Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 14:16, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть причины девиантного поведения подростков.
Объект исследования: девиантное поведение.
Предмет исследования: девиантное поведение в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
-дать определение девиантного поведения и выяснить его основные понятия, подходы и особенности;
-рассмотреть модели девиантного поведения;
-раскрыть причины возникновения отклонения от социальных норм у подростков;
-определить возможности коррекционно-воспитательной работы с девиантными подростками.
Структура работы: курсовая работа представляет собой исключительно теоретическое исследование, состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Общий объем работы – 43 страницы.
Введение………………………………………………………….…………………3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования девиантного поведения ………5
1.1. Понятие девиантного поведения в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………..…… . . . .5
1.2. Модели девиантного поведения……………………………………… . . . . .16
Глава 2.Особенности девиантного поведения подростков и возможности его коррекции……………………………………………..……………………. . . . . .21
2.1. Причины девиантного поведения подростков…………………………..… .21
2.2. Коррекционно-воспитательная работа с девиантными подростками……. 28
Заключение…………………………………………………………………………38
Библиография………………………………………………………………………42
-учебной декомпенсации – состояния ребенка, которое может характеризоваться возникновением затруднений в изучении одного или нескольких предметов при сохранении общего интереса к школе;
-школьной дезадаптации – состояния ребенка, когда наряду с возрастающими трудностями в обучении на первый план выступают нарушения поведения, выраженные в виде конфликтов с педагогами, одноклассниками, пропусков занятий;
-социальной дезадаптации – состояния ребенка, когда отмечается полная утрата интереса к учебе, пребыванию в школьном коллективе, уход в асоциальные компании, увлечение спиртными напитками, наркотиками;
-криминализации среды свободного времяпрепровождения. Так, например, отчисление из школы детей 15-летнего возраста, что позволяется законом «Об образовании», оставляет детей на улице, где они не могут легально трудоустроиться. Следует отметить, что такие дети, как правило, из малообеспеченных семей. И можно с уверенностью утверждать, что основные способы добывания средств существования у них будут носить именно криминальный характер.
Одним из самых важных факторов отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучие семьи. Постараемся выделить отдельные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию асоциального поведения подростков ¹:
-дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, который сочетает в себе, с одной стороны, удовлетворение желаний ребенка, а с другой – провоцирование ребенка на конфликтные ситуации; или характеризуется утверждением в семье двойной морали: для семьи – одни правила поведения, для общества – совершенно другие;
¹Дружинин В. Н. Психология семьи.- 2000
-нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;
-асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье с систематическим употреблением алкоголя, наркотиков, аморальным образом жизни, криминальным поведением родителей, проявлениями «семейной жестокости» и насилия.
Жестокому обращению дети подвергаются в семье, на улице, в школе, детских домах, больницах и других детских учреждениях. Дети, которые, по несчастью, подверглись таким действиям, лишены чувства безопасности, которое необходимо для их нормального развития. Всё это приводит к осознанию ребенком того, что он плохой, ненужный, нелюбимый. К тому же, любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям. А как именно будет реагировать подросток на жестокое обращение, зависит от его возраста, черт личности и социального
опыта. Кроме того, наряду
с психическими реакциями (страх, нарушение
сна, аппетита и пр.), наблюдаются
также различные формы
¹Берн Э.Секс в человеческой любви.-М.,1990
Социально-экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.¹
Морально-этические факторы могут проявляться, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных; с другой – в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения. Неудивительно, что следствием такого равнодушия общества, например, к проблемам детского алкоголизма или проституции, являются пренебрежительное отношение ребенка к семье, школе, государству, безделье, бродяжничество, формирование молодежных банд, агрессивное отношение к другим людям, употребление спиртных напитков, наркотиков, кражи, драки, убийства, попытки суицида.²
Таким образом, девиантное поведение подростков обусловлено самыми разнообразными факторами: биологическими, которые требуют медицинской коррекции; психологическими, куда относят нервно-психические заболевания, возбудимость нервной системы, неадекватные реакции подростка; социально-педагогические, в которые входят половозрастные и индивидуальные особенности развития детей; и самый главный фактор-это неблагополучие семьи, которое и ведёт к формированию асоциального поведения подростков.
¹Кравченко А. И. Социология/А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. - 2009
²Кравченко А. И. Социология/А. И. Кравченко. - 2013
2.2. Коррекционно-воспитательная работа с девиантными подростками
К индивиду с отклоняющимся поведением могут применяться различные формы и методы воздействия. Социальный контроль может осуществляться со стороны правовых органов, которые используют принудительные меры; разнообразными социальными институтами и организациями, где за отклоняющееся поведение предусмотрены экономические или организационные санкции; выражаться в форме общественного мнения.
В связи с этим, нам необходимо отметить, что социальный контроль должен предусматривать усилия ближайшего социального окружения, которые направляются на предотвращение девиантного поведения, наказание девиантов, их исправление или корректировку поведения, мотивации, ценностной структуры.
