Понятие личности в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 07:53, реферат

Краткое описание

Понятие личности начало складываться уже в древности. Первоначально термин «личность» обозначал маску, которую надевал актёр древнего театра,
затем- самого актёра и его роль в представлении. Термин «личность» впослед-
ствии стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни.
Направленность на целостный подход к психологическому изучению личности
человека издавна интересовала философов.

Содержание

Введение Стр. 3
Глава 1. Определение понятия личности в отечественной и зарубежной психологии Стр. 6
1.1. Индивидуальные проявления и особенности личности Стр. 16
1.1.1. Основные подходы к проблеме соотношения биологического и социального в личности Стр.16
1.1.2. Структура личности Стр.18
1.1.3. Направленность личности Стр. 21
Глава 2. Развитие психологии личности в России Стр.24
Заключение. Стр.26
Список использованной литературы. Стр.29

Вложенные файлы: 1 файл

психология 2.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

му здесь, в лучшем случае, отводится  роль некоего «вместилища» психической  деятельности, внешнего по отношению  к ней. В Биологизаторских концепциях

психическое развитие рассматривается  как линейная функция развития организ

ма, как нечто, однозначно следующее  за этим развитием; все особенности  пси-

хических процессов, состояний  и свойств человека здесь пытаются вывести из

биологических законов. При этом нередко  используются законы, открытые при 

изучении животных, которые не учитывают  специфику развития человеческого  организма. Часто в этих концепциях для объяснения психического развития привлекается основной биогенетический  закон (рекапитуляции), согласно которому в развитии индивида воспроизводится в главных чертах эволюция вида, к которому этот индивид принадлежит; пытаются найти в психическом развитии индивида повторение ступеней эволюционного процесса в целом или

хотя бы основных этапов развития вида. 

Видный отечественный психолог Б.Ф.Ломов развивая системный подход к пониманию сущности личности, пытается вскрыть всю сложность и неодназнач

ность решения проблемы соотношения  социального и биологического в  личнос

ти. Его взгляды на эту проблему сводятся к следующим основным положениям.

Исследуя развитие индивида, психология, конечно не ограничивается анализом

только отдельных психических  функций и состояний. Её прежде всего  интере-

сует формирование и развитие личности человека. В этой связи проблема соот-

ношений биологического и социального  выступает преимущественно как  проблема  организм и личность. Одно из этих понятий сформировалось в  контексте биологических, другое –  социальных наук, но и то и другое относит-

ся к индивиду как представителю  вида «человек разумный» и как  члену общест

ва. Вместе с тем в каждом из этих понятий фиксируются разные системы  свойств человека: в понятии организм – структура человеческого индивида как биологической системы, в  понятии личность – его включённость в жизнь общества. Как уже отмечалось, исследуя формирование и развитие личности, отечественная психология исходит из марксистского положения о личности как социальном качестве индивида. Вне общества это качество индивида не сущест

вует, а потому вне анализа отношений  индивид – общество не может быть и понято. Объективным же основанием личностных свойств индивида является система общественных отношений, в  котором он живёт и развивается.

В глобальном плане формирование и  развитие личности можно рассматривать как усвоение ею социальных программ, сложившихся в данном обществе на данной исторической ступени.

   Из всего сказанного можно  сделать вывод: детерминация развития  индивида 

имеет системный характер и отличается высокой динамичностью. Она необходимо включает как социальные, так и биологические детерминанты.

Социогенетическая концепция рассматривает  развитие личности как результат 

прямых воздействий окружающей социальной среды. Социогенетики отводят 

человеку пассивную роль существа, приспособляющегося к окружающей обстановке. 

 

 

  1.1.2 структура личности  

     В отечественной психологии  существует ряд попыток представить  структуру личности (А.Г.Ковалёв,  В.С.Мерлин, К.К.Платонов, В.А.Крутец-

кий, А.И.Щербаков). Наиболее обоснованную и развёрнутую структуру личности предложил К.К.Платонов. В предложенной им динамической функциональной структуре личности содержится как координационный (взаимосвязи между подструктурами личности на одном иерархическом уровне), так и субординационный (взаимосвязи между подструктурами личности, представленными на разных уровнях ) принципы построения. На

основе критерия соотношения социального  и биологического в качествах  личности в её структуре выделены четыре иерархически соотносящиеся подструктуры:

1) – направленность личности;

2)- опыт;

3)- индивидуальные особенности  психических процессов;

4)- включает биопсихические свойства.

