Понятие социальной установки с позиций западной и отечественной

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 12:23, реферат

Краткое описание

Важной отраслью научных социально-психологических исследований является поиск регуляторов социального поведения человека. Традиционно теоретико-исследовательская мысль разворачивается вокруг ряда понятий, близких, но не тождественных по содержанию: Установка, социальная установка, ценностные ориентации и др. Внутреннее состояние готовности человека к действию предшествует поведению.

Содержание

Вступление
Понятие социальной установки с позиций западной и отечественной
Понятие установки, ее структура и функции
Феномен Лапьера
Изменение социальных установок
Поведение, как фактор определяющий установки
Вывод

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат_соц. психологія.docx

— 53.81 Кб (Скачать файл)

План

  1. Вступление
  2. Понятие социальной установки с позиций западной и отечественной
  3. Понятие установки, ее структура и функции
  4. Феномен Лапьера
  5. Изменение социальных установок
  6. Поведение, как фактор определяющий установки
  7. Вывод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Важной отраслью научных  социально-психологических исследований является поиск регуляторов социального  поведения человека. Традиционно  теоретико-исследовательская мысль  разворачивается вокруг ряда понятий, близких, но не тождественных по содержанию: Установка, социальная установка, ценностные ориентации и др. Внутреннее состояние готовности человека к действию предшествует поведению.

Только при условии  изучения этого механизма можно  решить вопрос о том, чем же конкретно  регулируется поведение и деятельность человека. Для того чтобы понять, что предшествует развертыванию  реального действия, необходимо прежде всего проанализировать потребности  и мотивы, побуждающие личность к  деятельности. В общей теории личности как раз и рассматривается  соотношение потребностей и мотивов  для уяснения внутреннего механизма, побуждающего к действию. Однако при  этом остается еще не ясным, чем определен  сам выбор мотива. Этот вопрос имеет  две стороны: почему люди в определенных ситуациях поступают так или иначе? И чем они руководствуются, когда выбирают именно данный мотив?

 

Понятие социальной установки с позиций западной и отечественной

Традиция изучения социальных установок сложилась в западной социальной психологии и социологии (Дэвис, 1972. С. 54). Отличие этой линии исследований заключается в том, что с самого начала категориальный строй исследований, расставленные в них акценты были ориентированы на проблемы социально-психологического знания. В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «Установка», который в литературе на русском языке переводится либо как «социальная установка», либо употребляется как калька с английского (без перевода) «Установка».  
Д.Н.Узнадзе посвятил много времени изучению установок, но необходимо учитывать тот смысл, который он вкладывал в понятие установки и социальной установки. Под установкой понимается единое динамическое состояние личности, ее готовность к определенным действиям, которая обусловлена некими потребностями субъекта и определенной соответствующей ситуацией. Если ситуации будет повторяться, то такая настроенность поведения личности может закрепиться, в таком случае возникнет фиксированная установка, не ситуативная. Такое определение установки не учитывает усвоение человеком социального опыта и влияния социальных факторов, определяющих направление деятельности личности.

  Выявить особые состояния   человека, которые предшествуют  его реальному поведению,  - было  целью многих ученых, занимавшихся  данной темой. В.Н. Мяснищев также изучал данный вопрос и разрабатывал концепцию отношений. Отношение представляет собой систему временных связей индивида как личности-субъекта с действительностью и ее отдельными составляющими, помогает определить направление возможного поведения личности.

 По Л.И. Божовичу направленность  зависит от внутренней позиции личности относительно его социального окружения и определенных объектов социальной среды.

  Несмотря на существенные различия этих позиций относительно многообразных ситуаций и объектов, можно определить общий принцип, который будет доминирующим и будет способствовать  прогнозированию поведения. Направленность личности – это особая предрасположенность человека осуществлять свои действия определенным образом, охватывающая все проявления его жизнедеятельности. В таком случае, направленность  есть  понятие однопорядковое  по отношению к понятию социальной установки.

 А.Н. Леонтьев связывает  понятие личностного смысла с  понятием направленности: личностный  смысл задает направление поведения  настолько, насколько личностный  смысл предмета деятельности  приоритетен для конкретного  человека.

