Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:48, курсовая работа
Цель данной дипломной работы: разработать пути стимулирования познавательной деятельности студентов на учебном занятии.
Задачи исследования:
1. Теоретическое исследование сущности, особенностей активности студента в учебном процессе.
2. Определение дидактических условий, обеспечивающих активную познавательную деятельность студентов.
3. Исследование способов и средств активизации познавательной деятельности студентов в учебном процессе.
4. На основе эксперимента выявление наиболее эффективных форм стимулирования познавательной деятельности студентов.
Объект исследования - учебная деятельность студентов средне - специальных учебных заведений.
Введение
Глава 1. Познавательная деятельность в процессе обучения.
1.1 Мотивационный аспект познавательной деятельности
1.2. Внимание как условие познавательной активности
1.3. Воображение в структуре познавательной деятельности.
1.4. Активность в стимулировании учебной деятельности.
Глава 2. Проблемное обучение как средство повышения познавательной активности учащихся
2.1. Сущность проблемного обучения
2.2. Проблемная лекция и способы организации решения проблемы
2.2. Семинарское занятие в проблемном обучении.
Глава 3. Приемы, способы и средства активизации познавательной деятельности на учебных занятиях
3.1. Задачи и задания
3.2. Вопросы и их роль в активизации деятельности студентов
3.3. Приемы активизации
3.4. Технические средства обучения
Заключение
Библиография
5) связь содержания лекции с работами крупных конгрессов, конференций, участником которых был сам преподаватель;
6) лженеумение, лжезатруднение. При решении той или иной проблемы, задачи преподаватель создает такую обстановку, сам как бы оказывается в затруднительном положении, «не знает», как дальше действовать, и приглашает студентов вместе подумать, искать выход из положения;
7) педагогически целесообразная перемена интонации, темпа, громкости речи. Важно устанавливать правильный темп чтения лекции с учетом особенностей содержания темы, подготовленности студентов к слушанию лекций, т. е. опыта их учебной работы в вузе. Безусловно, не может быть постоянного темпа изложения материала. Он динамичен, меняется: в зависимости от содержания материала ускоряется или замедляется.
Так, основные положения, которые должны быть усвоены и записаны студентами, излагаются в замедленном темпе, а интересные факты, вспомогательный материал сообщаются в более быстром темпе.
Важную роль играет умение преподавателя регулировать громкость речи. Педагогически необоснованным является чрезмерное усиление громкости речи в начале лекции: якобы излишняя громкость звучания голоса способствует быстрой мобилизации внимания студентов, что это помогает устранению непрекратившегося разговора в аудитории. Педагогически оправданным является некоторое ослабление громкости и темпа речи в начале с тем, чтобы постепенно его усиливать. Ослабление громкости речи в начале занятия способствует активному сосредоточению внимания студентов, которые по собственной инициативе просят своих соседей быстрее включиться в работу. Громкость речи меняется и на следующих этапах лекции. Преподаватель должен соразмерить громкость речи с размерами аудитории и акустическими особенностями помещения.
Определенное значение имеет умелое использование пауз, которые нужны и для студентов, и для самого преподавателя. Во время паузы студенты анализируют сведения, полученные в процессе слушания, фиксируют отдельные положения в тетради, а преподаватель мысленно готовит очередной тезис. Паузы обычно делаются после изложения целого тезиса, законченного положения. Длительность паузы не должна превышать 7--10 секунд.
8) приведение по ходу изложения материала убедительных примеров, фактов из жизни, практики, которые интересны для данной аудитории, анализ которых активизирует мыслительную деятельность студентов, одновременно обучает их методике анализа жизненных фактов и примеров. Факты и примеры должны быть использованы во взаимосвязи с обсуждаемыми положениями.
9) акцент на те или иные вопросы. Переходя к изложению нового положения, преподаватель обращает внимание студентов на важность, сложность того или иного вопроса: «Прошу обратить внимание на следующий вопрос...», «А теперь рассмотрим вопрос более сложный...» и тому подобными фразами педагог подчеркивает особенности отдельных вопросов.
В данной работе названы лишь некоторые способы и приемы активизации познавательной деятельности на занятиях (в основном на лекциях). В богатом опыте передовых, творчески работающих преподавателей можно обнаружить множество других приемов, что требует их внимательного изучения и обобщения.45
Безусловно, важную роль в решении проблемы активизации деятельности студентов на занятиях играют внутренняя теплота, наличие у преподавателей глубокой убежденности в достоверности, точности тех положений, фактов, которые он излагает на лекции, наличие у преподавателя умений, связанных с техникой педагогического дела, которые играют немаловажную роль в повышении интереса студентов, привлечении их внимания к изучаемой теме: умение правильно определять местонахождение в аудитории, «точно рассчитывать свои движения» (А. С. Макаренко), жесты, мимику и умение «немного играть». Важно соблюдать правила поведения преподавателя перед студенческой аудиторией, которые сформулировал А. А. Космодемьянский: а) педантичная дисциплина лектора. Нужно полностью исключить всякого рода объективные причины («особые» случаи), срывающие точное начало лекции или ее окончание;
б) величайшая требовательность к самому себе.