 Кроме  того, в структуре  личности выделены две общие  интегративные подструктуры (характер  и способности), которые, в отличие от иерархических

подструктур, пронизывают все четыре уровня иерархии, вбирая в себя качества

из подструктур каждого выделенного  уровня. В то же время каждая из общих  подструктур отражает определённый аспект изучения поведения личности: устойчивость проявления черт в различных видах деятельности (тогда речь идёт о характере личности) или в каком - то конкретном виде деятельности     (речь идёт о способностях личности к данному виду деятельности);

1) подструктура личности, названная  «направленность личности», объединяет

качества направленности и отношения  личности, проявляющиеся как моральные  черты. Черты личности, входящие в  эту подструктуру, в своём подавляющем  большинстве не имеют непосредственных врождённых задатков

(исключая влечения и склонности), а отражают индивидуально преломленное

общественное сознание. Направленность личности включает в себя такие её формы, как влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение. В этих формах направленности личности проявляются и отношения и моральные качества личности, и различные потребности. Эта подструктура формируется путём воспитания.

2) подструктура личности, названная   «опыт» объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретённые в  личном опыте путём обучения, но уже с заметным влиянием и биологически и даже генетически обусловленных свойств личности.  Эту подструктуру иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью.

3) подструктура личности, названная  «особенности психических процессов»,       

объединяет  индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций, понимаемых как формы психического отражения: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли.

4) подструктура личности, названная  «биопсихические свойства», объединяет свойства темперамента, возрастные свойства личности и её патологические.

Свойства личности, входящие в эту  подструктуру, несравнимо больше зависят 

От физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют. Активность этой подструктуры определяется основными свойствами нервной системы.

А.В.Петровский и В.А.Петровский  понимали структуру личности, когда  она рассматривается как «сверхчувственное» системное качество индивида. Рассматривая личность в системе субъективных отношений, они выделяют три типа атрибуции (приписывания, наделения) личностного бытия индивида (или три аспекта трактовки личности).Первый аспект рассмотрения-интраиндивид-

ная личностная атрибуция : личность трактуется как свойство,присущее само-

му субъекту: личностная оказывается  погруженным во внутреннее  пространс-

тво бытия индивида.

Второй аспект – интериндивидная  личностная атрибуция  как способ понима-

ния личности, когда сферой её определения  и существования становится  «про-

странство межиндивидных связей».

Третий аспект рассмотрения –метаиндивидная  личностная атрибуция. Здесь обращается внимание на воздействие , которое вольно или невольно индивид

оказывает своей деятельностью (индивидуальной и совместной) на других лю-

дей. Личность воспринимается уже под новым углом зрения: её важнейшие ха-

рактеристики, которые пытались усматривать  в качестве индивида, предлагает-

ся искать не только в нём самом, но и в других людях. В этом случае личность

выступает в качестве идеальной  представленности индивида в других людях,

его инобытия в них его персонализации .Сущность этой идеальной представлен

ности –в тех реальных действенных  изменениях интеллектуальной и аффектив-

но-потребностной сферы другого  человека, которые производит деятельность

субьекта или его участие  в совместной деятельности . «Инобытие» индивида в

других людях –не статичный  отпечаток .Речь идёт об активном процессе , о своего рода продолжении себя в другом ,  вследствие которого личность обретает вторую жизнь в других людях . Продолжаясь в других людях , со     смертью индивида личность полностью не умирает. Индивид  как носитель лич-

ности  уходит из жизни , но персонализированный  в других людях, продолжает

жить. В словах «он живёт в  нас и после смерти» нет  мистики ,ни метафоричнос-

ти, это констатация  факта идеальной  представленности индивида  после  его 

материального исчезновения. Таким  образом, личность может быть характери-

зуема  только в единстве всех трёх предложенных аспектов рассмотрения. [21]

