Предмет и задачи возрастной психологии и психологии развития
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2014 в 17:36, лекция
Краткое описание
Область науки, изучающая закономерности психического развития человека и его психологические особенности на различных возрастных ступенях, называется возрастной психологией. В предмет современной возрастной психологии кроме детства включены и периоды взрослости. Это стало возможным благодаря пониманию человека как существа бесконечно развивающегося, а следовательно, на протяжении всей жизни приобретающего новообразования. Возрастная психология также изучает условия, при которых возможно обучение взрослого человека, исследует, что движет развитием человека, какие кризисы развития присущи периоду взрослости.
Предмет и задачи возрастной
психологии и психологии развития. Понятие
психического развития. Закономерности
психического развития. Понятие психологического
возраста, структура и динамика возраста.
Связь возрастной психологии с другими
науками
Предмет возрастной
психологии
Область науки, изучающая закономерности
психического развития человека и его
психологические особенности на различных
возрастных ступенях, называется возрастной
психологией.
В предмет современной возрастной
психологии кроме детства включены и периоды
взрослости. Это стало возможным благодаря
пониманию человека как существа бесконечно
развивающегося, а следовательно, на протяжении
всей жизни приобретающего новообразования.
Возрастная психология также изучает
условия, при которых возможно обучение
взрослого человека, исследует, что движет
развитием человека, какие кризисы развития
присущи периоду взрослости.
Под возрастными особенностями
развития понимают типические особенности
возраста, определяющие основное направление
развития в онтогенезе.
Зарождение системных исследований
в возрастной психологии было положено
наблюдением и изучением таких аспектов
развития, как личностное, когнитивное,
нравственное, духовное, социальное развитие.
Характеризуя условия, источники,
движущие силы и механизмы развития в
целом и отдельных его аспектов в частности,
возрастная психология показывает и возможные
направления развития.
Задачи возрастной
психологии
Главной задачей возрастной
психологии является исследование и описание
психической реальности человека в определённые
возрастные периоды его жизни.
Решение этой задачи сопряжено
с проблемой построения периодизации
возрастных изменений в жизненном цикле
человека. Возрастная периодизация представляет
собой схему разделения жизненного пути
человека на отдельные периоды, каждый
из которых имеет свою психологическую
характеристику.
Многообразие имеющихся в современной
возрастной психологии периодизаций психического
развития объясняется многообразием исследовательских
подходов к изучению развития человека
и зависит от того, исследуется ли весь
комплекс личностного развития человека
или какой-либо отдельный его аспект (когнитивный,
нравственный, духовный и т.п.).
Одной из ведущих задач возрастной
психологии является задача соотнесения
данных, полученных опытным путем (преимущественно
наблюдением) с имеющимися теориями психического
развития.
В решении этой задачи следует
руководствоваться убеждением Жана Пиаже
в том, что «лишь по степени возможности
практического применения узнаётся теоретическая
плодотворность науки». Жан Пиаже полагал
для всех, чья деятельность требует точного
знания ребёнка, что детальный анализ
фактов важнее теории. Вместе с тем, сугубо
утилитарный подход сдерживает формирование
теоретической основы любой науки. В своей
книге "Беседы с учителями о психологии"
В.Джеймс пишет о том, что психология не
должна объяснять учителям, как учить
детей, это предмет другой науки. Возрастная
психология призвана помочь педагогу
понять внутреннюю жизнь ребёнка и особенности
его развития.
Важной задачей возрастной
психологии является также выявление
нормы и отклонения в психическом развитии
человека определённого возраста. Норма
психического развития определяется в
отечественной психологии развития не
как характеристика среднестатистического
уровня развития в какой-либо возрастной
группе, но как указание на высшие возможности
достижения для этого возраста. Отклонения
в возрастном развитии рассматриваются
в возрастной психологии в связи с условиями
развития (например, экстремальные ситуации,
условия депривации) или в связи с индивидуальными
особенностями (например, одарённость).
