Эффективность биологической обратной
связи резко возрастает, когда обучающийся
человек использует при этом релаксационные
методики. Например, очень эффективно
использовать методику дзен-терапии и
метод визуализации приятных ассоциаций.
До сих пор не вполне ясны психофизиологические
механизмы воздействия сознания на протекание
физиологических процессов в организме
человека, но то, что люди умеют это делать,
не вызывает сомнения.
Биологическая обратная связь свидетельствует
о том, что наше поведение, как и наша физиология,
в достаточной мере зависит от нас самих.
Основным преимуществом использования
биологической обратной связи является
объективное доказательство того, что
мы умеем контролировать себя в большей
степени, чем думаем. Биологическая обратная
связь показывает, что наше поведение,
как и наша физиология, в достаточной мере
зависит от нас самих.
Биологическая обратная связь используется
для улучшения психического и соматического
здоровья людей: для успокоения детей
с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью,
в борьбе с бессонницей, при лечении дистонии,
мигреней и головных болей. Биологическая
обратная связь очень эффективна при лечении
пограничных состояний, других психических
расстройств и психосоматических заболеваний.
Фобии, тревожность, бессонница, алкоголизм
и депрессии достаточно хорошо излечиваются
с помощью биологической обратной связью.
Существует множество техник, помимо
релаксационных, аутогенной тренировки,
прогрессирующей релаксации и биологической
обратной связи, которые оказывают хорошее
расслабляющее действие. Среди них – диафрагмальное
дыхание, массаж и акупрессура, йога, музыка
и некоторые другие. [9]
Таким образом, можно выдвинуть несколько
утверждений о механизмах начальных этапов
развития стрессовой реакции и возникновения
дистресса.
Стресс по феноменологии, развитию, механизмам
и роли его в адаптивных реакциях организма
отличается от дистресса, эмоций, функциональных
состояний.
1. Стресс по феноменологии, развитию,
механизмам и роли его в
адаптивных реакциях организма
отличается от дистресса (в литературе
его часто называют стрессом, используя
при этом то или иное прилагательное),
эмоций, функциональных состояний.
2. Стресс протекает на неосознаваемом
уровне, но последующее поведение
может модулироваться после оценки
мозгом стрессогенности фактора среды,
возникновения эмоциональной реакции
и принятия решения о необходимой стратегии.
3. Включение стрессовых механизмов
осуществляется активностью соответствующих
анализаторов, воздействующих нейрогенным
путем на нейроны паравентрикулярного
ядра гипоталамуса, содержащиего большое
число адреночувст-вительных нейронов,
а через него – и на голубое пятно заднего
мозга. Последние структуры, выделяя гормоны
типа дофамина, адреналина и норадреналина,
воздействуют на нейроны гипоталамуса,
усиливают выделение релизинг-факторов
и одновременно тонизируют кору. Это приводит
к изменению внутриполушарных нейрональных
отношений. Гипоталамус нейрогенно влияет
на лимбические структуры, вызывая эмоцию
тревоги, и одновременно активирует симпатический
отдел вегетативной нервной системы. В
этих же временных рамках происходит осознание
ситуации и принятие решения о необходимых
действиях. Чуть раньше кортиколиберины
гипоталамуса запускают продукцию гормонов
гипофизом и надпочечниками, которые по
принципу сервомеханизма регулируют активность
заинтересованных желез внутренней секреции.
Кортикостероиды способствуют превращению
норадреналина в адреналин.
4. Стероиды (кортизол) воздействуют
не только на активность гипофиза
и гипоталамуса, но и гуморально,
проходя через ослабленный стрессорами
гематоэнцефалический барьер, и начинают
действовать на все корковые и подкорковые
структуры мозга. При этом следует помнить,
что период полураспада этих гормонов
может продолжаться до нескольких часов
и даже дней. К тому же они относятся к
гормонам, имеющим прямой доступ к геному
нейронов, и способны менять его активность.
Все это может создавать условия для возникновения
хронического стресса даже после окончания
действия стрессоров, без необходимости
постулирования порочных гипоталамо-лимбико-ретикулярных
кругов.
5. Зная о фармакологических эффектах
стероидов, о возможности их прямого
действия на геном человека, можно
предполагать, что их свободная
циркуляция длительное время
или высокая концентрация в
организме становятся прямой
причиной многих психосоматических
заболеваний.
6. Сильное или длительное действие
стрессоров приводит к развитию дистрессовых
состояний. Это прежде всего различные
психические нарушения (неврозы, депрессии
и т.д.) и психосоматические заболевания
(инфаркты и инсульты).
7. Коррекция дистрессовых состояний
может быть только комплексной. Она включает
в себя как медикаментозное лечение, использование
психотерапевтических методик, так и применение
биологической обратной связи с одновременным
обучением различным техникам релаксации.
Использование таких техник позволит
в дальнейшем применять их для предотвращения
развития дистрессовых нарушений при
действии новых стрессоров. Обучение с
помощью биологической обратной связи
методикам сознательного управления обычно
неосознаваемыми процессами повышает
самооценку людей и их стрессоустойчивость
в различных жизненных ситуациях.