Исследования Установок западными социальными психологами проходило в 4 исторических этапа:

1.    1918 г. (в это  время и был введен данный  термин) до 2-ой мировой войны (характерно  увеличение популярности проблемы, проводится большое количество  исследований);

2.    1940-1950 гг. (снижается  количество исследований из-за  возникших затруднений и множества  нерешенных вопросов по данной  проблематике);

3.    1950-1960 гг. (интерес  к данной теме снова возрастает, возникают новые идеи, но наряду  с этим признается кризисное  состояние исследований);

4.    70-е года (характерен  застой, обусловленный множеством  противоречивых фактов).

1919 год - У.Томас и Ф.Знанецкий изучали, как происходит адаптация польских крестьян, уехавших из Польши в Америку. В итоге они выявили две зависимости, без которых было бы невозможно описание процесса адаптации: выяснилось, что индивид зависит от социальной организации и наоборот. Ученые внесли предложение использовать понятия социальной ценности (характеризует социальную организацию) и социальной установки (характеризует индивида) для характеристики отношений двух данных сторон. Соответственно, первое определение Установка представлялось как психологические переживания индивидами ценностей, значений и смысла социального объекта. Как указывалось выше, далее наблюдалась высокая активность в исследовании Установкаа, ученые выделили такие его общие черты:

 •    выраженная  готовность реакции;

 •    соответствующее  конкретной ситуации состояние  нервной системы и сознания;

 •    организованность;

 •    значимость  предшествующего опыта»

 •    способность  направлять и динамически влиять  на поведение.

  Установка исследовался с помощью методов, основой которых были специальные шкалы, благодаря которым получали словесные самоотчеты индивида.

 Установкаам присущи следующие функции:

 •    функция защиты: благодаря Установкау разрешаются внутренние конфликты личности;

 •    приспособительная: направление субъекта к объектам, служащим для достижения его целей, зависит от Установкаа;

 •    функция знания - от Установкаа поступают упрощенные указания для поведения индивида по отношению к определенному объекту;

 •    функция выражения  – благодаря Установкау личность преодолевает внутренние конфликты.

 Выполнение вышеперечисленных  функций возможно благодаря сложной  структуре Установка:

 •    поведенческий  компонент – характерна последовательность  поведения по отношению к объекту;

 •    аффективный  компонент – обеспечивает эмоциональную  оценку объекта, проявление симпатии  или антипатии по отношению  к нему;

 •    когнитивный  компонент – объект осознает  социальную обстановку.

 Несмотря на множество  проводимых тестов и экспериментов,  ответа на вопрос «Что же именно измеряют шкалы, как связаны между собой экспериментальные условия Установки и реальное поведение?» так и не было найдено.

Понятие установки, ее структура и функции

Установка формируется на основании предварительного социально-психологического опыта, разворачивается на осознанном и неосознанном уровне и осуществляет регулятивную (направляет поведение или управляет им) функцию в отношении поведения индивида.

Он также определяет:

  1. устойчивый, последовательный, целенаправленный характер поведения в ситуациях, которые изменяются;
  2. освобождает субъекта от необходимости принимать решения и произвольно контролировать поведение в стандартных ситуациях;
  3. может выступать и как фактор, который предопределяет инертность действия и тормозит приспособления к новым ситуациям, которые требуют изменения программы поведения.

В зависимости от того, на какой объективный фактор деятельности направлена установка, выделяют три  уровня регуляции поведения - уровни смысловых, целевых и операционных Установок.

Смысловые Установки состоят из информационного (мировоззрение человека), эмоционального (симпатии, антипатии в отношении другого объекта), регулятивного (готовность действовать) компонентов.Они помогают воспринимать систему норм и ценностей в группе, сохранять целостность поведения личности в ситуациях конфликта, определять линию поведения индивида т.д.

Целевые Установки обусловлены целями и определяют устойчивость течения определенного действия человека. В процессе решения конкретных задач на основе учета условий ситуации и прогнозирования развития в этих условиях, оказывают операционные Установкаы, которые проявляются в стереотипности мышления, конформном поведении личности и т.д.

Личность, выступая субъектом  общения в группе, имея определенную позицию в социальной среде, характеризуется  оценочным, выборочным отношением к  людям, которые ее окружают. То есть она сопоставляет, оценивает, сравнивает и выбирает людей для общения, руководствуясь возможностями конкретной группы и своими собственными потребностями, интересами, установками, прошлым опытом общения, которые в совокупности создают конкретную ситуацию жизнедеятельности  личности, предстают как социально-психологический  стереотип ее поведения.