Предмет психологии
развития — закономерные изменения
человеческой психики во времени, влекущие
за собой новые изменения, и связанные
с этим факты и явления психической жизни.
Задачи и функции ПР:
Описание развития предполагает
представление феноменологии процессов
развития во всей полноте (с точки зрения
внешнего поведения и внутренних переживаний).
К сожалению, очень многое в психологии
развития находится именно на уровне описания.
Объяснить развитие — значит выявить причины,
факторы и условия, повлекшие за собой
наступившие изменения в поведении и переживании.
В основе объяснения лежит схема причинно-следственной
связи, которая может быть строго однозначной
(что встречается чрезвычайно редко), вероятностной
(статистической, с разной степенью отклонения)
или вообще отсутствовать. Она может быть
одинарной (что встречается очень редко)
или множественной (что обычно и имеет
место при изучении развития).
Прогноз развития - всегда носит гипотетический
характер, так как основывается на объяснении,
на установлении связей между наступившим
следствием и возможными причинами. Если
эта связь установлена, то факт ее существования
позволяет считать, что совокупность выявленных
причин с необходимостью повлечет за собой
следствие. В этом, собственно, и заключается
смысл прогноза.
Коррекция развития есть управление им
через изменение возможных причин. И поскольку
развитие есть ветвящийся процесс, имеющий
узлы качественных и линии количественных
изменений, постольку возможности коррекции
теоретически неограниченны. Ограничения
накладываются здесь в большей степени
возможностями описания, объяснения и
прогноза, которые и поставляют информацию
о характере происходящих процессов и
природе объекта в целом. Важно отметить
особое место прогноза и коррекции развития
при решении прикладных задач психологии
развития.
Итогом описания, объяснения,
прогноза и коррекции становится модель
или теория развития.
Все теории развития
используют в качестве отправного пункта
систему «субъект—среда». Без определения
отношений внутри этой системы не может
быть построена ни одна теория. Характер
отношений между субъектом и средой, постулируемый
каждым автором, определяет содержание
теории и ее теоретическую принадлежность
(научное направление).
По Ю. Н. Карандашеву, можно построить
следующие комбинации отношений между
субъектом и средой:
1) отношение исключения субъекта
и среды — развитие определяют не-субъект
и не-среда;
2) отношения аддитивности между
субъектом и средой — развитие определяют
субъект и/или среда, взятые в разных пропорциях;
3) отношение исключения среды
(субъект и не-среда) — определяющим является
только субъект;
4) отношение исключения субъекта
(не-субъект и среда) — определяющей является
только среда;
5) отношение мультипликативности
между субъектом и средой (субъект и среда)
— определяющими являются в полной мере
и субъект, и среда. Последнее отношение
в зависимости от его содержания дифференцируется
на подвиды в направлении все большего
освоения среды субъектом:
• 5.1) субъект подавляется средой;
• 5.2) субъект изучает среду;
• 5.3) субъект включается в среду;
• 5.4) субъект врастает в среду;
• 5.5) субъект преодолевает
среду.
Отношения «субъект—среда»
реализуются в разнообразных теориях
развития, образуя научные направления.
Отношение исключения в научных теориях
почти не встречается. Однако оно имеет
место в обыденных теориях фатальной предопределенности
человеческой судьбы Богом, фатумом, роком
и т.п. Условно теории такого типа образуют
нигилистическое (нигилизм — отрицание)
направление.
Отношение аддитивности, дополнения, суммирования
рассматривает развитие по принципу критической
массы, согласно которому только определенная
сумма вкладов субъекта и среды может
обеспечить развитие. При этом не важно,
сколько приходится на долю наследственности
(субъект), а сколько — на долю среды. Главное
— сумма, которая должна превосходить
определенную величину. Умеренное соотношение
вкладов наследственности и среды мы находим,
с одной стороны, в обыденных теориях развития,
а с другой — в практических теориях, ориентированных
на решение прикладных психологических
задач, не нуждающихся в сложных построениях.
Теории данной группы условно можно отнести
к синкретическому (синкретность — слитность,
нерасчлененность) направлению.
