Причины девиантного поведения в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 14:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть причины девиантного поведения подростков.
Объект исследования: девиантное поведение.
Предмет исследования: девиантное поведение в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
-дать определение девиантного поведения и выяснить его основные понятия, подходы и особенности;
-рассмотреть модели девиантного поведения;
-раскрыть причины возникновения отклонения от социальных норм у подростков;

-определить возможности коррекционно-воспитательной работы с девиантными подростками.

Структура работы: курсовая работа представляет собой исключительно теоретическое исследование, состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Общий объем работы – 43 страницы.

Содержание

Введение………………………………………………………….…………………3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования девиантного поведения ………5
1.1. Понятие девиантного поведения в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………..…… . . . .5
1.2. Модели девиантного поведения……………………………………… . . . . .16

Глава 2.Особенности девиантного поведения подростков и возможности его коррекции……………………………………………..……………………. . . . . .21
2.1. Причины девиантного поведения подростков…………………………..… .21
2.2. Коррекционно-воспитательная работа с девиантными подростками……. 28


Заключение…………………………………………………………………………38

Библиография………………………………………………………………………42

Вложенные файлы: 1 файл

Причины девиантного поведения в подростковом возрасте.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

                              Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования города Москвы

«Московский городской  педагогический университет»

Институт гуманитарных наук

Кафедра психологии социальной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

Причины девиантного  поведения в подростковом возрасте

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

Направление подготовки – 050100.62 - Педагогическое образование

(очная форма обучения)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

                                                      

 

 

                                               

 

 

      Оглавление

 

Введение………………………………………………………….…………………3                 

 

Глава 1. Теоретические  аспекты исследования девиантного  поведения ………5

1.1. Понятие девиантного поведения в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………..…… . . . .5

1.2. Модели девиантного  поведения……………………………………… . . . . .16

 

Глава 2.Особенности девиантного  поведения подростков и возможности  его коррекции……………………………………………..……………………. . . . . .21

2.1. Причины девиантного  поведения подростков…………………………..…  .21

2.2. Коррекционно-воспитательная  работа с девиантными подростками……. 28

 

 

Заключение…………………………………………………………………………38

 

Библиография………………………………………………………………………42 

 

                                                  Введение

 

Поведение людей, которое  не соответствует общепринятым или  социальным нормам, всегда стоит в  центре внимания любого общества. Данное явление рассматривается с разных сторон такими науками, как: психология, педагогика, социология. В связи с актуальностью проблемы  отклоняющегося поведения, в рамках специальной психологической теории, возникла психология девиантного поведения.

Следует отметить, что  на данный момент интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос, тем самым возникла необходимость более тщательного рассмотрения причин и форм девиантного поведения. Это стимулирует развитие теории психологии отклоняющегося поведения и необходимость изучения с её основами более широкого круга специалистов, таких как: психологов, педагогов, социальных работников, юристов и работников культуры.

Проблемами девиантного  поведения, его формированием и  профилактикой занимались такие  ученые как Ч. Беккарло, М. Вебер, Э. Фэрри, Г. Парсонс и другие известные  ученые.

Цель исследования: рассмотреть причины девиантного поведения подростков.

Объект исследования: девиантное поведение.

Предмет исследования:  девиантное поведение в подростковом возрасте.                      

Задачи исследования:

-дать определение  девиантного поведения и выяснить его основные понятия, подходы и особенности;

-рассмотреть модели  девиантного поведения;

-раскрыть причины  возникновения отклонения от  социальных норм у подростков;

 

                                                                                                                             3

-определить возможности  коррекционно-воспитательной работы  с девиантными подростками.

