Проблема фрустрации в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:32, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы фрустрации в психологии не нова, анализированием фрустрационного поведения занимались в отечественной психологии ( Василюк Ф.Е., Китаев-Смык Л.А., Левитов Н.Д., . Павлов И.П., Сосновникова Ю.Е. ) и зарубежной ( Розенцвейг С., Браун Д., Фарбер М., Майер Д. ). Данная работа посвящена теме: «Проблема фрустрации в психологии». Эта тема интересна для изучения, так в активной жизни современного человека постоянные стрессы неизбежны. Целью работы является теоретический анализ поставленной проблемы: исследование фрустрационного состояния в разных возрастах.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1.Понятие фрустрации в работах отечественных и зарубежных психологов………………………………………………………………………5
1.1. Сущность понятия «фрустрация» в современной психологии……….7
1.2 Причины фрустрации (фрустраторы). Типы фрустраторов………….12
1.3 Фрустрационная толерантность………………………………………..14
1.4 Формы проявления фрустрации………………………………………..15
1.5 Различие ситуации затрудненности и ситуации фрустрации………...22
2. Коррекция состояний фрустрации…………………………………………28
Глава 2. Исследование фрустрационных состояний в современной психологии.
3. Выводы и заключение……………………………………………………..30
Библиография …………………………………………………………………32

Вложенные файлы: 1 файл

Моя курсовая)ориг (3).docx

— 71.60 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Ульяновский государственный университет

__________________________________________________________________

 

ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

Курсовая  работа

 Проблема фрустрации в психологии

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛА: студентка группы

ПС-О-11/2, Ерофеева В.Г.

Научный руководитель:

Кандидат психологических  наук, доцент Бородулина Н.Ф.

 
 

Ульяновск  - 2012

 

Содержание:

 Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1.Понятие фрустрации в работах отечественных и зарубежных психологов………………………………………………………………………5

   1.1. Сущность понятия «фрустрация» в современной психологии……….7

    1.2 Причины фрустрации (фрустраторы). Типы фрустраторов………….12

    1.3 Фрустрационная толерантность………………………………………..14

    1.4 Формы проявления фрустрации………………………………………..15

    1.5 Различие ситуации затрудненности и ситуации фрустрации………...22

2. Коррекция состояний фрустрации…………………………………………28

Глава 2. Исследование фрустрационных состояний в современной психологии.

3. Выводы и заключение……………………………………………………..30

Библиография …………………………………………………………………32

 

 

 

 

 

                      

 

1. Введение

 
    Фрустрация одна из актуальнейших проблем современности. Проявление данного явления мы можем наблюдать ежедневно и буквально повсюду. Понятие «состояние» в настоящее время является общеметодологической категорией. Изучение состояний стимулируется потребностями практики в области спорта, космонавтики, психогигиены, учебной и трудовой деятельности. В самом общем плане «состояние» обозначает характеристику существования объектов и явлений, реализации бытия в данный и все последующие моменты времени.

    Актуальность проблемы фрустрации в психологии не нова, анализированием  фрустрационного  поведения занимались в отечественной психологии ( Василюк Ф.Е., Китаев-Смык Л.А., Левитов Н.Д., . Павлов И.П., Сосновникова Ю.Е. ) и зарубежной ( Розенцвейг С., Браун Д., Фарбер М., Майер Д. ). 
     Данная работа посвящена теме: «Проблема фрустрации в психологии». Эта тема интересна для изучения, так в активной жизни современного человека постоянные стрессы неизбежны.

    Целью работы является теоретический анализ поставленной проблемы: исследование фрустрационного состояния в разных возрастах.

    Фрустрация (лат. frustratio — «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») — психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей.[5]

Основное понятие фрустрации в концепции Розенцвейга.[24]

   Фрустрация возникает  в ситуации, которая воспринимается  субъектом как угроза удовлетворению  той или иной его потребности.  Она проявляется в ряде эмоциональных процессов, таких как разочарование, тревога, раздражение и даже отчаяние.  Как и разочарование, фрустрация возникает при отсутствии некоего ожидаемого и желанного результата, однако в состоянии фрустрации люди всё ещё продолжают борьбу за получение желаемого, даже если не знают точно, что нужно сделать для достижения успеха.

    Знание таких понятий, как особенности психологического состояния и преодоления фрустрации и навыки их применения является сегодня совершенно необходимым условием формирования нашего мировоззрения и профессионализма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Понятие фрустрации в работах отечественных и зарубежных психологов

    Психические состояния представляют собой характеристики психической деятельности за определенный промежуток времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях друг с другом, с людьми, обществом и т.д. В любом психическом состоянии можно выделить три измерения: мотивационно-побудительное, эмоционально-оценочное и активационно-энергетическое (определяющим выступает первое измерение). [4]

     Наряду с  психическими состояниями отдельного  человека существуют и «массовидные»  состояния, т. е психические состояния определенных общностей людей (микро - и макрогрупп, народов, обществ). В социологической и социально-психологической литературе специально рассматриваются два вида таких состояний: общественное мнение и общественное настроение.

