Предубеждения студентов по отношению к людям с ограниченными интеллектуальными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 11:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить наличие предубеждений у студентов по отношению к людям с ограниченными интеллектуальными возможностями. В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи: Проанализировать основные теоретические аспекты в определении понятий «предубеждение» и «стигматизация»; Рассмотреть основные теоретические аспекты в предубеждениях к людям с ограниченными интеллектуальными возможностями. Выявить содержание предубеждений студентов по отношению к людям с ограниченными интеллектуальными возможностями. Выявить специфику предубеждений студентов по отношению к людям с ограниченными интеллектуальными возможностями, в зависимости от пола, знакомства с психически больными.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ ПРЕДУБЕЖДЕНИЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЛЮДЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ 6
1.1. Теоретические предпосылки определения понятия «предубеждение» 6
1.2.Теоретический анализ феномена стигматизации 8
1.3. Развитие научных представлений об умственной отсталости 10
1.4. Люди с ограниченными интеллектуальными возможностями как объект предубеждений 12
ГЛАВА 2 ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЛЮДЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ 18
2.1. Методы и организация исследования 18
2.2. Представления о людях с ограниченными интеллектуальными возможностями у студентов. 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ПРИЛОЖЕНИЯ 30

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa_ITOGOVYJ_VARIANT_33.docx

— 87.11 Кб (Скачать файл)

Н. Драгоевич в своей работе выделяла семейную стигму вследствие болезни одного из членов семьи, которая включает в себя:

  1. Обвинения в возникновении и рецидивах болезни;
  2. Ожидание того, что родственники будут стыдиться существующего положения;
  3. Предположение, что болезнь каким-то образом распространяется на членов семьи;
  4. Предположение о некомпетентности в выполнении семейных ролей;
  5. Мнение о необходимости избегать членов таких семей и жалеть их [4].

В.А. Янчук в своей работе указал, что предубеждения могут выступать в качестве предпосылок стигматизации и в качестве ее результата, служа оправданием негативных чувств и негативного поведения к стигматизированному. Стигматизация есть акт «клеймения», навешивания ярлыка, предубеждения есть установка по отношению к носителю ярлыка [19, с. 677].

Стигма представляет собой некий атрибут, дискредитирующий  человека в глазах окружающих, это качество, выдающее некое «постыдное» свойство индивида, его ущербность, дефект, нежелательное отличие от нормы. Стигма наделяет индивида статусом неполноценного человека, вызывает его непринятие или, по меньшей мере, отсутствие готовности взаимодействовать с ним «на равных» [18].

Так же эмпирически было выделено, чтобы самооценка членов стигматизированных групп по своему уровню была не ниже, а иногда даже выше самооценки представителей  нестигматизированных групп используются следующие стратегии:

  1. приписывание причин своих неудач действию предубеждений и дискриминации;
  2. обесценивание тех сфер, в которых в силу своей стигматизированности они не могут проявить себя;
  3. избирательное сравнение себя с другими обладателями стигмы, а не с нестигматизированными индивидами [19].

В настоящее время понятие «стигма» употребляется как любой знак, который указывает на неполноценность человека, его порочность, опасность и т.д. Стигма лишает человека статуса полноценного, становится источником предубеждений, дискриминации, социальной изоляции стигматизированных, вызывает снижение самооценки и чувство подавленности, формирует негативную социальную идентичность и затрудняет психосоциальную адаптацию [15, с. 45].

Таким образом, можно выделить то, что определяющим в явлении стигматизации является предвзятое, негативное отношение к группе людей или к отдельному человеку, заключающееся в наличии у него/них любых недостатков, дефектов.

В данной работе будет использовано определение стигматизации И. Гоффмана.

    1. Развитие научных представлений об умственной отсталости

Проблема людей с умственной отсталостью приобретает за последнее время все большую актуальность. Это обусловлено бурным развитием научно-технического прогресса и его влиянием на все сферы человеческой деятельности, что повышает требования к интеллектуальному уровню людей и особенно увеличивает трудности социальной адаптации для многих умственно отсталых лиц с пограничной интеллектуальной недостаточностью [10].

Д.Н. Исаев, проведя анализ источников по теме умственного недоразвития, в своей работе указал, что «Психическое недоразвитие (умственная отсталость) – совокупность этиологически различных наследственных, врожденных или рано приобретенных стойких не прогрессирующих синдромов общей психической отсталости, проявляющихся в затруднении социальной адаптации главным образом из-за преобладающего интеллектуального дефекта» [5, с. 14].