 

    Структура работы: курсовая работа представляет собой исключительно теоретическое исследование, состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Общий объем работы – 43 страницы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                             4

 

 

Глава 1. Теоретические  аспекты исследования девиантного  поведения

 

 1.1.Понятие девиантного поведения в психолого-педагогической литературе

 

    Психология девиантного поведения является самостоятельной научной учебной дисциплиной в зарубежной науке,но в России данная наука находится на пути базового становления и развития. И как выяснилось, ни зарубежные, ни отечественные авторы не могут сформулировать однозначного определения «отклоняющегося поведения».¹

Одни исследователи  считают, что под девиантным поведением должны пониматься любые отклонения от установленных обществом социальных норм, другие же предполагают включить в данное понятие только нарушение правовых норм, третьи - различные виды социальной патологии (наркомания, алкоголизм, убийства), четвёртые-социальное творчество.

Всё дело в том, что  отклоняющееся поведение - это поведение, которое связано с каким-либо несоответствием человеческих действий, поступков,  правилам поведения, установкам, ценностям.

  Так, например, по мнению А.Коэна, отклоняющееся поведение-это «такое поведение, которое идёт вразрез с институционализированными ожиданиями, то есть с ожиданиями, разделяемыми и признаваемыми законом внутри социальной системы»[22, с. 520-521].

  Девиантное поведение-это такое поведение, которое не соответствует нормам. Однако некоторые полагают, что девиантными могут быть не только действия, поведение, но и взгляды, идеи. В таком случае отклоняющееся поведение связывают с реакцией общества на него , и тогда определяют как

 


¹Наряду с термином «девиантное поведение» исследователями употребляются синонимы «делинквентное поведение», «аддиктивное поведение», «дезадаптивное поведение», «асоциальное поведение», «неадекватное поведение», «деструктивное поведение», «агрессивное поведение», «конфликтное поведение» и др. Однако данные термины являются методологически неверными.

                                                                                                                                       5

 

 «отклонение от групповой нормы, которое влечёт за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другие наказания нарушителя» (Б.А. Урванцев,1991).

      Проблема девиантного поведения начала складываться не в психологии, а в социологических и криминологических трудах. Самыми известными являются работы таких авторов, как М.Вебер, О.Конт, Р.Мертон, Р.Миллз, Т.Парсонс, Н.Смелзер, П.Сорокин, Г.Тард, Э.Ферри, Э.Фромм.Среди отечественных учёных следует назвать А.А.Александрова, Л.И.Божович, С.А.Беличеву, Л.С.Выготского, Я.И.Гилинского, И.С.Кона, В.Н.Кудрявцева, В.Т.Лисовского, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкого, М.Г.Ярошевского и других не менее популярных учёных.

    Попробуем рассмотреть научные подходы, объясняющие причины девиантного поведения. «Поведение каждой личности индивидуально, по преимуществу, иногда даже индивидно, но всегда личностно»¹.Конечно, существуют и более конкретные причины, которые объясняют нам высокую степень вероятности отклонений от социальных норм. Но, по нашему мнению, неоднозначность толкования понятий «социальные отклонения», «девиантное поведение» не учитывает того факта, что понятие «социальные отклонения» - более широкое и общее, нежели понятие «девиантное поведение», которое является более узким и частным проявлением социальных отклонений. Однако до сих пор отсутствует полное объяснение понятия «девиантное поведение».


¹ Новиков В.В. Социальная психология:феномен и наука.-М.,2003

 

 

  

 

 

 

 

                                                                                                                                      6

  

    Ярким примером этого являются теории  отклоняющегося  поведения, которые существуют и в зарубежной, и в отечественной психологии, педагогике и социологии.

   Первым исследователем девиантного поведения является Э.Дюркгейм, который ввёл понятие аномии в своём труде «Самоубийство»(1912 г). Под анонимией понимается состояние разрушенности или ослабленности нормативной системы общества, которое вызывается резкими изменениями, т.е. аномия, по мнению Э. Дюркгейма-это социальная дезорганизация.

