Проблема детско-родительских отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 14:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование трудностей матери в воспитании ребёнка.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1) Провести психолого-педагогический анализ детско-родительских отношений в современной семье.
2) Определить стили родительского воспитания.
3) Исследовать родительские установки матери и их влияние на развитие ребёнка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ…………………………..6
1.1 Проблема детско-родительских отношений………………………………6
1.2 Стили родительского воспитания и благополучие ребёнка в семье…….8
1.3. Роль и функции матери в семье. Специфика воспитательной функции матери……………………………………………………………………………13
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ УСТАНОВКИ МАТЕРИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА…………………….22
2.1 Описание методик, используемых в исследовании………………………22
2.2 Интерпретация данных исследования детско-родительских взаимоотношений в семье………………………………………………………25
2.3 Психокоррекционная программа детско-родительских отношений..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..43

Вложенные файлы: 1 файл

трудности матери.doc

— 232.50 Кб (Скачать файл)

Кроме того, ребенок из многодетной семьи также показал отчуждение и эмоциональную дистанцию с родителями. В ходе дальнейшей беседы с родителями, а также проведения дополнительной диагностики было выявлено, что в этой семье присутствует либеральный стиль воспитания. Поскольку семья многодетная, родителям физически не хватает времени, чтобы уделить внимание каждому ребенку в семье. Поэтому родители предоставляют своим детям максимум свободы и обращают внимание лишь тогда, когда ребенок что-нибудь натворил, либо получил плохую отметку в школе.

Проведенное исследование показало своеобразие рисунков детей из неполных семей.

Дети из неполных семей стремятся заполнить поле рисунка, тем самым заполняя вакуум в своем семейном окружении. Дополнительные элементы присутствуют почти всегда, при этом они несут более абстрактный характер. Происходит разделение внутреннего мира семьи и внешнего мира, который далек и отчужден.  Проявляющаяся тенденция к дистанции, изоляции может быть основой формирования проблем взаимоотношений во взрослом мире.

Анализ исследования рисунков семьи свидетельствуют о том, что в большинстве семей (40%) характер взаимоотношений вызывает у детей тревожность и конфликтность с членами семьи. Родители не способны справляться с возрастными проблемами психического и личностного развития детей. Возникает ощущение, что родители настойчиво стремятся «создать» идеальный образ ребенка, проявляя при этом излишнюю требовательность и нетерпимость, завышенный уровень притязаний в отношении возможностей детей. В семьях отмечается родительская, и особенно материнская грубость, командный, агрессивный стиль взаимоотношений с собственными детьми. Особенно ярко это проявилось в семье, где оба родителя - военнослужащие. Причем отец в этой семье явно привык постоянно командовать и отдавать приказы. Как следствие такого воспитания у ребенка из этой семьи (причем это была девочка) отмечались нарушения в поведении. Неоднократно она сбегала из дома, стала слишком агрессивной и неуправляемой. В связи с этой проблемой родители не раз обращались к специалистам. Как нам представляется, поведение девочки стало реакцией протеста против угнетения ее личности со стороны родителей.

В ходе наблюдения за детьми, а также при анализе рисуночного теста нами было выявлено, что дети из семей с попустительским типом воспитания ведут себя несколько испуганно, скованно. Возникает такое ощущение, что они не ждут от взрослых ничего хорошего. А тем более помня, что в основном это были дети из алкогольных семей и один ребенок из неполной, то можно сказать, что по отношению к взрослым они ведут себя настороженно. В ходе беседы с учителями из школы было отмечено, что эти дети хуже всех учатся, у них затруднительные отношения со сверстниками. Поскольку в семье им не хватает внимания, то они ищут его на стороне, и, как правило, используя неэффективные способы. Это и внезапные вспышки гнева, обзывания. Один мальчик может встать прямо на уроке и пройтись по классу. Либо он ведет себя как клоун, постоянно громко смеется, говорит разные глупости и, причем это происходит в учебное время, когда необходимо соблюдать дисциплину.

