Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 14:16, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть причины девиантного поведения подростков.
Объект исследования: девиантное поведение.
Предмет исследования: девиантное поведение в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
-дать определение девиантного поведения и выяснить его основные понятия, подходы и особенности;
-рассмотреть модели девиантного поведения;
-раскрыть причины возникновения отклонения от социальных норм у подростков;
-определить возможности коррекционно-воспитательной работы с девиантными подростками.
Структура работы: курсовая работа представляет собой исключительно теоретическое исследование, состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Общий объем работы – 43 страницы.
Введение………………………………………………………….…………………3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования девиантного поведения ………5
1.1. Понятие девиантного поведения в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………..…… . . . .5
1.2. Модели девиантного поведения……………………………………… . . . . .16
Глава 2.Особенности девиантного поведения подростков и возможности его коррекции……………………………………………..……………………. . . . . .21
2.1. Причины девиантного поведения подростков…………………………..… .21
2.2. Коррекционно-воспитательная работа с девиантными подростками……. 28
Заключение…………………………………………………………………………38
Библиография………………………………………………………………………42
уход от них;
-принципиальность в решении противоречий;
-способность длительно выдерживать противоречия, связанные с социальной позицией;
-способность и готовность личности реагировать на то или иное противоречие, проявляя адекватность реакции на противоречие.
Таким образом, проблема личностной модели девиантного поведения выступает как проблема самовыражения личности. Она отражает социальную действительность и выражает своё отношение к социуму.
В построении личностной модели девиантного поведения используется основной психологический принцип исследования активности: сопоставление личностной структуры со способами её реального функционирования в конкретных ситуациях, которые моделируются в естественном эксперименте(К.А. Абульханова, М.И.Воловикова, В.А. Елисеев).Психологи выдвинули гипотезу, что структура активности представляет собой интеграл, который включает динамические тенденции и личностные механизмы: саморегуляцию и удовлетворённость. Этот интеграл был назван семантическим.¹
¹Клеймберг Психология девиантного поведения. М. – 2001. – С. 46-58
Для характеристики девиантного
поведения большой интерес
Данную ситуацию можно схематично представить следующим образом:
противоречие → психологическая напряжённость → психологический шок →
стресс → конфликт → девиантное поведение
Из этой схемы видно, что важным источником девиации является противоречие в обществе, социальной группе, в самом себе. И именно эти противоречия и обусловливают социальные отклонения и конфликты.
Следующим уровнем отклоняющегося поведения является ситуационный. В ситуацию входят не все взаимоотношения, поскольку они имеют изменчивый характер.
¹Основные проблемы и современное состояние психологии отношений. - В кн.: Психологическая наука в СССР. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960, т. II, с. 110 - 125
Поэтому ситуация-это не просто совокупность, а система взаимоотношений, в основе которой лежит комплекс социальных и психологических противоречий.
В основе модели девиантного поведения на ситуационном уровне лежит степень развития противоречий в рамках той или иной ситуации. В качестве критериев модели девиантного поведения можно предложить различные ситуации, которые соотносятся:
-со степенью их устойчивости (устойчивые/неустойчивые),
-с временными
-с пространственными параметрами (страна, республика, регион и т.п.),
-с субъектом деятельности,
-с объектом,
-с факторами контроля.
Проанализировав отклоняющееся поведение, мы сделали вывод, что оно может «задаваться» четырьмя ведущими факторами:
1)социальным статусом человека,
2)его ролью как субъекта деятельности,
3)характером выполняемой деятельности,
4)ценностными критериями.
В психологии и педагогике социальная среда рассматривается как условие, формирующее личность. Социальная среда человека-своеобразный показатель уровня развития социального развития.Психологический аспект единства среды человека был изучен Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым.
Выготский выделяет простейшую единицу для изучения личности в окружающей среде: «Переживание ребёнка и есть такая простейшая единица…среда определяет развитие ребёнка через переживание среды»[с.382-383;6].