Всегда преподаватель обязан иметь в виду: технику записей на доске; правильность и строгость языка лекции; необходимость постоянного наблюдения за аудиторией и необходимость чувствовать аудиторию; не следует рассуждать перед студенческой аудиторией о предметах, которые вы плохо знаете; не нужно украшать лекцию лозунгами и поучениями, в которые вы сами не верите и в жизни не исполняете; не следует рассказывать анекдотов. Необходимо помнить, что можно «освежить» («дать передохнуть») аудиторию мудро, обогащая внутренний мир студентов». Как показало специальное изучение, студенты не остаются безразличными к личности преподавателя: манера обращения педагога, его понимание студентов, уважение к ним, справедливая требовательность оказывают влияние на активность их учебной работы.
Процесс активизации будет тем продуктивнее, я выше мастерство преподавателя, ибо педагогическое мастерство состоит из множества элементов, среди которых важное место занимает умение активизировать познавательную деятельность студентов, организовать их творческие способности.46
3.4. Технические средства обучения
Современные технические средства позволяют убедительно и доходчиво в короткий отрезок времени раскрыть содержание сложных явлений, способствуют активизации познавательной деятельности студентов.
Эксперимент, анализ опыта работы преподавателей показали, что систематическое использование современных технических средств позволяет:
1) повысить эффективность процесса обучения; при помощи их создается возможность познакомить студентов с широким кругом вопросов, недоступных при обучении без применения технических средств; сообщит более полные сведения об изучаемых явлениях, процессах, предметах;
2) развивать познавательную активность, самостоятельность, повышать интерес к изучаемой дисциплине;
3) систематически контролировать знания и умения, и повышать качество проверки знаний;
4) совершенствовать формы и методы обучения, уделить больше времени самостоятельной работе студентов;
5) учитывать индивидуальные особенности студентов, развивать их способности.47
Цели и задачи применения технических средств, их виды педагогикой определены довольно четко. Однако способы их применения остаются нерешенными. Накоплен полезный опыт применения современных различных средств, проведены эксперименты по выявлению их эффективности в учебном процессе. Анализ этого материала позволяет выделить три способа применения их в обучении.
Первый способ. Органическое соединение материалов технических средств (видеофильмов, диапозитивов, звукозаписи, диафильмов и других) с систематическим изложением знаний преподавателем на занятиях. Преподаватель, читая лекцию, проводя семинарские, практические занятия, консультации и другие формы, учебной работы, в нужный момент использует те или иные средства. В данном случае технические средства используются как вспомогательный материал, усиливающий наглядность, доходчивость, доказательность изложения знаний. Они как будто вписываются в логику изложения как органически необходимое средство, без которого эффективное объяснение и усвоение материала невозможны. Применение их как бы вызывается самим ходом изложения материала. Преподаватель применяет фрагменты видеофильмов, кадры диафильмов, отдельные диапозитивы, машины-тренажеры, контролеры и другие средства по ходу изложения. При этом студенты не готовятся специально для просмотра, например, видеофильма, так как он включается только на несколько минут, дополняя занятие иллюстративным материалом, сообщая новые сведения. После демонстрации фильма педагог продолжает изложение при помощи других средств. Высокая эффективность такого использования технических средств обеспечивается органическим слиянием материала технических средств с традиционными способами и средствами обучения. В процессе подготовки к занятию преподаватель определяет последовательность применения различных видов технических средств, определяет, какие положения, факты будут изложены при помощи тех или иных средств.
При этом способе преподаватель может применять один-два вида средств или их комплекс. С точки зрения дидактической, более эффективным является применение комплекса средств: видеофильмов, диапозитивов, диафильмов и так далее, что способствует организации восприятия материала различными органами чувств и обеспечивает разнообразие деятельности студентов. Известно, что поддержание высокой продуктивности умственной деятельности невозможно без смены одних форм, способов, средств учебного труда другими.
Таким образом, основной материал дается преподавателем, а технические средства являются лишь вспомогательными средствами, облегчающими труд преподавателя и студентов.
Такой способ применения технических средств в настоящее время является наиболее распространенным и в будущем найдет еще более широкое применение.48
В этом случае применяются следующие виды технических средств.
1. Видеофильмы -- фильмы, посвященные одному из наиболее сложных вопросов темы. Обычно они очень короткие, рассчитаны на 5--10 минут демонстрации и легко приспосабливаются к структуре занятия. Применяются на всех видах лекций, семинарских, практических, лабораторных занятий, во время консультаций, т. е. на всех занятиях, проводимых под руководством преподавателя.
