Понятие психологии развития. Понятие «развитие» в психологии развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 10:59, лекция

Краткое описание

Возрастная психология – это раздел психологии, в которой изучаются вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности процесса перехода от одного периода психического развития к другому на основе смены типов ведущей деятельности. Возрастная психология делится на:
детскую психологию, изучающую закономерности психического развития ребенка от рождения до поступления в школу;
психологию младшего школьника;
психологию подростка;
психологию юности;
психологию взрослого человека (акмеологию);
геронтопсихологию

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие психологии развития.docx

— 39.56 Кб (Скачать файл)

Понятие психологии развития. Понятие «развитие» в психологии развития

Психология  развития изучает закономерности формирования психики, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, анализируя различные подходы, функций и генезиса психики, различные стороны становления психики

Возрастная  психология – это раздел психологии, в которой изучаются вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности процесса перехода от одного периода психического развития к другому на основе смены типов ведущей деятельности. Возрастная психология делится на:

  • детскую психологию, изучающую закономерности психического развития ребенка от рождения до поступления в школу;
  • психологию младшего школьника;
  • психологию подростка;
  • психологию юности;
  • психологию взрослого человека (акмеологию);
  • геронтопсихологию.

Главное, что отличает возрастную психологию от других областей психологии, - акцент на динамике развития. Поэтому  ее называют генетической (от слова "генезис" – происхождение, становление).

Развитие. В возрастной психологии индивидуальное развитие описывается в таких понятиях, как «онтогенез», «течение жизни», «жизненный путь», «жизненный цикл», «биография», их составляющие («стадии развития», «возрасты жизни» и т.п.) и производные («возрастные свойства»): биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со среднестатистическим уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста; социальный возраст индивида измеряется путем соотнесения уровня его социального развития (например, овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников; психический возраст определяется путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития данного индивида с соответствующими нормативными, среднестатистическим показателями; кроме того, существует субъективный, переживаемый возраст личности; речь идет о возрастном самосознании, на сколько лет человек себя чувствует, как он воспринимает свой возраст, считает ли он себя молодым или старым, ребенком или взрослым; субъективный возраст зависит от напряженности, событийной наполненности жизни и воспринимаемой степени самореализации лица.

Развитие — (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский) — закономерное и необратимое изменение психологических процессов во времени.

Развитие — (В.В. Давыдов) — последовательные (прогрессирующие  и регрессирующие), в целом необратимые  количественные и качественные изменения психики; при этом старые структуры входят в новые, претерпевая изменения и реорганизацию.

Развитие - (Л.И. Анциферова) - возникновение качественно новых образований, переход психологической системы на новый уровень функционирования.

Развитие - (Л.И. Божович) - возникновение системных психологических новообразований.

Развитие - (Б.Г. Ананьев) - последовательная смена моментов становления, эволюции и инволюции; каждое из этих изменений имеет количественную характеристику продолжительности (метрическую), качественную (однонаправленность, одномерность), типологическую.

Основные формы развития – филогенез и онтогенез.

Филогенез – процесс развития биологических структур в ходе биологической  эволюции вида или социокультурной истории человечества.

Онтогенез – процесс индивидуального  развития человека.

Области (сферы) психического развития указывают на то, что именно развивается. Выделяют следующие области:

  • психофизическая – внешние (рост, вес) и внутренние (кости, мышцы, мозг, железы, органы чувств и т.д.) изменения организма человека;
  • психосоциальная – изменения в эмоционально-волевой и личностной сферах;
  • когнитивная – познавательное развитие, развитие всех познавательных процессов и способностей.

Наряду с понятием «развитие» в психологии существуют понятия  «созревание» и «рост».

Созревание – наследственно  запрограммированные изменения  внешнего вида, функций и организации  организма.

Рост – процесс количественных изменений в ходе совершенствования  какой–либо функции.

Обычно о созревании и  росте говорят тогда, когда хотят  подчеркнуть биологический аспект развития.

