Приемы защиты от некорректных собеседников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 15:31, реферат

Краткое описание

Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа "человек-человек" – политикам, бизнесменам, менеджерам и многим другим. Таким образом, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Необаятельный, угрюмый человек будет испытывать затруднения в общении с коллегами, ему сложно будет устанавливать контакты с деловыми партнерами, добиваться успехов на переговорах. Залог успеха любых начинаний делового человека, какую бы задачу он ни решал, – создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения.

Содержание

Введение
3
1. Принципы эффективного делового общения
4
2. Приемы защиты от некорректных собеседников
8
3. Рекомендуемые поведенческие реакции в беседах с некорректными собеседниками
11
Заключение
14
Список литературы
15

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Кафедра психологии управления

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

На  тему: Приёмы защиты от некорректных собеседников

 

 

 

 

 

Работа  выполнена

студенткой 1 курса 1 группы ГУЭ

 

 

Проверил 

старший преподаватель 

 

 

 

 

Минск

2011

Содержание

Введение

3

1. Принципы эффективного  делового общения

4

2.  Приемы  защиты от некорректных собеседников 

8

3. Рекомендуемые  поведенческие реакции в беседах  с некорректными собеседниками

11

Заключение

14

Список литературы

15


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа "человек-человек" – политикам, бизнесменам, менеджерам и многим другим. Таким образом, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Необаятельный, угрюмый человек будет испытывать затруднения в общении с коллегами, ему сложно будет устанавливать контакты с деловыми партнерами, добиваться успехов на переговорах. Залог успеха любых начинаний делового человека, какую бы задачу он ни решал, – создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения.

Процесс общения  сложен, на него влияют различные факторы: настроение, стечение обстоятельств, характер человека, его коммуникабельность или, наоборот, застенчивость. Необходимо правильно выбирать манеру поведения, тон, жесты, слова и выражения. Нередко жизнь сталкивает нас с разными людьми, порой такими, кого иначе как некорректными не назовешь. Для достижения максимального эффекта от беседы с такими людьми надо уметь вежливо и не задевая их самолюбие ставить их «на место».

Общение с людьми – это наука и искусство. Здесь  важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому. В учебных заведениях зарубежных стран проблеме общения уделяется огромное внимание. В обучающие программы обязательно включаются этика и психология делового общения, большим успехом пользуются социально-психологические тренинги по общению, издаются многочисленные пособия, способствующие освоению и применению психологических приемов делового общения.

 

 

 

 

 

 

 

1. Принципы эффективного делового общения

Самый массовый вид общения людей в социуме (обществе) — деловое общение. Без него не обойтись в сфере экономических, правовых, дипломатических, коммерческих, административных отношений. Умение успешно вести деловые переговоры, грамотно и правильно составить деловую бумагу и многое другое в настоящее время стало неотъемлемой частью профессиональной культуры человека: менеджера, руководителя всех уровней, референта, служащего. Для достижения высокой результативности практически в любом виде коммерческой деятельности необходимо владеть определенным набором сведений, знаний, представлений о правилах, формах и методах ведения предпринимательского дела, о принципах делового общения. Культура делового общения содействует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами, руководителями и подчиненными, партнерами и конкурентами, во многом определяя их (отношений) эффективность: будут ли эти отношения успешно реализовываться в интересах партнеров или же станут малосодержательными, неэффективными, а то и совсем прекратятся, если партнеры не найдут взаимопонимания.

Современный человек  должен в этой связи владеть наукой деловых отношений, уметь устанавливать  и поддерживать цивилизованные отношения  с людьми, преодолевать противоречия, разрешать конфликты, брать на себя в случае необходимости роль посредника, должен уметь обращать свою деятельность во благо других людей, а так же своей работы, своего дела.

Деловое общение – это межличностное общение с целью организации и оптимизации того или иного вида деятельности: учебной, научной, производственной, управленческой и т. д., это речевое взаимодействие двух или нескольких лиц, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающее достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.