Т. Парсонс проанализировал три инструмента социального контроля. По его мнению,такими являются: изоляция-применяется с целью отлучения девианта от других людей, к тому же, она даже не предусматривает попытки реабилитации; обособление-ограничение контактов девианта с другими людьми, при этом он не полностью изолирован от общества, что позволяет девиантам досрочно получить свободу, когда они готовы следовать нормам общества; реабилитация-девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и осуществлению своих ролей в обществе.¹
В отечественной научной литературе (Я.И. Гилинский,А.М. Яковлев) определены восемь компонентов, которые образуют систему социального контроля. Прежде всего-индивидуальные действия, которые могут проявляться в процессе активного взаимодействия индивида с социальной средой.²
¹Парсонс Т. О социальных системах/Т. Парсонс. - 2002
²Андреева Г.М. Социальная психология :Учебник.М.,2007
А сама реакция социальной среды на индивидуальное действие зависит от ценностей, идеалов, жизненных интересов социальной группы, класса, общества в целом. Самокатегоризация индивида зависит от индивидуального самосознания, в том числе от самооценки и оценки ситуации, в рамках которой действует индивид. От характера индивидуального самосознания непосредственно зависит последующее индивидуальное действие, которое является реакцией на социальное действие.
Каждый из участников социального контроля может быть подвержен внешнему и внутреннему воздействию и корректировке. Таким образом, социальный контроль глубоко связан с системой факторов, которые способны изменять социальное поведение индивида, его сознание, мотивацию, оценку и самооценку, установки. В связи с этим следует учитывать и то, что социальный контроль может либо усиливать воздействующие в обществе отклонения, либо смягчать их, приводить в норму.
Негативное влияние, которое испытывает индивид со стороны ближайшего социального окружения, согласно С.А. Беличевой, можно разделить на прямые и косвенные десоциализирующие влияния.¹Прямые десоциализирующие влияния оказываются со стороны ближайшего окружения, которое прямо демонстрирует образцы девиантного поведения, когда действуют социально деструктивные нормы и ценности, групповые предписания, внешние поведенческие регуляторы, которые направлены на формирование личности девиантого типа.
¹Беличева С.А. Основы превентивной психологии.- М.: Социальное здоровье России, 1994. - 224 с.
Косвенные десоциализирующие влияния социальной среды могут быть обусловлены разнообразными факторами социально-психологического, психолого-педагогического и социально-педагогического характера. Таким образом, предупреждение десоциализации предполагает не только нейтрализацию прямых влияний социальной среды, но и создание воспитывающей среды в различных коллективах - школьных, внешкольных, семейных, досуговых, что позволит им тем самым выполнять свои функции ведущих институтов социализации.
Конечно, раннюю профилактику следует рассматривать не столько с позиций социального контроля, сколько с позиций управления процессом социализации детей, подростков, юношей, что заключается в осуществлении мер коррекционно-воспитательной деятельности и социально-психологической реабилитации.
В России особенно успешно развивалось социально-педагогическое направление социальной и коррекционно-реабилитационной работы, представленное такими талантливыми педагогами, как В.Н. Сорока-Росинский, А.С.Макаренко и С.Т.Шацкий. Именно они заложили основные принципы, методы и содержание социальной педагогики, социальной работы с детьми и подростками, в том числе и трудными, где важнейшим фактором воспитательной и коррекционно-реабилитационной работы выступает созданная и организованная педагогом воспитывающая среда.
Коррекционно-воспитательная деятельность направлена на разрушение определённых установок, представлений, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирование новых с целью достижения самореализации личности в обществе. Посредством коррекционно-воспитательной работы требуется решить для обеих сторон возникший конфликт «личность- общество», «личность-социальная среда», «личность-группа», «личность-личность».
Именно благодаря этой деятельности происходит разрушение ранее сформированных мотивов, ценностей, установок, которое осуществляется социально-педагогическими и психологическими средствами, проявляющееся в изменении, переосмыслении, переоценке, корректируя поведение личности в соответствии с принятыми в социальном окружении, обществе нормам.Необходимость в коррекционно-воспитательной деятельности возникает в случаях отклонения в поведении ребёнка, подростка, юноши, которые вызваны социальными нарушениями.
Интересный подход к такой работе предложили болгарские исследователи Н.Владинска и Н. Петрова¹. Данный подход базируется на трёх типах взаимодействия:
1)между этапом асоциального
поведения и социальной
2)между социальной помощью и центрами, через которые эта помощь осуществляется,
3)между элементами
коррекционно-воспитательной
В работах болгарских учёных раскрывается взаимодействие между асоциальным поведением и коррекционной деятельностью на разных этапах асоциального поведения, которые определены на основе нескольких признаков:
а)степень нарушения норм, общественных требований, законов стороны личности,
б)степень несоответствия диспозиции личности общественным, требованиям, нормам и законам. Она определяется через анализ отношения личности к этим требованиям и законам,
в)единичность и рецидивность асоциальных действий.
¹ Социально-педагогическая модель коррекционно-воспитательной работы // Теория и практика социальной работы:отечественный и зарубежный опыт:В 2 т. М.,1993. Т.2.
Информация о работе Причины девиантного поведения в подростковом возрасте