Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 13:48, реферат
Деловое общение — это процесс, при котором происходит обмен деловой информацией и опытом работы, предполагающим достижение определенного результата в совместной работе, решение конкретной задачи или реализацию определенной поставленной цели. Спецификой этого процесса является момент регламента, то есть подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, принятыми на данной территории, профессиональными этическими принципами, принятыми в данном профессиональном круге лиц.
Введение 2
1. Понятие манипуляции 4
2. Основные приемы манипуляции 5
3. Виды манипуляторов 7
4. Распознавание манипуляторов 11
5. Приемы, стимулирующие общение и создание доверительных отношений 13
Заключение 17
Список литературы 18
Содержание
Введение 2
Заключение 17
Список литературы 18
ВВЕДЕНИЕ
Деловое общение — это процесс, при котором происходит
обмен деловой информацией и опытом работы,
предполагающим достижение определенного
результата в совместной работе, решение
конкретной задачи или реализацию определенной
поставленной цели. Спецификой этого процесса
является момент регламента, то есть подчинение
установленным ограничениям, которые
определяются национальными и культурными
традициями, принятыми на данной территории,
профессиональными этическими принципами,
принятыми в данном профессиональном
круге лиц. Деловое общение условно делится
на прямое (непосредственный контакт)
и косвенное (когда во время общения существует
некая пространственно-временная дистанция,
то есть письма, телефонные разговоры,
деловые записки и т.д.).
Деловое общение в наши дни проникает
во все сферы общественной жизни общества.
В коммерческие, деловые сферы жизни вступают предприятия всех
Служебные контакты строятся на партнерских
началах, исходят из взаимных потребностей,
из интересов общего дела. Несомненно,
что такое общение повышает трудовую и
творческую активность, является важным
фактором удачного бизнеса.
Умение правильно и адекватно вести
себя во время делового общения – одно
из основных составляющих успеха делового
человека и руководителя. Умение бесконфликтно
и продуктивно провести этот процесс является
одним из самых необходимым качеств для
того, кто хочет достичь успеха в деловой
сфере. То есть вы обязаны обладать знаниями
из областей, как этика и этикет, что позволит
вам с "лицом" выйти из любых переговоров
и деловых контактов.
Также необходимо уметь управлять
процессом, воздействуя на людей таким
образом, чтобы не возникло напряженной
или конфликтной ситуации. Для этого существует
ряд моментов, соблюдение которых позволяет
наиболее эффективно вступать в переговоры
с людьми, уметь убеждать и достигать тем
самым поставленных целей и задач, ради
которых начинался процесс беседы. Выбрав
цель беседы, нужно уметь убедить партнеров
в правильности вашей точки зрения, без
давления и не навязывая свою точку зрения.
Целью работы является изучение
и выявление особенностей манипуляции
и способности убеждения в деловой сфере.
1. ПОНЯТИЕ «МАНИПУЛЯЦИЯ»
В основе любого делового взаимодействия лежит общение. В отличие от личностного, деловое общение не является самоцелью и кроме получения удовлетворения от него самого выступает одним из средств совместной деятельности людей, ее инструментом. Эффективное использование механизмов делового общения позволяет значительно улучшить качество взаимодействия, добиться успехов в бизнесе. Но, как любой инструмент, общение можно использовать с разными целями. Использование приемов коммуникации, истинная цель которых не совпадает с декларируемой партнеру по общению и несет ему явный или скрытый урон, называется манипуляцией.
Манипуляция как способ оказать скрытое
психологическое воздействие на собеседника
с целью добиться выгодного для себя поведения
постоянно используется в бизнесе. Различные
приемы и уловки позволяют заключить более
выгодные контракты, подтолкнуть партнера
или клиента к нужному решению. Рассмотрим
основные приемы психологических манипуляций
в деловом общении, в основе которых лежит
использование свойств человеческой психики.
В переносном значении, Оксфордский
словарь определяет манипуляцию как «акт влияния на людей или
управления ими или вещами с ловкостью,
особенно с пренебрежительным подтекстом,
как скрытое управление или обработка».
Именно в таком наполнении слово «манипуляция»
заменило в политическом словаре ранее
бытовавший термин «макиавеллианизм».
