Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 14:00, курсовая работа
Целью данной работы является исследование трудностей матери в воспитании ребёнка.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1) Провести психолого-педагогический анализ детско-родительских отношений в современной семье.
2) Определить стили родительского воспитания.
3) Исследовать родительские установки матери и их влияние на развитие ребёнка.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ…………………………..6
1.1 Проблема детско-родительских отношений………………………………6
1.2 Стили родительского воспитания и благополучие ребёнка в семье…….8
1.3. Роль и функции матери в семье. Специфика воспитательной функции матери……………………………………………………………………………13
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ УСТАНОВКИ МАТЕРИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА…………………….22
2.1 Описание методик, используемых в исследовании………………………22
2.2 Интерпретация данных исследования детско-родительских взаимоотношений в семье………………………………………………………25
2.3 Психокоррекционная программа детско-родительских отношений..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..43
При сравнении средних оценок по группам шкал (оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация) видим, что 85% матерей имеют оптимальный эмоциональный контакт с ребенком, и лишь 15% матерей излишне концентрируются на ребенке.
Таким образом, в результате анализа и интерпретации данных эксперимента по определению стилевых особенностей детско-родительских отношений было получено следующее: у 90% родителей преобладает авторитетный стиль поведения, и лишь у 10% - авторитарный. По отношению к семейной роли у 40% семей преобладает сверхавторитет родителей, у 30% семей встречается зависимость и несамостоятельность матери, и лишь в некоторых семьях мать ограничена рамками семьи, заботами исключительно о семье (10%); ощущает самопожертвование (10%); преобладает доминирование матери (10%). Большинство матерей 85% имеют оптимальный эмоциональный контакт с ребенком, и лишь 15% матерей излишне концентрируются на ребенке. Наиболее часто встречающимися стилями у матерей являются: «гиперсоциализация», «симбиоз», «маленький неудачник», у отцов: «гиперсоциализация», «маленький неудачник» и «симбиоз».
В ходе исследования детско-родительских
отношений нами был выявлен ряд аспектов,
позволяющий «нарисовать» наиболее полную
картину отношений между детьми и родителями:
реальное отношение родителей к разным сторонам семейной жизни; собственную
стратегию семейного воспитания; родительское
отношение у лиц, обращающихся за психологической
помощью по вопросам воспитания детей.
Был использован критерий Фишера – φ (угловое
преобразование). Предназначен для сопоставления
двух рядов выборочных значений по частоте
встречаемости какого-либо признака.
Эмпирическое значение φэ подсчитывается
по формуле:
,
- значения, соответствующие процентным
долям в каждой группе;
,
- объемы выборок.
Название критерия | |||||
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
Полученное значение
сравниваем с критическим значением
для соответствующих уровней статической
значимости:
Так как
, и
, то различия не являются статистически
значимыми и достоверными.
2.3. Психокоррекционная программа детско-родительских отношений
В настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации. Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны.
Объектом психокоррекционной работы являются детско-родительские отношения, как фактор развития ребенка.
Предмет: серийное рисование как метод коррекции детско-родительских отношений.
Цель программы: укрепить отношения между родителями и ребенком; сформировать позитивную коммуникацию между родителями и ребенком; снять тревожность, напряженность и страхи в отношениях между родителями и ребенком; сформировать адекватную самооценку родителей и детей.
Данная цель может быть реализована в
рамках групповых программ.
Вопросы, посвященные детско-родительских
отношений, рассматривались учеными на
протяжении всего развития психологической
науки и практики.
Проблемность вопроса заключается в следующем: каковы основные направления психологической помощи родителям в обеспечении благоприятного развития личности ребенка в полной и неполной семье.
Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее, целиком зависят от родителей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и надеется на их защиту. Одна из самых значительных сил, с которой дети должны научиться справляться, — это стресс, вызываемый страхом и тревогой. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.
Решение этой проблемы требует как можно более раннего определения причин возникновения и особенностей проявления тревожности у детей с целью ее дальнейшей коррекции и профилактики.
Большинство родителей не осознают свой стиль воспитания, а также стиль воспитания, принятый в их родительской семье. Анализ семейных ситуаций в группе помогает участникам групповых занятий взглянуть на себя со стороны, «глазами других», и тем самым объективизировать свое поведение.
Одним из самых эффективных способов коррекции вообще и конкретно детско-родительских отношений является социально-психологиеский тренинг.
В основу развивающей программы положен комплексный подход. В основу данной программы положены следующие психологические принципы:
а) личностная ориентированность – направленность предлагаемого материала на личностные особенности школьника и его родителя;
б) проблемность предложенных задач – постановка задач проблемного характера, ориентированных на актуализацию знаний и опыта участников;
в) рефлексивная направленность заданий – осмысление, анализ участниками своего опыта, переживаний;
г) системность – формирование и включение новых умений и навыков в практическую деятельность школьника и его родителя;
д) деятельностный принцип – организация активной деятельности младших школьников, в ходе которых складываются условия для формирования внутренней мотивации обучения;
е) комплексность – включение в развивающую программу разнообразных приемов и методов формировния конструктивного поведения школьника и его родителя.
