Предмет психиатрия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 21:19, лекция

Краткое описание

Знание основ психиатрии необходимо для раннего распознавания болезней, что способствует более эффективному лечению и предупреждению осложнений. Например: у больных с острыми инфекционными заболеваниями, Г.Б., болезнями печени, сердца и др. внутренних органов могут появиться нервно- психические расстройства разной степени и выраженности. Иногда такие больные не нуждаются в переводе на специальные койки в неврологические или психиатрические отделения. Лечение и уход за больными организуется при том лечебном отделении, где они находились и лечатся по поводу основного заболевания.

Вложенные файлы: 1 файл

психиатрия-лекция.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

 

Предмет психиатрия.

История. Что изучает. Характеристика процессов. Симптомы и синдромы.

 

Психиатрия в переводе с греческого – лечение души.

Это отрасль клинической медицины, изучающая этиологию, патогенез, клинику, распространённость  психических болезней, разрабатывающая методы их диагностики, лечения и профилактики.

Знание основ психиатрии необходимо любому мед. работнику в любой специальности , т.к. в любом медицинском учреждении встречаются  больные с психическими расстройствами (на приёме , в стационаре: хир., тер. ,глазных клиниках, детских учреждениях).

 Знание основ психиатрии  необходимо для раннего распознавания  болезней, что способствует более  эффективному лечению и предупреждению  осложнений. Например: у больных  с острыми инфекционными заболеваниями, Г.Б., болезнями печени, сердца и др. внутренних органов могут появиться нервно- психические расстройства разной степени и выраженности. Иногда такие больные не нуждаются в переводе на специальные койки в неврологические или психиатрические отделения. Лечение и уход за больными организуется при том лечебном отделении, где они находились и лечатся по поводу основного заболевания.

                   

                            ИСТОРИЯ

 Сеченов писал, что в основе  психической деятельности человека  лежат рефлекторные процессы в ц.н.с. Иными словами Сеченов показал, что деятельность головного мозга всецело зависит от воздействия раздражителей окружающей среды. Сеченов доказал, что сложные психические процессы есть не что иное, как результат деятельности головного мозга.

Продолжал идеи Сеченова – Павлов. Он создал учение о высшей нервной деятельности , которая является основой современной медицины и в частной психиатрии.

Учение Павлова о безусловных и условных рефлексах, возбуждении и торможении как о процессах, лежащих в основе деятельности  коры больших полушарий, является материалистической базой  изучения деятельности ц.н.с. в норме и патологии.

Истоки психиатрии в России относятся к временам Древней Руси. Имеются документальные  сведения о том, что в Киевской Руси в 10-11 веках при монастырях осуществлялась помощь психическим  больным.

В России к психическим больным  относились более гуманно. Их помещали  в монастыри. А в странах западной  Европы с такими больными обращались  жестоко, считая их болезнь как проявление ,, дьявольской порчи”. Много людей сжигалось на кострах, считали их колдунами или ведьмами.

В 17 веке в Московской Руси стал утверждаться взгляд, что помешательство это болезнь.

Первый психиатрический госпиталь был открыт в Петербурге в 1779г.

В 1809г. в Москве была открыта Преображенская  психиатрическая больница. Там они находились в наручниках, на них одевали смирительные рубашки, их связывали.

Впервые в России в 1857г в Петербурге , в медико-хирургической академии открыли курсы психиатрии, где много уделялось внимания на вопросы ухода и лечения психических больных.

В развитие психиатрии большой вклад внесли Белинский и его ученики Мержеевский, Кандинский. Кандинский занимался исследованием галлюцинаций, бреда, работал в сфере судебной психиатрии.

Выдающийся отечественный учёный,  КорсаковС.С.стал  основоположником    отечест-

веннойпсихиатрии, основатель Московской психиатрической школы, которая славилась гуманным подходом к психическому больному. Огромным достижением явился предложенный Корсаковым постельный режим для некоторых психических больных, тем самым психические больные приравнивались к  соматическим больным  и психиатри- ческая  больница превратилась в учреждение , где  оказывалась лечебная помощь.  Корсаков ввёл в психиатрической больнице должность медицинских сестёр , осуществляющих уход  за больными. В 1887г Корсаков описал впервые сочетание  полиневрита с особыми нарушениями памяти, названное Корсаковским психозом. Так было подтверждено материалистическое понимание сущности психозов и была открыта новая эпоха в психиатрии.