 

    1.1.3 Направленность личности

Несмотря на различие трактовок  личности, существующее в отечественной пси-хологии ,во всех подходах в качестве  её ведущей характеристики выделяется

её направленность. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по

разному: как «динамическая тенденция» ( С.Л.Рубинштейн ), «смыслообразую-

щий мотив» ( А.Н.Леонтьев ), «доминирующее  отношение» ( В.Н.Мясищев ), «основная  жизненная направленность»( Б.Г.Ананьев ),динамическая организа-ция сущностных сил  человека» (А.С. Прангишвили ). Она  так или иначе выявляется в изучении всей системы психических свойств и состояний личности: потребностей, интересов, склонностей, мотивационной сферы, идеалов, ценностных ориентаций, убеждений.

Таким образом, направленность выступает  как системообразующее свойство личности, определяющее её психологический склад.

   Совокупность устойчивых  мотивов, ориентирующих деятельность  личности и 

относительно независимых от наличных ситуаций, называется направлен-

ностью личности человека.

Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путём воспитания. Направленность- это установки, ставшие свойствами личности.

Направленность включает несколько  связанных иерархически форм: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами её деятельности.

Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности: 

  1. влечение – малодифференцированное, смутное стремление направленное на

какой- либо предмет или действие вследствие той или иной маловыраженной потребности. Для влечения характерно отсутствие чётко понимаемой, осознан-

ной цели;

  1. желание - более высокая форма направленности, при которой человек осознаёт то, к чему он стремится, т. е. цель своего стремления;
  2. стремление - возникает при включении в структуру желания волевого компонента;
  3. интерес – ещё более высокая и осознанная форма направленности на предмет, однако являющаяся только стремлением к его познанию;
  4. склонность – стремление к определённой деятельности. На основе интересов

и склонностей формируются идеалы;

  1. идеал – форма направленности, воплощённая в определённом, конкретном

образе, на который человек, имеющий  данный идеал, хочет походить;

  1. мировоззрение – это система взглядов, представлений и понятий о мире, его

закономерностях, об окружающих человека явлениях, природе и обществе;

8)  убеждение – высшая форма  направленности личности – это  система мотивов личности, побуждающих  её поступать в соответствии  со своими взглядами, принципами, мировоззрением.     [5]  

    Мотивы могут быть  в большей или меньшей мере  осознанными или совсем не  осознаваемыми. Основная роль  направленности личности принадлежит  осознанным мотивам. 

Потребностно – мотивационная  сфера характеризует направленность личности лишь частично, является как бы исходным её звеном, фундаментом. На этом фундаменте формируются жизненные цели личности. Следует различать цель деятельности и жизненную цель. Человеку приходится выполнять в течении жизни множество разнообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется определённая цель. Но цель любой отдельной деятельности раскрывает лишь какую – то одну сторону направленности личности, проявляю

щуюся в данной деятельности. Жизненная  цель выступает в качестве общего интегратора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. Реализация каждой из них есть вместе с тем частичная реализация общей жизненной цели личности. С жизненными целями связан уровень достижений личности. В жизненных целях личности находит выражение сознаваемая ею «концепция собственного будущего». Осознание человеком не только цели, но и реальности её осуществления рассматривается как перспектива личности. Состояние расстройства, подавленности, противоположное переживаниям, свойственным человеку, осознающему перспективу, называется фрустрацией. Она возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с реально непреодолимыми препятствиями, барьерами, или когда они воспринимаются как таковые. Необходимыми признаками фрустрирующей ситуации является ярко выраженная мотивированность достижения цели (удовлетворения потребности) и возникновение преграды, препятствующей этому достижению. В подобной ситуации человек может преодолевать значительные трудности, не впадая в состояние фрустрации. Но в критические моменты, когда трудности непреодолимы, возникает состояние фрустрации, которое в определённой мере деформирует целеполагающее поведение человека. Ф.Е.Василюк выделяет следующие виды фрустрационного поведения:

Информация о работе Понятие личности в психологии