Причины перехода стресса в дистресс и способы борьбы со стрессом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ причин возникновения стресса, влияние его на организм человека, а также изучение способов борьбы со стрессами и методам профилактики стрессов.
Объектом курсовой работы является анализ понятий стресс и дистресс.
Предмет работы – воздействие стрессовых ситуаций на состояние здоровья человека.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие стресса и дистресса………………………………………......5
1.1. Характеристика понятия «стресс» и причины возникновения стрессов…5
1.2 Харастеристика понятия «дистресс»………………………………………8
Глава 2. Действие дистресса на человека и его профессиональную деятельность…………………………………………………………………….11
2.1. Дистресс и болезни………………………………………………………….11
2.2. Стресс и дистресс в труде…………………………………………………15
Глава 3. Причины перехода стресса в дистресс и способы борьбы со стрессом…………………………………………………………………………20
3.1. Причины перехода стресса в дистресс…………………………………….20
3.2. Сознательное управление уровнем стресса………………………………22
3.3. Медикаментозные средства борьбы со стрессом…………………………30
Заключение………………………………………………………………………31
Список использованных источников……………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая психофиз..docx

— 84.48 Кб (Скачать файл)

Факторы, связанные с деловой карьерой:

  • два основных стрессогенных фактора — профессиональная «неуспешность» и боязнь ранней отставки;
  • статус несоответствия, медленное или слишком быстрое продвижение, фрустрация из-за достижения «предела» своей карьеры;
  • отсутствие гарантированной работы (постоянное ожидание каких-то изменений, нестабильность);
  • несоответствие уровня притязаний данному профессиональному статусу.

Факторы, связанные с организационной структурой и психологическим климатом:

  • неэффективное консультирование (невозможность получить своевременную квалифицированную помощь по ряду важных вопросов);
  • ограничение свободы поведения, интриги и т. п.

Внеорганизационные источники стрессов:

  • основные проблемы работника, возникающие в семейной жизни: распределение времени (работник мечется между семьей и работой; таким образом, сам он «нуждается в социальной поддержке для борьбы с "подводными камнями" семейной жизни»); перенесение кризисов из одной ситуации в другую.
  • мобильность работника ведет к обострению конфликтов в семье, когда необходимо менять место жительства и т. п. (основную тяжесть переездов обычно принимает на себя жена). По данным специальных исследований, успех мужа-менеджера часто связан с тем, как успешно жена включается в новую (особенно иностранную) среду общения, т.е. как быстро жена находит смысл в новых отношениях и как следствие, меньше попрекает своего мужа;
  • различия по психометрическим данным: экстерналы более адаптивны к различным ситуациям, чем интерналы; «ригидные» больше реагируют на неожиданности, идущие «сверху», от начальства; «подвижные» чаще оказываются перегруженными работой, ориентированные на достижение показывают большую независимость и включенность в работу, чем ориентированные на безопасность и спокойствие. [10]

Глава 3. Причины перехода стресса в дистресс и способы борьбы со стрессом

3.1. Причины  перехода стресса в дистресс

Дистресс – ответ организма на раздражители, обладающие негативным, разрушительным для него значением. Следует помнить, что дистресс всегда негативен. Перерастание стресса в дистресс обусловлено особенностями саморегуляции личности и её ценностными детерминантами. По этому поводу Китаев-Смык Л.А. пишет [8] : «Индивидуальная выраженность стресса, в частности его неблагоприятных проявлений, в большой степени зависит от осознания человеком своей ответственности за себя, за окружающих, за все происходящее в экстремальных условиях, от психологической установки на ту или иную роль». Переход стресса в дистресс можно отследить последующим внешним признакам: личностная и реактивная тревожность, снижение эмоциональной стабильности. Другими признаками являются снижение самооценки, уровня социальной адоптированности и фрустрационной толерантности. Проявление данных симптомов являются следствием отношения человека к самому себе при стрессе. Китаев-Смык Л.А. выделяет три типа таких отношений: Первый тип характеризуется отношением к себе как к «жертве», что является признаком экстернальности, и только усиливает дистресс. Второй тип связан с доминированием отношения к себе как к «ценности», доверенной себе же. Это является признаком преобладания интернального локуса контроля, зрелой личности наиболее оптимально преодолевающей стрессовые состояния. Третий тип характеризуется сочетанием особенностей отношения к себе первых двух типов с сопоставлением проявления стресса у себя и у других людей, также подверженных влиянию стрессогенных факторов. Такой тип связан с пограничным локусом контроля имеющим признаки как экстернальности, так и интернальности. Чаще всего такой тип встречается у руководителей ответственных за ликвидацию экстремальных ситуаций, а также ученых изучающих стресс.[8]     