Ученики Корсакова: Суханов, Сербский, Баженов, Осипов, Бернштейн и др.В последующем психиатрию развивали  Гиляровский, Протопопов, Гуревич, Осипов, Асатиани, Случевский и др.

 

      ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССОВ:

Психическая деятельность рассматривается как свойство мозга : Ощущение, мысль, сознание.

Все психические процессы неразрывно связаны между собой и представляют различные стороны  единой психической деятельности человека.

        ПРОЦЕССЫ        бывают :

1) интеллектуальные, обуславливающие познавательную деятельность человека.

2) эмоциональные, благодаря которым  проявляется отношение человека  к окружающим его явлениям  и к самому себе.

3) волевые , которыми обуславливается  деятельность человека.

 

Познавательная деятельность начинается с ощущения , в результате которого в головном  мозге отражаются отдельные свойства окружающих явлений и предметов.

Следующий этап познавательной деятельности является восприятие, которое отражает не только отдельные стороны( качества) предметов и явлений, но и совокупность их различных качеств, т.е. целостные образы этих предметов. Воспринятые образы  закрепляются . сохраняются в мозге. Такие образы ранее воспринятых предметов и явлений называются  ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – это мысленный образ того или иного  предмета. Чем больше у человека  жизненный опыт, тем больше у него представлений.

Способность человека сохранять следы прошлых восприятий, ощущений и воспроиз-  водить их в виде представлений , понятий называется  ПАМЯТЬЮ.

Высшей формой познавательной деятельности  человека является  мышление. Процессы мышления дают возможность обобщать, анализировать, сравнивать. Мышление находится в неразрывной связи с речью.В результате мышления  создаются понятия, суждения,  умозаключения.

Итак, МЫШЛЕНИЕ- это обобщение и наиболее полное и точное отражение действительности.

Другой стороной психической деятельности являются ЭМОЦИИ( чувства) , в которых выражается различное отношение человека  к окружающим  его явлениям действительности и к самому себе.

Человек испытывает какие-то чувства, проявляя своё отношение к чему либо. Это проявляется радостью, восхищением, неудовольствием. Но человек не только воспринимает то, что есть, но и проявляет стремление , желание вносить те, или другие изменения в окружающую среду, что выражается в поступках  и действиях.

Психические нарушения составляют суть психических  заболеваний. В одних случаях они носят глубокий характер, сопровождаются выраженными  расстройствами осознания реальной действительности . Такие формы психических нарушений наз. психозами.

Диагностика психических заболеваний связана с распознаванием отдельных его проявлений, признаков т.е. СИМПТОМОВ.

Определённая совокупность симптомов называется  СИНДРОМОМ.

 

--------------Варианты  патологии чувственного познания на уровне:

 

 1    Ощущений    --------  изменение порогов чувствительности

                            --------  синестопатии.

 

  2   Восприятий  --------  психосенсорные расстройства

                            -------   иллюзии.

 

  3   Представлений  ---   галлюцинации.

 

1 ОЩУЩЕНИЯ - простейший психический  процесс отражения отдельных  свойств предметов и явлений  при их непосредственном воздействии  на рецепторы органов чувств.

Восприятие – психический процесс целостного отражения предметов и явлений при их непосредственном воздействии на рецепторы анализаторов.

Представления – следы бывших восприятий , их образы, возникающие  в сознании при отсутствии самого объекта.

 Типы НАРУШЕНИЯ  ОЩУЩЕНИЙ  изменение порогов чувствительности :

 ГИПЕРЕСТЕЗИЯ -   повышенная  восприимчивость к раздражителям  (обычный человек                                                                                         

                                     не  реагирует на те или другие раздражители). Звуки  воспринимают-

                                    ся  оглушающими, свет – ослепляющим.

                                     Встречается при невротических  синдромах , абстиненции,  при 

                                    острых интоксикациях наркотическими веществами.

ГИПЕСТЕЗИЯ   -      пониженная восприимчивость к  внешним раздражителям (  воспри- 

                                    нимается , как сквозь пелену, отдалённо, мир становиться  блёклым.

                                     нет яркости). При депрессиях, алкогольном опьянении.

АНЕСТЕЗИЯ  -        полная утрата способности к ощущениям ( внутренняя опустощен- 

                                   ность). При сопоре, коме, истерии.

