Проблема личностных особенностей одареных детей млпдшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ личностных особенностей и интеллектуальной деятельности одаренных детей.
В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать основные направления в изучении феномена одаренности.
2. Раскрыть значимость личностных особенностей в развитии одаренности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Проблема интеллектуально одаренных детей в психолого-
педагогической литературе…………………………………………………….5
1.1. Основные теоретические концепции одаренности…………………….5
1.2. Рабочая концепция одаренности Д.Б.Богоявленской, Д.Шадрикова...17
Глава 2. Личностные факторы в становлении одаренности младших
школьников. ……………………………………………………………………24
2.1 Значение особенностей младшего школьного возраста в становлении
одаренности …………………………………………………………………….24
2.2. Личностные особенности и их влияние на развитие одаренности……..27
Заключение ……………………………………………………………………..40
Список литературы …………………………………………………………….41

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯdoc.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

         М.А. Холодная пишет, что умственные достижения имеют в своей основе особым образом организованный индивидуальный опыт, т.е. то, как человек видит, понимает окружающее, интерпретирует происходящее [23, с.63].

         В связи с включением ребенка  в активные социальные отношения, в связи с тем, что он становится субъектом деятельности, происходит формирование мотива достижения успеха. Когда взрослые люди, являющиеся для младшего школьника авторитетом, поощряют его достижения и успехи, не делая упор на его неудачах и промахах, происходит становление мотива достижения успеха. Если же взрослые не довольны ребенком, наказывают за неблагополучное выполнение деятельности, возникает мотив избегания неудач.

         В младшем школьном возрасте  индивидуальное своеобразие способностей одаренного ребенка уже достаточно ясно вырисовывается. Дети начинают четко осознавать свои возможности и способности.

         Нередко развитие способности  у ребенка обнаруживаются в  учебной деятельности и связаны  с развитием познавательной сферы (внимание, память, мышление, воображение).

         В ходе возрастного развития, отмечает Н.С. Лейтес, познавательная  потребность проходит несколько  этапов, качественно разных уровней. Первым уровнем является формирующая потребность во впечатлениях, выступающая основой развития и проявления познавательных  устремлений. Усложняясь, потребность во впечатлениях постепенно переходит в любознательность, которая проявляется в интересе к объекту в целом, к тем или иным занятиям. Достижение познавательной потребностью третьего уровня происходит опосредование ее социально значимыми задачами [7, с.143]. у одних детей в данном возрасте их познавательная активность главным образом направлена на приобретение все новых знаний, знакомство с разными фактами. Е.И. Щебланова замечает, что наблюдаемая в последующих возрастах потеря одаренности также во многом связана с этой категорией детей, если их хорошая память не подкрепляется преобразованием их познавательной активности в исследовательскую, ведущую к развитию творческого мышления. В этой связи представляется важным как можно более полно использовать формирующийся мотив достижения успеха, т.к. это в дальнейшем приводит к развитию разнообразных способностей индивида [26, с.214].

         От уровня развития и сформированности личности зависит эволюция одаренности. Известный в психологии факт утраты ярких способностей к моменту взросления ученые связывают и с особенностями личностного развития. Важно не упустить тот момент, когда педагогические воздействия на индивида будут наиболее благоприятными. Многие авторы подчеркивают, что для становления одаренной и талантливой личности необходимо одобрительное отношение к ней со стороны социума.

 

2.2 Личностные  особенности и их влияние на  развитие одаренности.

         Психологи, изучающие одаренных и талантливых детей, отмечают, что одаренные часто выделяются среди остальных. Их непохожесть объясняется не только яркостью и неповторимостью таланта, оригинальностью и своеобразием мышления. Многие ученые едины в своем мнении: одаренный ребенок нередко быстрее взрослеет, у него раньше формируется личность, и в среде сверстников он отличается благодаря наличию определенных личностных качеств и свойств.

         Роль личности в становлении  и развитии одаренности велика. Подчеркивается, что одаренность вовлекает целостную личность человека, включая мотивационную сферу, интересы, волевые проявления, чувства, креативность (Н.С.Лейтес, А.М.Матюшкин, В.Э.Чудновский, В.С.Юркевич, С.Л.Рубинштейн).