Главными задачами данной коррекционной работы являются:
Общая тактика коррекционной работы:
Частота встреч и длительность: продолжительность каждой встречи 90 минут. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю.
Способами достижения задач психологической коррекции стали такие формы работы:
- этические беседы;
- изобразительное искусство. Свободное и заданное на определенную тему рисование;
- физические упражнения, подвижные игры;
- упражнения направленные на
устранение тревожности у
- образно-творческая
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя стили воспитания семьи, как фактор развития ребенка, можно сказать, что семья является тем социальным институтом, той ячейкой общества, в которой происходит формирование вступившего в жизнь человека, она становится тем первым домом, в котором человек вырастает и получает первые жизненные уроки, в котором он получает поддержку и помощь, в котором учится любви к миру, к людям, у ребенка, сохраняются на всю жизнь самые добрые и светлые воспоминания, согревающие его сердце и укрепляющие светлую волю в самые трудные моменты жизни.
Теоретический анализ показал, что: родительский стиль – это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по отношению к ребенку.
Под стилем воспитания понимается не только определенная стратегия воспитания, а и включенность детей в обсуждение семейных проблем, и успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка.
Стиль воспитания зависит не только от социокультурных правил и норм, представленных в виде традиций в воспитании, но и от педагогической позиции родителя относительно того, как должны строится детско-родительские отношения в семье, на формирование каких качеств и черт у детей должны направляться его воспитательные воздействия. В соответствии с этим родитель определяет модель своего поведения с ребенком.
Существует также ряд факторов, которые влияют на тип детско-родительских отношений: особенности личности родителей и форм их поведения; психолого-педагогическая компетентность родителей и уровень их образования; эмоционально-нравственная атмосфера в семье; диапазон средств воспитательного воздействия; степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи; учёт актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения. Для достижения цели и подтверждения гипотезы эмпирического исследования, использовались методики: Методика «PARI» У.С. Шеффер и Р.К. Белл, тест «Стратегии семейного воспитания» Н.М. Рухленко, опросник родительского отношения» А.Я. Варга, В.В. Столин.
В результате анализа и интерпретации данных эксперимента по определению стилевых особенностей детско-родительских отношений было получено следующее: у 90% родителей преобладает авторитетный стиль поведения, и лишь у 10% - авторитарный. По отношению к семейной роли у 40% семей преобладает сверхавторитет родителей, у 30% семей встречается зависимость и несамостоятельность матери, и лишь в некоторых семьях мать ограничена рамками семьи, заботами исключительно о семье (10%); ощущает самопожертвование (10%); преобладает доминирование матери (10%). Большинство матерей 85% имеют оптимальный эмоциональный контакт с ребенком, и лишь 15% матерей излишне концентрируются на ребенке. Наиболее часто встречающимися стилями у матерей являются: «гиперсоциализация», «симбиоз», «маленький неудачник», у отцов: «гиперсоциализация», «маленький неудачник» и «симбиоз».
Выдвинутая в исследовании гипотеза, что авторитарный стиль в воспитании ребенка является причиной повышенной тревожности, агрессивности и подавленности, заниженной самооценки и отсутствием самостоятельности ребёнка подтвердилась.
В качестве рекомендаций по оптимизации
родительского воспитания для того, чтобы
максимизировать положительные и свести
к минимуму отрицательное влияние семьи
на воспитание ребенка необходимо помнить
внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное
значение:
· Принимать активное участие в жизни
семьи;
· Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
· Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в годы жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
· Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
· Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
· Уважать право ребенка на собственное мнение;
· Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адлер А. Индивидуальная психология.
/ П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. История зарубежной психологии. 30 – 60
годы ХХ века. (Тексты). – М., 1999. – с. 131 –
140.
2. Алёшина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Психология.- сер.14.- 2007.- №2.- с.60-72.
3. Арт-терапия [Текст]: хрестоматия / сост. и общая ред.А.И.Копытина. - СПб. : Питер, 2001. - 320 с.
4. Архиреева Т.В. Родительские позиции
как условия развития
5. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений: Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / Пер. с англ. СПб.: Лениздат, 1992.
6. Бетенски. М. Что ты видишь? Новые
методы арт-терапии. - Эксмо-пресс., -
2002.
7. Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Под
ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: АСТ, 1995.
8. Вальдес Одриосола, М. С. Арттерапия в работе с подростками : психотерапевт. виды худож. деятельности [Текст] : метод. пособие / Вальдес Одриосола, М. С. - М. : ВЛАДОС, 2005. - 63 с.
9. Варга А.Я. Роль родительского
отношения в стабилизации
невротической реакции (на примере энуреза)
// Вестник МГУ. Психология. 1985. №4.