Исходя из отношений
противопоставленности субъекта и среды,
различают два научных направления: эндогенное, где основной движущей
силой считается субъект, и экзогенное, где движущей силой
считается среда.
Отношение мультипликативности
рассматривает развитие как результат
взаимодействия в полной мере и субъекта,
и среды. Именно это отношение лежит в
основе большинства теорий. В соответствии
с отношениями 5.1—5.5 их классифицируют
по следующим направлениям:
1) психоаналитическое направление,
в теориях которого субъект развивается
подавляясь средой;
2) когнитивное направление:
субъект развивается, познавая среду;
3) направление социализации:
субъект развивается, включаясь в социальную
среду и «усваивая» ее, т.е. социализируясь;
4) социально-экологическое
направление: субъект развивается, врастая
во все более широкие слои и уровни социальной
среды;
5) направление саморазвития,
субъект развивается, осваивая социальную
среду преодолевая ее.
Психология развития
прежде всего является фундаментальной
теоретической дисциплиной, но полученные
в ней знания и выработанные методы используются
в прикладных сферах. Л. Монтада предлагает
выделять 6 основных задач, относящихся
к сфере применения психологии развития
на практике.
1. Ориентация
в жизненном пути. Данная задача предполагает
ответ на вопрос «что имеем?», т.е. определение
уровня развития. Последовательность
возрастных изменений в виде описания
количественных функций развития или
качественных ступеней развития является
классическим вопросом психологии развития.
На этой основе выстраиваются статистические
возрастные нормы развития, благодаря
которым можно дать общую оценку хода
развития как в индивидуальных случаях,
так и применительно к различным учебным
и воспитательным вопросам. Так, например,
зная, какие задачи самостоятельно решают
дети 7 лет, можно определить, находится
ли конкретный ребенок ниже, выше или вровень
с нормой. Одновременно можно определить,
соответствуют ли учебные и воспитательные
требования данной норме самостоятельности.
2. Определение
условий развития и изменения. Эта задача предполагает
ответ на вопрос «как это возникло?», т.е.
каковы причины и условия, приведшие к
данному уровню развития. Объяснительные
модели психологии развития ориентированы
прежде всего на анализ онтогенеза свойств
личности и ее нарушений с учетом установок
среды развития, взаимодействия с воспитателями,
особых событий а также — как идеальный
случай — взаимодействия всех этих переменных.
При этом психологов интересуют не столько
кратковременные сколько долговременные
влияния факторов развития. Учитывается
также кумулятивный характер влияния
факторов развития и дискретный характер
причинно-следственных связей. Знание
условий позволяет задержать нарушения
хода развития (профилактика) и принять
соответствующие решения для оптимизации
хода развития. Особое значение для получения
требуемого эффекта имеет определение
соответствия условий развития и возможных
вариантов вмешательства наличному уровню
развития индивида, его личностным свойствам.
3. Прогноз стабильности
и изменчивости свойств личности.
Данная задача предполагает ответ на вопрос
«что будет, если..?», т.е. прогноз не только
хода развития, но и предпринятых мер вмешательства.
Многие мероприятия в практике учебной
и воспитательной работы — явно или неявно
— предполагают прогноз дальнейшего развития.
Так, например, право заботы о ребенке
после развода родителей сохраняется
за матерью только в том случае, если считается,
что так будет лучше всего для дальнейшего
развития ребенка. Чтобы делать такие
прогнозы, необходимы знания о стабильности
или нестабильности свойств и условий
развития как личности самой по себе, так
и личности в группе. Ввиду многочисленности
привходящих факторов такого рода психологические
прогнозы зачастую бывают ошибочными.
4. Объяснение
целей развития и коррекции. Эта задача предполагает
ответ на вопрос «что должно быть?», т.е.
определяет, что возможно, реально, а что
должно быть исключено. Как эмпирическая
наука психология развития, в отличие
от педагогики, нейтральна по отношению
к социальному заказу, общественному и
личному мнению. Поэтому она способна
и обязана им противостоять, если это противоречит
установленным фактам и закономерностям.