 

СИНЕСТОПАТИЯ -  труднолокализуемые, тягостные, неподдающиеся описанию ощу-

                                    щения: больные описывают , что –  то щекочет, мешает- при 

                                    отсутствии  патологии в органах. Встречается при неврозах, депрес- 

                                    сиях, параноидном синдроме.

 

2  РАСТРОЙСТВО  ВОСПРИЯТИЯ – включает психосенсорные расстройства и иллюзии

    психосенсорные расстройства  –искажённое восприятие с сохранением  узнавания воспринимаемого  объекта.

                      Проявляется в:

ДЕРЕАЛИЗАЦИЯ – это нарушение восприятия окружающего пространства , формы и

                                    размера предметов, расстояния и  времени. В новом месте больному

                                    кажется , что он был здесь, а  привычную обстановку воспринимает ,

                                    как чужую.

ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ –искажённое восприятие собственной личности в целом, отдель-

                                   ных качеств, а также частей  тела. Больному кажется, что отдельные  

                                 части стали необычной формы, величины, изменилось их местонахож- 

                                 дение.

ИЛЛЮЗИИ -   это искажение восприятия реально- существующих предметов.

                       Бывают:

  а) зрительные ( халат – человек, куст – зверь).

  б) слуховые (если падает капля- для больного кто-то говорит, треск  как громкий выстрел)

   в) обонятельные (горелое –  плохо пахнет)

   г) тактильные ( тёплое –  горячее).

   д) вкусовые ( солёное, сладкое).

 

3 К патологии ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  относятся

 ГАЛЛЮЦИНАЦИИ –это мнимое  восприятие или восприятие без  объекта. Это яркие 

                                       Это яркие представления , доведённые  патологическим процессом 

                                       до степени восприятия реальных предметов и явлений.

                  Бывают:

  а) зрительные

  б) слуховые( шорох, шум, песни).

  в) обонятельные( ядовитые запахи)

  г)тактильные( ползание насекомых)

  д) вкусовые

Галлюцинации могут быть простые и сложные – Зрительные: простые: мелькание света, искр. Сложные: больной видит животных, людей, видит целые сценоподобные видения.

При алкогольном психозе, при эпилепсии.

Слуховые : простые: шум, треск, шорох. Сложные: больной слышит музыку, песни, крики, голоса, с осуждением и комментарием.

Больной нередко и сам принимает участие в своих галлюцинациях.

 

--------- Варианты патологии памяти

 

Память- это способность запечатлеть, сохранять и воспроизводить данные прошлого.  Это  процесс отражения и накопления жизненного опыта.

Память бывает: кратковременная

                           долговременная

                           оперативная

Память  бывает : зрительная

                              слуховая

                              моторная

                              эмоциональная

                              смысловая

 

          Варианты  патологии памяти:

 

Дисмнезии ---------гипермнезии

                    -------- гипомнезии

                    -------- амнезии

 

Парамнезии ------  псевдореминисценции

                     ------    конфабуляции

Нарушение памяти делят на расстройство запоминания и воспроизведения.

 

ГИПЕРМНЕЗИЯ – непроизвольное оживление памяти, обострение воспоминаний. При    

                                 МДП, при инфекционных заболеваниях, наркотическом опьянении.

ГИПОМНЕЗИЯ – ослабление, снижение памяти. Нарушается способность запоминать,

                               удерживать, воспроизводить некоторые события. Больные забывают

                               даже свою фамилию. При психоорганическом  синдроме, невростениях.

АМНЕЗИЯ -   полное выпадение из памяти воспоминаний о событиях того или иного

                          отрезка времени. При грубых поражениях  головного мозга.

    ВИДЫ  АМНЕЗИИ:

 

РЕТРОГРАДНАЯ  амнезия – когда из памяти выпадают события  предшествующие 

                                 острому периоду заболевания . Может продолжаться от нескольких

                                 часов до нескольких месяцев.

АНТЕРОГРАДНАЯ амнезия – когда из памяти выпадают события происшедшие после

                                 начала заболевания или травмы. Больной не в состоянии запомнить

                                 текущие события.

КОНГРАДНАЯ амнезия - выпадение воспоминаний на события острого периода болезни

                                 (периода нарушенного сознания).

Информация о работе Предмет психиатрия