Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 14:00, курсовая работа
Целью данной работы является исследование трудностей матери в воспитании ребёнка.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1) Провести психолого-педагогический анализ детско-родительских отношений в современной семье.
2) Определить стили родительского воспитания.
3) Исследовать родительские установки матери и их влияние на развитие ребёнка.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ…………………………..6
1.1 Проблема детско-родительских отношений………………………………6
1.2 Стили родительского воспитания и благополучие ребёнка в семье…….8
1.3. Роль и функции матери в семье. Специфика воспитательной функции матери……………………………………………………………………………13
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ УСТАНОВКИ МАТЕРИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА…………………….22
2.1 Описание методик, используемых в исследовании………………………22
2.2 Интерпретация данных исследования детско-родительских взаимоотношений в семье………………………………………………………25
2.3 Психокоррекционная программа детско-родительских отношений..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..43
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ВОСПИТАНИЯ И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ…………………………..6
1.1 Проблема детско-родительских отношений………………………………6
1.2 Стили родительского
1.3. Роль и функции матери в
семье. Специфика воспитательной
функции матери…………………………………………
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ УСТАНОВКИ МАТЕРИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА…………………….22
2.1 Описание методик, используемых в исследовании………………………22
2.2Интерпретация данных исследования детско-родительских взаимоотношений в семье………………………………………………………25
2.3 Психокоррекционная программа детско-родительских
отношений..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..43
ВВЕДЕНИЕ
C того момента, как ребенок родился,
и начал обживаться в мире,
он начал обучаться. Обучаясь, ребенок
постоянно воспитывается. Процесс
воспитания направлен на
Особенную роль в жизни человека, его защите, формировании и удовлетворении духовных потребностей, а также в его первичной социализации играет семья. Личность ребёнка формируется под влиянием всех общественных отношений, в которых протекает его жизнь и деятельность. Однако уровень нравственной культуры родителей, их жизненные планы и устремления, социальные связи, семейные традиции имеют решающее значение в развитии личности молодого человека.
Семья - это малая первичная группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает личности эмоциональную стабильность, психологическую и физическую безопасность и личностный рост. Современная семья утратила многие функции, цементировавшие её в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Большее значение приобрели такие функции, как психологическая безопасность, эмоциональная удовлетворённость всех членов семьи и подготовка детей к жизни в обществе. Реализация этих функций предполагает зрелость чувств и психологическую культуру всех членов семьи и, прежде всего, родителей.
Одной из важнейших функций семьи является воспитательная. В ней удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве, контакты с детьми, их воспитание, самореализация в детях. По отношению к обществу воспитательная функция семьи обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.
К проблеме детско-родительских отношений обращаются многие авторы, такие как Ю. Гиппенрейтер, А. Захаров, М. Буянов, З. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и др., но чаще всего психологи-практики.
Актуальность данного исследования продиктована именно этими фактами, чтобы своевременно выявить ошибки воспитания, дать соответствующие рекомендации родителям и предотвратить возможные проблемы и конфликтные ситуации в семье.
Целью данной работы является исследование трудностей матери в воспитании ребёнка.
Объект исследования - детско-родительские отношения в семье с авторитарным стилем воспитания.
Предмет исследования - отношения матери и ребёнка к семейной ситуации и к своим ролям и их влияние на воспитательный процесс и развитие ребёнка.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
Гипотеза исследования заключается в том, что авторитарный стиль в воспитании ребенка является причиной повышенной тревожности, агрессивности и подавленности, заниженной самооценки и отсутствием самостоятельности ребёнка.
Методологическая основа исследования - проведение опытно-экспериментальной работы и выявление степени её эффективности составляют труды ученых, педагогов, познания о взаимосвязи рационального, конкретного и абстрактного, частного и общего.
Методы:
1) изучение и анализ литературы;
2) экспериментальное
Экспериментальная база исследования - дети и родители 5 «А» класса Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №8» в количестве 10 детей и 10 матерей.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 Проблема детско-родительских отношений
Как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье. Соотнесение себя и семьи у взрослого и ребёнка в известном смысле зеркальны: для взрослого семья - производное от «я», для ребёнка «я» - производное от семьи.
Отказываясь от изолированного, внесемейного контекста анализа детских проблем, следует обратить внимание также на то, что корни этих проблем формируются в раннем детстве. Именно в раннем детстве закладываются базисные подструктуры личности и установки, слабо поддающиеся коррекции в подростковом возрасте, и тем более у взрослого человека.
Российские психологи (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, Л. И. Божович, В. С. Мухина) в качестве доминирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, который воплощен в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребёнком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но осуществляется развитие их способностей, формирование личности. Для развития личности ребёнка важна гармонизация семейных отношений.
Проблема детско-родительских отношений определяется сложностью объектной структуры - всем многообразием взаимоотношений детей и родителей, теми нарушениями в детско-родительских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на благополучие ребёнка в семье и его дальнейшее развитие.
Рассматривая семью как важнейшее условие обеспечения психологического благополучия ребёнка, можно полагать следующее:
1. Существуют «нормальные» и
«нарушенные» детско-
2. Для благополучного развития
ребёнка необходимо осознание
проблем супружеских и детско-
В результате взаимовлияния индивидов в семье она выступает как персональная микросреда развития личности. Основными звеньями семьи как микросреды развития являются: коллективное мнение, межличностные внутрисемейные отношения, семейные традиции, обычаи настроения, нормы внутрисемейного поведения, нравственно-духовный климат.
Важное место в жизнедеятельности полноценной семьи занимает воспитание детей от рождения до начала трудовой деятельности. Его результативность находится в прямой зависимости от многочисленных факторов, влияющих на воспитательный потенциал семьи. Эти факторы социальной среды воздействуют на семью по-разному: одни оздоровляют воспитательную функцию семьи, другие оказывают на неё дестабилизирующее воздействие, создавая различные проблемы для семьи, её членов и окружения.
Познание факторов их порождающих, позволяет полностью или частично устранить дискомфорт общения детей в семье, оздоровить её микросреду. К этим факторам относятся: «образ мыслей» семьи, «образ общения» семьи, отношение социальной среды к семьям, традиции нации, народности, края (места) проживания семьи, традиции семьи, интеллектуальный уровень учащихся школ, групп, классов, в которых учатся дети.
Исследования показывают, что конструктивность воспитательного процесса в семье в большей мере определяют частные факторы: представления родителей об эталоне воспитанной личности, предрасположенность к полу ребёнка в семье, педагогическая культура общения родителей, мотивы рождения ребёнка, установки супругов на воспитание детей и уровень притязаний родителей к ребёнку.
Перед родителями стоит множество задач, которые решаются при рассмотрении вопросов семейного воспитания: развитие педагогически оправданного взаимовлияния родителей и детей друг на друга, усиление роли семьи с ростом самосознания её членов и т. п.
Рост сознательности родителей означает развитие способности критически относиться к себе как к члену семьи и воспитателю. Усиление взаимовлияния в семье проявляется в возрастании педагогического уровня родителей, что сказывается на развитии и поведении ребёнка.
1.2 Стили родительского
воспитания и благополучие
Ребёнок в своем развитии проходит через определённые стадии, но и его родители, семья минуют один закономерный этап за другим, причем у каждого этапа свои специфические задачи, особенности и трудности. В этих условиях динамика роста и взаимоотношений во многом детерминируются такими факторами, как семейные ценности и стили семейного воспитания.
Дети в семье - дополнение, обогащение жизни двух людей, связавших себя узами брака. Отношения между супругами имеют громадное влияние на развитие личности ребёнка. Конфликтная, напряженная обстановка делают ребёнка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Трения между супругами, как правило, травмирующим образом влияют на ребёнка.
Патология супружеских отношений продуцирует широкий спектр аномалий, и притом весьма серьёзных, как в психике, так и в поведении личности. Известно, что у лиц, воспитывающихся в конфликтных семьях, заметно возрастает массивность невротических, особенно неврастенических, реакций.
Подобно тому, как неповторима личность каждого человека, индивидуальны отношения между супругами, столь же сложны отношения родителей к своему ребёнку, неоднозначны стили семейного воспитания. Под стилем семейного воспитания понимается совокупность родительских стереотипов, воздействующих на ребёнка.
А. Болдуин выделил два стиля родительского воспитания - демократический и контролирующий. Под стилем воспитания понимается не определённая стратегия воспитания, как сочетание различных вариантов поведения родителя, которые в разных ситуациях и в разное время будут проявляться в большей или меньшей степени. Такой подход позволяет построить своеобразный профиль родительского поведения, который отражает наиболее характерный стиль воспитания как в индивидуальном случае для конкретного родителя, так и для группы родителей детей определённого возраста.
Демократический стиль характеризуется следующими параметрами: высокая степень вербального общения между родителями и детьми, включённость детей в обсуждение семейных проблем, успешность ребёнка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребёнка.
Контролирующий предполагает существенные ограничения поведения ребёнка при отсутствии разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер, четкое понимание ребёнком смысла ограничений. Требования родителей могут быть достаточно жесткими, но они предъявляются ребёнку постоянно и последовательно и признаются ребёнком как справедливые и обоснованные.
В цикле исследований Д. Баумринд вычленяется совокупность детских черт, связанных с факторами родительского контроля и эмоциональной поддержки. На основе наблюдений автора выделяются три типа детей, характер которых соответствовал определённым методам воспитательной деятельности их родителей.
Авторитетные родители - инициативные, общительные, добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители обычно проявляют твёрдость, сталкиваясь с детскими капризами, а тем более с немотивированными вспышками гнева.
Дети таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче даётся усвоение социально приемлемых и поощряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче удаётся наладить хорошие отношения со сверстниками.
Снисходительные родители - импульсивные, агрессивные дети. Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, поступая им поступать, как заблагорассудится, не требуя от них ответственности и самоконтроля. Такие родители разрешают делать детям все, что им захочется, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение. Авторитарные родители - раздражительные, склонные к конфликтам дети. Авторитарные родители считают, что ребёнку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всём подчиняться их воле, авторитету. Не случайно эти родители в своей воспитательной практике, стремясь выработать у ребёнка дисциплинированность, как правило не оставляют ему возможность для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже если ребёнок прав. Авторитарные родители чаще всего не дают себе труда хоть как-то обосновывать свои требования. Жесткий контроль над поведением ребёнка - основа их воспитания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров и, нередко, физических наказаний. Наиболее часто встречающийся способ дисциплинарного воздействия - запугивание, угрозы.