Проблема формирования сенсорных способностей у детей 3-4 лет в процессе ознакомления с природой в психолого-педагогических исследованиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 17:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить в процессе ознакомления с природой особенности формирования сенсорных способностей детей 3-4 лет. Для того, чтобы реализовать поставленную цель, необходимо решить следующие задачи: - изучить психолого-педагогическую литературу и дать определения понятий; - выявить особенности, закономерности развития сенсорных способностей у детей 3-4 лет при ознакомлении с природой. - определить методы и приемы, используемые для формирования сенсорных способностей ребенка в процессе ознакомления с природой.

Содержание

Введение ……………………………………………. ………………………….3-4
Психолого-педагогическая сущность понятий: «Способности», «Сенсорные способности», умственные (интеллектуальные) способности……………………………………………………………5-10
Особенности и закономерности развития сенсорных способностей у детей 3-4 лет при ознакомления с природой ………………………11-14
Методы и приемы развития сенсорных способностей ребенка в процессе ознакомления с природой ………………………………..15-19
Реализация задач по развитию сенсорных способностей в программно-методических документах по образованию
дошкольников ………………………………………………………..20-21
Заключение ………………………………………………………………………22
Список литературы ………………………………………………………….23-24

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Северодвинский  филиал

государственного  образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

«Поморский  государственный университет имени  М.В. Ломоносова»

Кафедра дошкольной педагогики и психологии

Колобова Александра Евгеньевна

Гуманитарный  институт курс 3

Специальность 050703.65 – Дошкольная педагогика и  психология

(заочная форма  обучения)

Курсовая работа

По дисциплине педагогики и психологии

Проблема  формирования сенсорных способностей у детей 3-4 лет в процессе ознакомления с природой в психолого-педагогических исследованиях

 

Работа допущена к защите  _____________

Признать, что  работа выполнена и защищена с  оценкой ________________

Руководитель ____________________________________________________

 

Северодвинск

2013

Содержание

Введение ……………………………………………. ………………………….3-4

  1. Психолого-педагогическая сущность понятий: «Способности», «Сенсорные способности», умственные (интеллектуальные) способности……………………………………………………………5-10
  2. Особенности и закономерности развития сенсорных способностей у детей 3-4 лет при ознакомления с природой ………………………11-14
  3. Методы и приемы развития сенсорных способностей ребенка в процессе ознакомления с природой ………………………………..15-19
  4. Реализация задач по развитию сенсорных способностей в программно-методических документах по образованию

дошкольников  ………………………………………………………..20-21

Заключение ………………………………………………………………………22

Список литературы ………………………………………………………….23-24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство» говорится, что современный дошкольник ориентирован на познание человека и природы. Он неплохо ориентируется в себе, своем ближайшем окружении, своем настоящем и будущем. Он готов оценивать явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, утилитарности, полезности, эстетичности, познания. Современные дети в большей степени ориентированы на будущее. Они органично вплетают свои представления об этом мире в разные сферы жизнедеятельности. Ребенок - носитель субкультуры, присущей только дошкольнику и отличающей его от детей другого возраста и взрослых. Из этого следует, что ребенок 3-4 лет имеет все условия для формирования сенсорных способностей.                                       Изучая нормативные документы, нами было замечено, что в программе «Детство», одной из задач является развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи воспитанников. Многие исследователи-психологи утверждают, что обычно это происходит в младшем дошкольном возрасте, на третьем году жизни детей, когда бурно развивается предметно-манипулятивная деятельность. Ученые назвали данный период сензитивным периодом для развития сенсорных способностей.                                                                                                       Исходя из вышеперечисленного, следует сказать о том, что младший дошкольный возраст является очень благоприятным для формирования сенсорных способностей у детей и поэтому воспитателям, родителям и близкому окружению необходимо учитывать это в процессе взаимодействия, воспитания, обучения и развития ребенка. 

Проблема формирования сенсорных способностей привлекала многих ученых: Венгер Л. А., Выготский Л. С., Поддъяков Н. Н., Запорожец А. В. и др. Работая по данной проблеме, ученые говорили о ее важности, искали пути формирования сенсорных способностей, изучали взаимосвязи и отношения психических процессов.

Объектом исследования являются сенсорные способности детей.                       Предметом исследования являются особенности формирования сенсорных способностей детей 3-4 лет в процессе ознакомления с природой.                         Цель исследования: изучить в процессе ознакомления с природой особенности формирования сенсорных способностей детей 3-4 лет.

Для того, чтобы реализовать поставленную цель, необходимо решить следующие задачи:

- изучить психолого-педагогическую литературу и дать определения понятий;

- выявить особенности, закономерности развития сенсорных способностей у детей 3-4 лет при ознакомлении с природой.

