Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 07:27, курсовая работа
Цель работы – исследовать разницу между оценкой своих личностных качеств(необходимых для безопасности деятельности оператора) операторов железнодорожного транспорта (машинистов, помощников машинистов) и оценкой их личностных качеств инструктором.
Объект исследования – безопасность деятельности.
Предмет исследования – оценка личностных качеств необходимых для безопасности деятельности операторов.
Гипотеза исследования – существует ли значительная различие в оценках личностных качеств, необходимых для безопасности деятельности операторов, работников локомотивных бригад и их инструктором.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Личностные качества, обеспечивающие безопасность деятельности оператора…………………………………………………………………………6
1.1.Человеческий фактор в сложных и опасных профессиях……………….6-9
1.2. Способы уменьшения влияния человеческого фактора на возникновение опасных ситуаций и несчастных случаев…………………………………..10-14
1.3. Интеллект и другие личностные качества……………………………..15-17
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы безопасности деятельности операторов……………………………………………………………………….18
2.1. Организация исследования……………………………………………..18-19
2.2. Метод исследования……………………………………………………….20
2.3. Анализ и интерпретация результатов………………………………….21-27
Заключение………………………………………………………………………28
Список литературы……………………………………………………………..29
Приложение
Оцениваемые качества:
Форма исследования: индивидуальная.
Методы
обработки информации: математические
методы статистической обработки, качественная
и количественная обработка.
2 этап. Мы провели метод экспертных оценок, с теми же оцениваемыми качествами, которые приводятся выше. Эксперту (инструктору колоны № 21) было предложено объективно оценить личностные качества по пятибалльной шкале каждого испытуемого (машиниста, помощника машиниста).
Форма исследования: индивидуальная.
3 этап. Провели сравнительный анализ между субъективной и объективной оценкой личностных качеств с помощью критерия j* - угловое преобразование Фишера. Эмпирическое значение j* подсчитывалось по формуле:
где j1 – угол, соответствующий большей процентной доле;
j2 – угол, соответствующей меньшей процентной доле;
n1 – количество наблюдений в выборке 1;
n2
– количество наблюдений
в выборке 2.
2.2.
Метод исследования.
МЕТОД
ОЦЕНКИ ЭКСПЕРТНОЙ (метод экспертной
оценки, метод внешней экспертной
оценки) — метод психодиагностики,
опирающийся на мнение экспертов, хорошо
знающих оцениваемое явление и способных
дать ему достоверную оценку. Предполагает
изучение и обобщение мнений всех участвующих
экспертов. Широко применяется в психологии
личности. В качестве экспертов могут
выступать компетентные лица, хорошо знающие
испытуемых: воспитатели, классные руководители,
руководители коллективов и пр. Оценки
экспертные целесообразно проводить не
в виде описания качественных проявлений
свойств — это лучше сделать в последующей
беседе с экспертами, а в виде количественной
оценки выраженности этих свойств иди
элементов поведения. Эксперты должны
фиксировать выраженность более или менее
дробных, частных элементов поведения,
однозначно понятных. Обобщение этих элементов
— дело самого исследователя.
2.3.
Анализ и интерпретация
результатов.
Мы провели метод экспертных оценок на 12 респондентах (машинистах и помощниках машинистов). Им предлагалось оценить свои личностные качества по пятибалльной шкале. По результатам опроса была построена таблица №2.
Таблица № 2
Оцениваемые качества | Частота ответа | % в общем массиве оценок | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Моральная устойчивость | 2 | 4 | 4 | 2 | 16,6 | 33,3 | 33,3 | 16,6 |
Интеллектуальный уровень | 2 | 6 | 3 | 1 | 16,6 | 50 | 25 | 8,3 |
Обязательность | 0 | 2 | 7 | 3 | 0 | 16,6 | 58,3 | 25 |
Оперативность | 1 | 3 | 7 | 1 | 8,3 | 25 | 58,3 | 8,3 |
Самодисциплина | 0 | 4 | 7 | 1 | 0 | 33,3 | 58,3 | 8,3 |
Стрессоустойчивость | 1 | 3 | 6 | 2 | 8,3 | 25 | 50 | 16,6 |
Работоспособность | 0 | 5 | 4 | 3 | 0 | 41,6 | 33,3 | 25 |
Ряд 1 – оценка 2
Ряд 2 – оценка 3
Ряд 3 – оценка 4
Ряд 4 –
оценка 5
Анализ таблицы № 2 показал, что:
Личностное качество «моральная устойчивость» 33,3% опрошенных оценили на 3 и 4, 16, 6% оценили на 2 и 5.