Видеофрагменты удобны еще в том отношении, что они демонстрируются в нужный момент, не нарушая последовательности изложения материала. Выбор их для того или иного занятия не составляет особого труда. Как правило, по названию видеофрагмента легко определяется его содержание, т. е. в его названии указывается, обсуждению какого вопроса посвящен данный фрагмент. Например: «Диффузия в металлах», «Параметрические колебания», «Сила и деформация» и т. д.
3. Диафильмы -- серия фотографических позитивных (цветных или черно-белых) изображений. Кадры в них объединяются общей темой в определенной системе. Как правило, каждый последующий кадр развивает содержание предыдущего. В нем одни кадры раскрывают основные мысли, а другие -- развивают их, помогают глубже раскрыть содержание основных кадров.
Диафильмы создают у студентов конкретные представления об изучаемом предмете, явлении, процессе. Проецируемые на экран изображения видны всем, отличаются от обычных таблиц, плакатов четкостью и размерами изображения. Они могут быть применены во всех формах учебных занятий. Методика их применения в основном мало отличается от методики использования обычных таблиц, плакатов. На занятии диапроектор включается в тот момент, когда требуется наглядная демонстрация изучаемых процессов, явлений. Таким образом, с помощью диафильма преподаватель излагает только ту часть материала, которую без диафильма объяснить весьма трудно.49
Опыт показывает, что на занятиях могут быть использованы целостные диафильмы и отдельные кадры.
В первом случае лекция от начала до конца сопровождается кадрами диафильма т. е. диафильм составлен таким расчетом, что все основные положения даны в кадpax. Проецируя эти кадры на экран, преподаватель в определенной системе ведет изложение материала. Время от времени он выключает диапроектор, ведет изложение материала другими средствами: словесно, при помощи видео и т. д.
Использование диафильмов дает возможность студентам подробно фиксировать основные положения и лучше запоминать содержание материала. При помощи подобных диафильмов организуются обсуждения решение задач и другие способы активизации мысли тельной деятельности студентов.
В другом случае на занятии используются лишь несколько кадров (в зависимости от содержания материала и наличия кадров, отвечающих задачам изложения темы). И здесь целесообразно сочетание кадров диафильма с другими средствами.
Педагогическая эффективность применения диафильмов зависит от умения преподавателя правильно использовать их на занятиях. Не всегда диафильмы применяются правильно и поэтому не дают должного эффекта. Назовем лишь некоторые ошибки: а) материал на занятии объясняется без диафильма, а в конце отдельно демонстрируется весь диафильм, что требует дополнительного времени на объяснение, так как преподаватель вкратце снова (повторно) объясняет материал; при этом диафильм уже не вызывает особого интереса обучающихся, б) преподаватель ограничивается демонстрацией кадров на экране и краткими, комментариями к ним, не организуется активная работа студентов по сравнению, анализу фактов, сведений, приведенных в кадрах.
Для того, чтобы успешно работать с диафильмом, преподавателю нужно ознакомиться с его содержанием заранее. При этом целесообразно не только просмотреть содержание фильма, а важно продумать основные мысли, вокруг которых следует сосредоточить внимание студентов: комментарии к кадрам, вопросы, задаваемые с целью активизации внимания студентов. Следует продумать способы связи содержания кадров диафильма с другими средствами (натуральные образцы, видеофрагменты и т. д.).
Диафильмы с успехом могут быть использованы при проверке знаний, организации самостоятельной работы студентов на аудиторных занятиях. Такие кадры специально готовятся (отбираются) заранее.50
4. Диапозитивы представляют собой фотографическое позитивное изображение (черно-белое или цветное) на прозрачном стекле или пленке. Они удобны тем, что легко приспосабливаются к методике преподавания, логике изложения каждого преподавателя и структуре любого занятия, ибо каждый диапозитив составляет отдельный кадр. В зависимости от содержания, логики изложения преподаватель подбирает нужный кадр и определяет их последовательность. Таким образом, для каждой темы, для каждого занятия можно укомплектовать набор диапозитивов в различных вариантах. Отдельные диапозитивы из одной серии, посвященной одной теме, можно применять при изучении и других тем.
Методика применения диапозитивов во многом сходна с использованием таблиц, плакатов. Однако по сравнению с ними диапозитив имеет некоторые преимущества: а) на экране дает крупные размеры изображения; б) кадры отличаются яркостью, четкостью, что позволяет всем студентам (сидящим и на последних рядах) получать правильное представление, точную информацию об изучаемом материале;
Диапозитивы можно без особого затруднения изготовить своими силами и широко использовать при объяснении материала, с целью организации самостоятельной работы, контроля знаний. Во многих случаях они применяются в сочетании с другими техническими средствами (натуральными образцами, видеофрагментами, диапозитивами, контролирующими устройствами и т.д.).
Информация о работе Проблемное обучение как средство повышения познавательной активности учащихся