Фон социального отклонения формируется в социальной среде и играет активную роль. Окружающая обстановка влияет на девиантов посредством общественного мнения, закона или других социальных групп. Восприятие девиантного поведения средой зависит от стадии развития, которая ставит определённые юридические (санкции), нравственные (нормы и правила), психологические (методы воздействия) рамки распространению тому или иному отклоняющемуся поведению. В таком случае нельзя не согласиться с мнением польского учёного Я.Зеленевским, который говорил о том, что «реализуя новые ситуации, которые частично или полностью подрывают правила и нормы, конфликт действует как стимул установления новых правил и норм» .¹
Каждому человеку необходим какой-либо объект, на котором он мог бы «реализовать свою субъективность»,проявить свою
сущность, выразить себя.² Способов самореализации существует очень много: для кого-то - это творчество, для другого - это общественная работа, для третьего-увлечения и хобби, а для четвёртого-алкоголизм, наркомания и другие социальные отклонения. Всякое отклонение от нормы и ценностей отражается в реальном поведении человека, и это оценивается другими членами группы и влияет на их отношение к нему. А поскольку каждый человек дорожит положительным отношением к нему тех людей, с которыми он непосредственно взаимодействует, то это и определяет силу социально-психологического влияния группы на своих членов. Однако эффективность воздействия на личность со стороны социальной среды будет существенным образом зависеть от того, насколько те или иные воздействия соответствует внутреннему миру личности , и каким образом они будут взаимодействовать этим внутренним условиям.
¹Кравченко А.И. Социология: Учебник для студентов вузов. М., 1999
²Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. М., 1984.Т.4. С.5-243;Т.5.С.137-198.
Итак, подведём итог характеристике моделей девиантного поведения.
Во-первых, эти модели являются всего лишь определённым представлением стадии девиации и никогда не смогут полностью отразить её реальные характеристики. А во-вторых, девиантное поведение всегда обусловливается многими причинами, которые в каждой конкретной ситуации индивидуальны и специфичны.
Глава 2. Особенности
девиантного поведения
2.1.Причины
девиантного поведения
Девиантное поведение имеет довольно сложную структуру, которая
объясняется самыми разнообразными причинами. Мы знаем, что человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов, таких как: наследственность, среда, воспитание, собственная практическая деятельность человека. В связи с этим мы можем назвать основные условия, которые обусловливают отклоняющееся поведение подростков.
Основные факторы, которые выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию, являются биологические. Здесь мы будем говорить о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся¹:
-генетические факторы, которые передаются по наследству.
Здесь необходимо учитывать нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения дети приобретают, как правило, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения; заболеваний матери (физические и психические травмы во время беременности, хронические и соматические инфекционные заболевания, черепно-мозговые и психические травмы, венерические заболевания); влияния наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом;
¹Андреева Г.М. Социальная психология
:Учебник.М.,2007
-физиологические факторы, которые включают в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.
Факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера являются психологическими. Данные отклонения могут выражаться в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка. Дети с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров, а дети, имеющие акцентуированные черты характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.
Черты личности и характера формируются в каждый период развития ребенка. У подростка же могут наблюдаться два процесса развития психики: либо отстранение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение. Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской любви и ласки, внимания, то отчуждение в этом случае будет выступать в качестве защитного механизма. Проявлениями такого отчуждения могут быть: невротические реакции, нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость и холодность, повышенная уязвимость, обусловленные психическими заболеваниями выраженного или пограничного характера, отставанием или задержкой психического развития, разными психическими патологиями.
Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений.В том случае, если система нравственных ценностей подростка не сформировалась в полной мере, то сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность. Для таких подростков, как правило, характерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преобладание развлекательных интересов. Эгоцентрическая позиция подростка с демонстрацией пренебрежительного отношения к существующим нормам и правам другого человека приводит к «отрицательному лидерству», оправдыванию своих действий внешними обстоятельствами, низкой ответственности за свое поведение.¹
Следующие факторы, которые выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, являются социально-педагогические. В их основе лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, которые и приводят к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит о их учебной дезадаптации. Учебная дезадаптация школьника проходит в своем развитии следующие стадии ² :
¹Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодёжных групп. М.,2000.
²Дюркгейм Э. Социология образования. – М., 1996.
Информация о работе Причины девиантного поведения в подростковом возрасте