Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:13, курсовая работа
Актуальность работы заключается в необходимости изучения развития психики ребенка, в частности эмоциональной сферы дошкольника, так как на ранних возрастных ступенях психологические новообразования имеют непреходящее значение для всестороннего развития индивида, вносят вклад в формирование человеческой личности.
Цель исследовать эмоциональную сферу дошкольника. Задачи исследования: рассмотреть эмоциональное развитие
раскрыть особенности проявления отрицательных эмоций у детей-дошкольников
изучить эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста
Глава I. Эмоциональное развитие
Эмоции и их развитие
Теория эмоций
Эмоциональный мир ребёнка. Влияние отрицательных эмоций на психологическое состояние детей
Глава II. Эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста
Детская Тревожность
Неврозы у детей
Детские Страхи
Заключение
Список литературы
Самое важное, нравственное воспитание, знакомство с жизнью и трудом людей, выполнение посильных трудовых заданий, практическое овладение нормами поведения в семье и в коллективе детского сада, формируют у дошкольников сферу эмоциональных проявлений.
Нравственные чувства
развиваются у ребёнка в
На четвёртом - пятом году
жизни у ребёнка впервые
Зачатки чувства долга у дошкольника неотделимы от его действий и поступков, совершаемых при выполнении тех нравственных требований, которые предъявляются ребёнку в семье и в детском саду. Причём вначале они проявляются лишь в процессе действий и только позднее - до их совершения, как бы эмоционально предвосхищая последующее поведение [12].
Характер развития высших специфически человеческих эмоций (сопереживания и сочувствия) является одним из существенных условий того, что в одних случаях нравственные нормы и принципы усваиваются детьми и регулируют их поведение, а в других - они остаются только знанием, не побуждающим к действию. Нравственное поведение - это чуткость и гуманность, внимательное и доброе отношение к взрослым и сверстникам. Обилие игрушек, предметов развлечения и т.д. при отсутствии каждодневной заботы о другом человеке способствует тому, что обучение детей доброте, чуткости сводится иногда к минимуму.
Формирование у детей
дошкольного возраста нравственных
чувств и знаний зависит то видов
и задач самой деятельности. Например,
трудовая деятельность была организована
таким образом, что требовала
совместных усилий и взаимопомощи,
и для этого создавались
Так, условия индивидуального выполнения заданий, когда ребёнок действовал рядом со сверстником, и каждый из них имел всё необходимое для выполнения задания, не способствовали объединению и взаимопомощи. Характерно, что при этом в целом положительный эмоциональный фон деятельности нарушался часто ссорами, обидами, недовольством, возникающими в ответ на успешное действие сверстника, на его удачный результат.
В то же время при изготовлении
общего продукта первые действия приводили
также к отрицательным эмоциям:
неуступчивости, несогласованности, обидам.
Однако по мере того как каждый из детей
уяснял смысл общей деятельности
и своё место в ней, эмоции детей
приобретали иной характер. Интенсивнее
и ярче переживались неудачные действия,
а переживания побуждали детей
сообща искать способы преодоления
трудностей. Но каким бы сложным
и противоречивым ни был этот процесс,
в конечном счёте, всегда обнаруживается,
что особенности эмоционального
отношения ребёнка к
Не все компоненты детской деятельности играют одинаковую роль в возникновении эмоций. Если способы выполнения действий и связанные с ними операции косвенно влияют на возникновение переживаний, то мотивы и цели деятельности оказывают на ребёнка непосредственное влияние.
По мере того как под влиянием совместной трудовой деятельности, результаты которой имели значение не только для отдельного ребёнка, но и для всей группы в целом (выполнение обязанностей дежурного в столовой, в уголке природы и т.д.), у детей формировались новые мотивы поведения, у них возникали и нового рода эмоциональные переживания. Постепенно безразличное или отрицательное отношение к трудовым обязанностям сменялось большой эмоциональной чувствительностью к оценке окружающих.
В формировании стремления
сделать нечто полезное, необходимое
не только для себя важную роль играет
развитие особых форм социальной ориентации,
активного внимания к другим людям,
являющегося необходимым
Внутреннее эмоциональное отношение ребёнка к окружающей действительности как бы вырастает из его практических взаимодействий с этой действительностью и что новые эмоции возникают и развиваются в процессе в его чувственно-предметной деятельности [7].
