Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 09:00, лекция
И родители по мере сил должны помочь ему справиться с трудной ситуацией. Чем же могут помочь воспитатели:
Создать возможности для дружбы. Периодически спрашивая у ребенка, не хочет ли он пригласить в гости своего друга или соседских детей. Пригласить одного из детей к себе домой, дети легче находят контакт, общаясь один на один. Найти ему занятие по душе, спортивную секцию или кружок, где ребенок мог бы встречаться и общаться со своими сверстниками.
Научить ребенка правильному общению. Необходимо учить его сочувствию и справедливости, прививать ему очень важные социальные навыки, которые в дальнейшем помогут ему не только найти верных друзей, но и дружить в течение долгого времени. Дети могут научиться состраданию уже в 3-летнем возрасте.
Обычно дети начинают понимать пагубные последствия воровства в возрасте пяти-семи лет. Как только они поймут, что воровство нарушает чьи-то права и может привести к серьезным правовым действиям против них, они смотрят на это уже серьезнее. Одно определенно: дети любого возраста должны уяснить, что брать что-либо без разрешения нельзя, это может иметь серьезные последствия.
Четыре шага к прекращению воровства
Шаг 1. Подойдите к ситуации спокойно и оцените намерения ребенка. Этот шаг заключается в попытке найти ответы на пять основополагающих вопросов: Что произошло? Где и когда это случилось? С кем был ваш ребенок? Почему он украл? Например: «Саша, я огорчилась, когда нашла у тебя в шкафу видеоигру, ведь она не твоя. Как она туда попала?» Если не последует ответа, можно прямо спросить: «Ты взял ее?»
Важно запомнить два «не» в родительском поведении. Во-первых, не реагировать слишком остро. Во-вторых, не обвиняйте ребенка в воровстве, признайте существование проблемы и сообща справляйтесь с ней.
Шаг 2. Объясните, почему воровать плохо. Изложите ребенку свои взгляды на честность. Помните, что детям часто трудно понять разницу между «одолжить» и «взять», поэтому вам придется объяснить ребенку идею права собственности и уважения к ней.
Если ваш воспитанник
Шаг 3. Делайте замечания и размышляйте над ситуацией. Дети часто не задумываются о пагубных последствиях воровства. Постарайтесь поставить ребенка на место его жертвы и дать почувствовать, насколько обидно, когда крадут твои вещи.
Шаг 4. Требуйте восстановления справедливости. Убедитесь в том, что ребенок действительно понимает, почему воровать плохо и что надо сделать, чтобы исправить положение. Лучшее наказание — потребовать, чтобы ребенок извинился перед жертвой и вернул украденную вещь. (Лучше, если при этом вы будете сопровождать ребенка). Если вы хотите, чтобы дети были честными, подавайте им пример честности своим поведением, чтобы они знали, чего именно вы от них ожидаете.
Если воровство становится часто повторяющейся особенностью поведения, подумайте о консультации у специалиста. Такое поведение нужно немедленно пресекать.
Воровство в семье
Очень важно не создавать условий для провоцирования воровства у ребенка: желательно наиболее ценные вещи УБРАТЬ В НЕДОСТУПНОЕ МЕСТО, не разбрасывать деньги по дому, точно знать, сколько их хранится в доме.
Воровство у членов семьи - это не проявление неблагодарности и желания оскорбить. С помощью такого поведения приемный ребенок может выражать свою близость и проявление привязанности. Предмет воровства символизирует для него ту любовь, которой его когда-то лишили, и стремление слиться с новой семьей.
Своим поведением ребенок также старается сделать отношения в семье более близкими. Дело в том, что общее негативное переживание по поводу «неблагодарности» воспитанника объединяет остальных, и поэтому воровство начинает активизироваться в ситуации, когда члены семьи ослабляют свои близкие связи, и у них появляется много противоречий, нарушающих их стабильные отношения.
Воровство может выступать как провоцирование взрослого на наказание. Возможны причины этого: доказать себе и другим, что родители «плохие» (его наказывают);
Исправление поведения — это тяжелая, кропотливая работа, которая должна проводиться последовательно и основываться на закреплении результатов через поощрение значимых взрослых. Движение к изменениям может быть медленным, но обязательно отмечайте и поощряйте каждый шажок ребенка на этом пути. Потребуется не менее 3-х недель, чтобы появились первые результаты, поэтому не спешите сдаваться. Помните, что если не срабатывает один подход, то сработает другой.
Детская ложь
Замещающие родители, как правило, крайне болезненно относятся к детской лжи. Чувствуют себя обиженными и некомпетентными, сетуют на то, что ребенок не ценит их усилий, пугают себя и его страшными прогнозами будущего. Часто для родителей-воспитателей наиболее важным становится именно признание ребенком своей вины, а не изменение ситуации. Они «изматывают» себя и воспитанника требованиями признания. Однако надо помнить, что такой воспитанник не склонен доверять благим намерениям окружающих. Чем больше на него давят, требуя признания, тем больше он сопротивляется. Это вызывает еще большее раздражение у родителей-воспитателей, чем сам проступок. А раздражение реализуется в наказание.
