Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 14:01, курсовая работа
С поступление в школу в жизни ребенка начинается новая полоса т.к. ведущей
формой его деятельности становится учебная деятельность с её особым режимом,
особыми требованиями к его нервно – психической организации и личностным
качествам. Результаты этой деятельности оцениваются особыми баллами.
Введение 3.
Глава 1. Теоретические основы исследование самооценки у
младших школьников 8.
Изучение проблемы самосознания и самооценки в
отечественной и зарубежной психологии 8.
1.2. Самооценка как структурный элемент
самосознания 16.
1.3. Возрастные особенности самооценки младших
школьников 20.
1.4. Приемы формирования самооценки младших
школьников 23.
Выводы
Заключение
Литература
деятельности возрастает число заниженных самооценок.
Еще больше диссонансов (разногласий) выявлено в становлении меры
адекватности ретроспективной самооценки: в учебной деятельности у
второклассников интенсивнее, чем у третьеклассников, возрастает адекватность
самооценки и столь
же заметно уменьшается
В игровой деятельности выявлен значительный «прирост» во втором классе
адекватных ретроспективных самооценок, в третьем классе этот процесс
сглаживается. Резкий скачок во втором классе наблюдается и в росте
рефлексивности самооценки.
Полученные материалы свидетельствуют о том, что возможна реализация двух
линий развития самооценки в младшем школьном возрасте:
а) линия дисгармоничного становления показателей самооценки – с «всплеском»
разнонаправленных тенденций;
б) линия последовательного нарастания функционирования одних показателей
самооценки и столь же последовательного уменьшения других.
Первая линия отражает явление, которое может быть определенно как
«феномен вторых классов». Объяснение этому явлению, на наш взгляд (Захарова),
заложено в понимании данного этапа развития ребенка как переломного внутри
младшего школьного возраста, когда происходит основные сдвиги в
функционировании психических образований. Это своего рода «малый кризис,
порождаемый сменой вех внутри того или иного возрастного периода.
Особая роль второго года обучения в психическом развитии ребенка связана,
на наш взгляд (Захарова А.И.), со следующими обстоятельствами. Первый год
обучения в психическом развитии является временем общей адаптации ребенка к
новым социальным условиям – к систематическому обучению, к новым
обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками. Накопление
изменений в развитии ребенка может носить в этот период латентный характер.
Наличие же латентного
периода в становлении
может иметь как конструктивные,
так и деструктивные
Если конкретизировать это положение по отношению к развитию самооценки,
то следует отметить, что латентный период в процессе усвоения ребенком
критериев, оснований и средств, обеспечивающих её функционирование,
сказывается как конструктивно, оптимизируя её развитие, так и деструктивно,
вызывая конфликтные отношения между тем, что нарождается, и тем, что
преобразуется.
Когда процесс адаптации к новым условиям заканчивается, в
функционировании самооценки и проявляется конфликтность. Дальнейшая
стабилизация возрастного развития ведет к нарастанию гармонии становления
составляющих самооценок
1.4. Приемы формирования самооценки у младших школьников
Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве.
Часто мы слышим: "Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать,
др.) так и не научился!" Родители не задумываются над тем, что именно из их
оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе; это потом, в
школьном возрасте, он научится самоценивать свои возможности, успехи и неудачи.
Именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он
есть, сопутствует ли ему успех или неудача.
Самооценка в младшем школьном возрасте формируется под влиянием
оценок учителя. Оценивая знания, учитель по существу одновременно оценивает
личность, её возможности, ее место среди других. Именно так воспринимаются
оценки детьми. Ориентируясь на оценки учителя, они сами ранжируют себя и
своих одноклассников: как отличников, средних и слабых, старательных или
нестарательных, ответственных или безответственных дисциплинированных или
недисциплинированных… .
Оценки, которые выставляет учитель, должны соответствовать
действительным знаниям детей. Важно не только какую оценку поставил учитель
ученику, но и то, что он при этом знает. Ребенок должен знать, чего ждет от него
учитель каждый раз. Не следует захваливать хороших учеников, которые достигают
высоких результатов. Зато нужно поощрять в той или иной форме продвижение в
учение хотя и слабого, но трудолюбивого и старательного ученика.
