Приемы развития самооценки младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 14:01, курсовая работа

Краткое описание

С поступление в школу в жизни ребенка начинается новая полоса т.к. ведущей
формой его деятельности становится учебная деятельность с её особым режимом,
особыми требованиями к его нервно – психической организации и личностным
качествам. Результаты этой деятельности оцениваются особыми баллами.

Содержание

Введение 3.
Глава 1. Теоретические основы исследование самооценки у
младших школьников 8.
Изучение проблемы самосознания и самооценки в
отечественной и зарубежной психологии 8.
1.2. Самооценка как структурный элемент
самосознания 16.
1.3. Возрастные особенности самооценки младших
школьников 20.
1.4. Приемы формирования самооценки младших
школьников 23.
Выводы
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

 

ученые критикуют понятия самооценки, как вовсе лишенное эмпирической ценности

 

(Каган В.).  В большинстве случаев определение понятия является 

 

операциональным, основанном на  используемом  в исследовании инструментарии  и 

 

для того,  чтобы определить какую концепцию и какое определение самооценки 

 

выбрать как рабочие, мы проанализировали существующие в зарубежной и

 

отечественной психологии подходы к изучению данного феномена.

 

                                      

                                            Психоаналитическое направление

 

          В психоанализе самооценка субъекта опирается на внутренний образ,

 

согласно которому мы оцениваем  себя и согласно которому строим свое поведение.

 

«Реалистический образ себя утверждает, при этом характеристики физического и

 

психологического Я  и их возможностей.  Он включает, с одной стороны внешность,

 

анатомические и физиологические  особенности, с другой стороны  - эго

 

сознательные и пресознательные чувства, желания, импульсы, мысли, отношения и

 

поведения ( Якобсон  А.). Согласно З.Фрейду в структуре  «Я» выделяются три

 

компонента: ид, эго и  супер-эго.

 

          Ид - совокупность инстинктивных (невольных) форм поведения. Чувство «Я»

 

первоначально зарождается  в ид.

 

          Эго - медиатор  между инстинктами и реальным миром, структура,  во многом,

 

бессознательная.  Защитные механизмы эго регулируют и, если  необходимо,

 

искажают (портят)  истинную картину «Я», часто удерживая от осознания, какую

 

либо информацию.

 

          Супер-эго - выступает в «Я - критической», оценочной функции, отражая

 

сознательные и пресознательные идеалы и ценности субъекта. Супер-эго развивается

 

как результат слабости эго к родительским запретам. Страх наказания и потребность

 

в защите и заставляет ребенка  принять и интериоризировать (переходить извне

 

внутрь)  требования родителей. Успешная интериоризация  родительских стандартов

 

ведёт к становлению  высокой самооценки, т.к. эго оценивает себя при помощи   этих

 

стандартов, так что  его ценность определяется степенью близости к идеалу.

 

 

Развитие супер-эго осуществляется наиболее благополучно при благоприятном

 

отношении матери к младенцу. З.Фрейд указывал,  что на ранних стадиях онтогенеза

 

(аутоэротическая   стадия) у  ребёнка  развивается  нарциссизм. В это период  ребенок  

 

ещё  не отделяет себя от взрослого, удовлетворяющего его  нужды, и вследствие

 

этого, ощущает себя самодостаточным. Подрастая,  ребенок   начинает узнавать

 

мать. При этом у него формируется идеализированный (представленный в идеале)

 

образ всемогущего  родителя.  Любовь матери к ребенку  и забота о нем 

 

способствует переносу  ребенком идеализированного отношения, на самого себя.

 

Ребенок воспринимает себя  идеальным  и  всемогущим. Развивается так называемое 

 

«грандиозное Я». В процессе развития ребенка его «грандиозное Я» должно

 

преобразовываться  в  реалистическую самооценку и удовлетворенность  собой  и 

 

способность быть социально  адаптивным и полезным,  способным самостоятельно

 

выбирать свои идеалы.  Однако, если ребенок не получает достаточно заботы со

 

стороны матери, у него, как защитная реакция, развивается неадекватный  образ

 

себя, его «грандиозное Я» не преобразуется в  адекватное содержание эго, а

 

идеализированный образ  не трансформируется  в итереоризированное  супер-эго, 

 

оставаясь архаизмом (устаревшим), поддерживающий нарцистический  гомеостаз   

 

(неподвижное состояние). При нормальном развитии любовь к себе и любовь к

 

другому человеку развиваются параллельно и являются зависимыми друг от друга.

 

Как  можно видеть, в психоанализе большое значение придается неосознанным 

 

детерминантам (определяющим)  Я- концепции.  Кроме того, развитие «Я»

 

рассматривается как  итрапсихическое  развитие, как «Я - процесс».

 

                                       

                                         Социальнопсихологическое направление

 

          Решающую роль  в развитии Я – концепции отводит взаимоотношениям

 

субъекта со средой. При этом влияние психологического фактора на развитие

 

личности принимается во внимании наряду с социальным фактором. У. Джеймс,

 

родоначальник данного направления, выделил  в структуре  «Я» два  компонента:

 

 «Я» - как объект;

 

« Я» - сознающее.

 

          Я - как объект включило духовное Я, материальное Я и физическое Я.

 

Большую роль в самооценивание Джеймс отводит, актуализации идеального образа

 

Я.  Он считает, что  наша самооценка тесно связанна с нашими притязаниями. 