В иностранном источнике Корнельского университета приводится несколько другое определение: интеллектуальная инвалидность – это состояние, когда люди испытывают значительные трудности в изучении и понимании в связи с неполноценным развитием интеллекта [26].

Так же Д.Н.Исаев выделил четыре этапа становления представлений об умственной отсталости. На первом этапе, начиная с 1770 года, было выделено существование двух степеней психического недоразвития: идиотии и имбецильности. В начале ХIХ века было дано определение понятию «идиотия»: «более или менее абсолютное нарушение функций разума и /или чувства». Было выделено положение, что причиной идиотизма могут быть врожденные поражения, «излишества», наркомании, умственное переутомление, «слишком обильные кровопускания, применявшиеся для лечения мании». Так же считалось, что идиотия не болезнь, а состояние, характеризующееся тем, что умственные способности при нем в течение жизни никогда не развивались.

На втором этапе полагалось, что идиотия своим происхождением обязана последствиям перенесенных заболеваний. В 1905 году была разработана психологическая методика, определяющую способность к критической оценке, абстракции и рассуждениям. Она была использована для диагностики интеллектуального уровня аномальных детей.

На третьем этапе  был предложен термин «олигофрения». Считалось, что основная особенность умственно отсталого ребенка заключается в недоразвитии абстрактного мышления.

Четвертый этап изучения умственной отсталости особенно плодотворен. Выявлены и описаны несколько сотен наследственных синдромов, сочетающихся с умственной отсталостью. Так же расширились терапевтические возможности. Внедряется дородовая диагностика умственной отсталости [5, с. 15–20].

Интеллектуальную инвалидность и психические заболевания часто путают. Тем не менее, они очень разные. Психические болезни могут быть излечены, в то время как интеллектуальная инвалидность – это пожизненное состояние. Люди с психическими заболеваниями, в общем, не имеют интеллектуальной недостаточности и могут жить самостоятельно, когда их психическое здоровье находится под контролем. Люди с умственной отсталостью чувствуют себя неплохо, если они имеют общие болезни. Они нуждаются в простой для понимания информации, образовании и обучении жизни в обществе. Их навыки в таких областях, как познание, язык, моторные и социальные способности могут постоянно ухудшаться. Людям с более тяжелой интеллектуальной инвалидностью часто требуется пожизненное обеспечение образовательной и социальной поддержки [26].

Таким образом, можно выделить, что интеллектуальная недостаточность заключается в совокупности различных наследственных, врожденных или рано приобретенных стойких не прогрессирующих синдромов общей психической отсталости, проявляющихся в затруднении социальной адаптации главным образом из-за преобладающего интеллектуального дефекта. Так же следует отметить, что существуют существенные различия в таких заболеваниях как психическое расстройство и интеллектуальная инвалидность. В данной работе будет использовано определение интеллектуальной недостаточности Д.Н. Исаева.

    1. Люди с ограниченными интеллектуальными возможностями как объект предубеждений

Ум в представлениях людей является очень большой ценностью, и в связи с этим интеллектуальное недоразвитие рассматривается как серьезная и отчасти отталкивающая окружающих инвалидность [5].

Многие годы умственно отсталые люди подвергались предубеждениям и стигматизации со стороны окружающих. Тем из них, которые могли и хотели работать, в работе отказывали по причине навешенного на них ярлыка «умственной неполноценности». В недалеком прошлом умственно отсталые люди обычно жили в специальных интернатах. По мере того как росло внимание общественности к плачевным условиям жизни таких заведений, их пациенты переводились в «групповые дома», приемные семьи или даже вообще выписывались. Эта политика во многом принесла положительные результаты, однако пациенты, выписанные из интерната, зачастую были бездомными. В настоящее время наилучшим решением вопроса считаются приемные семьи и размещение в «малых группах» [24].

Известно, что первичная общественная стигматизация выражается в преобладании негативного отношения и его проявлениях по отношения к людям с ограниченными возможностями и страдающими психическими заболеваниями, в то время как опосредованная стигматизация выражается в негативном отношении к лицам, связанным с теми, кто отмечен стигмой.  Стигма направляет внимание на дифицитарность и уязвимость лиц с ограниченными возможностями, тем самым отвлекая его от самого процесса стигматизации, от тех, кто налагает стигму, и от социального контекста, поддерживающего стигматизацию [4, с. 24].

Стигматизация психически больных, т.е. предубежденное отношение по факту наличия психиатрического диагноза, госпитализации в психиатрический стационар или взятия на учет во внебольничном психиатрическом учреждении, является причиной дополнительных страданий этих людей. Она препятствует включению их в общественную жизнь, ухудшает социальную адаптацию, что негативно сказывается на качестве их жизни.

Существует две точки зрения: в одном случае основой стигматизации считается искаженное представление о психически больных из-за определенных стереотипов. В другом случае большое значение имеет механизм проекции – приписывание собственных негативных  качеств другим, в связи с которым дискриминация психически больных приобретает психологическую выгоду [13].

А. Финзен при выделении трех видов стигм пояснял, что многие стигмы являются врожденными: «заячья губа и волчья пасть, глухота и слепота, церебральные парезы и умственное недоразвитие». Эти люди с раннего возраста учатся жить с данным дефектом и с реакцией на него людей. Этого человека избегают, он не может найти себе друзей, а если и находит их, то они не хотят появляться на людях в его обществе. Даже если такого человека берут на работу, ему говорят, что он не может быть полезным.

Так же он утверждал, что если стигма возникает в ходе жизни, т. е. индивидуум успел уже многое узнать о жизни «нормальных» людей, так как сам всегда причислял себя к ним, то человек должен заново идентифицировать себя. Для него это будет сильной психотравмирующей ситуацией. Если этому человеку не будет оказана психотерапевтическая помощь, у него наверняка разовьётся обесценивание собственной жизни, а это может повлечь за собой суицидальные попытки [17, с. 34–35].

Люди с интеллектуальной инвалидностью страдают от предрассудков, негативного отношения, унижающего лечения, насилия и дискриминации в обществе. Они часто поддаются предубеждениям со стороны работодателей, социальных и медицинских услуг, общественного жилья и  доступа к товарам или финансовым услугам. Им нужно уважение, основанное на знании и понимании их положения. Им также необходима солидарность общества и  обеспечение необходимого качества услуг.

Далее будут приведены несколько организаций по правам человека и защиты  людей с интеллектуальной инвалидностью:

• Европейская конвенция по правам человека

• ООН стандартные правила обеспечения равных условий людей с ограниченными возможностями

• Конвенция ООН против пыток и унижающего лечения

• Конвенция ООН о правах ребенка [25].

Дискриминация людей с ограниченными интеллектуальными возможностями может происходить из разных источников, в том числе здравоохранения, культуры и социальных служб. Так как в мире по-прежнему не хватает достаточно развитого здравоохранения и системы образования для таких людей, зачастую большую часть времени всю ответственность по уходу за таким человеком приходиться нести их семьям. Люди с ограниченными возможностями по-прежнему исключены из проекта развития общества. Это приводит к исключению из основных прав человека права, такие как доступ к базовому образованию и профессиональной подготовки, занятости и избирательному праву.

А.В. Голенков провел исследование по теме стигматизации психически больных. В данном исследовании было выявлено, что больные испытывают значительные негативные последствия стигматизации. У всех опрошенных наблюдались явления стигмы и дискриминации. Больные и члены их семей стеснялись психического расстройства и избегали социальных контактов. А. В. Голенков позволяет относить к данному исследованию так же людей с врожденным и приобретенным слабоумием [2, с. 52].

Члены семей, соседи и просто знакомые используют разные прозвища, чтобы называть людей с ограниченными возможностями, вместо использования их настоящих имен. Это такие прозвища как "глупый", "калека", "слепой". Для некоторых детей, их защитным механизмом было уйти из школы и избежать социального взаимодействия с другими людьми. В некоторых крайних случаях, дети с ограниченными интеллектуальными возможностями, были ограничены в своих домах, заперты или привязаны веревками их родителями или родственниками, чтобы избежать оскорбления или причинения позора для семьи. Их действия приводят к стереотипу, что люди с ограниченными возможностями сродни животным или служат источником опасности для окружающих [25].

Сложность проблемы стигматизации и предубеждений обуславливает необходимость принятия комплекса мер по ее преодолению. Программа дестигматизации в психиатрии должна включать работу по изменению общественного сознания в целом и мероприятия с целевыми группами – работниками психиатрических служб, властных структур, СМИ, психически больными и их родственниками» [13].

Так как в формировании предубеждений задействованы как психологические, так и культурные, экономические, политические факторы. Поэтому средства для преодоления предубеждений и стигматизации ограничены.

Однако существуют некоторые гипотезы по преодолению стигматизации и предубеждений.

Одним из таких путей является создание общих целей, сплачивающих людей и уменьшающих их предубеждения. Подобный эффект возможен лишь в случае успешного достижения общей цели. В противном случае предубеждение усиливается.

Информация о работе Предубеждения студентов по отношению к людям с ограниченными интеллектуальными возможностями