Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 17:26, курсовая работа
Цель исследования: изучить в процессе ознакомления с природой особенности формирования сенсорных способностей детей 3-4 лет. Для того, чтобы реализовать поставленную цель, необходимо решить следующие задачи: - изучить психолого-педагогическую литературу и дать определения понятий; - выявить особенности, закономерности развития сенсорных способностей у детей 3-4 лет при ознакомлении с природой. - определить методы и приемы, используемые для формирования сенсорных способностей ребенка в процессе ознакомления с природой.
Введение ……………………………………………. ………………………….3-4
Психолого-педагогическая сущность понятий: «Способности», «Сенсорные способности», умственные (интеллектуальные) способности……………………………………………………………5-10
Особенности и закономерности развития сенсорных способностей у детей 3-4 лет при ознакомления с природой ………………………11-14
Методы и приемы развития сенсорных способностей ребенка в процессе ознакомления с природой ………………………………..15-19
Реализация задач по развитию сенсорных способностей в программно-методических документах по образованию
дошкольников ………………………………………………………..20-21
Заключение ………………………………………………………………………22
Список литературы ………………………………………………………….23-24
Федеральное агентство по образованию
Северодвинский филиал
государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Поморский
государственный университет
Кафедра дошкольной педагогики и психологии
Колобова Александра Евгеньевна
Гуманитарный институт курс 3
Специальность 050703.65 – Дошкольная педагогика и психология
(заочная форма обучения)
Курсовая работа
По дисциплине педагогики и психологии
Проблема формирования сенсорных способностей у детей 3-4 лет в процессе ознакомления с природой в психолого-педагогических исследованиях
Работа допущена к защите _____________
Признать, что работа выполнена и защищена с оценкой ________________
Руководитель ______________________________
Северодвинск
2013
Содержание
Введение ……………………………………………. ………………………….3-4
дошкольников ………………………………………………………..20-21
Заключение ………………………………………………………………………22
Список литературы ………………………………………………………….23-24
Введение
В основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство» говорится, что
современный дошкольник ориентирован на познание человека
и природы. Он неплохо ориентируется в себе, своем ближайшем окружении, своем
настоящем и будущем. Он готов оценивать
явления и события жизни с разных точек
зрения: интереса, утилитарности, полезности,
эстетичности, познания. Современные дети
в большей степени ориентированы на будущее. Они органично вплетают свои представления об
этом мире в разные сферы жизнедеятельности. Ребенок - носитель субкультуры, присущей только дошкольнику и отличающей его от
детей другого возраста и взрослых. Из этого следует, что ребенок
3-4 лет имеет все условия для формирования
сенсорных способностей. Изучая нормативные документы,
нами было замечено, что в программе «Детство», одной из задач является развитие познавательной активности,
любознательности, стремления
к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей
и речи воспитанников. Многие исследователи-психологи
утверждают, что обычно это происходит в младшем
дошкольном возрасте, на третьем году
жизни детей, когда бурно развивается
предметно-манипулятивная деятельность.
Ученые назвали данный период сензитивным
периодом для развития сенсорных способностей.
Проблема формирования сенсорных способностей привлекала многих ученых: Венгер Л. А., Выготский Л. С., Поддъяков Н. Н., Запорожец А. В. и др. Работая по данной проблеме, ученые говорили о ее важности, искали пути формирования сенсорных способностей, изучали взаимосвязи и отношения психических процессов.
Объектом исследования являются сенсорные способности детей. Предметом исследования являются особенности формирования сенсорных способностей детей 3-4 лет в процессе ознакомления с природой. Цель исследования: изучить в процессе ознакомления с природой особенности формирования сенсорных способностей детей 3-4 лет.
Для того, чтобы реализовать поставленную цель, необходимо решить следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу и дать определения понятий;
- выявить особенности, закономерности развития сенсорных способностей у детей 3-4 лет при ознакомлении с природой.
- определить методы и приемы, используемые для формирования сенсорных способностей ребенка в процессе ознакомления с природой.
1.Психолого-педагогическая сущность понятий: «Способности», «Сенсорные способности»
В настоящее время понятие
«способности» является одним из наиболее
широко используемых психологических
понятий в сфере образования, и прежде
всего образования инновационного. Однако при этом возникает
сложность в применении данного понятия.
С одной стороны, к способностям
стала относиться вся сфера возможностей ребенка, с другой
- данное понятие перекрывается
другими, такими, как «уровень интеллектуального
развития», «уровень развития творческого
мышления», «индивидуальные особенности
умственного развития». В подобной
ситуации встает вопрос о необходимости
определения самого понятия «способности».
Способности по определению С. Л. Рубинштейна, представляют
собой синтетическое образование личности,
в основе которых лежат наследственно
закрепленные предпосылки для их развития
в виде задатков, под которыми разумеются
анатомо-физиологические особенности
нервно-мозгового аппарата человека.
Личностный подход при изучении
способностей присущ многим исследователям.
Большой вклад в понимание единства способностей
и качеств личности сделан Б. Г. Ананьевым, который рассматривал
способности как интеграцию свойств субъектного
уровня (свойств человека как субъекта
деятельности).
В психологическом аспекте именно так трактуют понятие «способности» отечественные психологи.
Теперь рассмотрим понятия «способности», «сенсорные способности», «умственные (интеллектуальные) способности», которые представлены в психологическом словаре. Способности - это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром. Дадим ещё одно определение данного термина. Под способностями понимаются психологические особенности личности, которые являются условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. [14] Различают общие способности, которые проявляются везде или во многих областях знания и деятельности, и специальные, которые проявляются в какой-то одной области.
Достаточно высокий
уровень развития общих способн
Нас в данной работе особенно интересуют сенсорные способности (слуховые, осязательные, обонятельные) - это свойства сенсорной системы, проявляющиеся в ходе ее взаимодействия с внешней средой. Поэтому остановимся на них более подробно, выявим особенности и закономерности развития сенсорных способностей у детей 3-4 лет при ознакомлении с природой.
2. Особенности и закономерности развития
сенсорных способностей у детей 3-4 лет
при ознакомлении с природой
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия
и формирование представлений
о внешних свойствах предметов: их форме,
цвете, величине, положении
в пространстве, а также
запахе, вкусе и т.д. С
развитием сенсорики (от лат. Sensus
- ошущения) у ребенка появляется
возможность овладения эстетическими
ценностями в природе и
обществе. С восприятия предметов
и явлений окружающего мира начинается
познание, поэтому сенсорные способности
составляют фундамент умственного развития
ребенка.