 

Представитель данного направления (Кули Ч.Х.) считает, что новорожденный

 

ребенок не  имеет Я- концепции, она появляется как результат со  значимыми 

 

другими. Согласно теории Кули, известной как «теория  зеркала», «Я» есть 

 

отражение представлений  окружающих людей о субъекте. При  этом, особая роль

 

отводиться  ранним детско-родительским отношениям и подчеркивается 

 

необходимость родительской любви для развития благополучной Я- концепции

 

(Хорни К., Салливан С.).

 

 

                                           Гуманистическое направление 

 

      Основной  идеей данного направления  является признание уникальности

 

человека и его стремления самоактуализации  и высшим ценностям. «Самооценка» и

 

«Я- концепция» являются  центральными понятиями теории. Согласно К. Роджерсу, 

 

особенности развития личности  обусловлены динамикой развития самооценки.

 

Основным фактором, влияющим  на развитие  самооценки, К. Роджерс считает

 

оценки окружающих. Если оценка других людей, отличная от собственной

 

самооценки, при этом,  заставляет субъекта либо искажать свою самооценку, либо

 

восприятие окружающей действительности, то мы имеем дело с незрелой

 

личностью.  Зрелой личности присуща гибкая самооценка, ориентированная  на

 

собственные, не внешние, а внутренние оценочные процессы. Такая личность  не

 

искажает ни своей  самооценки,  ни окружающей действительности, а меняет свое

 

поведение. К. Роджерс подчеркивает, что гибкость самооценки – умение оценить

 

устоявшуюся систему  ценностей  в условиях приобретения нового опыта - влияет на

 

психологическое  здоровье в целом. Представители гуманистической психологии

 

рассматривают Я- концепция как совокупность всех представлений индивида о

 

себе,  сопряженную (соединенную) с их оценкой, а также как  совокупность

 

установок, направленных на саму  личность (Бернс Р.)

 

     Я- концепция  включает в себя:

 

1. Собственное Я;

 

2. Отношение, в которое оно может вступить;

 

3. Позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и

 

отношениями  в прошлом, настоящем и будущем.

 

В отличии от ситуативных  образов Я ,  Я- концепция создает  у человека ощущение

 

самотождественности.

 

Я- концепция по Бернсу имеет следующую  структуру:

 

1. Когнитивная составляющая Я- концепции или образ Я;

         

           2. Оценочная составляющая – самооценка и принятие себя;

 

3. Поведенческая. 

 

          Когнитивная составляющая  Я- концепция или образа Я включает

 

представления индивида  о самом себе. Причем эти характеристики имеют 

 

неодинаковую  значимость для субъекта:  одни из них включаются им в свой образ

 

Я, как наиболее значимы,  другие - как наименее значимые. Оценочная 

 

составляющая  Я- концепции - самооценка - рассматривается как аффективная

 

оценка представлений  о себе, «которая может обладать различной интенсивностью,

 

поскольку  конкретные  черты образа Я могут вызывать более или менее сильные 

 

эмоции, связанные с их принятием» (Бернс Р., К. Роджерс). Отмечается, что

 

самооценка не является постоянной, большое влияние  на нее  оказывает 

 

социокультурное окружение, общественные нормы, критерии, цели, нормы

 

поведения (Р. Бернс, К. Роджерс).

 

           Самооценка носит субъективный характер. Она проявляется не только в

 

сознательных суждениях  индивида о себе, но и в любом  самоописании.

 

Поведенческая  составляющая – потенциальные  поведенческие  реакции,

 

обусловленные представлениями  о себе и самооценкой.

 

Авторы (Бернс Р., Роджерс К., и др.) выделяют следующие виды самооценки:

 

позитивную и негативную. Позитивная описывается  как уважение  себя, принятие

 

себя, ощущение  собственной  ценности.   Негативная – как  негативное отношение к 

 

себе, непринятие себя, ощущение своей неполноценности.  

 

              Существует три модальности установок:

 

  1. Я - реальное;

 

      

       2. Я - зеркальное (Я - социальное);

   

       3. Я - идеальное.

 

          Я - реальное -  установки, связанные с представлениями индивида о том, что

 

он есть на самом деле.

 

         Я – зеркальное -  представления о том, как его видят другие.

 

         Я - идеальное -  установки и представления о том, каким он хотел бы стать.

   

У благополучной личности реальное и идеальное Я  не должны совпадать

 

содержанию. 

 

Нежелательно также  и большое расхождение  между  реальным  и идеальным Я,

 

иначе, вследствие осознания  недостижимости идеала, у субъекта может развиться 

 

депрессия. Каждая из модальностей включает физическое, социальное, умственное

 

эмоциональное Я. 

 

         Бернс выделяет три основные момента, существенные для  понимания

 

самооценки:

 

  1. Важную роль в формировании самооценки  играет  сравнение

 

(сопоставление) образа  реального Я с образом идеального Я, представления

 

о том, каким человек  хотел бы  быть;

 

  1. Человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают

 

окружающие;

 

  1. Индивид  оценивает успешность своих действий через призму своей

 

идентичности.

 

Согласно Бернсу, Я- концепция играет троякую роль:

 

  1. Способствует достижению внутренней соглассованости;

 

   2.  Определяет интерпретацию опыта;

 

   3.  Является  источником ожиданий.

 

    Отмечается  невозможность установления  точного  момента возникновения Я-

 

концепцию.  Она формируется  постепенно, причем,  ее различные  элементы  в 

Информация о работе Приемы развития самооценки младших школьников