Основной сущностный признак манипуляции
- стремление манипулятора к получению
одностороннего выигрыша. Манипуляция
возникает тогда, когда манипулятор придумывает
за адресата цели, которым тот должен следовать,
и внедряет их в его психику. Поэтому в
определение в качестве сущностного признака
необходимо ввести момент привнесения
манипулятором намерений, которые адресат
считает своими. Поскольку обязательным
условием действенности манипуляции является
сокрытие, как факта воздействия, так и
намерений манипулятора, необходимо отметить
эту ее особенность. По возможности следует
указать и искусность, и мастерство, обеспечивающие
эффективность манипуляции. И наконец,
следует обозначить основной эффект внесения
изменений в мотивационные структуры
адресата - побуждение к совершению определенных
манипулятором действий.
С учетом этих поправок можно рассмотреть
следующие определения:
Манипуляция – это скрытое управление
против воли управляемого человека, при
котором манипулятор получает одностороннее
преимущество за счет управляемого.
2. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ МАНИПУЛЯЦИИ.
Наиболее часто встречающимся приемом манипуляции выступает комплимент - небольшое преувеличение достоинства, которое адресат желает видеть в себе. Прием основывается на естественной для человека жажде быть положительно оцененным окружающими и позволяет создать позитивную атмосферу, расположить собеседника, а при необходимости ослабить его критику. Комплимент должен быть кратким, небанальным и иметь под собой фактическую основу, то есть подчеркиваемое достоинство должно действительно существовать. При прямолинейном или излишне сильном восхвалении комплимент превращается в лесть, которая вполне может вызвать негативные чувства: неприязнь или обиду. Комплимент является одним из самых безобидных способов манипуляции и часто используется в переговорах как способ «подготовить» и расслабить партнера по общению, чтобы тот почувствовал себя свободно, менее критично относился к словам и действиям манипулятора.
Среди основных
приемов манипуляции, целью
«раздражение собеседника» - введение его из состояния психологического равновесия насмешками, обвинениями, упреками или иронией, что заставляет его нервничать и, в результате, принимать необдуманные решения;
«ошарашивание темпом» - использование быстрого темпа речи, требование принять решение «здесь и сейчас» под угрозой потерять «уникальную возможность» тренинг продаж (например, скидки, «последний товар на складе», «специальное предложение» и т.п.)
перевод дискуссии в сферу домыслов – перевод полемики в русло обличения, чтобы заставить собеседника либо оправдываться, либо говорить о том, что не имеет никакого отношения к сути дела, тем самым тратя время и силы;
отсылка к «высшим интересам» - намек на то, что позиция собеседника затрагивает интересы тех, кого крайне нежелательно расстраивать («Вы понимаете, на что вы покушаетесь, когда не соглашаетесь с этим?»);
«Карфаген должен быть разрушен» - бездоказательное повторение одной и той же мысли так часто, чтобы собеседник к ней «привык» и принял ее как очевидную (метод оратора римского сената консула Катона Старшего);
«недосказанность в связи с особыми мотивами» - намек на то, что полная информация не может быть озвучена в связи с некими «особыми мотивами», о которых нельзя сообщить прямо;
«ложный стыд» - использование ложного довода, с которым оппонент не будет спорить после заявлений, типа «Вам, конечно же известно, что наука установила…», «Вы, конечно же читали о…», «Все деловые люди в курсе, что…», опасаясь во всеуслышание расписаться в собственной некомпетентности;
«использование непонятных слов в общении» - аналогично предыдущему, прием построен на нежелании оппонента признать, что он не знаком с данным термином;
«демонстрация обиды» - уход от ответа на нежелательный аргумент или срыв спор изображением обиды на поведение собеседника(«Вы за кого нас тут принимаете?»);
«мнимая невнимательность» - потеря нужных документов, пропуск аргументов или опасных доводов оппонента;
«мнимое непонимание» - повторение доводов собеседника «своими словами» с намеренным искажением полученной информации («Другими словами, вы считаете…»);
«многовопросье» - включение в один вопрос несколько мало совместимых с собой вопросов с последующим обвинением либо в «непонимании сути проблемы», либо в уходе от ответа на один из заданных вопросов;
«а что вы имеете против?» - требование к оппоненту предоставить критические доводы с последующим обсуждением его аргументов вместо аргументации предложенного тезиса;
«принуждение к однозначному ответу» - давление на оппонента с целью получить строго однозначный ответ «да или нет»,причем сразу («Скажите прямо..»);
3. ВИДЫ МАНИПУЛЯТОРОВ.