Деловое общение  отличается жестким следованием  ряду общепринятых норм и правил речевого (речевой этикет) и общеповеденческого плана (деловой этикет). Главным средством  официального общения выступает  русский литературный язык. Обязательно соблюдение речевого этикета – разработанных обществом норм языкового поведения, типовых конструкций, позволяющих организовать этикетные ситуации приветствия, просьб, которые выбираются с учетом социальных, возрастных, психологических характеристик участников общения. Использование этикетных речевых оборотов помогает собеседникам установить контакт, создать благоприятную психологическую обстановку, поддерживать общение в определенной тональности.

Особенность делового общения – повышенная ответственность за результат совместной деятельности, что в значительной степени определяет успех делового взаимодействия. В связи с этим в деловой жизни особую ценность имеют такие качества, как обязательность, организованность, пунктуальность, способность держать данное слово, соблюдение нравственно-этических норм.

Требуется строгое  отношение и к использованию  речевых средств. Не допускается  использование бранных слов и  нецензурных выражений, сленга.

Успешность  общения зависит от способности говорящего варьировать способ языкового представления того или иного реального события. Говорящий формирует свой стиль речи, точку зрения при отражении в речи каких-то событий, явлений, фактов, фрагментов «картины мира». В построении высказывания, в выборе слов, интонации говорящий всегда обнаруживает свой взгляд на мир, и успешность речевого общения зависит от того, насколько этот взгляд согласуется с особенностями мировосприятия адресата или его точкой зрения по какому-либо вопросу.

Говорящий строит свою речь с ориентацией на мир знаний адресата, приспосабливая форму подачи информации к возможностям ее восприятия.

Эффективному  обмену информацией в процессе совместной деятельности способствуют потребность  в общении, коммуникативная заинтересованность, настроенность на мир собеседника, близость мировоззрения говорящего и слушающего, внешние обстоятельства.

Г. П. Грайс  в  работе «Логика и речевое общение» сформулировал один из основных принципов  речевой коммуникации – принцип  кооперации: «Твой коммуникативный вклад на данном шаге диалога должен быть таким, какого требует совместно принятая цель (направление) данного диалога». «Я сформулировал постулаты таким образом, – пишет Г. П. Грайс, – будто целью речевого общения является максимально эффективная передача информации…»

Постулаты этого  принципа включены в четыре категории  – количества, качества, отношения  и способа.

Категория количества связана количеством передаваемой информации. Сюда включены следующие  постулаты:

1. Высказывание  должно содержать не меньше информации, чем требуется на данном шаге диалога;

2. Высказывание  не должно содержать больше  информации, чем требуется.

Общий постулат категории качества – старайся, чтобы твое высказывание было истинным – реализуется следующим образом:

  1. Не сообщай ложную информацию;
  2. Не говори того, для чего нет достаточных оснований;

Категория отношения  реализована в постулате не отклоняйся от темы.

Категория способа – выражайся ясно –  включает следующие постулаты:

  1. Избегай непонятных выражений;
  2. Избегай неоднозначности;
  3. Будь краток;
  4. Будь организован.

Другой зарубежный исследователь Дж. Н. Лич описал еще  один ведущий принцип коммуникации – принцип вежливости, представляющий собой совокупность максим.

Максима такта  – максима границ личной сферы. Так  как общение предполагает определенную дистанцию между участниками, то не следует затрагивать те темы, которые не были обозначены участником диалога (частная жизнь, предпочтения и т. д.).

Максима великодушия – максима необременения  собеседника. Доминирование одного из участников в ходе коммуникативного акта делает общение дискомфортным. Практически максима необременения собеседника означает следующее: предложение одного участника диалога должно быть высказано так, чтобы его можно было отклонить (ср. Я жду Вас и Не зайдете ли Вы ко мне?).

Максима одобрения  – максима позитивности в оценке других.