Вместе с тем она выполняет функцию обоснования
тех или иных предложений и проектов если
они согласуются с ее знаниями. И наконец,
она выступает инициатором коррекции
уже принятых решений, если исследования
показывают их необоснованность. Ложно
установленная норма развития приводит
к существенным искривлениям в практике
учебной и воспитательной работы.
5. Планирование
коррекционных мероприятий. Данная задача предполагает
ответ на вопрос «как могут быть достигнуты
цели?», т.е. что нужно сделать, чтобы получить
от вмешательства ожидаемый эффект. Итак,
коррекционные мероприятия нужны только
в том случае, если не достигнуты поставленные
цели развития, если не осилены задачи
развития или есть налицо факт, что условия
развития ведут к нежелательному его ходу.
Здесь следует различать: 1) цели развития
самого индивида; 2) потенциалы развития
самого индивида; 3) социальные требования
к развитию; 4) возможности развития. Соответственно,
и коррекционные мероприятия должны дифференцироваться
по их назначению. Нередко между этими
целями имеет место расхождение, которое
и должно быть объектом коррекции. Целью
запланированной коррекции может быть
профилактика нарушений развития, коррекция
развития или оптимизация процессов развития.
В любом случае должны быть приняты обоснованные
решения о том, когда вмешательство обещает
быть успешным, куда оно должно быть приложено
и какой метод следует выбрать.
6. Оценка
коррекции развития. Эта задача предполагает
ответ на вопрос «к чему это привело?»,
т.е. что дали коррекционные мероприятия.
Современная психология развития воздерживается
от скоропалительной оценки эффективности
тех или иных коррекционных воздействий.
Она считает, что действительная оценка
может быть получена только в результате
продолжительного наблюдения за индивидом,
в ходе которого должны быть установлены
как позитивный эффект, так и побочные
влияния. Считается также, что оценка эффективности
во многом определяется той научной парадигмой,
которой придерживается психолог.
Междисциплинарные
связи.
В последние десятилетия
психология развития изменилась как по
своему содержанию, так и по междисциплинарным
связям. С одной стороны, она оказывает
влияние на другие научные дисциплины,
а с другой — сама испытывает влияние
с их стороны, ассимилируя все то, что расширяет
ее предметное содержание.
Биология, генетика,
физиология развития. Эти дисциплины важны
прежде всего для понимания пренатального
развития, а также для последующих этапов
онтогенеза с точки зрения его ранних
оснований. Они играют значительную роль
при анализе адаптивных возможностей
новорожденных, а также общего физического
и моторного (двигательного) развития,
особенно в его отношении к последующим
изменениям поведения и переживания. Особый
интерес имеет здесь развитие центральной
нервной системы, органов чувств и эндокринных
желез. Кроме того, открытия биологии имеют
особое значение для понимания проблематики
«субъект—среда», т.е. объяснения сходства
и различий в развитии разных индивидов.
Этология. Значение этологии,
или сравнительного изучения поведения,
значительно возросло в последние годы.
Она показывает биологические корни поведения,
поставляя информацию о взаимодействии
среды и индивида (например, изучение импринтинга).
Не менее ценной является методическая
возможность проводить наблюдения и эксперименты
на животных, и особенно в тех случаях,
когда их проведение на человеке запрещено
из этических соображений. Возможность
переноса на человека результатов, полученных
на животных, чрезвычайно важна для понимания
человеческого развития.
Культурная антропология
и этнология. Предметом изучения
культурной антропологии и этнологии
являются надкультурные универсалии и
межкультурные различия в поведении и
переживании. Эти дисциплины позволяют,
с одной стороны, проверить закономерности,
выявленные в американо-европейской культурной
среде, на других культурах (например,
восточно-азиатской) и, с другой — благодаря
расширению культурной среды выявить
межкультурные различия, обусловливающие
разное протекание процессов развития.
Особое значение в последние годы приобретает
изучение детского фольклора (субкультуры).