Понятия и разделы специальной педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 09:04, курс лекций

Краткое описание

Специальная педагогика — это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых затруднительно или невозможно образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи обще педагогических методов и средств.
Специальная педагогика — составная часть педагогики, одна из ее ветвей.
Как научная дисциплина наряду с обще педагогически ми терминами использует собственный понятийный аппарат. Термины "специальная педагогика" и "специальное образование" являются общепринятыми в современной международной теории и практике.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции.doc

— 336.00 Кб (Скачать файл)

 

1. Слуховой анализатор: строение  и особенности развития

Среди аномальных детей значительную категорию составляют дети с различными выраженными отклонениями слуха.

Слух – отражение действительности в форме звуковых явлений, способность человека (живого организма) воспринимать и различать звуки . Эта способность реализуется посредством органа слуха или звукового анализатора (это сложный нервный механизм). Слуховой анализатор включает периферический отдел, средний и центральный отделы. Ухо является усилителем и преобразователем звуковых колебаний.

Окружающий нас мир полон звуков, отличающихся огромным разнообразием. Мы живем в мире звуков. Слух имеет огромное значение для развития человека.

Познание окружающей действительности крайне затруднено у ребенка, лишенного слуха.

Овладение речью - одна из центральных, важнейших психических функций - в определяющей степени зависит от слуха. Ребенок, имеющий дефекты слуха не может самостоятельно научиться говорить, т.к. нечетко воспринимает речь и слышит звуковые образцы. Ребенок с недостатками слуха не может контролировать собственное произношение. Соответственно от этого в значительной степени страдает его устная речь. Все эти факторы отрицательно влияют на процесс и возможности обучения и познания окружающего мира.

Речь лежит в основе мыслительной деятельности.

Глубокие нарушения слуха и речи способствует известной социальной изоляции аномальных детей, т. к. деятельность с нормально слышащими ограничено.

Таким образом, глубокое и стойкое нарушение слуха оказывает влияние на психическое, физическое и личностное развитие ребенка.

2 Причины аномалий развития  слуха

Глубоким и стойким считается такое поражение слуховой функции, при котором процесс развития протекает на дефектной основе и не обнаруживает признаков улучшения пораженной функции, а лечебные средства оказываются неэффективными.

Нарушения


 

Врожденные:

неправильное внутриутробное развитие слухового органа обусловлено наследственностью (полная и частичная аплазия внутреннего уха; нарушения развития среднего  и наружного уха в виде отсутствия барабанной полости и заращения наружного слухового прохода (атрезии)).

У родителей с дефектом слуха вероятно рождение аномального ребенка, но не обязательно.

Влияние вирусных инфекций (корь грипп) на развитие плода в первые месяца; внутриутробные интоксикации химическими, лекарственными веществами, алкоголем.

Травма плода.

 

Приобретенные:

Встречаются чаще.

Инфекционные заболевания- менингит, корь, скарлатина, паротит, вследствие нарушения слуха возможна пневмония.

-Воспалительные процессы (от места поражения зависит степень недуга) – среднее ухо – менее тяжкие последствия, чем  центрального отдела анализатора (кровоизлияния, опухоли, энцефалитах).

-Заболевания носа и носоглотки (которые могут вызвать непроходимость евстахиевой трубы).

-Неврит слухового нерва (слуховой нерв и нервные клетки чувствительны к интоксикации и бактерийным токсинам к полному или частичному выпаданию слуха).

-Лекарственные средства (хинин, стрептомицин) и промышленные яды  (ртуть, мышьяк).

-Сильный шум и вибрации.

-Травмы головы (родовые и послеродовые).


 

3. Различные поражения  слухового анализатора вызывают  различную степень выраженности  дефекта слуховой функции. Зависят  от времени возникновения патологического  процесса, от того в какой степени  и в какой период развития  нарушен слух.

В зависимости от этих факторов детей с недостатками слуха делят на 3 категории:

- глухие

- позднооглохшие

- слабослышащие (тугоухие).

Не только дефект слуха, но и вторично возникшая недостаточная речь затрудняет обучение детей.

Глухие дети – это дети с тотальным (полным) выпадением слуха, который не может быть самостоятельно использован ими для дальнейшего речевого запаса. Обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать громкие и резкие, низкие звуки.

 

Различают глухих


 

- Глухих без речи (рано-оглохших) с двусторонним стойким глубоким нарушением слуха врожденным или приоб-ретенным в раннем детстве, доречевом периоде.

 

- Глухих (позднооглохших) с потерей  слуха, но сохранной речью.


 

Слабослышащие (тугоухие) - дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но сохраняющей возможность самостоятельного накопления речевого запаса при помощи слухового анализатора. Различают среди слабослышащих:

  1. детей, обладающих к моменту поступления в школу крайне ограниченной или глубоко недоразвитой речью;
  2. детей, владеющих развернутой речью с небольшими недостатками в её грамматическом построении и ошибками в произношении и письме.

