым, т.е. способным к развитию объема за счет субъектного вклада участников андрагогического процесса. Оно предстает как персонализированное (ориентированное на интересы и потребности конкретных людей); практикоориентированное (интегрированное с контекстом жизнедеятельности); кулътуросообразное (соответствующее сложившимся культурным моделям); комплексное (позволяющее освоить поле профессиональной активности во всем его многообразии).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Основные  принципы андрагогики

 

Основное положение андрагогики, в отличие от традиционной педагогики, заключается в том, что ведущую роль в процессе обучения играет не обучающий, а обучаемый. Функцией обучающего в этом случае является оказание помощи обучающемуся в выявлении, систематизации, формализации личного опыта последнего, корректировке и пополнении его знаний. В этом случае происходит смена приоритетности методов обучения. Андрагогика вместо лекционных преимущественно предусматривает практические занятия, зачастую экспериментального характера, дискуссии, деловые игры, кейсы, решение конкретных производственных задач и проблем. Кроме того, меняется подход к получению теоретических знаний. На первое место выходят дисциплины, содержащие интегрированный материал по нескольким смежным областям знаний (междисциплинарные дисциплины), например управление проектами. [12]

Как отрицательное явление  следует отметить, что процессы восприятия, запоминания, мышления у взрослого  человека протекают не столь продуктивно, как у ребенка или подростка. В связи с этим первостепенную важность приобретают методология, методы, способы обучения, например использование мнемонических приемов запоминания.

Кроме того, взрослый человек  имеет устоявшиеся ментальные модели, положительный для него как индивидуума  опыт социального поведения, профессиональной деятельности и т.д. Однако этот опыт устаревает, индивидуальные ментальные модели входят в противоречие с общими (корпоративными) целями, навыками и  требованиями, что обусловливает  трудности в обучении взрослого  человека, когда необходимо не только "привитие" нового, но и "удаление" старого, изжившего себя. [10]

Современная наука выделяет следующие основные принципы андрагогики:

1). Принцип приоритетности самостоятельного обучения. Для того чтобы практически использовать этот принцип, необходима значительная предварительная подготовка - составление программ обучения, подбор и тиражирование учебного материала, приобретение и создание обучающих компьютерных программ. Здесь недостаточно составления списка литературы. Этот принцип обеспечивает для взрослого человека возможность неспешного ознакомления с учебными материалами, запоминания терминов, понятий, классификаций, осмысления процессов и технологий их выполнения. Значительную помощь в этом оказывает современное дистанционное обучение.

2).Принцип совместной деятельности обучающегося с одногруппниками и преподавателем при подготовке и в процессе обучения. Отправной точкой процесса обучения является выявление потребностей обучающихся и производственных потребностей. Интервью обучающего (аналитика, когнитолога), групповые обсуждения позволяют выявить эти потребности. Причем необходимо выяснение четырех точек зрения на предмет обучения: самого обучающегося (или нескольких обучающихся при групповой учебе), его руководителя, подчиненного и партнера (того, с кем связан обучающийся внутрифирменными производственными связями).

 3).Принцип использования имеющегося положительного жизненного опыта (прежде всего социального и профессионального), практических знаний, умений, навыков обучающегося в качестве базы обучения и источника формализации новых знаний. Этот принцип основан на активных методах обучения, стимулирующих творческую работу обучающихся. С другой стороны, внимание должно уделяться и индивидуальной работе - написанию работ типа рефератов, кейсов (по некоторому заданному шаблону), созданию методических схем и описаний, которые затем могут быть проработаны до стандарта предприятия. Индивидуальная работа заключается и в диалоге обучающегося и преподавателя (аналитика, когнитолога), направленном на взаимную передачу информации и знаний. При этом осуществляется формализация эмпирических знаний.

4).Принцип корректировки устаревшего опыта и личностных установок, препятствующих освоению новых знаний. Может быть использован как профессиональный, так и социальный опыт, который вступает в противоречие с требованиями времени, с корпоративными целями. Например, высококвалифицированный специалист может быть настроен на индивидуальную работу, на скрытие личностных знаний, неприятие новых перспективных работников, видя в них угрозу для своего личного благополучия. В таких случаях необходимы беседы, убеждение в несостоятельности привычного, формирование новых точек зрения, раскрытие новых перспектив и пр., т.е. воспитательные мероприятия.