Возрастной символизм. Психология развития или возрастная психология изучают индивидуальное развитие в  определенной социальной системе —  социально-возрастные процессы и социально-возрастная структура общества, описываемые  в таких терминах, как «возрастная  стратификация», «возрастное разделение труда», «возрастные слои», «возрастные  группы», «поколения». Также отдельно можно выделить такую систему отсчета – возрастной символизм, отражение возрастных процессов и свойств в культуре, который включает в себя нормативные критерии возраста, т.е. принятую культурой возрастную терминологию, периодизацию жизненного цикла с указанием длительности и задач его основных этапов; возрастные стереотипы — черты и свойства, приписываемые лицам данного возраста и задаваемые им в качестве подразумеваемой нормы; представления о том, как должны протекать рост, развитие и переход индивида из одной возрастной стадии в другую; возрастные обряды — ритуалы, посредством которых культура структурирует и оформляет взаимоотношения возрастных слоев, классов и групп, и возрастную субкультуру – специфический набор признаков и ценностей, по которым представители данного возрастного слоя осознают и утверждают себя в качестве отличного от всех остальных возрастных общностей.

Предмет психологии развития

Закономерности развития человека как члена общества, его психики, сознания - психическое развитие человека от момента рождения до смерти изучает специальная область психологического знания – психология развития и возрастная психология.

Объект возрастной психологии - процесс возрастного  развития во всех его связях и опосредованиях. Объект одинаков для всех изучающих психическое развитие человека и может ограничиваться возрастными рамками. Например, объектом может быть процесс запоминания у детей 6-10 лет.

Предмет зависит  от понимания автором сущности процесса развития, в том числе, психического.

Наиболее общим  определением предмета возрастной психологии (без раскрытия его сущности) может  служить следующее определение.

Предметом изучения возрастной психологии являются источники, движущие силы, условия и закономерности психического развития человека от рождения до кончины... особенности становления и распада психических новообразований в отдельных возрастах и генетические переходы от одного новообразования к другому. Например, Ананьев рассматривал психологическое развитие от рождения до кончины как непрерывный процесс, внутри которого есть пики в психических функциях, отмечал, что распад некоторых из них, а также личности начинается задолго до физической смерти индивида.

Предметом изучения психологии развития является саморазвитие.

Психическое развитие, определяется как фило-, антропо-, онто- или микро-генетические изменения поведения и переживания, образующие ветвящийся процесс, содержащий, с одной стороны, узлы качественных изменений, преемственно следующие друг за другом, и другой, линии количественных изменений, связывающие их между собой.

Составляющие предмета психологии развития:

Возраст (хронологический, психологический, социальный, биологический).

 По Л. С. Выготскому - определенная стадия достигнутого ребенком уровня культ, развития; соотносится с хронологическими и интеллектуальными характеристиками возрастного развития.

  • Хронологический возраст – это время отдельного человека, начиная с момента рождения и до конца жизни.
  • Психологический возраст – это те психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике каждого человека.

Социальный возраст – за основу взяты те социальные изменения, которые происходят в психике взрослых. Социальный возраст - отдельное место в психологии развития занимает социальный возраст, который представляет собой набор нормативно-ролевых свойств и идентичностей, производных от возрастного разделения труда и социальной структуры общества (такие понятия, как дошкольный, школьный, студенческий, рабочий, пенсионный, брачный возраст или возраст гражданского совершеннолетия имеют смысл только в контексте социальных отношений определенного общества и изменяются вместе с ними; содержание понятий «молодость» и «молодежь» зависит, с одной стороны, от темпов индивидуального развития и созревания, а с другой — от продолжительности первичной социализации и смены исторических поколений, с ростом ожидаемой продолжительности жизни существенные изменения претерпело понятие старости и т.д.).

  • Биологический возраст – это те генетические, физиологические, морфологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека. Ввиду их измеряемости установлены определенные возрастные нормативы.

Возрастная психология отмечает те сравнительно медленные, но основательные  количественные и качественные изменения, которые происходят в психике  и поведении детей при их переходе из одной возрастной группы в другую.

Обычно эти изменения  охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев до ряда лет. Эти изменения зависят от "постоянно  действующих факторов": биологического созревания и психофизиологического  состояния организма ребенка, его  места в системе человеческих социальных отношений, достигнутого уровня интеллектуального и личностного  развития.