Глухие дети

 Термин «глухонемота»- редко употребляемый, показывает зависимость между поражением слуха (глухотой) и отсутствием речи (немотой). Немота следствие глухоты. У глухонемых не наблюдается органических поражений (первичных) речевого аппарата (в периферийном и центральном отделах).

Отсутствие речи - вторичное отклонение и влечет за собой психические отклонения (нарушение зрительного восприятия, логического мышления и других познавательных процессов). Замедленный темп развития глухонемого ребёнка (из-за аномалии с окружающим миром).

Таким образом, частичный периферийный дефект вызывает своеобразное аномальное развитие, характеризующееся не только отсутствием речи, но и интеллектуальным недоразвитием, заметными затруднениями в обучении.

Однако специальные условия обучения стимулируют компенсаторные процессы глухонемых, постепенно сглаживают и выправляют дефекты психического развития, преодолевают «немоту». Глухонемой постепенно перестаёт быть немым, и становится глухим говорящим. Поэтому термин «глухонемой» неприемлем, т.к. не отражает действительность.

Сохраненные  анализаторы выполняют компенсаторную функцию для познания окружающей действительности.

Глухой ребенок средства общения и способы находит в мире предметов, действий, рисунков, обращается к вынужденной речи общения - мимико-жестикулярной речи (жестовой речи), основанной на системе жестов, каждый из которых имеет своё значение.

Комплекс образов представленных в сочетании с жестовыми средствами составляет основу развития мышления глухих, не овладевших словесной речью.

Расширяя познавательные возможности глухого ребёнка, словесная речь способствует переходу от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, во многом формирует личность ребёнка, расширяет её социальные возможности.

Устная речь воспринимается слышащими на слух. Глухие используют для этой цели зрение - чтение с губ, т.е. зрительное восприятие речи, по движению речевых органов - эти навыки  компенсируют дефекты слуха. Навыки чтения с губ формируются в связи с обучением речи.

Использование остатков слуха играет немаловажную роль и в сочетании с другими анализаторами, способствует усвоению произношению и формированию навыка чтения с губ.

Всевозможные специальные и технические средства, пособия предназначены для использования сохранных анализаторов (виброскоп) преобразует звучащую речь в механические колебания - помогает чтению с губ, работа над произношением (над голосом и ритмом).

Важным условием словесного обучения является желание и потребность глухого ребёнка отказаться от более доступной для него жестовой речи и перейти к высшей форме человеческого общения - устной речи.

В процессе обучения глухих формируются виды речи: письменная, дактильная (ручная азбука). Это компенсаторные виды речи. Этот вид речи в дальнейшем становится  вспомогательным средством.

Обучение глухих детей показывает, что, овладевая словесной речью и получая на этой базе общеобразовательные и профессиональные знания, они приобретают возможности дальнейшего развития.

Позднооглохшие дети.

Задача спец. организованного обучения и воспитания - сохранить и развить устную речь, познавать действительность на уровне словесно-логического мышления.

Обучение затруднено восприятием устной речи (разговорной). Этот недостаток компенсируется развитием коррекционного навыка зрительного восприятия речи- чтения с губ. Успешное различение слов и фраз, считываемых с губ, зависит от уровня речевого развития ребёнка, речевого опыта.

Другое затруднение речевой деятельности является произношение. Оно отличается типичными особенностями: нарушением модуляций голоса, неточной артикуляции звуков, слабой звучностью, ошибками в словесном ударении и окончании слов. Особое значение имеет последовательное наращивание словарного запаса, обучение грамоте и грамматике. Позднооглохшие дети обучаются отдельно от глухих детей в специальных школах, где важное место уделяется развитию зрительного восприятия речи и сохранению имеющегося речевого запаса. 

 

 

Тема 4: ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

План.

1.Зрение: понятие (зрительный анализатор) функции, значение.

2.Причины аномалий зрительного  анализатора.

3.Слепые дети.

4.Слабовидящие дети.

 

Литература:

  1. Тифлопедагогика Литвак А.Г.
  2. Власова Т.В., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии- М.,1973.
  3. Дефектологический словарь – М.,1970
  4. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. – М.,1973.
  5. Основы обучения и воспитания аномальных детей.- М.,1965

 

Способность видеть, т.е. ощущать и воспринимать окружающую действительность посредством зрительного анализатора называется зрением.

Впечатление о внешнем мире, формирование представлений о реально существующих предметах и явлениях мозг получает через зрение.

С помощью зрения познаются существенные признаки разнообразных объектов (свет, цвет, величина), осуществляется ориентировка в пространстве, воспринимается изобразительное и архитектурное искусство, наблюдаются сложные изменения в природе (важное значение в процессе обучения ребёнка - овладение грамотой, карта - зрительно-пространственные представления).

Оптическое восприятие осуществляется зрительным анализатором, который представляет сложную нервно рецепторную систему, реализующую восприятие и анализ зрительных раздражений.

Характерные особенности зрительного восприятия: дистантность, мгновенность, одновременность и целостность обозрения окружающего мира.