         В психологии одаренности признается тот факт, что одаренные дети имеют особенности личностного развития. За последнее десятилетие проведен ряд исследований в психологии, посвященные личности одаренных и талантливых детей. Проведены работы, рассматривающие творческие способности, креативность в структуре личности (Е.Л.Солдатова, 1996; О.Б.Куликовская, 1998; Е.К.Лютова, 2000; М.Г.Селюч, 1998). Изучены особенности когнитивного и личностного развития детей (Т.А.Юшко, 1998; Е.В.Иванова, 1999). Исследованы особенности эмоциональных состояний творческих детей (Н.В.Кочелаева, 1997; Е.Л.Барышникова, 1999). Установлена взаимосвязь мотивационной сферы личности и способностей школьников ( С.Н.Махновец, 1996; М.С.Семилеткина, 1998).

         Психологи обращают внимание на то, что становление личности одаренного ребенка имеет определенные возрастные тенденции, нередко происходит неоднозначно и болезненно.

         К.Тэкэкс пишет, что одаренных  детей от сверстников отличает  ряд особенностей в сфере психосоциального  развития. В числе таких свойств  и качеств она выделяет:

  1. особенное чувство справедливости;
  2. развитую систему личных ценностей;
  3. хорошо сформированное чувство юмора;
  4. наличие преувеличенных страхов;
  5. упорство в достижении результата [15, с.19-23].

При этом К.Тэкэкс подчеркивает, что положительное  и отрицательное в личности способного ребенка возникает под влиянием окружающих людей. Необходимо, чтобы одаренные дети обладали позитивным самовосприятием. В данном случае важно адекватно оценивать способности: ни умаляя, ни игнорируя их или, напротив, ни акцентируя чрезмерно на них внимания. В противном случае могут возникнуть нарушения личностного формирования, страдает эмоциональная сфера детей. Ребенку необходимо чувствовать и понимать, что ценен он; родители и взрослые любят его и видят в нем растущую личность, а не только набор определенных выдающихся способностей и достижений. Известно, что самооценка индивида складывается из мнений окружающих о нем. Родительские оценки личности ребенка имеют особую ценность, необходимо дать понимание того, что в ребенке признаются разнообразные его проявления. «тогда система родительских оценок, в которых ребенок видит себя, будет точнее и полнее отражать одаренного ребенка во всей его многогранности», - отмечает К.Тэкэкс [15, с.35].

         Иногда способные дети проявляют неприятие и раздражительность по отношении. К менее способным сверстникам. Психологи делают акцент на том, что в подобных случаях необходимо общение ребенка с одаренным ровесником.

         В отдельных случаях дети с  высоким уровнем развития способностей сталкиваются с неприятием их социумом. Родители стараются не замечать таланта своего дитя, пытаясь избежать трудностей. Сверстники не приемлют школьника «чересчур» много знающего, осведомленного во всех вопросах. Осознание несоответствия ожиданиям окружающих, восприятие себя «белой вороной» приводит к тому, что ребенок начинает скрывать свои способности, появляются черты конформной личности. В данной ситуации следует говорить не просто о приспособлении, об адаптации личности, а о фальсификации собственного «Я» [8, с. 39].

         Для одаренных детей характерны  повышенная уязвимость и чувствительность. Безобидные и нейтральные замечания  часто у них вызывают бурную  эмоциональную реакцию. Необходимо  вырабатывать у детей данной  категории терпеливое отношение к чужому мнению, особенно в тех случаях, когда приходится сталкиваться с менее способными школьниками.

         Чрезмерное упорство в достижении  цели приводит к стремлению  доводить все до полного совершенства. Работы, выполненные на высоком  уровне мастерства, исполнителем оцениваются как неудачные. Завышенные личные стандарты, неудовлетворенность, оценивание собственной деятельности по взрослым меркам приводят к болезненным переживаниям, личностным драмам.

         Для детей младшего школьного  возраста одним из сильнейших мотивов деятельности является желание сделать приятное родителям, преуспеть в их глазах. Необходимо соблюдать равновесие в приоритетах, чтобы развитие личности не было нарушено одним желанием выгодно выглядеть в глазах взрослых.

         Поощрение за различные попытки, а не только за успех, похвала за старание ведет к тому, что ребенок будет пробовать себя в различных деятельностях, а не стремиться избегать неудач. Одаренные дети зачастую характеризуются большим разнообразием интересов. Одновременно они могут начать выполнять несколько сложных задач.

