Понятие общения. Функции общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 00:26, реферат

Краткое описание

Проблемы общения всегда были актуальны, но именно сегодня они все чаще становятся специальным предметом исследований. Такое внимание к проблемам общения совершенно не случайно: общение пронизывает по существу все стороны жизни общества и человека, оно начинает осознаваться и как ценность, и как «белое пятно» многих гуманитарных наук. Все чаще проявляется осознание того факта, что «частная» проблема общения приобретает все большую значимость в современном мире и от плодотворности ее решения в теории и на практике во многом зависит решение многих и многих жизненно важных человеческих проблем и даже отчасти будущее культуры и цивилизации.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 55.48 Кб (Скачать файл)

1-й уровень: макроуровень  – в данном случае общение  рассматривается как важнейшая  сторона образа личности, в котором  отчетливо выделяются преобладающее  содержание деятельности, круг людей, с которыми преимущественно контактирует  она, сложившийся стиль общения  и другие параметры. Все это  обусловлено общественными отношениями, социальными условиями жизни  личности. Кроме того, рассматривая  этот уровень, следует учитывать, каких правил, традиций, принятых норм придерживается личность, общаясь с другими. Временной интервал для такого рассмотрения общения –вся предшествующая и будущая жизнь личности.

2-й уровень: мезауровень  – общение этого уровня предполагает контакты на определенную тему. Причем реализация темы может осуществляться с одним лицом и группой, может закончиться в один сеанс или потребовать нескольких встреч, актов общения. Как правило, у человека несколько тем, которые он реализует последовательно или параллельно. И в том, и в другом случае партнерами по общению могут быть отдельные личности или группы.

Общение в пределах темы имеет начало, середину и окончание, т.е. оно представляется процессом. В зависимости от темы конкретная картина общения может быть весьма своеобразной по форме, способам.

3-й уровень: микроуровень – он предполагает акт общения в роли своеобразной элементарной частицы (единицы). Таким актом общения можно считать вопрос-ответ, рукопожатие, многозначительный взгляд, мимическое движение в ответ и др. Через элементарные единицы реализуются темы, из которых складывается вся система общения личности в определенный период ее жизни.

Общение – первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т. е. при включении и активном участии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное развитие. Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказания взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Барьеры в  общении

Актуальность проблемы «барьеров» общения обусловлена целым рядом факторов. Прежде всего, наличием и расширением сферы влияния таких видов профессиональной деятельности, существование которых связано с системой взаимоотношений «человек-человек». Очевидно, что в сфере бизнеса, педагогики, инженерного труда и т. п. невозможно аффективное осуществление деятельности при затрудненных взаимоотношениях. Разработка и решение проблемы «барьеров» имеет практическое значение для повышения эффективности общения и совместной деятельности. Распознавание «барьеров» на ранних этапах их проявления способствует оптимизации совместной деятельности.

Решение проблемы «барьеров» общения предполагает многоаспектный характер исследования с учетом разнообразия «барьеров» и обширностью сферы их проявлений. Все эти требования достаточно успешно решаются в русле личностного подхода. Дело в том, что процесс общения – это, прежде всего взаимоотношение индивидов, каждый из которых обладает специфическим набором индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей. В связи с этим в проблематике вопроса «барьеров» общения необходимо учитывать личностный аспект, как определяющий индивидуально-избирательные отношения данной личности к действительности.

Наиболее адекватным поставленной проблеме можно считать следующее определение: «Барьер» общения – психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Барьер состоит в усилении отрицательных переживаний и установок – стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных с задачей (например, «страх сцены»).

1. Личностный аспект является определяющим и в классификации «барьеров» основанной на положениях психологии отношений различаются: 1) «барьеры» отражения – это барьеры, которые возникают в результате искаженного восприятия:

– себя (неадекватная самооценка);

– партнера (приписывание не присущих ему свойств, способностей);

– ситуации (неадекватная оценка значимости ситуации);

2) «барьер» отношения – это барьеры, возникающие в результате неадекватного отношения:

– к себе (неудовлетворенность своим ролевым статусом);

– к партнеру (чувство антипатии, неприязни к партнеру);

– к ситуации (негативное отношение к ситуации);

3) «барьеры» обращения как специфической формы отношения. Эти «барьеры» возникают:

– при формах обращения, которые ведут к кооперации, сотрудничеству и т.д. (комплименты, похвала, какие-либо поощрительные жесты и т.п.);

– при формах обращения ведущих к непродуктивному общению (повышенный тон голоса, невербальные средства, используемые в конфликтных ситуациях, оскорбительные выражения и т. п.).