5). Принцип индивидуального подхода к обучению на основе личностных потребностей, с учетом социально-психологических характеристик личности и тех ограничений, которые налагаются его деятельностью, наличием свободного времени, финансовых ресурсов и т.д. В основе индивидуального подхода находится оценка личности обучающегося, анализ его профессиональной деятельности, социального статуса и характера взаимоотношений в коллективе. Предварительные интервью, анкетирование, тестирование позволяют построить социально-психологический портрет обучающегося.

6). Принцип элективности обучения. Он означает предоставление обучающемуся свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания результатов обучения.

7). Принцип рефлективности. Этот принцип основан на сознательном отношении обучающегося к обучению, что, в свою очередь, является главной частью самомотивации обучающегося.

8). Принцип востребованности результатов обучения практической деятельностью обучающегося. Прежде всего это востребованность приобретенных обучающимся знаний, умений, навыков хозяйственной, производственной деятельности предприятия.

9). Принцип системности обучения. Он заключается в соответствии целей и содержания обучения его формам, методам, средствам обучения и оценке результатов.

10). Принцип актуализации результатов обучения (их скорейшее использование на практике). Исполнение этого принципа обеспечивается предыдущими принципами - системности, практической востребованности результатов обучения, индивидуального подхода, использования наработанного опыта.

11). Принцип развития обучающегося. Обучение должно быть направлено на совершенствование личности, создание способностей к самообучению, постижению нового в процессе практической деятельности человека. [10]

Заканчивая первую главу  дипломной работы следует отметить, что как наука, познающая и обобщающая практику обучения взрослых, андрагогика позволяет обоснованно формулировать и реализовывать образовательные цели взрослых людей. Разрабатывая теоретические и методологические основы деятельности, помогающей приобретать общие и профессиональные знания, осваивать достижения культуры, формировать нравственные ориентиры, андрагогика рассматривает образование в контексте жизненного пути человека.

 

 

 

Глава II .Взрослый человек как субъект обучения

Андрагогика имеет дело с общими закономерностями обучения взрослых, с научно-методическим и кадровым обеспечением этой деятельности.

По мнению известного социолога  И.С. Кона, возрастные категории имеют  три системы отсчета, куда входят:

- закономерности индивидуального  развития (возможности человека, обусловленные  его психобиологическими параметрами);

- специфика возрастной  стратификации общества (социокультурные  нормативы для поколений и  общественное представление о  должном для каждого возраста);

- принятая возрастная  символика культуры (совокупность  социальных ожиданий в сфере  поведенческих актов, внешнего  облика, форм отношений и др.). [2]

Таким образом, взрослость можно  определить как качество жизнедеятельности, воплощающее способность к воспроизводству  всей полноты бытия. Это не просто определенный период в жизни, но и  особое состояние, сущностными признаками которого выступают осмысленность  и ответственность за свои деяния. Существенную роль в обретении такого состояния играет образование. Это  утверждение остается справедливым как для момента взросления (прощания с периодом детства и юношества), так и для «выхода» в период взрослости, называемый старостью, и  далее — ухода из жизни. В этом смысле международный термин «life- long education» (обучение в течение жизни, или пожизненное обучение) является предельно точным. [2]

В чем же состоят предпосылки, которые формируют социально-андрагогическую специфику обучения как деятельности взрослого человека? Потребность в обновлении информации является базовой человеческой потребностью и во многом определяет поведение каждого из нас.

Необходимость постоянного  обновления знаний, умений, навыков, приобретения дополнительного образовательного опыта обусловлена:

— постоянным появлением в  жизни взрослого человека проблем, решение которых требует от него дополнительного приобретения знаний, умений, навыков, опыта деятельности, смены установок, объективно становящихся источником мотивации к обучению;

— наличием у людей любого возраста своих информационных запросов;

— способностью человека к  обучению независимо от его возраста, в силу природной динамики структур, отвечающих в организме за процессы обновления информации и позволяющих  компенсировать последствия возрастного  ослабевания, затухания рада познавательных функций;

— накоплением каждым из нас в ходе жизнедеятельности  опыта, способного становиться содержательной основой образования для других и для себя (при условии его  осмысления). [5]

Информация о работе Понятие андрогогики