Изучение неуспевающих и недисциплинированных школьников показывает,
что их плохое поведение является чаще всего реакцией на неуспех, формой
протеста против сложившегося отрицательного отношения к ним со стороны
учителя и сверстников. Теряя положение в коллективе влечет за собой и изменения
в самой личности ребенка, в частности, нарастание неуверенности в себе и
снижение самооценки. Как уже подчеркивалось, ребенок обучается и
воспитывается в коллективе, в котором происходит постоянное, подкрепляемое
оценками учителями, сравнивание детей между собой. Поэтому неуспевающий, как
и все другие дети, выставляется постоянно как бы на социальное «обозрение»,
оказывается в оценочной ситуации. Поскольку оценки учителя являются мерилом,
принимаемым всеми детьми, то для неуспевающего эта ситуация оказывается
весьма неблагоприятной. Он сразу же в смысле своей социальной позиции- позиции
ученика - оказывается рангом ниже других.
Одной из важнейших причин неуспеваемости является сдвиг в личности
ребенка, совершившийся в силу того, что самые начальные не успехи в учении,
«подкрепляемые» (подтверждающиеся) систематическими отрицательными
оценками главного авторитета класса- учителя и еще более низкими оценками со
стороны успевающих детей, неизбежно ведут к изменению социально-
личностной позиции ученика в классе и к неуклонному падению его самооценки.
В итоге, хотя ребенок и посещает ежедневно школу, учебная деятельность для
него уже перестала быть основной, ведущей, потому что он не может с ней
справиться, и потерял к ней интерес. Оставаясь в школе, он, по существу, уже
потерял социальную позицию ученика.
Формирование адекватной самооценки - это важнейший фактор развития
личности ребенка. Относительно устойчивая самооценка формируется у детей
под влиянием оценок со стороны окружающих, прежде всего – ближайших
взрослых и сверстников, а также в процессе собственной деятельности ребенка и
самостоятельной оценки её результата. Адекватная самооценка лежит в основе
формирования у ребенка уверенности в себе и своих возможностях, выступает
основанием для развития личной полноценности и компетентности. Неадекватная
самооценка (как завышенная, так и заниженная), напротив, препятствует развитию и
реализации возможностей и способностей ребенка, ведет к развитию внутренних
конфликтов, нарушений
общения и в целом
развитии личности ребенка.
Для того чтобы сформировать адекватную самооценку надо объективно и
справедливо оценивать детей.
На первом месте в развитие самооценки ребенка играют родители. Детям
необходимо внимание родителей, беседа сними, что бы их мнение было также
значимо как и взрослого.
Также мы знаем, что самооценка младшего школьника полностью зависит от
оценки учителя и от успеха в учебной деятельности. Проблема учителя зависит от
того, как он будет оценивать каждого ребенка. Главная задача учителя помочь
ребенку повысить заниженную самооценку, помочь поверить в себя, в свои
возможности, в свою ценность.
Особенно важно знать, что у детей самооценка ещё формируется и может
подвергаться изменению.
Заключение
На основе теоретического анализа и синтеза психолого-педагогической и
научно – методической литературы мы пришли к выводу, что самооценка - это
оценка личности самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других
людей, один из важнейших
регуляторов поведения
необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого
себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов, и целей
своего поведения к окружающим и самому себе. Самооценка – непостоянный
конструктор, она постоянно видоизменяется - совершенствуясь. Именно самооценка
выполняет функцию регуляции (
она может соотносить потребности и притязания человека.
Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Именно в семье
ребенок узнаёт, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли
ему успех или неудача. Затем в младшем школьном возрасте самооценка
формируется под влиянием оценок учителя, т.к. оценивая знания, учитель по
существу одновременно оценивает личность, её возможности, её место среди других.
Устойчивая заниженная самооценка
проявляется крайне редко,
поэтому в данном возрасте необходимо создавать условия для формирования
адекватной самооценки у детей.
Организуя учебно - воспитательную работу, учитель должен сознательно и
целенаправленно формировать самооценку у младших школьников.
Адекватная самооценка полностью зависит от того, насколько правильно
оценивает их учитель. Оценки, которые выставляет учитель, должны полностью
соответствовать действительным знаниям детей.
На основе экспериментального исследования была составлена программа
развития самооценки младших школьников.
1. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: изд-во МГУ, 1990 – 367с.
2. Бернс Р.В. Развитие «Я – концепции» и воспитание. М., 1986 - 424с.
3. Бодалев А.А. Психология о личности. М.: изд-во МГУ, 1988 – 87с.
Информация о работе Приемы развития самооценки младших школьников