4) «барьер» социально-культурного  различия. Он подразумевает под  собой приверженность человека  к тем или иным убеждениям, теориям, взглядам, культурным традициям, обычаям, той или иной философии, религии и т.д.

Как часто бывает: два близких человека разговаривают друг с другом, что-то горячо обсуждают, делятся своими мнениями, и вдруг кто-то из них восклицает: «Да ты меня совсем не понимаешь!» Или мать обращается к ребенку с просьбой, а он ее словно не слышит. Или в ответ на вполне безобидные слова подросток вдруг разражается слезами. Почему людям порою бывает так трудно понимать друг друга? Прежде всего, это происходит тогда, когда каждый из говорящих на самом деле слушает только себя. Вспомните, как трудно порой бывает «отключиться» от самого себя, от своих дел и забот, от мыслей, которые крутятся в голове, от слов, которые собираешься сказать.

Еще одним барьером для общения, как ни странно, служат советы. А ведь люди раздают их направо и налево, да еще и считают, что делают доброе дело! Добрым делом совет можно считать только в одном случае: если его кто-то у вас просит. Да и в этом случае человек чаще всего обращается к нам не за советом, то есть не за прямым указанием, как ему поступать, а просто за поддержкой. Кроме того, ему важно, чтобы его выслушали. А что же делать, когда вы знаете, что человек нуждается в сочувствии и очень хочется ему помочь? Лучше просто сказать ему: «Я вижу, ты чем-то расстроен». Если у него действительно есть необходимость в вашей помощи, он сам с удовольствием поделится своими проблемами, и тут уже самое главное - внимательно слушать его, а не искать удобного момента, чтобы показать, как хорошо вы умеете давать советы. Скорее всего, проговорившись, как следует, он сам найдет ответ на мучившие его вопросы. Очень часто, слушая рассказ нашего собеседника, мы интересуемся тем, что он говорит, всего несколько минут, а затем начинаем искать аналогичные ситуации в нашей собственной жизни - и, конечно, тут же находим! И тогда в ответ на его слова: «Мой сын совсем отбился от рук» восклицаем: «Да, а вот мои девочки...» - и переключаемся на свои собственные проблемы. И общения не получается - каждый говорит о своей проблеме. Переключение темы на себя - серьезное препятствие для общения.

Впрочем, когда мы все же выслушиваем другого человека, но делаем это как бы нехотя, по обязанности, «для галочки», ситуация не лучше. Формальное сочувствие может стать не менее серьезным барьером для общения, чем полное равнодушие. Как бы умело вы ни притворялись, собеседник почувствует фальшь в вашем поведении. Поэтому, если вы на самом деле не можете проникнуться настоящим сочувствием к другому человеку (у вас дырявые карманы, а у него жемчуг мелкий), не стоит делать вид, что вы его жалеете, тем более ставить это себе в заслугу.

Выход только один – общаться с теми, кто вам по-настоящему дорог, и уж тут не жалеть ни времени, ни сил, ни внимания.

Изучение проблемы «барьеров» общения в контексте личностного подхода позволяет говорить о схеме выхода из ситуации «барьера», где главным является принцип взаимоотношений ведущих к сотрудничеству и взаимопониманию с учетом индивидуально-психологических особенностей партнеров по общению.

Итак, прежде чем поставить точку в работе, подведем следующие итоги. В настоящее время абсолютно каждый человек имеет те или иные психологические барьеры.

И если даже человек справляется с одними барьерами, то приходит черед другим. Нужно постоянно над собой работать, ни в коем случае не отчаиваться, а главное, следовать только позитивным установкам. 

Главный вывод в том, что уменьшение барьеров, ведет к эффективности общения, то есть снижаются барьеры понимания и соответственно увеличивается эффективность совместной деятельности (здесь можно понимать также и барьеры между членами семьи, между друзьями). Эту тему очень важно поднимать в рабочих коллективах, так как при хотя бы частичном решении этой проблемы можно существенно повысить уровень развития любой организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Структура общения

Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру с тем, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. К структуре общения можно подойти по-разному. Можно охарактеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Все эти три стороны выступают как раскрытие субъективного мира одного человека по отношению к другому. Однако это раскрытие в каждой из сторон процесса общения имеет свою специфику.