Более широко развил данный термин Р.К. Мертон.С его точки  зрения, аномия представляет собой  результат конфликта между «культурой»  и «социальной структурой», нормальными, законными средствами и побуждения к поиску новых(незаконных) способов удовлетворения потребностей. В связи с этим Р. Мертон выделяет пять способов «аномического приспособления»¹:              

-Конформизм-единственный  тип недевиантного поведения.

-Инновация-предполагает  согласие с одобряемыми данной  культурой целями, но отрицает  социально одобряемые способы их достижения.(например, шантаж, рэкет).

 -Ритуализм предполагает отрицание целей данной культуры, но согласие использовать социально одобряемые средства.

 -Ретритизм-человек одновременно отвергает и цели, и социально одобряемые средства их достижения(например, бродяги, наркоманы).

     -Мятеж(бунт)-стремление заменить старые цели и средства на новые, а не только отрицание того или другого.

      Аномическая теория не объясняет, какими именно должны быть условия, при которых появляется та или иная форма адаптации.

 


¹Мертон Р. Социальная структура  и аномия //Социология преступности (Современные буржуазные теории) Москва, 1966. 

                                                                                                                                    7

 

 

Однако заслуга теории Мертона состоит в том, что  он смог обосновать положения, согласно которым установленные нормы  девиантного поведения тесно  связаны с положением девиантной личности.

      Т.Парсонс раскрыл типологию приспособлений Мертона и на основе этого сформулировал восемь типов девиантного поведения. Он объясняет возникновение девиантных мотиваций невыполнением ожиданий. Поведение подростков и молодёжи Парсонс рассматривает с точки зрения понятия аномии-состояния, в котором ценности и нормы не являются указателями должного поведения  или теряют свою всякую значимость. Данной причиной объяснятся важность системы ценностей, центральное место в которой занимают ценности личного успеха и его достижения. И именно следование этим достижениям усиливает структурную дифференциацию общества, что ведёт к конфликтам и девиантному поведению.¹

      Себастьян де Гразия вводит различение «простой» и «острой»аномии. По его мнению, «простая» аномия имеет место в том случае, когда «конфликт ценностей приносит беспокойство» в современном искусстве, литературе, отчуждении, безличности и конкурентной вовлечённости человека. «Острая» возникает при полном распаде системы убеждений, вызывая психические расстройства, самоубийства и массовые движения.²

 Г.Беккер был уверен в том, что некоторая степень безнормности имеет место в любом обществе из-за «несовершенства социализации, внутренних конфликтов и новшеств».³

¹Парсонс, Т. О структуре социального действия: пер. И.Бакштейн и др./ Т. Парсонс. – М.: Академический проект, 2002.


²Клейберг Ю.А., Шахзадова  Н.В. Социальная работа и профилактика девиантного поведения подростков.Тверь;Нальчик,2000.

³Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 2003

 

 

                                                                                                                                                            8

 

 

 Ж.-Н. Фишер определяет девиантное поведение типом культуры, действующей в данной социальной системе: если ценности и нормы меняются, то само определение девиации также изменяется. При этом он утверждает, что девиация - «это сконструированная социальная реальность, которая не является простым результатом нормативных процессов, но может содержать структурирующие элементы и составлять потенциальный фактор социального изменения» .¹

«Конструкцию» девиации Фишер рассматривает в трёх различных  направлениях:

1)девиация как дезадаптация,

2)положение девиантной  личности,

3)отклонение и меньшинство.

 

 Ч.Фрейзер, анализируя теоретические подходы к девиации, выделяет три основные ²:

1)с точки зрения  социализации,

2)с позиций социально-психологической  реакции,

3)с позиции социального  контроля.

   Н.Дж.Смелзер выделяет три компонента девиации ³:

1)человек, которому свойственно определённое поведение,

2)норма, которая является  критерием оценки девиантного  поведения,

3)некий другой человек,  социальная группа, реагирующая  на поведение. ¹

  По его мнению, девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям.

Информация о работе Причины девиантного поведения в подростковом возрасте