- определить методы и приемы, используемые для формирования сенсорных способностей ребенка в процессе ознакомления с природой.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Психолого-педагогическая сущность понятий: «Способности», «Сенсорные способности»

В настоящее время понятие  «способности» является одним из наиболее широко используемых психологических понятий в сфере образования, и прежде всего образования инновационного. Однако при этом возникает сложность в применении данного понятия. С одной стороны, к способностям стала относиться вся сфера возможностей ребенка, с другой - данное понятие перекрывается другими, такими, как «уровень интеллектуального развития», «уровень развития творческого мышления», «индивидуальные особенности умственного развития». В подобной ситуации встает вопрос о необходимости определения самого понятия «способности».                                                                 В истории отечественной психологии эта проблема рассматривалась неоднократно (исследования Б. Г. Ананьева, Э. А. Голубевой, В. Н. Дружинина, В. А. Крутецкого, В. С. Мерлина, М. Н. Мясищева, Б. М. Теплова, С. Л. Рубинштейна, В. Д. Шадрикова и других). При этом можно выделить два основных подхода к данной проблеме. В основе первого из них лежит теория развития способностей Б. М. Теплова. Б. М. Теплов рассматривал способности в плане индивидуально-психологических различий и ввел в их определение три основных признака. Он понимал под способностями индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, имеющие отношение к успешности выполнения одной или многих деятельностей и обеспечивающие легкость и быстроту приобретения знаний и навыков. Данный подход получил свою дальнейшую разработку в исследованиях о дифференциальной психологии в работах Э. А. Голубевой, Е. А. Климова, В. С. Мерлина . [16]                                               Второй подход, связанный с рассмотрением способностей в первую очередь как родовых качеств человека, основан на теории Л. С. Выготского и так же имеет свою историю и свое продолжение в современных исследованиях.       В работе «Педагогическая психология» Л. С. Выготский писал: «…психологическое представление о работе человека, как составленный из многих отдельных способностей, не выдерживает строгой критики. Каждая наша «способность» работает на самом деле в таком сложном целом, что взятая сама по себе она не дает и приблизительного представления о настоящих возможностях ее действия». [1] В работах Выготского содержатся как минимум три характеристики способностей. Во-первых, это понимание способностей как существующих в культуре способов взаимодействия с действительностью. Во-вторых, развитие способностей рассматривается как подчиненное закономерностям целостного развития сознания и анализируется в контексте этого целого. В-третьих, развитие способностей характеризуется через освоение ребенком определенных достижений культуры.                                                                                                                       Эти положения заключают в себе вопросы о том, что развивается в качестве способностей у ребенка и как это происходит. [16]

Способности по определению С. Л. Рубинштейна, представляют собой синтетическое образование личности, в основе которых лежат наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков, под которыми разумеются анатомо-физиологические особенности нервно-мозгового аппарата человека.                                                                                                  Всякая способность является способностью к чему-нибудь, к какой-то деятельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Всякая более или менее специфическая деятельность требует от личности более или менее специфических данных. Мы говорим об этих данных как о способности человека. Способность должна включать в себя различные психические свойства и данные, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые от нее исходят.                                                               Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Люди от рождения бывают наделены различными задатками, хотя различия эти не так велики, как это утверждают те, которые различия в способностях ошибочно целиком сводят к различию врожденных задатков. Различия между людьми в задатках заключаются прежде всего в прирожденных особенностях их нервно-мозгового аппарата - в анатомо-физиологических, функциональных его особенностях. Исходные природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Между задатками и способностями еще очень большая дистанция; между одними и другими - весь путь развития личности. Задатки очень многозначны; они могут развиваться в различных направлениях. Задатки - лишь предпосылки развития способностей. Развиваясь на основе задатков, способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития, в которое задатки входят как исходный момент, как предпосылка. Включаясь в развитие индивида, они сами развиваются, т. е. преобразуются и изменяются.

Личностный подход при изучении способностей присущ многим исследователям. Большой вклад в понимание единства способностей и качеств личности сделан Б. Г. Ананьевым, который рассматривал способности как интеграцию свойств субъектного уровня (свойств человека как субъекта деятельности).                                                                                              В его теории структура свойств человека имеет три уровня - индивидный (природный), субъектный и личностный. К индивидным относятся половые, конституциональные и нейродинамические особенности; их высшим проявлением являются задатки. Субъектные свойства характеризуют человека как субъекта труда, общения и познания и включают особенности внимания, памяти, восприятия и пр. Интеграцией этих свойств выступают способности. Личностные свойства характеризуют человека как социальное существо и связаны прежде всего с социальными ролями, социальным статусом и структурой ценностей. Высший уровень в иерархии личностных свойств представлен характером и склонностями человека.                                         Уникальное сочетание всех свойств человека образует индивидуальность, в которой центральную роль играют личностные свойства, преобразующие и организующие индивидные и субъектные свойства. Таким образом, по Б. Г. Ананьеву, способности являются свойствами более высокого уровня по сравнению с индивидными, но расположенными ниже, чем личностные. Способности не включают личностные особенности, но испытывают их организующее воздействие.