Коммуникативная сторона общения связана с передачей информации как с помощью речи (вербально), так и посредством разнообразных действий (невербально).

К вербальным средствам коммуникации относится речь – устная и письменная в ее смысловом значении. Существуют мнения, что интонации голоса, темп речи и другие сопутствующие проявления также относятся к категории вербальных. Однако если учесть, что подобные особенности могут не только дополнять, но и полностью отменять прямой смысл сказанного, мы считаем невербальными средствами все, не являющиеся, собственно, словами.

Таким образом, к невербальным средствам коммуникации относятся все остальные средства передачи информации:

1. почерк;

2. околоречевые средства (интонации, громкость, темп, ритм речи, тембр голоса, дикция, звуки, сопутствующие  речи – «э-э-э», «хм-м», покашливание  и др.);

3. кинесические средства (мимика, жесты, позы тела, походка, прикосновения  к партнеру и пр.);

4. дистанции (зоны) общения (расстояние  между партнерами);

5. организация пространства (расположение партнеров друг  относительно друга);

6. место общения (территория, на которой происходит общение);

7. время общения (не только  время суток, но и момент психологического  или физиологического состояния  партнера);

8. запахи (парфюмерии, используемой  партнерами, индивидуальные запахи, улавливаемые на бессознательном  уровне, запахи окружающей среды, влияющие на эмоции человека);

9. стиль партнеров (одежда, прическа, аксессуары и пр.).

К невербальным средствам относятся все остальные неречевые средства передачи информации.

В процессе коммуникации происходит «расшифровка» вербальных и невербальных сигналов. По мнению психологов, человек осознает только около 10% информации, которой владеет его мозг, а значит, расшифровка и анализ информации происходят не столько на сознательном уровне, сколько на бессознательном. Соответственно, реакция на полученное сообщение нами часто не осознается.

Перцептивная сторона общения означает процесс взаимовосприятия и познания партнеров по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Человек вступает в общение как личность и воспринимается партнером по общению также как личность. В ходе познания одновременно осуществляется несколько процессов: эмоциональная оценка другого, попытка понять его поступки, построение стратегии изменения его поведения, построение стратегии своего собственного поведения. Таким образом, от меры точности «расшифровки» и понимания внешнего рисунка поведения другого человека зависит и успех организации с ним согласованных действий. Многим требуется время, чтобы понять, что впечатление, вызываемое ими у других людей, может значительно отличаться от ожидаемого ими.

Очень часто восприятие человека человеком обозначают термином «социальная перцепция». Этим термином закрепилось понимание процесса восприятия всех «социальных объектов» (другие люди, социальные группы и большие социальные общности), т.е. более широко, чем просто восприятие человеком человека. При рассмотрении общения целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии. Более того, само употребление термина «восприятие» также является не совсем точным, так как речь идет о познании человека человеком в целом, включая и когнитивные процессы.

Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название «аттракция». Буквально аттракция — привлечение, но здесь не просто привлечение, а процесс формирования привлекательности какого-то человека и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения к нему. Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент.

Интерактивная сторона общения заключается во взаимодействии общающихся, т.е. обменом в процессе общения не только словами, но и действиями, поступками. Это уже не просто общение, а совместная деятельность, направленная на реализацию общих для группы целей, это и взаимное влияние друг на друга контактирующих людей.

Существует два вида взаимодействия: кооперация и конкуренция. В последнее время из кооперации стали выделять «помогающее поведение», характеризующее стремление оказать помощь другому человеку.

Кооперация — основной вид взаимодействия, при котором происходит объединение, суммирование усилий участников. В целом для нее характерно взаимопонимание людей. А для взаимопонимания необходимо, чтобы основные характеристики мировоззрения участников взаимодействия имели точки соприкосновения. Устойчивая кооперация существенно затруднена, если в группе есть индивидуалисты и коллективисты или непримиримые атеисты и фанатично верующие и тому подобное.

Информация о работе Понятие общения. Функции общения