Программа коррекционно-развивающих занятий по формированию эмоционально-волевой и коммуникативной деятельности у детей младшего школьн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 05:21, реферат

Краткое описание

На трудности в школе ребенок чаще всего отвечает эмоциональными реакциями - гневом, страхом, обидой, отказом посещать занятия. Многие дети в это время нуждаются в поддержке и помощи взрослых, поэтому важно, чтобы родители и учителя вместе с психологом возникли в проблемы ребенка, его переживания. Только тогда они смогут оказать ребенку эффективную помощь. Чтобы младший школьник мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций.

Вложенные файлы: 1 файл

Программа кор-развив. занятий..docx

— 54.78 Кб (Скачать файл)

Хорошо, если дети сами отвечают на этот вопрос. Однако это  зависит от их прошлого опыта. Можно  помочь найти ответ, демонстрируя противоположную  мимику, пантомимику, жесты и интонацию, и прося объяснить, как они догадались о ваших чувствах.

Проигрывание  ситуаций. 

Психолог просит детей посмотреть на него и назвать  его чувства. Демонстрирует радостное и грустное лицо и спрашивает детей о том, что он чувствовал, и как они об этом догадались.по мимике – выражению лица. Затем аналогично демонстрируются радостные движения тела (чаще носят танцевальный характер) и испуганные движения, и задается тот же вопрос.

  • по пантомимике – выразительным движениям тела. Затем психолог просит посмотреть на него, показывает жест одобрения (например, большой палец наверх) и отвращения (отодвинутые вперед руки с поднятыми ладонями) и задается аналогичный вопрос.
  • по жестам – движению рук. «Теперь, закройте глаза, я скажу одни и те же слова, сможете ли вы догадаться о моих чувствах и каким образом?». Произносится фраза типа: «Иван Иванович пришел» с интонацией радости, а затем страха. «Что я чувствовала в первый и второй раз? Как вы догадались?»
  • по интонации – выразительности голоса.

Обсуждение  и показ мимики, пантомимических  движений и жестов в эмоциях радости, печали, удивления, интереса.

Ребята, покажите нам, какое бывает лицо, его выражение, мимика, когда мы чувствуем радость? (дети показывают и сами наблюдают  мимику других).

А какими бывают движения тела, когда мы чувствуем радость? (дети показывают и наблюдают других).

А движения рук, жесты? (дети показывают)

Кто хотел бы показать чувство удивления с помощью  мимики, выразительных движений рук  и тела? (можно при этом вспомнить  конкретный случай удивления). Несколько  детей показывают. Аналогично для эмоций интереса и страха.

Игра  «Тень». 

Цель – развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности.

Процедура игры. Звучит фонограмма спокойной музыки. Из группы детей выбираются два ребенка. Остальные  – зрители. Один ребенок – путник, другой – его тень. Путник идет через  поле, а за ним, на два-три шага сзади, идет второй ребенок, его тень. Он старается  точь-в-точь скопировать движения путника. Желательно стимулировать путника  к выполнению разных движений: сорвать  цветок, присесть, поскакать на одной  ноге, остановиться и посмотреть из-под  руки и т.д.

Обсуждение  текущего занятия.

Ритуал  прощания.

Занятие № 3. Чувства людей (продолжение).

Ритуал  приветствия

Разминка  «Выражение чувств»

«Попугай»

Ведущий произносит короткое предложение, например «Я иду гулять». Один из участников повторяет это предложение с определенной интонацией. Остальные дети отгадывают, какое чувство при этом выражается.

«Покажи мне дневник»

Из числа участников выбирается «мама» и «ученик». «Ученик» пишет на листочке оценку и показывает ее так, чтобы видела только «мама». «Мама» должна без слов выразить свое чувство так, чтобы все остальные  догадались, какую оценку получил  «ученик».

Обсуждение  прошлого занятия

Основное  содержание занятия

«Закончи  предложение»

Дети дают определения  шести различным чувствам:

«Радость – это  когда…»

«Печаль – это  когда…»

«Страх – это  когда…»

«Гнев – это когда…»

«Обида – это  когда…»

«Стыд – это когда»

Наиболее удачные  определения ведущий записывает на доске.

«Рисунок  чувств».

Дети получают по листу бумаги, разделенному на четыре равные части. Каждый выбирает любые  четыре чувства из шести, и выполняет  маленькие рисунки на темы этих чувств. Затем рисунки сравниваются и  обсуждаются.

«Мусорное ведро» 

Ведущий ставит на середину небольшое ведерко и  предлагает детям порассуждать, зачем человеку нужно мусорное ведро и почему необходимо постоянно освобождать его от мусора. Потом детям предлагается представить себе жизнь без мусорного ведра, когда мусор постепенно наполняет комнаты, становится тяжело дышать, невозможно передвигаться, люди начинают болеть. Но ведь так же и с чувствами. У каждого из нас скапливаются чувства, часто ставшие ненужными и бесполезными. И некоторые любят копить свои чувства, например, копить обиды и страхи. Далее детям предлагается выбросить старые ненужные обиды, гнев, страх в мусорное ведро. Для этого дети на листочках записывают чувства, от которых они хотят избавиться, например: «Я обижаюсь на …», «Я боюсь…», затем сворачиваю листочки комочками, выбрасывают в мусорное ведро, а дежурный выносит это ведро в мусорный ящик.

