Понятие об эмоциях и чувствах, их характеристики. Классификация эмоций и чувств. Формы переживания чувств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:46, контрольная работа

Краткое описание

Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий, общая, генерализованная реакция организма на такие воздействия (на ранних этапах развития практически любое новое воздействие на организм вызывает очень бурную реакцию, в которую вовлекаются, чуть ли не все органы и системы). Такого рода реакции физиологи называют генерализованными, т.е. обобщенными, всеобщими). Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов.

Содержание

Введение………………………………………………………………

1. Понятие об эмоциях и чувствах…………………

2. Классификация эмоций и чувств………………..

3.Функции чувств и эмоций ………………………………………………

4.Формы переживания чувств.

Заключение………………………………………………..…………....

Список литературы………………………………………………….…

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по психологии.docx

— 45.53 Кб (Скачать файл)

Фрустрация возникает  в результате конфликтов человека с  другими людьми, особенно в коллективе, в котором он не получает поддержки, сочувственного отношения. Негативная социальная оценка личности, которая  затрагивает значимость человека, его  отношения, угрожает престижу, человеческому  достоинству, приводит в состояние  фрустрации. Она возникает у людей с повышенной возбудимостью, с недостаточно развитыми тормозными процессами, у невоспитанных, распущенных детей.

Страсти — сильные, стойкие, продолжительные чувства, которые  захватывают человека, владеют им и проявляются в соединении всех устремлений человека в одном  направлении, в сосредоточении его  на одной цели. Тем самым в страстях совмещены эмоциональные и волевые факторы

Страсть — существенная сила человека, который энергично  стремится к своей цели. Она  порождает неослабевающую энергию  в стремлении к цели. Страсть проявляется  в самых различных сферах человеческой жизни и деятельности — в работе, обучении, науке, спорте, искусстве.

Страсть имеет избирательный  характер и проявляется не только в эмоциональной, но и в познавательной, волевой сферах, в форме настойчивости.

Страсти бывают положительные  и негативные. Положительные страсти  — увлечение работой, обучением  — являются силой человека, которая  порождает большую энергию в  деятельности, способствует  продуктивности работы

. Негативные страсти  - стремление (действовать и обладать) превалирует над чувствованием.  Испытывая страсть, человек выступает  как страдающее, пассивное существо, находящееся во власти непреодолимой  силы. Но эта сила в, то, же время исходит от него, он сам вместе с тем является и активной стороной. Это раздвоение человека, предопределенное природой страсти, явилось основой для двух противоположных ее трактовок. Согласно первой страсть есть темная, фатальная сила, в которой сказывается роковая власть низменного (телесного) над высоким (духовным). Поэтому страсть - это зло, с которым надо бороться. Такой взгляд на страсть присущ некоторым религиозным воззрениям, в частности христианству. Другой взгляд исходит из понимания страсти как великой движущей силы людских поступков. Соединение в чувстве нравственного и разумного придает страсти благородство и высокую целесообразность. Игнорирование в страсти нравственных норм и разумных доводов низводит ее до ничтожного, низменного чувства. Страсть может быть пагубной или великой, привести к преступлению или к подвигу.

Настроения, увлечения  и страсти, как правило, формируются, длятся и исчезают (проходят) непроизвольно: форму переживаний выбрать невозможно. Волевой компонент тут может  присутствовать лишь как сознательный выбор эмоциогенного фактора  (те условия внутренней и внешней среды, которые обусловливают выраженность и знак эмоционального состояния оператора), в том числе предмета чувства, и как специально стимулируемая концентрация внимания на нем, сопровождаемая самовнушением положительного или отрицательного отношения к нему.

Другими словами, непосредственно  «сделать» себе настроение, «организовать» увлечение или страсть невозможно, но возможно их спровоцировать через  концентрацию внимания на соответствующем  эмоциогенном факторе. Эта процедура  стимулирует развертывание соответствующих  эмоций или чувств, которые переживаются в какой-либо форме: чем сильнее  самовнушение, тем сильнее  форма  переживаний (от настроения до страсти).

 

Заключение.

 

Исходя из выше изложенного, ответить, для чего нужны, чувства и эмоции односложно нельзя.

Эмоции и чувства имеют не одну определенную функцию, а несколько. Прежде всего, эмоции и чувства, как и все остальные психические процессы, представляют собой отражение реальной действительности, но только в форме переживания. При этом понятия «эмоции» и «чувства», которые мы часто используем как равноценные, на самом деле обозначают различные психические явления, которые, конечно, самым тесным образом связаны между собой. И в эмоциях и в чувствах отражаются потребности человека, вернее, то, как эти потребности удовлетворяются.

В эмоциональных переживаниях отражается жизненная значимость действующих  на человека явлений и ситуаций. Другими словами, эмоции — это отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. В общем, можно сказать, что все способствующее или облегчающее удовлетворение потребностей вызывает положительные эмоциональные переживания, и, наоборот, все, что этому препятствует, — отрицательные.

Важное отличие чувств от эмоций заключается в том, что  чувства обладают относительной  устойчивостью и постоянством, а  эмоции возникают в ответ на конкретную ситуацию. Глубокая связь чувства  с эмоциями проявляется, прежде всего, в том, что чувство переживается и обнаруживается именно в конкретных эмоциях. Так, чувство любви к  близкому человеку может переживаться в зависимости от ситуации, как эмоция радости за него, удовольствия от общения, тревоги в случае, если ему что-либо угрожает, досады, если он не оправдал наших надежд, гордости за его успехи, стыда в случае, если он совершил что-либо недостойное, и т. д. В структуру чувства входит не только эмоция, непосредственное переживание, но и более обобщенное отношение, связанное со знанием, пониманием, понятием.

Одна из главных функций  эмоций состоит в том, что они  помогают ориентироваться в окружающей действительности, оценить предметы и явления с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.Анохин П.К., Эмоции. БМЭ. Т. 35.

2. Дружинин В.Н., Экспериментальная психология: Учебное пособие — М.: ИНФРА-М, 1997.-256 с.

3. Изарт К.Е., Эмоции человека. — М.: Издательство Московского Университета,1980.-439 с

4. Коломинский Я.Л. Человек: психология: Книга для учащихся старших классов. — М., Просвещение, 1986.

5. Леонтьев А. Н. "Потребности, мотивы и эмоции." М., 1971.

6. Максименко С.Д. Общая психология. — М., 2000.

7. Немов Р.С. «Психология». – М.: изд. центр ВЛАДОС, Кн. 1.- 2002.

8. Рейковский Я. “Экспериментальная психология эмоций”.

Психология.  Под ред. Дружинина В.Н.

Учебник для  гуманитарных вузов. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 656 с. 

 

 

  1. Фролов С.С., Социология организаций: Учебник. - М.: Гардарики, 2001. — 384 с.;
  2. Ильин Г.Л., Социология и психология управления: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с.;
  3. Козырев Г.И., Основы социологии и политологии: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. – 240 с.;
  4. Кравченко А.И., Тюрина И.О., Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: академический проект, 2005. – 1136 с.
  5. Волков Ю.Е., Социология труда: учебное пособие. – М.: Издательский дом «АТИСО», 2009.  – 536 с.

Информация о работе Понятие об эмоциях и чувствах, их характеристики. Классификация эмоций и чувств. Формы переживания чувств