Дистрессовые состояния в случае неспособности их контроля и позитивной утилизации могут быть вытеснены как на эмоциональный, так и на физиологический уровень проявляясь в широком спектре аффективных и психосоматических расстройств. Как указывают разные авторы очень часто под маской тех или иных физиологических недугов скрываются хронические дистрессовые состояния. Дистрессовые реакции значимо «коррелируют с определенными психическими нарушениями, которые либо возникают как следствие травмы, либо присутствуют изначально. К числу таких нарушений относятся невроз тревоги; депрессия; склонность к суицидальным мыслям или попыткам; медикоментозная, алкогольная или наркозависимость; психосоматические растройства; заболевания сердечно-сосудистой системы». Распознать их можно в том случае, если отследить этиологию возникновения недуга, и особенности психических состояний сопровождающих его в настоящее время. Понятно, что в основе этиологии должен лежать, либо острый интенсивный неконтролируемый стресс несущий в себе набор определенных когнитивных и аффективных характеристик, либо это следствие действия длительных неблагоприятных факторов, изменить которые человек самостоятельно не в состоянии. Когнитивные компоненты такого стресса заключаются, в осознании личной беспомощности, не состоянии контролировать ситуацию, отсутствии представлений о позитивном её разрешении. На аффективном уровне это проявляется в переживании ужаса, интенсивного страха, тревоги, безысходности. Если же дистесс не распознан и не задействованы регуляторные механизмы по его устранению, то он переходит в хроническую форму. Этот переход может реализоваться на трех основных уровнях. Уровень реакции – характеризуется симптомокомплексом включающим проявление бурных эмоций, отрицаний происшедшего, внезапной слабости в теле, поиске виноватых. Данные симптомы являются следствием неэффективной стратегии саморегуляции, стремлением любым способом восстановить самоконтроль, если же это не удается, то  дистрессовые реакции переходят на следующий уровень определяемый как уровень социального функционирования. Этот уровень характеризуется изменением социального статуса, сменой коммуникативных стратегий, что ведет к изменению представлений о самом себе. Если и на данном уровне не предпринимается адекватных мер по устранению дистрессовых реакций, то они переходят на уровень глубинных личностных изменений. Данный уровень характеризуется глубинной перестройкой ценностно-смысловых образований личности, а это в свою очередь не только детерминирует изменения в механизме саморегуляции личности, но и приводит к значительному изменению личностных свойств и состояний, что проявляется как глубокий личностный кризис, носящий черты психических расстройств. Переосмысление этого кризиса, поиск его позитивного ядра способствуют преодолению дистрессовых реакций и освобождению от них. В этой схеме наглядно показан механизм перехода характеристик психических состояний в свойства личности. Если абстрагироваться от проблемы стрессов и приложить эту модель к проблеме становления и развития личности, то мы получаем практически готовую стратегию воспитательных и коррекционных мероприятий.