Что же сделать, чтобы ребенок не обманывал? Прежде всего, нужно понять источник возникновения этой привычки. Таким способом ребенок с раннего детства должен был защищаться от угрожающего ему мира. Не признаешься — избежишь наказания. Привычка — это стереотип поведения. Он возникает снова и снова в подобной ситуации. Ребенок совершает проступок, его разоблачают, и он, чувствуя себя загнанным в угол, начинает все отрицать. Прервать стереотип очень сложно. Это требует длительного времени и терпимости. Поэтому не следует воспринимать обман как посягательство на свою педагогическую компетентность.
Ребенок лжет еще и потому, что хочет быть принятым новой семьей, и потому, что не хочет волновать родителей. Для него это — ложь во благо себя и семьи.
Воспользуйтесь следующими советами, которые помогут вам минимизировать проявления нечестности и недостаточной честности у своего воспитанника и сделать его более правдивым:
честности относятся следующие: нечестность может привести к неприятностям; люди не будут верить; можно заработать плохую репутацию; это обижает людей; жульничество несправедливо по отношению к другим людям.
Правильно выбранные санкции помогут ребенку задуматься о том, как изменить свое поведение. В качестве штрафных санкций могут выступать: лишение желанной привилегии или любимого занятия.
Как правило, внезапное появление таких элементов поведения, как лживость, воровство, агрессивность вызывается стремлением привлечь к себе внимание взрослых, завистью, отчаянием, обидой или злостью по отношению к ним. Также может быть вызвано страхом перед наказанием или боязнью подвести родителей. Прямой вопрос ребенку о причинах подобного поведения обычно не срабатывает; дети, как правило, не знают истинных причин своих действий. Вот несколько вопросов, над которыми следует задуматься. Когда началось «вранье»? В чем ребенок обычно обманывает? Кому он лжет, всем или только некоторым? Почему? Что может побуждать ребенка к вранью?
Движение ребенка к изменениям может быть медленным, но обязательно отмечайте и поощряйте каждый его шажок на этом пути. Потребуется не меньше 3-х недель, чтобы появились первые результаты, поэтому не спешите сдаваться. Помните, что если не срабатывает один подход, то срабатывает другой.
Как справиться с трудным поведением ребенка?
- вступить в вербальный контакт;
- сказать ребенку о том, что он делает неправильно;
- сказать, чтобы он прекратил.
В этот момент ничему не учите ребенка, не делайте наставлений и не задавайте вопросов. Это должно быть короткие и понятные фразы, направленные на прекращение ситуации.
После того, как ребенок успокоится, можно его спросить, как он себя чувствует, хочет ли поговорить. Если нет, то сказать, что вы всегда готовы его выслушать, если у него появится такое желание.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
Самой распространенной формой хронических нарушений поведения в детском возрасте является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Этот синдром проявляется расстройствами внимания, двигательной расторможенностью, импульсивностью поведения и сопровождается двигательной неловкостью, неуклюжестью. Его симптомы всегда отмечаются в возрасте до семи лет, обычно — начиная с четырехлетнего возраста. Но когда ребенок становится старше и поступает в школу, у него возникают новые сложности: трудности освоения школьных предметов, слабая успеваемость, неуверенность в себе, заниженная самооценка, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, в том числе с одноклассниками и учителем, усиливаются отклонения в поведении.
В подростковом возрасте эти трудности возрастают. Подросткам с таким синдромом свойственны бунтарский дух, отрицание авторитетов, незрелое и безответственное поведение, нарушение семейных и общественных правил, затруднения в выборе и освоении профессии. У многих из них наблюдается тяга к употреблению алкоголя и наркотиков.
Допускать вседозволенности детям нельзя, однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму. Невозможно требовать от ребенка планомерного выполнения сложных заданий, на более простых делах нужно учить его правильно распределять свои силы, не бросаться от одного занятия к другому, на наглядных повседневных примерах показывая, как поэтапно прийти к желаемому результату. Обстановка в семье должна быть доброжелательной и спокойной. Поведение его будет более последовательным и уравновешенным, если взрослые следят за режимом дня.
Детская истерика
Период истерик и капризов бывает практически у всех детей, независимо от процесса воспитания. Они могут быть свидетельством того, что ребенок взрослеет и начинает таким образом требовать к себе более взрослого отношения.
Истерика – это всегда способ общения одного человека с другим. Таким образом, ребенок нам говорит: «Вот так мне не нравится, хочу, чтоб было так…». Желательно, чтобы ребенок научился в процессе воспитания говорить и отстаивать свои желания другим способом.
Истерика – это всегда способ повлиять на поведение значимого для него взрослого. Таким образом, ребенок проверяет, где та «граница», до которой он может заставить его поступать по-своему. До тех пор, пока эта граница не ясна для него, истерики и капризы будут продолжаться.
Истерика – это способ манипуляции. Если воспитатели, со своей стороны допускают нечестность (обманом, излишней хитростью уговорить ребенка чем-то заняться), то он так же будет нечестен в общении с взрослыми, т.е. будет прибегать к истерикам. Несмотря на возраст ребенка, нужно искать возможность с ним договориться в процессе воспитания. На первых порах это может потребовать большого терпения, однако все имеет свои результаты.
Информация о работе Преодоление специфических трудностей в поведении детей