     Психические  состояния человеческих общностей  характеризуются целым рядом признаков.  Не свойственных вообще или свойственных в меньшей степени состояниям индивида, массовидность, ярко выраженный социальный характер, большая политическая значимость в жизни общества, «заразительность», т. е способность к быстрой иррадиации (распространению), «эффект группы», т. е увеличение силы и значения состояний людской общности, информативность, тенденция к закреплению. В дальнейшем будут рассматриваться только психические состояния человека.

     Психические  состояния человека характеризуются  целостностью, подвижностью и устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, крайним многообразием.

     Целостность  психических состояний проявляется  в том, что они характеризуют  в определенный промежуток времени  всю психическую деятельность  в целом, выражают конкретное  взаимоотношение всех компонентов  психики. Сложный, целостный характер  психических состояний можно  проиллюстрировать на примере  состояния убеждения человека  в чем-либо. Здесь на лицо и познавательные, и эмоциональные, и волевые компоненты: знании е и объективный взгляд на имеющиеся доказательства чего-либо, уверенность в правильности этого знания и, наконец, волевой стимул, побуждающий к практической деятельности и общению. [4]

    Подвижность психических  состояний заключается в их  изменчивости, в наличии стадий  протекания (начало, определенная динамика  и конец).

   Под влиянием психических  состояний, возникающих в ходе  жизненных отношений, конфликтных  ситуаций, трудовой деятельности  возможна также перестройка или  даже ломка относительно устойчивых  качеств личности.

     Психические  состояния отличаются крайним  многообразием и полярностью.  Последнее понятие означает, что  каждому психическому состояния  человека соответствует противоположное  состояние (уверенность - неуверенность,  активность - пассивность, фрустрация - толерантность и т.д.).

     Для изучения  и диагностики психических состояний  большое значение имеет их  классификация. 

  Классификация психических состояний человека:

1) в зависимости от  роли личности и ситуации в  возникновении психических состояний  - личностные и ситуативные; 

2) в зависимости от  доминирующих (ведущих) компонентов  (если таковые явно выступают) - интеллектуальные, волевые, эмоциональные  и т.д.;

3) в зависим ости от  степени глубины - состояния (более  или менее) глубокие, либо поверхностные;

4) в зависимости от  времени протекания - кратковременные,  затяжные, длительные и т.д.;

5) в зависимости от  влияния на личность - положительные  и отрицательные, стенические,  повышающие жизнедеятельность и  астенические;

6) в зависимости от  степени осознанности - состояния  более или менее осознанные;

7) в зависимости от причин, их вызывающих;

8) в зависимости от  степени адекватности вызвавшей  их объективной обстановки. [4]

1.1 Сущность термина «фрустрация» в современной психологии

      За последние  годы в психологии уделялось  большое внимание изучению некоторых  ярко выраженных психических  состоянии: стресса, беспокойства или тревоги , ригидности (наклонности к персеверации) и, наконец, фрустрации. Правда, зарубежные исследователи по отношению к этим явлениям часто избегают терминов «состояния», но фактически речь идет именно о состояниях, которые при определенных условиях на некоторое время откладывают отпечаток на всю психическую жизнь или, если говорить на языке биологии, являются целостными реакциями организма в его активном приспособлении к среде.

     Проблема фрустрации  ставится в плане теоретического  обсуждения и в еще большей  степени является предметом экспериментальных  исследований, проводимых над животными  и людьми (чаще над детьми). Несмотря  на большое число опубликованных  на тему о фрустрации работ,  в этой теме еще много неясного. Не случайно даже высказываются  сомнения в необходимости концепции  фрустрации, поскольку охватываемые  ею явления разнообразны и  их можно объяснить, не прибегая к данной концепции. Так, в частности, ставит вопрос Рид Лоусон в книге «Фрустрация. Развитие научной концепции»[25]. Эта книга представляет собой попытку показать современную постановку и различные решения данной проблемы. В книге, помимо большой обобщающей статьи указанного автора под заглавием «Поиски и аргументы», даны восемь статей различных авторов, выражающих разный подход к фрустрации. [14]

      Существуют  трудности и в понимании самого  термина «фрустрация». Если обратиться  к филологии этого термина,  то frustration означает расстройство (планов), уничтожение (замыслов), т. е. указывает на какую-то в известном смысле слова травмирующую ситуацию, при которой терпится неудача. Как увидим далее, филология термина близка к распространенному, хотя и не всеми принимаемому, пониманию фрустрации. Фрустрация должна рассматриваться в контексте более широкой проблемы выносливости по отношению к жизненным трудностям и реакций на эти трудности.