 

3.2. Сознательное управление уровнем стресса

Выше уже говорилось о том, что начальный этап действия стрессоров приводит к реакции организма на них на неосознаваемом уровне. Однако при дальнейшем действии стрессора происходит осознание его как опасного, повреждающего фактора, что сопровождается психическими и психосоматическими расстройствами. Однако деятельность автономной нервной и гормональной систем у людей, не подготовленных к этому, как правило, почти не поддается сознательному управлению. В то же время известно, что, используя определенные техники, можно обучиться методикам, позволяющим сознательно регулировать уровень стрессового напряжения для предотвращения развития разрушительных дистрессовых состояний.

Техник применяемы для снятия дистрессовых явлений существует множество, их эффективность неодинакова, а степень освоения весьма проблематична. Поэтому остановимся только на некоторых методиках, которые легко усваиваются и оказываются эффективными не только для предотвращения развития дистресса, но и для лечения некоторых психических и психосоматических заболеваний без необходимости использования медикаментозных средств. Обычно говорят о правильном питании, витаминотерапии и вообще о формировании здорового образа жизни или об использовании специфических методик восточных единоборств. Об этом можно прочитать в многочисленной и доступной популярной литературе.

 Так же существуют релаксационные и психотерапевтические методики. Здесь речь пойдет о применении различных психотерапевтических и релаксационных методик. Любые типы психотерапии могут быть использованы с целью снятия психического напряжения и ненавязчивого изменения отношения клиента к действующему на него в данный момент стрессору, формирования сознательной установки на благоприятный результат. Хорошим дополнением к этому может быть использование плацебо-эффекта: у клиента формируется установка, что ему предлагают новый, очень эффективный противострессовый препарат. На самом деле используется какое-то нейтральное вещество типа физиологического раствора. После формирования такой установки применение физраствора приводит к быстрому снятию дистрессовых проявлений и психологическому комфорту клиента.

Эффективно использование спиртовых растительных препаратов успокаивающего действия, например корвалола, который легко и быстро снимает такие симптомы, как бессонница, повышенная тревожность, тахикардия.

Релаксационные техники – медитация, аутогенная тренировка, прогрессивная релаксация, биологическая обратная связь и т.д. – применяются при наличии эмоционального возбуждения, вызванного действием стрессоров, и способны предотвратить развитие последующего заболевания. Релаксационные методики приводят к снижению темпа обмена веществ, уменьшению мышечного напряжения и содержания холестерина в крови, влияют на уровень артериального давления, частоту сердечных сокращений и другие физиологические параметры.

Медитация. В общих чертах, медитация – это упражнение для мозга, которое влияет на телесные процессы. Цель медитации – овладение собственным вниманием и контролем над ним для того, чтобы уметь концентрироваться на выбранном предмете, а не быть жертвой обстоятельств. Типы медитаций могут быть самыми разными. Например, тибетские буддисты в качестве объекта сосредоточения используют мантру – тихо повторяемые слова, а дзен-буддисты – медитации на подсчете вдохов и выдохов от одного до десяти с повторами. Независимо от типа медитации везде используется один или два приема: “раскрытие сознания” или концентрация внимания. Так как медитация очень популярна и легка в освоении, она является одной из наиболее изученных техник релаксаций. Известно, что при медитации можно контролировать частоту сердцебиения, снижать электрическую активность кожи, усиливать альфа-активность мозга. Медитация положительно сказывается на артериальном давлении, предотвращает психическое перенапряжение, устраняет болевые ощущения, снижает уровень кортизола. И вообще, люди, практикующие медитацию, лучше справляются с повышенными стрессовыми нагрузками, а их автономная нервная система более стабильна и сбалансированна. Такие люди менее тревожны: тревожность – будь то черта характера или состояние – снижается после некоторого времени занятий медитацией. Последняя также способствует позитивному восприятию стрессоров, улучшает сон, снижает силу страхов и фобий.

