всем лицам, постоянно проживающим
на территории Российской Федерации, полное
социальное обеспечение независимо от
расовой и национальной принадлежности, пола, языка, места
жительства, рода и характера деятельности
в условиях многообразия форм собственности
и других обстоятельств;
полное пенсионное обеспечение
в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности, при потере кормильца,
в других предусмотренных законодательством случаях независимо
от того, на территории какого государства
приобретено право на пенсионное обеспечение,
а также выплату государственных пособий семьям, имеющим
детей;
жесткое исполнение законодательной
регламентации пенсионного обеспечения, недопущению ни при каких
обстоятельствах задержек выплаты пенсий, как государственных,
так и иных;
осуществление мер по льготному
пенсионному обеспечению инвалидов, а
также мер, направленных на профилактику
инвалидности, обеспечению социальной защищенности инвалидов,
созданию им условий, необходимых для
реализации прав и законных интересов,
развития их творческих способностей,
беспрепятственного доступа к социальной
инфраструктуре, медицинской, профессиональной
и социальной реабилитации;
сохранению денежных сбережений
и ценных бумаг;
достойному обеспечению ритуальными
услугами.
4. Социальная защита
семьи как основополагающей опоры
общества и государства предусматривает необходимость
всемерно поддерживать институт семьи.
Именно семья способна сохранить общество,
его ценности. Поэтому семейная политика,
ориентированная на обеспечение людям
достойных условий для создания, сохранения
и развития семьи, неотъемлемая часть
социальной защиты населения.
Формы и методы социальной
защиты человека должны быть дифференцированными,
но обязательно доступными, полноценными,
не унижающими человеческое достоинство,
максимально ориентированными на профилактику
и способы положительного разрешения
отдельной личностью сложных критических
ситуаций.
Сама система многопрофильной
целевой социальной защиты должна включать
все амортизаторы негативных влияний
на человека и способствовать как профилактике
их возникновения, так и ликвидации. И
только в тех случаях, когда по каким-либо
причинам не срабатывают механизмы социальной
защиты или возникают нестандартные, непредусмотренные
ситуации, либо человек не согласен с формами
и методами его защиты, он будет вынужден
заявлять о претенденстве на социальную
помощь и услуги в соответствующие компетентные
органы.
Разработка механизма функционирования
системы многопрофильной целевой социальной
защиты населения должна вестись по следующим
направлениям:
- определение роли и места социальной
защиты населения в социальном развитии страны и регионов;
- нормативно-правовое обеспечение
социальной защиты, четко определяющее
социальные риски, последствия
которых подлежат коррекции, гарантированной государством;
- разработка государственных
стандартов услуг в здравоохранении, образовании, культуре и социальном
обслуживании населения (с учетом региональных и местных условий воспроизводства
рабочей силы и населения) для их адресного использования в планировании
расходов на социальную сферу и их поэтапного повышения;
- нормативно-правовое регулирование
профилактики свершения социальных рисков;
- разработка стратегических
сценариев развития социального комплекса;
- разграничение полномочий между
федеральными органами и органами власти
субъектов Российской Федерации по социальным
вопросам;
- разработка структурного реформирования
государственного управления социальным комплексом, включая нормативно-правовое
обеспечение его развития;
- институциональные и организационные
преобразования социального комплекса:
- демонополизация;
- развитие инфраструктуры;
- приватизация социальных объектов;
- регулирование платных социальных
услуг.
- инвестиционная политика в
социальной сфере;
- определение приоритетов развития
социальной сферы;
- инновационная политика социальных
технологий;
- формирование федеральных социальных
программ, ориентированных на управление социальными процессами;
- формирование федерально-региональных,
межрегиональных и региональных программ
социального развития, включая социальную
защиту населения;
- создание системы информационного
обеспечения населения о правовом, трудовом и ином регулировании жизни
общества, с направленностью на активное самостоятельное решение
людьми своих проблем, а также достоверное,
простое и доступное определение роли
государства в этом процессе.
Особое значение следует уделить
разработке государственных социальных
стандартов. Краеугольным становится
вопрос о минимальных стандартах. В правовом
отношении минимизация помощи человеку,
нуждающемуся в таковой, абстрактна, а
в морально-этическом плане – во многих
случаях абсурдна. Следует ввести в нормативно-правовое
поле иное понятие – минимальные государственные
социальные гарантии, четко сформулировать
их толкование и механизм реализации.
Определяющее значение в успехе
решения проблем социальной защиты будет
иметь адекватность финансовых ресурсов,
предназначенных на эти цели, потребностям
людей.Решение проблем социальной защиты
населения России, обеспечивающих вышеизложенные
приоритеты, потребует серьезного анализа
состояния социальной сферы, сложившихся
форм и методов социальной помощи населению,
оценки действующих служб здравоохранения,
образования, социальной защиты, занятости,
миграции и иных ответственных структур.
Обязательства государства
по своим социальным гарантиям должны
выполняться на всех уровнях. В тех же
ситуациях, когда это невозможно сделать,
необходимо четко объяснить людям причины
и возможные решения проблемы.
Таблица 1.