В психологическом аспекте  именно так трактуют понятие «способности» отечественные психологи.

Теперь рассмотрим понятия «способности»,  «сенсорные способности», «умственные (интеллектуальные) способности», которые представлены в психологическом словаре. Способности - это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром. Дадим ещё одно определение данного термина. Под способностями понимаются психологические особенности личности, которые являются условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. [14] Различают общие способности, которые проявляются везде или во многих областях знания и деятельности, и специальные, которые проявляются в какой-то одной области.

Достаточно высокий  уровень развития общих способностей - особенностей мышления, внимания, памяти, восприятия, речи, умственной активности, любознательности, творческого воображения и других позволяет достигать значительных результатов в самых разных областях человеческой деятельности при интенсивной, заинтересованной работе. Почти не бывает людей, у которых равномерно выражены все перечисленные выше способности. Например, Ч. Дарвин отмечал: «Я превосхожу людей среднего уровня в способности замечать вещи, легко ускользающие от внимания, и подвергать их тщательному наблюдению». Специальные способности - это способности к определенной деятельности, которые помогают человеку достигать в ней высоких результатов. Главное различие между людьми состоит не столько в степени одаренности и количественной характеристике способностей, сколько в их качестве - к чему именно он способен, какие это способности. Качество способностей и определяет своеобразие и неповторимость одаренности каждого человека. И общие, и специальные способности неразрывно связаны друг с другом. Лишь единство общих и специальных способностей отражает истинный характер способностей человека. В.Г. Белинский тонко замечал: «Как ни дробите жизнь, она всегда едина и цельна. Говорят: для науки нужен ум и рассудок, для творчества - фантазия, и думают, что этим порешили дело начисто... А для искусства не нужно ума и рассудка? А ученый может обойтись без фантазии?». Специальные способности сложились в ходе развития человеческого общества и человеческой культуры. «Все специальные способности человека - это, в конце концов, различные проявления, стороны общей его способности к освоению достижений человеческой культуры и ее дальнейшему продвижению, - отмечал С.Л. Рубинштейн. - Способности человека - это проявления, стороны его способности к обучению и труду». [ 11]                                                                                                                             Умственные (интеллектуальные) способности - это способности к освоению и применению знаний. К ним относятся сенсорные (слуховые, осязательные, обонятельные); перцептивные, которые обеспечивают отражение внешних свойств объекта в целом; мыслительные, обеспечивающие отражение внутренних существенных свойств и связей объекта, то есть способности к анализу, синтезу, абстрагированию, обобщению; мнемические - это способности, обеспечивающие запоминание, сохранение и воспроизведение информации и аттенционные, то есть способности к вниманию.                  Таким образом, мы определили  психолого-педагогическую сущность понятий, рассматриваемых по данной проблеме, изучили точки зрения различных исследователей. В процессе изучения психологической литературы выяснилось, что существует сложность в применении данных понятий.

Нас в данной работе особенно интересуют сенсорные способности (слуховые, осязательные, обонятельные) - это свойства сенсорной системы, проявляющиеся в ходе ее взаимодействия с внешней средой. Поэтому остановимся на них более подробно, выявим особенности и закономерности развития сенсорных способностей у детей 3-4 лет при ознакомлении с природой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности и закономерности развития сенсорных способностей у детей 3-4 лет при ознакомлении с природой                                                                                

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. С развитием сенсорики (от лат. Sensus - ошущения) у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями в природе и обществе. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют фундамент умственного развития ребенка.                                                                                                                Сенсорные способности - это функциональные возможности организма, которые обеспечивают ощущение и восприятие человеком окружающего мира и самого себя. В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов.                                                              Сенсорные эталоны - общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер и т.д.                                                                                             Развитие  сенсорных способностей неразрывно связано с психическими процессами: ощущение, восприятие, представление.                                     Ощущения - это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств (на анализаторы зрения, слуха, осязания, обоняния и др.).                                                                                                                                             Восприятие - целостное отражение внешнего материального предмета или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств. С помощью зрительного анализатора человек воспринимает такие свойства, как форма, цвет, величина; с помощью вкусового анализатора определяет, кислый это предмет или сладкий и т.д.

Информация о работе Проблема формирования сенсорных способностей у детей 3-4 лет в процессе ознакомления с природой в психолого-педагогических исследованиях