Аутогенная тренировка и визуализация. Самогипноз – основа релаксации методом аутогенной тренировки. Несмотря на то что и аутогенная тренировка, и медитация вызывают реакцию релаксации, достигается она разными способами. В процессе медитации расслабление тела осуществляется посредством сознания, а при аутогенной тренировке ощущение тепла и тяжести, возникающие при самогипнозе, используются для того, чтобы сначала расслабить тело, а затем передать это состояние расслабления в сознание путем визуализации. Аутогенная тренировка снижает частоту сердцебиения, мышечное напряжение, ритм дыхания и содержание холестерина, причем усиливаются альфа-активность мозга и кровоток к конечностям. Аутогенная тренировка была разработана для того, чтобы снижать тревожность, уменьшать подавленность и повышать сопротивляемость стрессовым нагрузкам.

Освоение аутогенной тренировкой требует много времени, высокой мотивации, самоконтроля, изоляции от внешней среды, сосредоточения. Первые стадии  аутогенной тренировки – концентрация на ощущении тяжести в конечностях, тепла в конечностях, а также на ощущениях тепла и тяжести в области сердца, регуляция дыхания, ощущение тепла в области живота и ощущение прохлады в области лба – требуют многомесячных тренировок и не всегда достижимы. Вторая ступень аутогенной тренировки – визуализация – воображение приятных, спокойных картинок для того, чтобы распространить расслабление, достигнутое телом, в сознание. Формы визуализации индивидуальны и могут быть использованы по желанию субъекта.

Прогрессивная релаксация. Это техника снижения нервно-мышечного напряжения. В отличие от аутогенной тренировки и медитации в процессе прогрессивной релаксации человек не впадает в гипнотическое состояние. Снижение мышечного напряжения достигается путем длительных тренировок по созданию напряжения и последующего расслабления групп мышц, при постепенном переходе от одной группы мышц к другой. Это позволяет людям лучше ощутить свои “мышечные зажимы”. Вероятно, что сложность этой методики может быть скомпенсирована использованием лечебного массажа.

Биологическая обратная связь. Используется в регуляции состояния человека в экстремальных условиях трудовой деятельности. Однако этот же метод может быть применен в сочетании с другими релаксационными методами для снижения повышенного стрессового состояния. Это прежде всего использование специального инструментария для отражения в сознании психофизиологических процессов, которые могут осознаваться человеком или протекать непроизвольно. В качестве такого инструментария обычно используется полиграфическая регистрация психофизиологических показателей в преобразованном виде, удобном для сознательного восприятия человеком. Например, при снятии ритмограммы на экране монитора появляется виртуальное пульсирующее сердечко. Поэтому биологическую обратную связь можно определить как процесс, в течение которого человек обучается оказывать определенное влияние на физиологические реакции, неподвластные произвольному контролю, и на реакции, которые можно легко регулировать, но процесс их регуляции нарушен в результате сильного или длительного стрессового воздействия.

Биологическая обратная связь состоит из нескольких фаз: измерения физиологического параметра, перевода результатов измерения в понятную форму и обратной связи – передачи полученной информации человеку, обучающемуся контролировать процессы в своем организме. Измерение показателей и перевод их в понятную форму осуществляется с помощью полиграфической установки и соответствующего программного продукта, что позволяет ознакомить человека с ощущением расслабления и его физиологическими коррелятами. Обучившись правилам релаксации, человек сможет в дальнейшем конструктивно реагировать на действие стрессоров. Приборы биологической обратной связи могут отражать степень овладения релаксационной техникой. Биологически обратная связь позволяет выделить образы, возникающие при визуализации и позволяющие человеку расслабляться.

Прежде чем использовать биологическую обратную связь на практике, надо было доказать, что те процессы, которые ранее считались непроизвольными, можно подчинить произвольному контролю. Было доказано, что человек способен изменять ритм сердцебиения, электропроводимость кожи, менять диаметр кровеносных сосудов и волновую активность мозга. Кроме этого, с помощью биологической обратной связи можно регулировать мышечное напряжение, артериальное давление и ряд других параметров.

Информация о работе Причины перехода стресса в дистресс и способы борьбы со стрессом