Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 14:16, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть причины девиантного поведения подростков.
Объект исследования: девиантное поведение.
Предмет исследования: девиантное поведение в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
-дать определение девиантного поведения и выяснить его основные понятия, подходы и особенности;
-рассмотреть модели девиантного поведения;
-раскрыть причины возникновения отклонения от социальных норм у подростков;
-определить возможности коррекционно-воспитательной работы с девиантными подростками.
Структура работы: курсовая работа представляет собой исключительно теоретическое исследование, состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Общий объем работы – 43 страницы.
Введение………………………………………………………….…………………3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования девиантного поведения ………5
1.1. Понятие девиантного поведения в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………..…… . . . .5
1.2. Модели девиантного поведения……………………………………… . . . . .16
Глава 2.Особенности девиантного поведения подростков и возможности его коррекции……………………………………………..……………………. . . . . .21
2.1. Причины девиантного поведения подростков…………………………..… .21
2.2. Коррекционно-воспитательная работа с девиантными подростками……. 28
Заключение…………………………………………………………………………38
Библиография………………………………………………………………………42
Таким образом, на сегодняшний день не
существует единой точки зрения на определение
понятия девиантного поведения. А существуют
лишь различные подходы к определению
отклоняющегося поведения, которые исходят
из разного понимания нормы: социологический,
психологический и биологический. Социологический
подход определяет девиантное поведение
как отклонение от общепринятых стереотипов
поведения и выделяет два типа отклоняющегося
поведения созидающей и разрушительной
направленности. Девиантное поведение
деструктивной направленности – совершение
человеком или группой людей социальных
действий, которые отклоняются от доминирующих
в социуме социокультурных ожиданий и
норм, общепринятых правил. Психологический
подход рассматривает девиацию как отклонение
от естественного для конкретного индивида
поведения. Поэтому некоторые ученые считают
девиантным поведение зацикленности на
чем-то одном, хотя оно может и не носить
антисоциальный характер.Социально-
Тем не менее, многие ученые сходятся во мнении, что к девиантному поведению относятся различные действия подростков агрессивного, антисоциального, аддиктивного характера (алкоголизм, токсико- и наркомания), различные правонарушения и такие типично подростковые реакции, как реакция оппозиции, побеги из дома, реакция группирования со сверстниками. Последние формы обычно не носят патологический характер и должны с взрослением исчезать.К тому же появление нарушений поведения подростков зависит от взаимодействия многих факторов. Обычно выделяется три типа причин: социальные, личностно-психологические и биологические. Недостаточно изученной является роль наследственности, хотя примеры девиантного поведения приёмных детей, воспитывающихся с раннего возраста в благополучных семьях, достаточно показательны. Ведущими признаны личностные особенности подростков, которые складываются под влиянием среды.
Не существует какой-либо конкретной черты, предопределяющей девиации в поведении, но комплекс черт, который может привести к поведенческому отклонению. Обычно этот комплекс черт включает в себя такие качества, как тревожность, конформность, заниженная самооценка и другие. Сам подростковый возраст является предпосылкой возникновения девиантного поведения. Процесс физического и психического развития вызывает изменения эмоционально-ценностного отношения к себе и появления недовольства собой и окружающими. Подростки, демонстрируя самоуверенность, черствость и развязанное поведение, часто испытывают робость, застенчивость и повышенную чувствительность.Характер девиантного поведения подростка зависит от того, как он способен отвечать на возникающие трудности: путем созидательных или разрушительных действий, каким образом общество, макро- и микросоциум стимулируют созидательные действия личности или же наоборот, не стимулируют их.
Библиография
1.Андреева Г.М. Социальная психология :Учебник.М.,2007.
2.Бадмаев С.А.
3.Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодёжных групп. М.,2000.
4.Бокарёв Н.Н. Процесс социальной девиации // Учёные записки МГСУ. 1998. №1. С.19-34.
5.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1998.
6.Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. М., 1984.Т.4. С.5-243;Т.5.С.137-198.
7.Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного(отклоняющегося) поведения: Учебное пособие. Спб.,1993.
8.Долгова Т.П., Клейберг Ю.А. Молодёжная субкультура и наркотики: социокультурные и социопсихологические проблемы: Учебное пособие. Тверь,1997.
9.Думиникэ Ю.С., Клейберг Ю.А. Личность и социальная среда: вопросы теории и социальные технологии. Монография. Тверь; Ярославль,2001.
10.Девиантное поведение подростков : причины, тенденции и формы социальной защиты / Под общ. Ред. Ю.А. Клейберга. М.; Тверь,1998.
11.Запесоцкий А., Файн
А. Эта непонятная молодёжь: Проблемы
неформальных молодёжных
12.Кащенко В.П.
13.Клейберг Ю.А., Шахзадова
Н.В. Социальная работа и
14.Ковалёва А.И. Социализация личности: норма и отклонения. М.,1996.
15.Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения.Воронеж,1997.
16.Кравченко А. И.
Социология/А. И. Кравченко, В.
17.Кравченко А. И. Социология. - 2013.
18.Краткий словарь
современных понятий и
19.Львова М.В. Социально-
20.ПарсонсТ. О социальных системах — 2002.
21.Психология подростка. Полное руководство.СПб.,2008.
22.Рогов Е.И. Настольная
книга практического психолога:
23.Роджерс К.Р.Взгляд на психотерапию. Становление человека.—М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.— 480 с.
24.Руденский Е.В. Психология
ненормативного развития
25.Рычкова Н.А. Дезадаптивное
поведение детей: Диагностика,
коррекция, психопрофилактика.
26.Сиротюк А.Л.,Клейберг Ю.А. Психофизиологические особенности девиантного поведения подростков // Современные проблемы психологии.Тверь,2000.Вып. 4. С. 105-116.
27.Тагирова Г.С. Психолого-
28.Хорни К.Невротическая личность нашего времени. М.,1993.
29.Шнейдер Л.Б. Девиантное
поведение детей и подростков.
Информация о работе Причины девиантного поведения в подростковом возрасте