Личностное качество «интеллектуальный уровень» 8,3% опрошенных оценили на 5, 16, 6% оценили на 2, 25% оценили на 4, 50% оценили на 3.
Личностное качество «Обязательность» 0 % опрошенных оценили на 2, 16,6% на 3, 25% на 5 , 58, 3% на 4.
Личностное качество «Оперативность» 8,3% опрошенных оценили на 2 и 5, 25% на 3, 58,3% на 4.
Личностное качество «Самодисциплина» 0% оценили на 2, 8,3 % на 5, 33,3% на 3, 58,3% на 4.
Личностное качество «Стрессоустойчивость» 8,3% опрошенных на 2, 16,6 % на 5, 25% на 3, 50% на 4.
Личностное качество «Работоспособность» 0% опрошенных оценило на 2, 25% на 5, 33,3% на 4, 41,6% на 3.
Анализ гистограммы показал, что в выборке испытуемых самый большой процент (58,3%) отдаёт предпочтение оценке 4 по таким личностным качествам как «оперативность», «самодисциплина» и «обязательность». Это говорит о том, что респонденты хорошо оценивают эти свои личностные качества. На втором месте стоит оценка 3, таким личностным качествам как «интеллектуальный уровень» (50%) и «работоспособность» (41,6%). Это говорит о том, что респонденты эти качества оценивают удовлетворительно. Третий ранговый номер заняла оценка 5, по таким личностным качествам как «обязательность», «работоспособность» - 25% респондентов оценивают эти качества на отлично. Самый низкий бал выявлен по оценке 2 «моральная устойчивость», «интеллектуальный уровень» - 16,6% респондентов оценили себя неудовлетворительно по этим качествам.
Так
же анализируя данные гистограммы можно
сказать, что «моральную устойчивость»
испытуемые в основном оценивают на 3 и
4, «интеллектуальный уровень» на 3, «обязательность»
на 4, «оперативность» на 4, «самодисциплину»
на 4, «стрессоустойчивость» на 4 и «работоспособность»
на 3.
Мы провели метод экспертных оценок в котором предложили инструктору колоны № 21 «Хозяйственные работы» оценить машинистов и помощников машинистов, находящихся у него в подчинении. По результатам опроса была построена таблица № 3.
Таблица № 3
Оцениваемые качества | Частота ответа | % в общем массиве оценок | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Моральная устойчивость | 0 | 3 | 9 | 0 | 0 | 25 | 75 | 0 |
Интеллектуальный уровень | 0 | 6 | 4 | 2 | 0 | 50 | 33,3 | 16,6 |
Обязательность | 0 | 4 | 6 | 2 | 0 | 33,3 | 50 | 16,6 |
Оперативность | 0 | 5 | 7 | 0 | 0 | 41,6 | 58,3 | 0 |
Самодисциплина | 0 | 2 | 10 | 0 | 0 | 16,6 | 83,3 | 0 |
Стрессоустойчивость | 0 | 2 | 10 | 0 | 0 | 16,6 | 83,3 | 0 |
Работоспособность | 0 | 3 | 6 | 3 | 0 | 25 | 50 | 25 |
Ряд 1 – оценка 2
Ряд 2 – оценка 3
Ряд 3 – оценка 4
Ряд 4 –
оценка 5
Анализ таблицы № 3 показал, что:
Личностное качество «моральная устойчивость» инструктор оценил 25% работников на 3, 75% на 4, оценок 2 и 5 нет.
Личностное качество «интеллектуальный уровень» инструктор оценил 50% работников на 3, 33,3% на 4, 16,6% на 5, оценки 2 нет.