В деловом общении очень важно уметь распознать психологическую позицию партнера и занять такую, которая обеспечит конструктивное решение вопроса.
Манипуляции – скрытое управление поведением человека, совершаемое ради какой-либо выгоды того, кто управляет. Человека, который в своих интересах управляет поведением другого помимо его воли, называют манипулятором.
Конечно, в жизни встречаются ситуации, когда по каким-то причинам приходится скрывать свою цель и мы вынуждены искать обходные пути. Допуская возможность разовой манипуляции, игры, цель которой – избежать затруднительного положения, американский психолог Э.Шостром резко осуждает манипулирование как основной стиль общения. Постоянное манипулирование опасно тем, что приводит к разрушению личности человека, основные душевные силы которого направлены на управление другими. А объекту манипулирования его положение невыносимо из-за чувства подавления личности, роли игрушки в чьих-то руках. По мнению Э.Шострома, существуют различные виды манипуляторов:
· активные манипуляторы (эти люди не в силах положиться на себя, им лучше сделать ответственным за все другого человека, того, кем можно управлять и кого можно контролировать; некоторые манипуляторы, желая или не находя любви окружающих, пытаются добиться власти над другими людьми силой хитрого ума);
· пассивные манипуляторы (некоторые люди настолько бояться заслужить чье-то неодобрение, что стараются угодить всем, или же когда им не хватает сил справиться с жизненными трудностями, человеку удобнее занять пассивную позицию «Делайте со мной, что хотите!»);
· соревнующиеся манипуляторы (такие люди воспринимают жизнь как постоянный турнир, а себе отводят роль бойца; для них важна постоянная битва, деловые партнеры рассматриваются как соперники или враги, реальные или потенциальные);
· безразличные манипуляторы (эти люди играют в безразличие и индифферентность; стараются устраниться от контактов).
Знание основных причин манипулирования и стратегической линии поведения манипуляторов позволяет не только распознавать их среди окружающих, но и предвидеть их поступки и, следовательно, избежать участи их жертв.
Способы манипуляции |
Способы защиты |
1. Навязывание роли. Угадав желания человека, манипулятор начинает навязывать роль Незаменимого Работника, Бескорыстной Сотрудницы, Всеми Обожаемого, Неотразимой и т.п. Например, «Верочка, мы все прекрасно знаем, что если вы этого не сделаете, это никто не сделает…» |
Отказ от роли К примеру: «К сожалению, люди любят преувеличивать…» |
2. Вас делают другом. Манипулятор доверительно рассказывает о себе, а затем обращается с какой-нибудь обременительной просьбой: «Я вижу, вы мне так сочувствуете….вот спасибо…я думаю., вы не откажетесь…» |
Не проявлять дружеского
участия в разговоре с |
3. Доброжелатель. Чрезвычайно любезно и доброжелательно расспрашивает о личных делах, трудностях, затем обращается с просьбой, в которой после такого разговора трудно отказать |
Не быть откровенным с человеком, которого вы не считаете другом, и не считать себя обязанным делать то, о чем просит участливый человек |
4. «Дружим против общего врага». Манипулятор доверительно сообщает о том, как плохо высказался о вас руководитель или коллега. Он возбуждает неприязнь к «недоброжелателю», подталкивая в определенным действиям |
Задайте себе вопрос: «С чего это вдруг он стал открывать мне глаза?» |
5. Вас делают соратником по общему делу. Например, посетитель доверительно, с расчетом на понимание и сочувствие, посвящает вас в свой замечательный проект реорганизации работы фирмы. И тут же просит именно его бумаги показать директору в первую очередь |
Подумайте: «А мое ли это дело?» Не поддавайтесь пафосу собеседника, отдавайте себе отчет в том, насколько вы сами считаете этот проект первоочередным |
6. Туманные намеки. Манипулятор не высказывает прямо свою бестактную просьбу, а ходит вокруг да около |
Прервать его высказывания вопросом: «Вы это о чем?» |
7. Берет измором. Манипулятор с обворожительной улыбкой снова и снова повторяет одну и ту же просьбу, выполнить которую вы не можете или не хотите |
«Заезженная пластинка» Каждый раз в ответ на просьбу следует повторять: «Рад бы вам пойти навстречу, но ничего не могу сделать» |
Информация о работе Приемы манипулирования в деловом общении