Причины девиантного поведения в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 14:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть причины девиантного поведения подростков.
Объект исследования: девиантное поведение.
Предмет исследования: девиантное поведение в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
-дать определение девиантного поведения и выяснить его основные понятия, подходы и особенности;
-рассмотреть модели девиантного поведения;
-раскрыть причины возникновения отклонения от социальных норм у подростков;

-определить возможности коррекционно-воспитательной работы с девиантными подростками.

Структура работы: курсовая работа представляет собой исключительно теоретическое исследование, состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Общий объем работы – 43 страницы.

Содержание

Введение………………………………………………………….…………………3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования девиантного поведения ………5
1.1. Понятие девиантного поведения в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………..…… . . . .5
1.2. Модели девиантного поведения……………………………………… . . . . .16

Глава 2.Особенности девиантного поведения подростков и возможности его коррекции……………………………………………..……………………. . . . . .21
2.1. Причины девиантного поведения подростков…………………………..… .21
2.2. Коррекционно-воспитательная работа с девиантными подростками……. 28


Заключение…………………………………………………………………………38

Библиография………………………………………………………………………42

Вложенные файлы: 1 файл

Причины девиантного поведения в подростковом возрасте.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                       39

 

    

      Таким образом, на сегодняшний день не существует единой точки зрения на определение понятия девиантного поведения. А существуют лишь различные подходы к определению отклоняющегося поведения, которые исходят из разного понимания нормы: социологический, психологический и биологический. Социологический подход определяет девиантное поведение как отклонение от общепринятых стереотипов поведения и выделяет два типа отклоняющегося поведения созидающей и разрушительной направленности. Девиантное поведение деструктивной направленности – совершение человеком или группой людей социальных действий, которые отклоняются от доминирующих в социуме социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил.  Психологический подход рассматривает девиацию как отклонение от естественного для конкретного индивида поведения. Поэтому некоторые ученые считают девиантным поведение зацикленности на чем-то одном, хотя оно может и не носить антисоциальный характер.Социально-психологический подход объясняет причины, которые непосредственно влияют на появление отклоняющегося поведения: девиантное поведение – результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании человека.

Тем не менее, многие ученые сходятся во мнении, что к девиантному  поведению относятся различные  действия подростков агрессивного, антисоциального, аддиктивного  характера (алкоголизм, токсико- и наркомания), различные правонарушения и такие типично подростковые реакции, как реакция оппозиции, побеги из дома, реакция группирования со сверстниками. Последние формы обычно не носят патологический характер и должны с взрослением исчезать.К тому же появление нарушений поведения подростков зависит от взаимодействия многих факторов. Обычно выделяется три типа причин: социальные, личностно-психологические и биологические. Недостаточно изученной является роль наследственности, хотя примеры девиантного поведения приёмных детей, воспитывающихся с раннего возраста в благополучных семьях, достаточно показательны. Ведущими признаны личностные особенности подростков, которые складываются под влиянием среды.

 

 

                                                                                                                         40

 

 

Не существует какой-либо конкретной черты, предопределяющей девиации в поведении, но комплекс черт, который  может привести к поведенческому отклонению. Обычно этот комплекс черт включает в себя такие качества, как тревожность, конформность, заниженная самооценка и другие. Сам подростковый возраст является предпосылкой возникновения девиантного поведения. Процесс физического и психического развития вызывает изменения эмоционально-ценностного отношения к себе и появления недовольства собой и окружающими. Подростки, демонстрируя самоуверенность, черствость и развязанное поведение, часто испытывают робость, застенчивость и повышенную чувствительность.Характер девиантного поведения подростка зависит от того, как он  способен отвечать на возникающие трудности: путем созидательных или разрушительных действий, каким образом общество, макро- и микросоциум стимулируют созидательные действия личности или же наоборот, не стимулируют их.                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                             

                                                                                                                                                       41

 

Библиография

1.Андреева Г.М. Социальная  психология :Учебник.М.,2007.

2.Бадмаев С.А. Психологическая  коррекция отклоняющегося поведения  школьников. М.,1997.

3.Башкатов И.П. Психология  неформальных подростково-молодёжных групп. М.,2000.

4.Бокарёв Н.Н. Процесс  социальной девиации // Учёные записки  МГСУ. 1998. №1. С.19-34.

5.Бэрон Р., Ричардсон  Д. Агрессия.  СПб., 1998.

6.Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. М., 1984.Т.4. С.5-243;Т.5.С.137-198.

7.Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного(отклоняющегося) поведения: Учебное пособие. Спб.,1993.

8.Долгова Т.П., Клейберг  Ю.А. Молодёжная субкультура и  наркотики: социокультурные и  социопсихологические проблемы: Учебное  пособие. Тверь,1997.

9.Думиникэ Ю.С., Клейберг Ю.А. Личность и социальная среда: вопросы теории и социальные технологии. Монография. Тверь; Ярославль,2001.

10.Девиантное поведение  подростков : причины, тенденции  и формы социальной защиты / Под  общ. Ред. Ю.А. Клейберга. М.; Тверь,1998.

11.Запесоцкий А., Файн  А. Эта непонятная молодёжь: Проблемы  неформальных молодёжных объединений.  М.,1990.

12.Кащенко В.П. Педагогическая  коррекция: Исправление недостатков  характера у детей и подростков: пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 304с.

13.Клейберг Ю.А., Шахзадова  Н.В. Социальная работа и профилактика  девиантного поведения подростков.Тверь;Нальчик,2000.

14.Ковалёва А.И. Социализация  личности: норма и отклонения. М.,1996.

15.Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения.Воронеж,1997.

 

                                                                                                                                 42

 

16.Кравченко А. И.  Социология/А. И. Кравченко, В.  Ф. Анурин. - 2009 .

17.Кравченко А. И. Социология. - 2013.

18.Краткий словарь  современных понятий и терминов.  М., 2009.

19.Львова М.В. Социально-психологические  особенности профилактики девиантного  поведения подростков: Автореф.дис.  канд. психол.наук. Ярославль,2000.

20.ПарсонсТ. О социальных  системах — 2002.

21.Психология подростка.  Полное руководство.СПб.,2008.

22.Рогов Е.И. Настольная  книга практического психолога:  Учеб. пособие: В 2 кн. - М., 2003. –  Кн.1.

23.Роджерс К.Р.Взгляд  на психотерапию. Становление человека.—М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.— 480 с.

24.Руденский Е.В. Психология  ненормативного развития личности.Новосибирск,2000.

25.Рычкова Н.А. Дезадаптивное  поведение детей: Диагностика,  коррекция, психопрофилактика. М.,2000.

26.Сиротюк А.Л.,Клейберг Ю.А. Психофизиологические особенности девиантного поведения подростков // Современные проблемы психологии.Тверь,2000.Вып. 4. С. 105-116.

27.Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая  коррекционная работа с трудными  подростками. М ., 2003.

28.Хорни К.Невротическая личность нашего времени. М.,1993.

29.Шнейдер Л.Б. Девиантное  поведение детей и подростков.М.,2005.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                              43

 


Информация о работе Причины девиантного поведения в подростковом возрасте