Личностное качество «Обязательность» инструктор оценил 50% работников на 4, 33,3% на 3, 16,6% на 5, оценки 2 нет.
Личностное качество «Оперативность» инструктор оценил 58,3% работников на 4, 41,6% на 3, оценок 2 и 5 нет.
Личностное качество «Самодисциплина» инструктор оценил 83,3% работников на 4, 16,6% на 3, оценок 2 и 5 нет.
Личностное
качество «Стрессоустойчивость»
Личностное качество «Работоспособность» инструктор оценил 25% работников на 3, 50% на 4, 25% на 5.
Анализ гистограммы показал, что инструктор в своих оценках самый большой процент (83,3%) предпочитает оценке 4 по таким личностным качествам как «самодисциплина» и «стрессоустойчивость». Это говорит о том, что в большей степени инструктор оценивает эти качества хорошо. На втором месте стоит оценка 3 по таким личностным качествам как «интеллектуальный уровень» (50%) и «оперативность» (41,6%). Это говорит о том, в большей степени инструктор оценивает эти личностные качества удовлетворительно. Самый низкий бал выявлен по оценке 5 по таким личностным качествам как «работоспособность» (25%), а так же «интеллектуальный уровень», «обязательность» (16,6%). Это говорит о том, что в большей степени инструктор оценивает эти личностные качества работников удовлетворительно. Оценки неудовлетворительно нет.
Так
же анализируя данные гистограммы можно
сказать, что «моральную устойчивость»
инструктор у работников в основном
оценивает на 4, «интеллектуальный
уровень» на 3, «обязательность» на 4, «оперативность»
на 4, «самодисциплину» на 4, «стрессоустойчивость»
на 4, «работоспособность» на 4.
Таблица № 4 «Сравнительный анализ субъективных и объективных оценок»
Таблица № 4
Оцениваемые качества | 5 | j* | Уровень значимсти | 4 | j* | Уровень значимсти | 3 | j* | Уровень значимсти | 2 | j* | Уровень значимсти | ||||
Инст.% | Опер.% | Инст.% | Опер.% | Инст.% | Опер.% | Инст.% | Опер.% | |||||||||
Моральная устойчивость | 0 | 16,6 | 5,034 | р≤0,01 | 75 | 33,3 | 5,046 | р≤0,01 | 25 | 33,3 | 1,09 | р≤0,05 | 0 | 16,6 | 5,034 | р≤0,01 |
Интеллектуальный уровень | 16,6 | 8.3 | 1,53 | р≤0,05 | 33,3 | 25 | 1,98 | р≤0,05 | 50 | 50 | 0 | р≤0,05 | 0 | 16,6 | 5,034 | р≤0,01 |
Обязательность | 16,6 | 25 | 1,24 | р≤0,05 | 50 | 58,3 | 1,67 | р≤0,05 | 33,3 | 16,6 | 2,34 | р≤0,01 | 0 | 0 | 0 | р≤0,05 |
Оперативность | 0 | 8,3 | 3,504 | р≤0,01 | 58,3 | 58,3 | 0 | р≤0,05 | 41,6 | 25 | 2,13 | р≤0,01 | 0 | 8,3 | 3,504 | р≤0,01 |
Самодисциплина | 0 | 8,3 | 3,504 | р≤0,01 | 83,3 | 58,3 | 2,9 | р≤0,01 | 16,6 | 33,3 | 2,34 | р≤0,01 | 0 | 0 | 0 | р≤0,05 |
Стрессоустойчивость | 0 | 16,6 | 5,34 | р≤0,01 | 83,3 | 50 | 3,9 | р≤0,01 | 16,6 | 25 | 1,98 | р≤0,05 | 0 | 8,3 | 3,504 | р≤0,01 |
Работоспособность | 25 | 25 | 0 | р≤0,05 | 50 | 33,3 | 2,46 | р≤0,01 | 25 | 41,6 | 2,13 | р≤0,01 | 0 | 0 | 0 | р≤0,05 |
Информация о работе Проблема безопасности операторской деятельности