3.3. Медикаментозные
средства борьбы со стрессом
В борьбе со стрессом
нельзя сбрасывать со счетов и достижения
современной медицины. Принцип медикаментозного
лечения тревоги заключается не в коррекции
психических симптомов, а в назначении
препаратов с противотревожным (анксиолитическим)
эффектом, например, фенибут (или нообут
- его разработали еще в советское время
для того, чтобы снижать высокий уровень
стресса у космонавтов, но при этом не
предоставлять расслабляющее действие.
Такие препараты оказывают комплексный
анксиолитический и антидепрессивный
эффекты.
Препараты для уменьшения
последствий стресса с успокаивающим
действием представлены в приложении
1.
Следует помнить,
что самолечение опасно для жизни, за консультацией
по поводу применения любых лекарственных
препаратов необходимо обратиться к врачу.
Заключение
Стресс всегда присутствует
в жизни человека, хотим мы этого или нет.
Это понятие уже прочно вошло в нашу повседневную
жизнь, но, как правило, мы используем это
слово только в отрицательном значении.
Стресс - это состояние, которое далеко
не всегда наносит ущерб. При более детальном
рассмотрении, оказалось, что он просто
необходим - поскольку помогает преодолевать
препятствия и избегать опасности. Ведь
именно под воздействием стресса организм
приспосабливается к различным факторам
окружающей среды. Любая деятельность
не может быть осуществлена без какого-то
уровня стресса. Как утверждает Г. Селье,
полное отсутствие стресса может означать
только смерть.
Из всех проводимых
исследований видно, что для плодотворной
работы, для гармоничной, полноценной
жизни определённый уровень стресса просто
необходим, уровень, который не изматывает
человека, а задаёт тонус его деятельности.
Такой стресс называют конструктивным
(эустрессом).
Важнейшее качество,
придающее стрессу конструктивность,
- умение анализировать тревожную ситуацию
спокойно, без паники разобраться в ней.
С этим качеством тесно связано умение
анализировать и планировать собственные
поступки.
Стресс становится
конструктивным, если человек понимает,
что любая ошибка, совершена ли она на
экзамене или в реальной жизни - это не
катастрофа, а стимул для дальнейшего
поиска. Опыт ошибок и неудач в жизни человека
играет не меньшую роль, чем опыт побед
и радостных переживаний.
Чувство тревожности
из препятствия может превратиться в источник
успеха. Однако это возможно, во-первых,
только при наличии какой-то прочной, надёжной
основы - глубинной уверенности в себе,
а во-вторых, при владении определёнными
знаниями, навыками и умениями в саморегуляции.
Список использованных источников
- Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. - СПб.: «Речь», 2010.- 169 с.
- Азарных Т.Д., Тыртышников И.М. Психическое здоровье. Учеб.пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,2009. – 112 с.
- Бодров В. А. Информационный стресс. М.: ПЕР СЭ, 2007. – 352 с.
- Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление /В. А. Бодров. – М. : ПЕР СЭ, 2006. – С. 22 – 29.
- Брайт Д., Джонс Ф.Стресс. Теории, исследования, мифы. — СПб. Прайм-Еврознак, 2009. – 352 с.
- Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М.: Политиздат, 2008.
- Гринберг Дж. Управление стрессом. - СПб.: Питер, 2011. С. 128-133.
- Китаев-Смык Л.А. Психология
стресса. Психологическая антропология
стресса. – М.: Академический проект, 2009.
- Кокс Т. Стресс. - М.: Медицина, 2011. - 264, 275 с.
- Купер К.Л., Маршал Дж. Источники стресса "белых воротничков" // Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития. - М.: Радекс, 2011.
- Леонова А.Б., Кузнецова
А.С. Психологические технологии управления
состоянием человека. – М: Смысл, 2009
- Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях
стресса. – СПб., 2001.
- Монина Г.Б., Раннала Н.В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». – СПб.: Речь, 2009.
- Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений /Н.Г. Осухова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – С. 5 - 46.
- Почебут Л.Г., Чикер В.А. Индустриальная социальная психология. - Спб.: Изд-во СПбГУ, 2009. С. 97-115.
- Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. – СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2006. – С. 14 – 27.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: «Прогресс», 2011. С. 211-247.
- Стрессы достижения / Н.В. Самоукина. – Москва-Санкт-Петербург, 2004 // Психология состояний : хрестоматия : учебное пособие / ред. А.О. Прохоров. – Москва : Пер Сэ ; Санкт-Петербург : Речь, 2004. – С. 335-339.
- Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: «Прогресс», 2009. С. 123-139.
- Тарабрина Н.В., Агарков В.А., Быховец Ю.В., Калмыкова Е.С., Макарчук А.В., Падун М.А., Удачина Е.Г., Химчан З.Г., Шаталова Н.Е., Щепина А.И. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Ч.1. Теория и методы. – М.: Изд-во «Когито-центр», 2007.
- Толочек В. А. Современная психология труда: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2012.
- Толочек В. А. Современная психология труда: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2005.
- Тригранян Р.А. Стресс и его значение для организма (отв. ред. навст. предисл. О.Г. Газенко. – М.: Наука, 2012.
- Шапарь В.Б. Психология кризисных ситуаций /В.Б.Шапарь – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
- Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006. — 256 с
- Ясперс К. Общая психопатология. - М.: Практика,
2011. С. 812-877.