         Во многих начинаниях их ждет  победа. Данный факт благоприятен  для здорового самовосприятия, но  у одаренных и талантливых  детей выявлена закономерность: они джут высшей оценки своей  деятельности, любая другая воспринимается ими как поражение. Существенными представляется воспитание в детях здорового отношения к собственным неудачам, чтобы это не было причиной для самоуничтожения и самобичевания.

         Сильно развитое чувство юмора  – одно из проявлений особенностей личности одаренных детей. К.Тэкэкс считает, что умение увидеть смешное в неприятной ситуации выполняет роль защитного механизма.

Одаренному и  талантливому ребенку могут быть присущи такие свойства и качества, которые будут отталкивать от него окружающих. Среди них можно выделить:

  • Неумение выслушивать собеседника до конца, прерывание собеседника. Нередко ребенок в курсе того, о чем идет речь или быстро понимает излагаемый материал. Стремление продемонстрировать свои знания является отражением скорости восприятия.
  • Привычка исправлять других. Возникает у одаренного ребенка как сочетание альтруизма и эгоцентризма.
  • Высмеивание окружающих. Может возникать как ответ на травмирующий фактор. Главное преимущество ребенка интеллектуальный потенциал, и он стремится защищать себя от источника боли доступными ему средствами.

         М.Карне отмечает несколько психологических  факторов, мешающих реализации способностей  детей [13, с. 10]. К ним относятся:

    • Негативное отношение к школе и учебе
    • Нарушение отношений с родителями
    • Низкая самооценка, чувство «гонимости»
    • Тенденция к оправданию и объяснению своих недостатков, перекладывание вины на других
    • Склонность к фантазированию
    • Плохие межличностные отношения, недоверие к другим
    • Недостаток настойчивости, склонность отвлекаться и откладывать дела
    • Враждебное отношение к руководителям
    • Скука
    • Отсутствие самодисциплины и неспособность нести ответственность за свои действия
    • Недостаток лидерских способностей
    • Недостаток увлечений или излишнее внимание к ним
    • Неприятие состязательности
    • Эмоциональная неуравновешенность
    • Чувствительность к критике, тенденция критиковать других
    • Нереалистические цели.

         Л. Холлингуорт делает акцент на следующих личностных проблемах одаренных детей [3, с.10]:

          а) неприязнь к школе;

         б) конформность;

          в) погружение в философские проблемы.

Л. Холлингуорт установила, что адаптация одаренных детей зависит от уровня их интеллектуального развития IQ от 185 до 190. Чрезвычайно одаренные подростки обнаруживают тенденцию к изоляции. Их самовосприятие может измениться в негативную сторону, т.к. они часто не принимаются своими сверстниками, не выбираются на лидерские роли. Если способности не востребованы и требования к ним невысоки, то они становятся инертными, ленивыми. По мнению Л. Холлингуорт, индивиды, чей IQ приближается к 170, редко бывают поняты людьми в силу их высокого интеллектуального потенциала. Интеллектуальный показатель 125-155 является «оптимальным интеллектом», такие дети социально адаптированы и превосходят других в эмоциональной стабильности и контроле [23, с. 11].

         Дж. Уитмор выделяет следующие  личностные проблемы одаренных  детей:

  1. перфекционизм;
  2. ощущение собственной неполноценности;
  3. нереалистические цели;
  4. сверхчувствительность;
  5. потребность во внимании взрослых;
  6. нетерпимость [25, с. 163].

         А.Танненбаум, предложивший «психосоциальную»  модель одаренности, при ее  построении учитывал и внешние,  и внутренние факторы личности. Ученый отмечает, что трудно определить, какие личностные особенности детерминирует человеческие таланты. Существуют достоверные факторы того, что высший уровень способностей связан с сильно выраженным желанием самореализации [3, с.165].

         К.Кокс установила, что выдающиеся люди прославились не только благодаря своим достижениям, но и за счет особенностей личности. Исследовательница выделяет три таких свойства: 1) постоянство мотивов и усилий; 2) уверенность в своих способностях; 3) сила характера [22, с.35].

         Мюнхенская модель одаренности, разработанная К.Халлером, включает в себя и личностные компоненты. Автор данной модели отмечает, что «мотивация к достижениям, настойчивость, устойчивость к стрессу и другие личностные качества, а не только способности, были типичны для достигавших наибольшего успеха учащихся» [15, с. 245].

Информация о работе Проблема личностных особенностей одареных детей млпдшего школьного возраста