Динамика основных
социально-экономических показателей
по вариантам развития, %
Вариант |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002-2005 гг. |
2006-2010 гг. |
2000-2010 гг. |
в среднем за год |
за период |
в среднем за год |
за период |
в среднем за год |
Инерционный ВВП |
95,1 |
103,2 |
105,5 |
103,2 |
103,6 |
100,9 |
107,2 |
101,4 |
112,5 |
Продукция промышленности |
94,8 |
108,1 |
108,0 |
101,0 |
110,0 |
102,4 |
116,0 |
103,0 |
132,7 |
Инвестиции |
93,3 |
104,5 |
109,0 |
106,0 |
103,2 |
100,8 |
119,3 |
103,6 |
128,9 |
Экспорториентированный ВВП |
95,1 |
103,2 |
105,5 |
104,0 |
110,4 |
102,5 |
108,3 |
101,6 |
122,9 |
Продукция промышленности |
94,8 |
108,1 |
108,0 |
104,5 |
120,2 |
104,7 |
127,6 |
105,0 |
160,6 |
Инвестиции |
93,3 |
104,5 |
109,0 |
106,5 |
126,2 |
106,0 |
131,9 |
105,7 |
176,4 |
Инвестиционно-активный ВВП |
95,1 |
103,2 |
105,5 |
104,5 |
122,5 |
105,2 |
126,4 |
104,8 |
158,0 |
Продукция промышленности |
94,8 |
108,1 |
108,0 |
105,5 |
126,2 |
106,0 |
133,8 |
106,0 |
178,1 |
Инвестиции |
93,3 |
104,5 |
109,0 |
107,5 |
146,9 |
110,1 |
145,6 |
107,8 |
228,8 |
Заключение
В общем и целом, Россия много расходует
средств на социальную политику и сейчас.
Однако не все так хорошо, как хотелось
бы. Программы предоставления социальной
помощи населению нуждаются в совершенствовании,
в частности существует проблема высокой
распространенности неформальной занятости,
существенно снижающей эффективность
процедур контроля доходов населения,
что приводит к широкому включению небедных
слоев населения в программы, ориентированные
на поддержку населения с доходами ниже
прожиточного минимума. Но это конечно
же не единственная проблема.
В законодательстве, принятом
в этой области на федеральном уровне
с 1990 г. по настоящее время, нашли свое
правовое закрепление следующие положения:
- всеобщность социального обеспечения,
достигнутая путем расширения круга получателей
пенсий, пособий, услуг и появления новых
видов социального обеспечения в ответ
на возникновение новых социальных рисков
(например, социальных пенсий, пособия
по безработице, компенсационных выплат
лицам, подвергшимся нацистским преследованиям,
ежемесячных пособий ВИЧ-инфицированным,
пособий пострадавшим от воздействия
радиации и т.д.);
- применение дифференцированного
подхода в обеспечении различных социально-демографических
групп и слоев населения;
- использование комплексных
мер по социальной защите населения; стремление
государства зафиксировать размер социальных
выплат с учетом минимального потребительского
бюджета;
- демократизация, во многих случаях,
условий назначения и получения социальных
выплат;
- предоставление возможности
судебной защиты прав человека в этой
области.
Большое значение для становления
эффективной системы социальной защиты
населения имеет такой подход законодателя,
как адресность социальных выплат, льгот
и услуг. При этом законодателем используются
различные социально оправданные критерии
дифференциации. К числу основных из них
относятся:
- учет специфики видов общественно
полезной деятельности;
- категории обеспечиваемых по
уровню материального достатка либо по
иным критериям.
Важной положительной чертой
российской действительности в этой области
является принцип многообразия и всесторонности
социальной защиты населения. Суть его
состоит в том, что гражданин, имеющий
право на социальную защиту, может получать
одновременно различные виды социального
обеспечения.
Подводя итог работе, необходимо
отметить, что негативные социальные проблемы
в области социальной защиты населения
невозможно устранить за короткие сроки.
Для реформирования системы социальной
защиты необходимы:
- время;
- различные ресурсы (организационные,
правовые, материально-технические и др.);
- разработка адекватных российским
условиям и менталитету, востребованных
технологий;
- подготовленные специалисты
(медики, социальные работники, юристы,
ортопеды, протезисты, инженеры,
архитекторы, педагоги, психологи и другие);
- активная поддержка общественных
организаций, всего населения.
Список используемой
литературы
1. Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного
сектора. М.: Изд-во МГУ: Инфра-М, 1997. 720
с.
2. Беляева Л.А. Материальное неравенство
в России//СОЦИС. 2007. № 11. С. 29-41
3. Волков А.М. Эволюция шведской
модели//Мировое и национальное
хозяйство. 2007. №2/www.mirec.ru
4. Воронкова О.В. теория и практика
государственного регулирования
уровня бедности//Экономические
науки. 2008. №8. С. 309-313
5. Горшков М. Малообеспеченные в
социальной структуре российского
общества//Общество и экономика.
2008. №7. С. 37-56
6. Медведев В.А., Красин Ю.А. Гордеев
узел социальной политики//СОЦИС.
2007. №11. С. 23-29
7. Никитин С.М., Степанова М. П. Рынок
и социальная политика//Деньги
и кредит. 2005. №1. С. 12-20
8. Предложения по стратегии социальной
защиты//Общество и экономика. 2007.
№4. С. 45-123
9. Разумов А. Новые решения старых
проблем//http://chelt.ru/2004/12-04/razumov_12-04.html
10. СМИ: каждый десятый окажется
за чертой бедности// http://www.utro.ru/articles/2009/03/11/
11. Социальная защита: понятие и
сущность//Экономика долгов. 2008/ http://edolg.ru
12. Численность самых бедных
падает, «средних богатых» - не уменьшается//
http:// www.bigness.ru/news/2008-06-06/