     И. П. Павлов  много раз говорил о трудностях  жизни, которые вызывают неблагоприятные  состояния коры больших полушарий  головного мозга. На одной из  клинических сред он сделал  характерное признание: «Вообще  жизнь -- всегда неприятна, сплошная трудность, и эта трудность дает себя знать при уже сбитой нервной системе. Надо считать, что жизнь всегда трудна» [20]. На другой клинической среде Павлов говорил, что «трудные жизненные положения вызывают то чрезвычайное возбуждение, то депрессию». [20]. Но трудности в жизни можно разделить на две категории. Есть трудности вполне преодолимые, хотя для их преодоления часто требуются огромные усилия. Как указывал Ушинский, каждый труд связан с трудностями. Это часто те трудности, в преодолении которых заключается одно из условий психического развития человека и овладения им профессиональной квалификацией. Когда говорят о настойчивости, то имеют в виду ту черту характера, которая выражается в борьбе с трудностями, в преодолении препятствий. Концепция фрустрации к такого рода трудностям не относится, а если и относится, то лишь к тех случаях, когда вполне преодолимые трудности субъективно воспринимаются как непреодолимые, когда человек сдается перед ними.

    Другие трудности  в жизни относятся к числу  непреодолимых, или, осторожно говоря, почти непреодолимых (некоторые трудности, непреодолимые в настоящее время, например в борьбе с раковыми заболеваниями, наверное, в будущем удастся преодолеть). Исследователи фрустрации изучают те трудности, которые являются действительно непреодолимыми препятствиями или преградами, барьерам, оказывающимися на пути к достижению цели, решению задачи, удовлетворению потребности.

    Но можно ли  все непреодолимые трудности  в жизни свести к барьерам, блокирующим намеченное действие? Действительно, существуют жизненные  трудности, часто возникающие  неожиданно как того или другого  рода невзгоды или несчастья,  которые можно назвать барьерами  или преградами только условно,  поскольку они препятствуют благополучию, счастью.

    Явления фрустрации  наиболее изучены в отношении  к барьерам в деятельности  и потому в дальнейшем речь  будет идти именно о таких  ситуациях, когда деятельность  блокируется из-за непреодолимой  преграды, хотя такими ситуациями  ограничить сферу фрустрации  нельзя. Есть неясности в том,  к чему относить термин фрустрация: к внешней причине (ситуации) или  к вызываемой ею реакции (психическое  состояние или отдельные реакции). В литературе можно встретить  и то другое употребление данного  термина. Было бы целесообразно,  подобно тому как отличают стресс - психическое состояние от стрессора - его возбудителя, аналогично различать фрустраторы и фрустрацию - внешнюю причину и его воздействие на организм и личность. Хотя термин фрустратор в литературе мало употребителен, мы в дальнейшем изложении будем употреблять его, используя термин фрустрация - преимущественно для обозначения провоцируемого фрустратором состояния. Такое словоупотребление предупреждает путаницу в понятиях и соответствует существу дела. [14].

     Обращаясь  к имеющимся в литературе определениям  фрустрации, можно исходить из  определения ее, данного видным  исследователем этой проблемы  в США С. Розенцвейгом, согласно которому фрустрация «имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или менее непреодолимые препятствия или обструкции на пути к удовлетворению каких-либо жизненной потребности». [24]. Видимо, здесь фрустрация рассматривается как явление, происходящее в организме, в его приспособлении к среде. Но человек - общественное существо, личность, и поэтому рассматриваемое определение, ограничивающее фрустрацию биологическим толкованием, совершенно недостаточно.

     Согласно определению,  которое дали Браун и Фарбер, фрустрация - результат таких условий, при которых ожидаемая реакция или предупреждается, или затормаживается.[ 3]  Браун и Фарбер делают акцент на противоречиях, которые возникают при действии фрустраторов, и именно этой противоречивостью объясняют эмоциональность, которой обычно отличаются реакции в этих ситуациях. Горячо поддерживая этих авторов в стремлении различать внешнюю причину и вызываемое ею состояние, современные психологи, в противоположность Брауну и Фарберу, рекомендуют называть фрустрацией лишь факт (Event) помехи, изучая его влияние на деятельность организма, но не приводят в пользу такого словоупотребления сколько-либо развитых обоснований. Исходя из понятия фрустрации как психического состояния, мы даем ей такое определение: фрустрация - состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи.

Информация о работе Проблема фрустрации в психологии