Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 14:00, курсовая работа
Целью данной работы является исследование трудностей матери в воспитании ребёнка.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1) Провести психолого-педагогический анализ детско-родительских отношений в современной семье.
2) Определить стили родительского воспитания.
3) Исследовать родительские установки матери и их влияние на развитие ребёнка.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ…………………………..6
1.1 Проблема детско-родительских отношений………………………………6
1.2 Стили родительского воспитания и благополучие ребёнка в семье…….8
1.3. Роль и функции матери в семье. Специфика воспитательной функции матери……………………………………………………………………………13
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ УСТАНОВКИ МАТЕРИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА…………………….22
2.1 Описание методик, используемых в исследовании………………………22
2.2 Интерпретация данных исследования детско-родительских взаимоотношений в семье………………………………………………………25
2.3 Психокоррекционная программа детско-родительских отношений..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..43
Кроме того, ребенок из многодетной семьи также показал отчуждение и эмоциональную дистанцию с родителями. В ходе дальнейшей беседы с родителями, а также проведения дополнительной диагностики было выявлено, что в этой семье присутствует либеральный стиль воспитания. Поскольку семья многодетная, родителям физически не хватает времени, чтобы уделить внимание каждому ребенку в семье. Поэтому родители предоставляют своим детям максимум свободы и обращают внимание лишь тогда, когда ребенок что-нибудь натворил, либо получил плохую отметку в школе.
Проведенное исследование показало своеобразие рисунков детей из неполных семей.
Дети из неполных семей стремятся заполнить поле рисунка, тем самым заполняя вакуум в своем семейном окружении. Дополнительные элементы присутствуют почти всегда, при этом они несут более абстрактный характер. Происходит разделение внутреннего мира семьи и внешнего мира, который далек и отчужден. Проявляющаяся тенденция к дистанции, изоляции может быть основой формирования проблем взаимоотношений во взрослом мире.
Анализ исследования рисунков семьи свидетельствуют о том, что в большинстве семей (40%) характер взаимоотношений вызывает у детей тревожность и конфликтность с членами семьи. Родители не способны справляться с возрастными проблемами психического и личностного развития детей. Возникает ощущение, что родители настойчиво стремятся «создать» идеальный образ ребенка, проявляя при этом излишнюю требовательность и нетерпимость, завышенный уровень притязаний в отношении возможностей детей. В семьях отмечается родительская, и особенно материнская грубость, командный, агрессивный стиль взаимоотношений с собственными детьми. Особенно ярко это проявилось в семье, где оба родителя - военнослужащие. Причем отец в этой семье явно привык постоянно командовать и отдавать приказы. Как следствие такого воспитания у ребенка из этой семьи (причем это была девочка) отмечались нарушения в поведении. Неоднократно она сбегала из дома, стала слишком агрессивной и неуправляемой. В связи с этой проблемой родители не раз обращались к специалистам. Как нам представляется, поведение девочки стало реакцией протеста против угнетения ее личности со стороны родителей.
В ходе наблюдения за детьми, а также при анализе рисуночного теста нами было выявлено, что дети из семей с попустительским типом воспитания ведут себя несколько испуганно, скованно. Возникает такое ощущение, что они не ждут от взрослых ничего хорошего. А тем более помня, что в основном это были дети из алкогольных семей и один ребенок из неполной, то можно сказать, что по отношению к взрослым они ведут себя настороженно. В ходе беседы с учителями из школы было отмечено, что эти дети хуже всех учатся, у них затруднительные отношения со сверстниками. Поскольку в семье им не хватает внимания, то они ищут его на стороне, и, как правило, используя неэффективные способы. Это и внезапные вспышки гнева, обзывания. Один мальчик может встать прямо на уроке и пройтись по классу. Либо он ведет себя как клоун, постоянно громко смеется, говорит разные глупости и, причем это происходит в учебное время, когда необходимо соблюдать дисциплину.
В ходе наблюдения за совместной деятельностью детей и родителей нами также были определены 4 семьи, в которых прослеживалось авторитарное воспитание. Это отмечалось в том, что родители по ходу рисования детьми рисунков постоянно говорили, что нужно нарисовать. Если у ребенка не получалось - впадали в раздражение и постоянно диктовали что и как нужно сделать. Так, например, мама одной девочки постоянно показывала кого и как нужно нарисовать, какой цвет выбрать. Если у ребенка не получалось, то мама очень сердилась и пыталась сделать это сама.
И только в двух семьях из обследуемых рисунки детей были относительно благоприятные. Дети рисовали себя и членов своей семьи единенными, взявшимися за руки. Родители таких детей, в ходе выполнения совместной работы старались не навязывать свою точку зрения, но и не вели себя отстраненно. Постоянно подбадривали своих детей и в конце выполнения задания похвалили за старательность и успешность выполнения работы
Более подробно, в процентном соотношении, типы родительских отношений к детям мы рассмотрели в следующей таблице.
Таблица 2.1.
Типы родительских отношений к детям
Типы отношений |
Матери (10 чел) |
Отцы (8 чел) |
Отвержение ребенка |
40% |
20% |
Социально- желательный образ |
30% |
20% |
Симбиоз с ребенком |
10% |
0 |
Авторитарная гиперсоциализация |
40% |
40% |
Инфантилизация ребенка |
10% |
10% |
Итак, анализ выявленных типов родительского отношения к ребенку позволяет отметить некоторые особенности межличностных отношений в семье. Первая особенность заключается в том, что в исследуемых семьях, доминирует авторитарная гиперсоциализация детей родителями. Жесткий контроль за поведением ребенка выявлен у 40% матерей 40% отцов. Вторая особенность характеризуется приписыванием родителями своему ребенку личной и социальной несостоятельности.
Часто родители испытывают к ребенку досаду, раздражение, не доверяют ему. Такое родительское отношение выявляет третью особенность в межличностных взаимоотношениях исследуемых семей. У 40% в первой группе, и 20% во второй группе отмечается эмоциональное отвержение своего ребенка. Особенно это присуще родителям, злоупотребляющим алкоголем. Симбиоз с ребенком отмечается в 10% от общего числа испытуемых.
Итак, подводя итоги, необходимо отметить, что разные стили семейного воспитания по- разному влияют на развитие детей. Несомненно, такие стили как авторитарный и попустительский ведут к нарушению развития и поведения ребенка. Как правило, у авторитарных родителей дети растут более агрессивные, но при этом часто не самостоятельные.
Дети родителей с попустительским стилем воспитания постоянно ищут внимания от других, и поскольку им не прививаются эффективные способы общения, то зачастую они выбирают неадекватные способы поведения и общения со сверстниками и другими взрослыми. В свою очередь это приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Они чувствую себя ненужными и брошенными и ищут компанию себе подобных, уходят из дома, бродяжничают.
В результате диагностики родительского отношения по методике «ДРО» А. Я. Варга, В. В. Столина выявлено, что наиболее часто встречающимися стилями у матерей являются: «гиперсоциализация», «симбиоз», «маленький неудачник» (Таблица 2.2).
Таблица 2.2
Результаты диагностики по методике «ДРО»
|
|
|
|
|
|
1-ая семья | |||||
Мать |
10 баллов |
7 б. |
6 б. |
4 б. |
2 б. |
2 семья | |||||
Мать |
14 б. |
5 б. |
3 б. |
6 б. |
3 б. |
3 семья | |||||
Мать |
10 б |
6 б. |
4 б |
1 б |
1 б |
4 семья | |||||
Мать |
15 б |
5 б |
6 б |
7 б |
4 б |
5 семья | |||||
Мать |
11 б |
5 б |
5 б |
7 б |
2 б |
6-ая семья | |||||
Мать |
11 б |
6 б |
2 б |
1 б |
1 б |
7-ая семья | |||||
Мать |
10 б |
6б |
3 б |
4 б |
1 б |
8-ая семья | |||||
Мать |
10 б |
6 б |
4 б |
3 б |
3 б |
9-ая семья | |||||
Мать |
12 б. |
4 б |
4 б |
5 б |
3 б |
10 семья | |||||
Мать |
11 б |
5 б |
3 б |
5 б |
2 б |
1 - "принятие - отвержение";
2- "кооперация";
3 - "симбиоз";
4 - "авторитарная
5 - "маленький неудачник".
Таблица 2.3
Выявление стиля семейного воспитания
Испытуемые |
Название параметра | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В исследованных нами семьях родители в основном контролируют поведение ребенка. Родители требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они стараются навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения, то есть демонстрирующий стиль - гиперсоциализация. В двух семьях выражен симбиоз и еще в двух - отношение к неудачам ребенка. Родители пристально следят за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
По методике «Стратегии семейного воспитания» Н.М. Рухленко было выявлено, что у 90% родителей преобладает авторитетный стиль поведения, и лишь у 10% - авторитарный.
В семьях, где преобладает авторитетный стиль поведения, родители осознают свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признает право на саморазвитие. Трезво понимают, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.
В семьях, где преобладает авторитарный стиль поведения, родители хорошо представляют, каким должен вырастить ребенок и прилагают к этому максимум усилий. Родители своим стилем воспитания ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.
Некоторые противоречия, полученные в результате проведенных методик 1 и 2, можно, с нашей точки зрения, объяснить более с валидностью и надёжностью методики №2. Маленькое количество вопросов и некоторая их «прозрачность» могла спровоцировать у испытуемого установку на создание желаемого ответа.
По методике «PARI» Е.С. Шеффер и Р.К. Белл было выявлено, что у 40% семей преобладает
сверхавторитет родителей, у 30% семей встречается
зависимость и несамостоятельность матери,
и лишь в некоторых семьях мать ограничена
рамками семьи, заботами исключительно
о семье (10%); ощущает самопожертвование
(10%); преобладает доминирование матери
(10%).