В ходе наблюдения за совместной деятельностью детей и родителей нами также были определены 4 семьи, в которых прослеживалось авторитарное воспитание. Это отмечалось в том, что родители по ходу рисования детьми рисунков постоянно говорили, что нужно нарисовать. Если у ребенка не получалось - впадали в раздражение и постоянно диктовали что и как нужно сделать. Так, например, мама одной девочки постоянно показывала кого и как нужно нарисовать, какой цвет выбрать. Если у ребенка не получалось, то мама очень сердилась и пыталась сделать это сама.

И только в двух семьях из обследуемых рисунки детей были относительно благоприятные. Дети рисовали себя и членов своей семьи единенными, взявшимися за руки. Родители таких детей, в ходе выполнения совместной работы старались не навязывать свою точку зрения, но и не вели себя отстраненно. Постоянно подбадривали своих детей и в конце выполнения задания похвалили за старательность и успешность выполнения работы

Более подробно, в процентном соотношении, типы родительских отношений к детям мы рассмотрели в следующей таблице.

Таблица 2.1.

Типы родительских отношений к детям

Типы отношений

Матери (10 чел)

Отцы (8 чел)

Отвержение ребенка

40%

20%

Социально- желательный образ

30%

20%

Симбиоз с ребенком

10%

0

Авторитарная гиперсоциализация

40%

40%

Инфантилизация ребенка

10%

10%


 

Итак, анализ выявленных типов родительского отношения к ребенку позволяет отметить некоторые особенности межличностных отношений в семье. Первая особенность заключается в том, что в исследуемых семьях, доминирует авторитарная гиперсоциализация детей родителями. Жесткий контроль за поведением ребенка выявлен у 40% матерей 40% отцов. Вторая особенность характеризуется приписыванием родителями своему ребенку личной и социальной несостоятельности.

Часто родители испытывают к ребенку досаду, раздражение, не доверяют ему. Такое родительское отношение выявляет третью особенность в межличностных взаимоотношениях исследуемых семей. У 40% в первой группе, и 20% во второй группе отмечается эмоциональное отвержение своего ребенка. Особенно это присуще родителям, злоупотребляющим алкоголем. Симбиоз с ребенком отмечается в 10% от общего числа испытуемых.

Итак, подводя итоги, необходимо отметить, что разные стили семейного воспитания по- разному влияют на развитие детей. Несомненно, такие стили как авторитарный и попустительский ведут к нарушению развития и поведения ребенка. Как правило, у авторитарных родителей дети растут более агрессивные, но при этом часто не самостоятельные.

Дети родителей с попустительским стилем воспитания постоянно ищут внимания от других, и поскольку им не прививаются эффективные способы общения, то зачастую они выбирают неадекватные способы поведения и общения со сверстниками и другими взрослыми. В свою очередь это приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Они чувствую себя ненужными и брошенными и ищут компанию себе подобных, уходят из дома, бродяжничают.

В результате диагностики родительского отношения по методике «ДРО» А. Я. Варга, В. В. Столина выявлено, что наиболее часто встречающимися стилями у матерей являются: «гиперсоциализация», «симбиоз», «маленький неудачник» (Таблица 2.2).

Таблица 2.2

Результаты диагностики по методике «ДРО»