Возрастные изменения  психологии и поведения данного  типа называются эволюционными, т.к. они связаны со сравнительно медленными количественными и качественными преобразованиями.

Их следует отличать от революционных, которые, являясь более глубокими происходят быстро и за сравнительно короткий срок. Такие изменения обычно называются кризисами возрастного развития, возникающим на рубеже возрастов между более-менее спокойно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения.

Еще один тип изменений, которые  могут рассматриваться как признак  развития, связан с влиянием конкретной социальной ситуации. Их можно назвать ситуационными. Такие изменения включают в себя то, что происходит в психике и поведении ребенка под влиянием организованного и неорганизованного обучения и воспитания.

Возрастные эволюционные и революционные изменения психики  и поведения обычно устойчивы, необратимы и требуют систематического подкрепления, в то время как ситуационные изменения психологии и поведения индивида неустойчивы, обратимы и предполагают их закрепление в последующих упражнениях. Эволюционные и революционные изменения преобразуют психологию человека как личности, как личности, а ситуационные оставляют её без изменений, затрагивая лишь частные формы поведения, знания, умения, навыки (ЗУНы).

Третьей составляющей предмета психологии развития являются движущие силы, условия  и законы психического развития.

  • Под движущими силами психического развития понимаются те факторы, которые определяют собой поступательное развитие ребенка, являясь его причинами, содержат в себе энергетические, побудительные источники развития, направляют его в нужное русло.
  • Условия определяют собой те внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые, не выступая в качестве движущих сил развития, тем не менее, влияют на него, направляя ход развития, формируя его динамику и определяя конечные результаты.
  • Законы психического развития определяют собой те общие и частные закономерности, с помощью которых можно описать психическое развитие человека и опираясь на которые можно этим развитием управлять.

Развитие каждой психической  функции, каждой формы поведения  подчиняются своим особенностям, но психическое развитие в целом  имеет общие закономерности, которые  проявляются во всех сферах психики  и сохраняются на протяжении всего  онтогенеза. Каковы же особенности?

А. Для психического развития характерны неравномерность и гетерохронность. (Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них "идут" как бы впереди остальных, подготавливая другим почву. Затем те функции, которые "отставали", приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего усложнения психической деятельности. Периоды, наиболее благоприятные для становления той или иной стороны психики, называются сензитивными. Функции развиваются успешнее и интенсивнее.

Б. Психическое развитие протекает стадиально, имея сложную организацию по времени. Каждая возрастная стадия имеет свой темп и ритм, не совпадающий с темпом и ритмом времени и изменяющимся в разные годы жизни. (Так, год жизни в младенчестве по своему значению и происходящим преобразованиям не равен году жизни в отрочестве. Наиболее быстро психическое развитие происходит в раннем детстве – с рождения до 3 лет).

Стадии психического развития определенным образом следуют одна за другой, подчиняясь своей внутренней логике. Их последовательность нельзя перестроить или изменить по желанию  взрослого.

Характеристиками стадий психического развития выступают:

  • социальная ситуация развития;
  • ведущая деятельность;
  • психические новообразования.

Итак, под социальной ситуацией  развития понимается соотношение внешних  и внутренних условий развития психики (Л.С. Выготский). Она определяет отношение ребенка к другим людям, предметам, вещам, созданным человеком, и к самому себе.

Каждому возрасту присуща  ведущая деятельность, которая обеспечивает основные линии психического развития именно в этот период (А.Н. Леонтьев). В ней представлены типичные для  данного возраста отношения ребенка  со взрослым, а через это и отношение к действительности. В этой деятельности формируются основные личностные новообразования, происходит перестройка психических процессов и возникновение новых видов деятельности. (Например, в предметной деятельности в раннем возрасте формируются "гордость за собственные достижения", активная речь, складываются предпосылки для возникновения игровой и продуктивных видов деятельности, возникают элементы наглядных форм мышления и знаково-символической функции).

Информация о работе Понятие психологии развития. Понятие «развитие» в психологии развития