Значительное, но не всегда
достаточно учитываемое влияние
оказывает на эмоциональное состояние
ребёнка оценка воспитателем его
поступков. У большинства детей
положительные оценки воспитателя
повышают тонус нервной системы,
увеличивают эффективность
Если родители нетерпимы
к непосредственности ребенка, аффекту
и спонтанному выражению
Отрицательный эмоциональный
фон характеризуется
Таким образом, истина лежит где-то посредине, и следует избегать как репрессий, так и вседозволенности.
На протяжении детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая всё более богатое содержание и всё более сложные формы под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
Глава II. Эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста
Под тревожностью в психологии
понимают склонность человека переживать
тревогу, т.е. эмоциональное состояние,
возникающее в ситуациях
Тревожные дети обычно очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей - не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребёнок делает всё, чтобы избежать неудачи [15].
Когда тревожный ребёнок приходит на психологическое обследование, он ведёт себя очень робко, не сразу идёт на контакт, постоянно оглядывается на родителей. Закончив задание, эти дети смотрят на взрослых и ждут оценки. Они часто себя исправляют (так как почти никогда не довольны достигнутым), причём эти исправления носят бессмысленный характер - не ведут к улучшению результата. Выполняя задания конкретных методик, тревожные дети проявляют особенности, которые можно рассматривать как диагностические показатели тревожности.
Известно, что предпосылкой
возникновения тревожности
Воспитание по типу гиперопеки,
может сочетаться с симбиотическим,
т.е. крайне близкими отношениями ребёнка
с одним из родителей, обычно с
матерью. В этом случае общение взрослого
с ребёнком может быть как авторитарным,
так и демократичным (взрослый не
диктует ребёнку свои требования,
а советуется с ним, интересуется
его мнением). К установлению подобных
отношений с ребёнком склонны
родители с определёнными
Усилению в ребёнке
тревожности могут
Если у ребёнка усиливается тревожность, появляются страхи - непременный спутник тревожности, то могут развиться невротические черты. Не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формирование дивергентного (т.е. креативного, творческого) мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным.
Таковы отрицательные
последствия тревожности. Однако их
можно избежать, существенно снизить
тревожность ребёнка, если педагоги
и родители, воспитывающие его, будут
соблюдать следующие
Во-первых, необходимо обеспечить реальный успех ребёнка в какой-либо деятельности (рисование, игра, помощь по дому и др.). Ребёнка нужно меньше ругать и больше хвалить, причём, не сравнивая его с другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов (сегодня нарисовал лучше, чем вчера; быстрее убрал игрушки и т.д.).
Вторая рекомендация - щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи ребёнка невелики. Например, если он медленно одевается, не нужно постоянно фиксировать на этом его внимание. Однако, если появился хотя бы малейший успех, обязательно нужно его отметить.
И, наконец, больше обращать внимания на обстановку, которая складывается дома и в детском саду. Тёплые эмоциональные отношения, доверительный контакт со взрослыми тоже могут способствовать снижению общей тревожности ребёнка [15].
2.Неврозы
Эмоциональность. Дети, подверженные
неврозам, характеризуются как
Впечатлительность близко примыкает
к эмоциональности как особая
разновидность долговременной эмоциональной
памяти. Ребёнок долго помнит обиду,
оскорбление, страх, возвращается своими
переживаниями в прошлое и
не может так легко, как другие,
отталкиваться в своих
Импрессивность - склонность
к внутренней переработке чувств
и переживаний. Всё держит в себе.
Не склонен делиться переживаниями
с окружающим. Выражает радость не
бурно, а весь светится изнутри. Импрессивность
может быть одним из проявлений медленного
раскрытия потенциала психического
развития Встречается при
Внутренняя неустойчивость. Предпосылками внутренней неустойчивости или противоречивости, могут быть:
а) со стороны нервной
системы факторы нервной
б) трудносовместимое сочетание у детей полярных - холерических и флегматических - черт темперамента родителей;
в) наличие эмоциональности, непосредственности в выражении чувств и импрессивного характера переработки переживаний;
Информация о работе Проблемы эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста