Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 11:20, курсовая работа
Цель исследования – выявить наличие предубеждений у студентов по отношению к людям с ограниченными интеллектуальными возможностями. В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи: Проанализировать основные теоретические аспекты в определении понятий «предубеждение» и «стигматизация»; Рассмотреть основные теоретические аспекты в предубеждениях к людям с ограниченными интеллектуальными возможностями. Выявить содержание предубеждений студентов по отношению к людям с ограниченными интеллектуальными возможностями. Выявить специфику предубеждений студентов по отношению к людям с ограниченными интеллектуальными возможностями, в зависимости от пола, знакомства с психически больными.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ ПРЕДУБЕЖДЕНИЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЛЮДЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ 6
1.1. Теоретические предпосылки определения понятия «предубеждение» 6
1.2.Теоретический анализ феномена стигматизации 8
1.3. Развитие научных представлений об умственной отсталости 10
1.4. Люди с ограниченными интеллектуальными возможностями как объект предубеждений 12
ГЛАВА 2 ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЛЮДЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ 18
2.1. Методы и организация исследования 18
2.2. Представления о людях с ограниченными интеллектуальными возможностями у студентов. 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ПРИЛОЖЕНИЯ 30
Это может значить, что женщины в большей степени, чем мужчины склонны к проявлениям эмпатийности. Т.е. к проявлениям жалости и желанию помочь людям с ограниченными интеллектуальным возможностями.
Вероятно, значимых различий не было выявлено из-за того, что вместе с проявлениями эмпатийности у женщин, так же как и мужчин могут проявляться такие проявления как негативное отношение и понимание того, что люди с ограниченными интеллектуальными возможностями не отдают отчета своим действиям. Так же различия в первом факторе можно объяснить тем, что женщины в большей степени чувствительны к последствиям, к которым может привести негативное отношение к людям в ограниченными интеллектуальными возможностями.
Значимые различия в предубеждениях студентов в отношении психически больных в зависимости от пола студента изображены в таблице 2.2.
Таблица 2.2. – Различия в предубеждениях студентов разного пола по отношению к людям с ограниченными интеллектуальными возможностями.
Наименование фактора |
Пол студента | |
Мужской |
Женский | |
Признание необходимости в помощи |
Низкие значения: Не проявляют жалости, считают, что люди с ограниченными интеллектуальными возможностями не нуждаются в помощи. |
Высокие значения: Склонны к проявлениям жалости, люди с ограниченными интеллектуальными возможностями вызывают желание помочь. |
Негативное отношение |
статистически значимых различий не выявлено | |
Беспомощность |
статистически значимых различий не выявлено | |
Неадекватность |
статистически значимых различий не выявлено | |
Отстраненность |
статистически значимых различий не выявлено |
В данной работе было предположено, что существуют статистически значимые различия в предубеждениях по отношению к людям с ограниченными интеллектуальными возможностями в зависимости от наличия или отсутствия знакомства студентов с такими людьми.
Однако результаты исследования показали отсутствие у большинства студентов знакомств с людьми с ограниченными интеллектуальными возможностями (77%), исходя из этого, выделение различий в показаниях по данному критерию было не целесообразно.
Таким образом, в результате проведения факторного анализа были выделены 5 факторов:
Данные факторы отражают негативное отношение и признание людей с ограниченными интеллектуальными возможностями неадекватными, отстраненными и не способными изменить ситуацию, но так же эти факторы показывают позитивное отношение у студентов выражающее чувство жалости и необходимости помочь этим людям.
Далее в ходе исследования были выявлены статистически значимые различия в зависимости от пола студентов по фактору «Признание необходимости в помощи». Это может значить, что женщины в большей степени, чем мужчины склонны к проявлениям эмпатийности. Т.е. к проявлениям жалости и желанию помочь людям с ограниченными интеллектуальным возможностями. Так же различия в данном факторе можно объяснить тем, что женщины в большей степени чувствительны к последствиям, к которым может привести негативное отношение к людям в ограниченными интеллектуальными возможностями.
Однако по факторам «Негативное отношение»; «Беспомощность»; «Неадекватность»; «Отстраненность» статистически значимые различия в представлении студентов различного пола о людях с ограниченными интеллектуальными возможностями не были выявлены. Вероятно, значимых различий не было выявлено из-за того, что у женщин, так же как и мужчин могут проявляться негативное отношение и понимание того, что люди с ограниченными интеллектуальными возможностями не отдают отчета своим действиям.
Выводы по главе 2:
Данные факторы характеризуют предубеждения студентов по отношению к людям с ограниченными интеллектуальными возможностями как с негативной стороны: «вызывают неприязнь, неадекватно воспринимают реальность, замкнутые»; так и с положительной стороны: «вызывают желание помочь, вызывают жалость, небезразличны, страдают не по своей вине».
Однако по факторам «Негативное отношение»; «Беспомощность»; «Неадекватность»; «Отстраненность» статистически значимые различия в представлении студентов различного пола о людях с ограниченными интеллектуальными возможностями не были выявлены. Это можно связать с тем, что у женщин, так же как и у мужчин, могут так же проявляться и негативное отношение к людям с ограниченными интеллектуальными возможностями.
На основе полученных результатов, можно считать, что гипотеза подтвердилась частично. Т. к. в результатах исследования прослеживается сдвиг в позитивную сторону - это проявляется в желании студентов помочь людям с ограниченными интеллектуальными возможностями.
Заключение
Проведя теоретический анализ и эмпирическое исследование источников по данной теме можно сделать следующие выводы:
1) Проанализировав основные теоретические аспекты в определении понятий «предубеждение» и «стигматизация» было выделено, что предубеждение содержит в себе негативную социальную установку, которая направлена на определенную социальную группу или к ее членам, заключающаяся в невозможности ее изменения даже под влиянием рационального объяснения данного явления.
Так же было выявлено, что понятия предубеждение и стереотип не являются синонимами, так как стереотип подразумевает лишь некий образ, набор черт какого-либо явления, который внушен индивиду в процессе общения с людьми и приписываемый к определенной социальной группе. А предубеждение – это уже устоявшаяся установка, которую невозможно изменить даже под влиянием противоположной, рациональной информации.
Было отмечено, что предубеждения занимают центральное место в структуре феномена стигматизации. Поэтому рассмотрев понятие стигматизации, было выделено, что определяющим в данном феномене является негативное отношение к отдельному или человеку к группе людей, которое заключается в наличии у него/них любых недостатков, дефектов.
2) К содержанию предубеждений по отношению к людям с ограниченными интеллектуальными возможностями можно отнести негативное отношение, унижающее лечение, насилие и дискриминация в обществе. Такие люди часто поддаются предубеждениям со стороны работодателей, социальных и медицинских услуг, общественного жилья и доступа к товарам или финансовым услугам. Так же было отмечено, что многие люди используют разные прозвища, чтобы называть людей с ограниченными возможностями, вместо использования их настоящих имен.
Предубеждения по отношению к людям с ограниченными интеллектуальными возможностями имеют негативные психологические последствия. Было выделено, что зачастую, чтобы избежать предубеждений, защитным механизмом для таких людей было уйти или избежать социального взаимодействия с другими людьми. В некоторых крайних случаях, такие люди были ограничены в своих домах, заперты или привязаны веревками их родителями или родственниками, чтобы избежать оскорбления или причинения позора для семьи. А это, в свою очередь, приводит к необратимым последствиям для таких людей.
Проанализировав гипотезы по способам ослабления предубеждений и дестигматизации в отношении людей с ограниченными интеллектуальными возможностями различных авторов, было выделено два основных направления в отношении профилактики и преодоления предубеждений. Первое направление предусматривает возможности изменения социальных установок предвзятости, доминирующих в обществе. Второе, напротив, акцентирует свое внимание на социальной и психологической работе специалистов с людьми, ставшими объектом предубеждений, и их ближайшим окружением.
3) В ходе исследования по методике семантического дифференциала был проведен факторный анализ с Varimax вращением. По итогам факторного анализа было определено 5 факторов, которые наиболее точно определяют содержание предубеждений по отношению к людям с ограниченными интеллектуальными возможностями:
Данные факторы характеризуют предубеждения студентов по отношению к людям с ограниченными интеллектуальными возможностями как с негативной стороны: «вызывают неприязнь, неадекватно воспринимают реальность, замкнутые»; так и с положительной стороны: «вызывают желание помочь, вызывают жалость, небезразличны, страдают не по своей вине».
4) Для выявления различий в предубеждениях студентов по отношению к людям с ограниченными интеллектуальными возможностями был использован критерий χ2 Пирсона. В результате данного критерия были выявлены различия только по фактору «Признание необходимости в помощи». Это обьясняется тем, что женщины более склонны к проявлениям жалости и желанию помочь людям с ограниченными интеллектуальным возможностями.
Однако по факторам «Негативное отношение»; «Беспомощность»; «Неадекватность»; «Отстраненность» статистически значимые различия в представлении студентов различного пола о людях с ограниченными интеллектуальными возможностями не были выявлены. Это можно связать с тем, что у женщин, так же как и у мужчин, могут так же проявляться и негативное отношение к людям с ограниченными интеллектуальными возможностями.
Так как результаты исследования показали отсутствие у большинства студентов знакомств с людьми с ограниченными интеллектуальными возможностями, выделение различий по критерию χ2 Пирсона проводить было не целесообразно.
Таким образом, в данной работе были проанализированы основные теоретические аспекты в определении понятий «предубеждение» и «стигматизация»; рассмотрены основные теоретические аспекты в предубеждениях к людям с ограниченными интеллектуальными возможностями; так же было выявлено содержание предубеждений студентов по отношению к людям с ограниченными интеллектуальными возможностями и выявлена специфика предубеждений студентов по отношению к таким людям, в зависимости от пола. Исходя из этого, цели и задачи можно считать выполненными. Гипотеза в данной работе подтверждена частично.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