Структурно и функционально – это самый сложный и совершенный орган. Он взаимодействует с двигательным, тактильным, обонятельным и слуховым анализаторами; образует с ними сложные динамические системы связей.

Зрительный анализатор состоит из периферического отдела (глаза), проводникового (зрительный нерв, зрительные и подкорковые изменения) и центрального отдела (зрительные зоны коры головного мозга, расположенные в затылочной области).

Нарушение деятельности зрительного анализатора вызывает у ребёнка значительные затруднения в познании действительности, ограничиваются общественные контакты, ограничивается возможность заниматься различными видами деятельности.

Нарушения зрительного анализатора могут быть вызваны в силу врождённых или приобретённых влияний


 

 

Причины- Врожденные нарушения.

 

Причины- Приобретённые нарушения.

Воздействие:

- патогенные агенты в период эмбрионального развития (токсо-плазмоз, нарушение обмена ве-ществ, воспалительные процесс-сы, инфекционные заболевания);

- наследственность. Форма проявления – микрофтальм – грубое структурное изменение глаза, характерное уменьшение размеров одного или обоих глаз и значительного понижения зрения;

- анофтальм – врожденное  безглазие.

Врожденные изменения:

- катаракта – самая распрост-раненная форма врождённого изменения органа зрения – помутнение хрусталика;

- пигментная дистрофия (деге-нерация) сетчатки, характеризу-ется сужением поля зрения до полной его потери;

- астигматизм – аномалия рефракции, т.е. преломляющей способности глаза.

- доброкачественными врож-дёнными  мозговыми опухолями;

-заболевания матери на ранних  этапах беременности.

 

(Распространены меньше в России, связано с профилак-тическими мерами);

- заболевания - оспа, трахома, сифилис, туберкулёз глаз;    

- детские заболевания: корь, скарлатина, дифтерия;

- внутричерепные и внутри-глазные  кровоизлияния;

- травмы головы (вследствие родов, травматическое повреж-дение мозга);

- травма глаза (в послеродовом  периоде);

- приобретённая катаракта (следствие  травмы);

- тяжелое заболевание, связан-ное  с повышением внутри-глазного  давления и измене-ниями в тканях -  глаукома (поте-ря зрения);

- атрофия зрительного нерва – характеризуется нарушением связи между сетчаткой и зрительными центрами глаза;

- заболевание ЦНС (менингит, менинго-энцефалит), осложнён-ное после общих заболеваний  организма (грипп и др.).


 

 

Патологические процессы таких текущих заболеваний как глаукома, атрофия зрительного нерва, мозговые опухоли долгое время не проявляя себя, могут постепенно ухудшить состояние зрительных функций и затем вызвать резкое падение уровня зрения.

К прогрессирующим нарушениям зрения относятся виды нарушений преломляющей способности глаза, обуславливающие понижения зрения – близорукость и дальнозоркость.

При близорукости – нарушение рефракции глаза выражается в том, что лучи идущие от предмета, преломляются не на сетчатки, а перед ней.

Дальнозоркость – преломление лучей, идущих от предмета, происходит позади сетчатки.

Вследствие этих отклонений на сетчатке образуются неясные, расплывчатые изображения.

Дальнозоркость встречается реже близорукости у детей, и преобладая у младших школьников, с возрастом снижается.

Количество детей с близорукостью растёт. Близорукость не остаётся стационарной, она может увеличиться. Это связано с нарушением санитарно-гигиенических правил учебной работы школы и дома. Прогрессирующая близорукость ухудшает состояние всего организма человека (ослабление опорно-двигательного аппарата). Воспалительные процессы глаз, инфекционные заболевания (корь, скарлатина и др.) усиливают близорукость. Поэтому необходимо иметь своевременную информацию о состоянии зрения детей.

Степень нарушения функции зрительного анализатора определяется понижением остроты зрения. Острота проверяется по таблицам, составленным из 10-12 видов букв и знаков. Каждый последующий ряд знаков по сравнению с предыдущим означает разницу в остроте зрения на 0,1. нормальный человек определяет знаки и буквы 10-й строки на расстоянии 5м. Если острота зрения ниже 0,1, используют счёт пальцев (острота 0,09).Если не различает ребёнок пальцев, а видит только свет, то острота зрения равна светоощущению. Если ребёнок не может отличать свет от темноты, то острота зрения равна нулю.

Детей со стойкими дефектами зрения делят на слепых и слабовидящих.

Слепые дети- дети с полным отсутствием зрительных ощущений или сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением (максимальная острота 0,04 в очках).

Различают разные степени потери зрения:

- абсолютная (тотальная) слепота, при которой отсутствуют зрительные ощущения (светоощущения, цветоощущения);

- практическая слепота - при которой сохраняется светоощущение на уровне различения света от темноты или остаточное зрение, позволяющее сосчитать пальцы рук, контуры, силуэты и цвета предметов непосредственно перед глазами.

Информация о работе Понятия и разделы специальной педагогики