 
№ Семья

 
1 параметр

 
2 параметр

 
3 параметр 

 
4 параметр

 
5 параметр

1-ая семья

Мать

10 баллов 
53.79%

7 б. 
31,19%

6 б. 
92.93 %

4 б. 
69,30 %

2 б. 
70,25 %

2 семья

Мать

14 б. 
88,60 %

5 б. 
12,29 %

3 б. 
57,96 %

6 б. 
95,76 %

3 б. 
84,81 %

3 семья

Мать

10 б 
53,79%

6 б. 
19,22%

4 б 
74,97%

1 б 
13.86%

1 б 
45,57%

4 семья

Мать

15 б 
90,50%

5 б 
12,29%

6 б 
92,93%

7 б 
98,53%

4 б 
93,04%

5 семья

Мать

11 б 
68,35%

5 б 
12,29%

5 б 
86,63%

7 б 
98,53%

2 б 
70,25%

6-ая семья

Мать

11 б 
68,35%

6 б 
19,22%

2 б 
39,06%

1 б 
13,86%

1 б 
45,57%

7-ая семья

Мать

10 б 
53,79%

6б 
19,22%

3 б 
57,96%

4 б 
69,30%

1 б 
45.57%

8-ая семья

Мать

10 б 
53,79 %

6 б 
19,22%

4 б 
74,97%

3 б 
53,87%

3 б 
84,81%

9-ая семья

Мать

12 б. 
77,21%

4 б 
9,77%

4 б 
74,97%

5 б 
83,79%

3 б 
84,81%

10 семья

Мать

11 б 
68,35%

5 б 
12,29%

3 б 
57,96%

5 б 
83.79%

2 б 
70,25%


 
1 - "принятие - отвержение";

2- "кооперация";

3 - "симбиоз";

4 - "авторитарная гиперсоциализация";

5 - "маленький неудачник".

 
Таблица 2.3

Выявление стиля семейного воспитания

Испытуемые

Название параметра

 
Мать 1

 
симбиоз

 
«маленький неудачник»

 
гиперсоциализация

 
Мать 2

 
гиперсоциализация

 
«принятие-отвержение»

 
«маленький неудачник»

 
Мать 3

 
симбиоз

 
«принятие-отвержение»

 

 
Мать 4

 
гиперсоциализация

 
«маленький неудачник»

 
симбиоз

 
Мать 5

 
гиперсоциализация

 
симбиоз

 
«маленький неудачник»

 
Мать 6

 
«принятие-отвержение»

   

 
Мать 7

 
гиперсоциализация

 
симбиоз

 
«принятие-отвержение»

 
Мать 8

 
«маленький неудачник»

 
симбиоз

 
гиперсоциализация

 
Мать 9

 
«маленький неудачник»

 
гиперсоциализация

 
«принятие-отвержение»

 
Мать 10

 
гиперсоциализация

 
«маленький неудачник»

 
«принятие-отвержение»


 

В исследованных нами семьях родители в основном контролируют поведение ребенка. Родители требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они стараются навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения, то есть демонстрирующий стиль - гиперсоциализация. В двух семьях выражен симбиоз и еще в двух - отношение к неудачам ребенка. Родители пристально следят за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

По методике «Стратегии семейного воспитания» Н.М. Рухленко было выявлено, что у 90% родителей преобладает авторитетный стиль поведения, и лишь у 10% - авторитарный.

 

 

В семьях, где преобладает авторитетный стиль поведения, родители осознают свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признает право на саморазвитие. Трезво понимают, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

В семьях, где преобладает авторитарный стиль поведения, родители хорошо представляют, каким должен вырастить ребенок и прилагают к этому максимум усилий. Родители своим стилем воспитания ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

Некоторые противоречия, полученные в результате проведенных методик 1 и 2, можно, с нашей точки зрения, объяснить более с валидностью и надёжностью методики №2. Маленькое количество вопросов и некоторая их «прозрачность» могла спровоцировать у испытуемого установку на создание желаемого ответа.

По методике «PARI» Е.С. Шеффер и Р.К. Белл было выявлено, что у 40% семей преобладает сверхавторитет родителей, у 30% семей встречается зависимость и несамостоятельность матери, и лишь в некоторых семьях мать ограничена рамками семьи, заботами исключительно о семье (10%); ощущает самопожертвование (10%); преобладает доминирование матери (10%).  

 
 
Рисунок 2.2. Отношение к семейной роли 
Рисунок 2.3. Отношение родителей к ребенку

Информация о работе Проблема детско-родительских отношений