Большинство работ социальную установку рассматривают как  самостоятельный объект исследования и самостоятельный раздел в учебниках  по социальной психологии.

В. Томас и Ф. Знанецкий рассматривали установку как предмет социальной психологии. В их понимании социальная установка означает определенное психическое состояние переживания индивидом ценности, значения или смысла социального объекта.

А содержание переживания, в  свою очередь, определяется внешними, т.е. локализованными в социуме, объектами. Вообще, социальная установка - не объяснительное понятие для определения субъективных ориентаций индивида как члена группы (общества) на те или иные ценности, социальные объекты.

Названные ориентации диктуют  индивиду определенные, социально приемлемые способы поведения. Социальная установка  рассматривалась как элемент  структуры личности и одновременно как элемент социальной структуры. Именно поэтому она получила столь  широкое признание в социальной психологии: в ней видели ту объяснительную категорию исходную единицу, которая  может преодолеть дуализм социального и индивидуального, определить социально-психологическую реальность в ее целостности.

Все многочисленные определения  социальной установки предусматривали  выделение ее основных функций: опережательной и регулятивной. И определение социальной установки как готовности к действию, как ее предпосылки, фиксирует прежде всего ее регулятивную и опережательную функции.

Систематизируя и обобщая  различные дефиниции установки, Г. Олгюрт определял ее как состояние психонервной готовности индивида к реакции на все объекты или ситуации, с которыми он связан. Таким образом, делая целенаправленное и динамическое воздействие на поведение, установка всегда является зависимой от прошлого опыта.

Опыт как источник силы установок.

Сила установок зависит  и от того, как мы их приобретаем. Результаты серьезных исследований, выполненных Расселом Фазио и Марком Занной, позволяют сделать следующий вывод: если установки являются следствием опыта, вероятность того, что они сохранятся надолго и будут направлять поведение, значительно возрастает (Fazio & Zanna, 1981). В ходе одного из экспериментов исследователям, не подозревая об этом, помог Корнеллский университет. Финансовые проблемы заставили администрацию университета временно, на несколько недель, поселить некоторых первокурсников в общих спальнях, в то время как другие студенты блаженствовали в относительно комфортных отдельных комнатах.

В ходе опроса, проведенного Деннисом Реганом и Рисселлом Фазио, студенты из обеих групп выразили одинаково негативное отношение и к ситуации, сложившейся в общежитии, и к решению, принятому администрацией (Regan & Fazio, 1977). Когда же им была предложена возможность действовать в соответствии со своими установками — подписать петицию и собрать подписи других студентов, вступить в комитет, изучающий ситуацию, или написать ходатайство, — ею воспользовались лишь студенты, ставшие жертвами временного размещения, т. е. люди, чьи установки сформировались на основе личного опыта. Но это еще не все. По сравнению с пассивно сформировавшимися установками установки, закаленные в горниле опыта, более осмысленны, более определенны, более стабильны, менее подвержены внешним влияниям, более доступны и более насыщены эмоциями (Millar & Millar, 1996; Sherman et al., 1983; Watts, 1967; Wu & Shaffer, 1987).

Подводя итог, можно сказать, что связь между выраженными  установками и поведением зависит  от обстоятельств и может варьировать  в широких пределах — от полного  ее отсутствия до очень сильной (Kraus, 1995). Наши установки прогнозируют наше поведение, если:

— другие влияния минимальны;

— установка специфична для данного поведения;

— установка усилена, т. е. если что-то напомнило нам о ней  или если она была приобретена  таким образом, который гарантирует  ее силу.

Кажутся ли эти условия  очевидными? Может быть, трудно не поддаться  соблазну и не подумать, что мы и  «раньше это знали». Однако помните: в 1970 г. они казались исследователям отнюдь не очевидными, как не казались очевидными и студентам одного из университетов Германии, которых  попросили предугадать опубликованные результаты изучения связи между  установками и поведением (Six & Krahe, 1984).

Относительно определения  Г. Олпорта, то социальная установки - это сугубо индивидуальное образование. Г. Олпорт проследил три основных источника возникновения понятия «Установка». Одно из первых источников - экспериментальная психология конца XIX века, которая в своей практике использовала предшественников Установкау - мышечную установку, установку на задания и др. Считается, что именно в это время были заложены основы типологизации установок, экспериментальная база их обнаружения и дифференциации.

Информация о работе Понятие социальной установки с позиций западной и отечественной