Максима скромности – максима непрятия похвал в свой адрес. Реалистическая, объективная самооценка является одним из условий успешного развертывания коммуникативного акта. При этом и сильно завышенные, и сильно заниженные самооценки влияют на коммуникативный акт отрицательно.

Максима согласия – максима неоппозиционности  – предполагает отказ от конфликтной  ситуации во имя сохранения предмета взаимодействия.

Максима симпатии – максима благожелательности, создающая благоприятный фон для перспективного разговора. Неблагожелательность делает речевой акт невозможным. Безучастный контакт, при котором собеседники не демонстрируют благожелательности, также не способствует решению поставленных задач. Общим требованием этики делового общения считается приветливое и предупредительное отношение ко всем коллегам по работе, партнерам независимо от личных симпатий и антипатий.

Созданию  позитивного коммуникативного климата  способствует соблюдение психологических принципов общения:

1. Принцип равной безопасности предполагает непричинение психологического или иного ущерба партнеру. Этот принцип запрещает оскорбительные выпады, унижение чувства собственного достоинства собеседника. Ярлыки, грубые слова и выражения, обидные реплики, оскорбления, презрительный и насмешливый тон не только мешают восприятию и пониманию информации, но и выводят человека из состояния психологического равновесия;

2. Принцип децентрической направленности означает непричинение ущерба делу, ради которого стороны вступили во взаимодействие, собеседники не должны тратить время на защиту эгоцентрических интересов и собственных амбиций. Умение анализировать ситуацию или проблему с точки зрения другого человека, исходя из интересов дела, а не из своих собственных, помогает повысить эффективность общения;

3. Принцип  адекватности того, что воспринято, тому, что сказано, заключается  в непричинении ущерба сказанному  путем намеренного искажения  смысла, так как зачастую участники  общения сознательно искажают позицию оппонента, пытаясь добиться преимуществ в разговоре.

Основными факторами, способствующими установлению благоприятного климата делового общения, являются:

– признание  не на словах, а на деле плюрализма мнений, что является необходимой предпосылкой демократического решения вопросов;

– предоставление каждому возможности высказать  свою точку зрения;

– равные возможности в получении необходимой информации для обоснования своей позиции;

– осознание  того, что необходимость конструктивного  диалога диктуется не волей отдельных лиц, а реально сложившейся ситуацией;

– определение  общей платформы для дальнейшего  взаимодействия и сотрудничества, поиск  общих общих точек соприкосновения.

Отметим, что  главная причина появления деструктивных  элементов в процессе делового общения – стереотипно-догматическое мышление и нетерпимость к чужому мнению. Основанием деструктивности могут стать и личностные особенности его участников: эгоизм, амбициозность, самоуверенность, категоричность суждений, неспособность идти на компромисс, отсутствие здравого смысла.

Причиной  нарушения контакта с собеседником и прекращения разговора может  быть неуместное замечание в адрес  слушателя по поводу его действий, личностных качеств, которое может быть истолковано как недоброжелательное отношение говорящего. Таково понимание неуместности Цицероном: «Кто не считается с обстоятельствами, кто не в меру болтлив, кто хвастлив, кто не считается ни с достоинством, ни с интересами собеседников и вообще кто несуразен и назойлив, про того говорят, что он неуместен». Неуместность может быть вызвана неспособностью говорящего уловить настроение собеседника, определить ход его мысли. Несовпадение социокультурных особенностей участников общения также может повлечь за собой неуместные фразы, приводящие к коммуникативному провалу.

Необходимым условием эффективной речевой коммуникации является умение слушать. Еще философ  Зенон утверждал: «Два уха и один язык нам даны для того, чтобы больше слушать и меньше говорить». Хорошее слушание облегчает усвоение информации, способствует установлению контактов между людьми. В умении слушать проявляется воспитанность, уважение к другому человеку, то есть культура.

Информация о работе Приемы защиты от некорректных собеседников