Обсуждение  текущего занятия

Ритуал  прощания

Занятие № 4. Коммуникативные навыки. Приветствие.

Ритуал  приветствия

Разминка  «Контрасты»

«Черная рука – белая рука»

Дети должны представить  и изобразить «черную руку» –  руку, готовую к агрессии, с напряженными пальцами, а затем по сигналу ведущего превратить ее в «белую руку» –  расслабленную, готовую приласкать.

«Разозлились  – одумались»

По сигналу «разозлились»  дети напрягают тело, сжимают кулаки, по сигналу «одумались» – расслабляются  и улыбаются.

«Поссорились  – помирились» 

Из группы выбирается два участника, им предлагают представить, что их правые руки – это человечки, которые выполняют на столе по команде ведущего различные действия: знакомятся, идут вместе гулять, ссорятся, дерутся, обижаются друг на друга, мирятся, идут вдвоем играть. Затем руки превращаются в двух петушков и выполняют те же действия, но с прибавлением «петушиных»  звуков.

Обсуждение  прошлого занятия

Основное  содержание занятия

Беседа  с детьми

«Ребята, многие из вас, придя сегодня в группу, сказали  мне и своим друзьям одно и тоже слово. Какое?»

Здравствуйте.

А что означает это  слово? Что мы хотим сказать другому  человеку, когда говорим его? (Высказывания детей). Если дети затрудняются сами определить значение слова «здравствуйте», спросить их, знают ли они, как приветствуют друг друга военные? «Здравия желаю!» – что означают эти слова, похожи ли они на слово «здравствуйте». Таким образом, дети сами находят ответ.

Слово «здравствуйте» означает пожелание здоровья, благополучия. Но не все дети поприветствовали других словом «здравствуйте», некоторые поприветствовали нас другим словами. Например: «Доброе утро!» Что означают эти слова? То, что сегодня утро доброе, он желает нам добра, или то, что мы хотим, чтобы для нашего друга утро оказалось добрым? (Высказывания детей).

Да, слова «доброе  утро», «добрый день» и «добрый  вечер» означают все эти пожелания.

Какими еще словами  мы иногда приветствуем своих друзей?

«Привет»

Что означает это  слово?

Высказывания детей.

Оно означает: «Я вижу тебя и этому рад»

А что чувствуют  люди, когда с ними здороваются?

Высказывания детей

Да, им приятно, их настроение улучшается. Сейчас я прочту стихотворение Тима Собакина «Здравствуй, Гусь», а вы подумайте и скажите, почему намерения Гуся изменились?

Ко мне бежит  огромный Гусь. Я говорю себе: «Не трусь, Быть может, этот Гусь – ручной, бежит знакомиться со мной».

Но у Гуся свирепый вид – Он угрожающе шипит. Щипаться будет? Ну и пусть.

Я улыбнулся: «Здравствуй  Гусь!»Он головой кивнул в ответ. И мне послышалось: «Привее-ет».Как вы думаете, почему свирепый Гусь кивнул головой мальчику и как бы сказал «Привет»?

Верно, если ты идешь  на встречу с добрым словом приветствия  – это значит, что ты не хочешь причинить вреда, обидеть и, наверное, даже самый сердитый Гусь смягчится.

А почему люди здороваются? Именно потому, что хотят показать свою доброжелательность другому.

Проигрывание  и анализ ситуаций

Итак, мы знаем слова  приветствия и что они означают, знаем, что людям приятно, когда  с ними здороваются, поэтому приветствие  – одно из правил вежливости. Но в  разных ситуациях мы выбираем разные способы приветствия, те, которые  считаем наиболее подходящими для  данной ситуации.

Сейчас мы будем  разыгрывать ситуации, в которых  нужно поприветствовать других людей, а затем подумаем, как это можно сделать наилучшим способом.

Утром ты приходишь  в школу. Заходишь в класс, а там, в дальнем его конце кто-то что-то рисует.

Попросить разыграть  сценку 1-3 раза (в зависимости от успешности решения ситуации). Входящие дети меняются, а того, кто находится  в классе, может играть один ребенок. После того, как сценка разыграна несколько раз, обсудите вопрос: «Что было приятно, понравилось в приветствии в каждом случае?» (Вопрос тому, кто был в классе, и всем детям). Не надо подчеркивайте ошибки и промахи детей, нужно искать достижения и формулировать их для всех. Если дети интуитивно не продемонстрировали лучший способ, надо обозначить его самому, также доказывая его успешность с помощью анализа чувств партнеров.

В результате обсуждения важно подчеркнуть, что:

Лучше подойти к  другу (но не очень близко), а не кричать  из другого конца комнаты. Лучше смотреть на друга, а не на другие предметы

Лучше назвать его  по имени, подчеркивая, что обращаешься  именно к нему. Улыбнуться, чтобы показать, что рад его видеть.

Первым здоровается  входящий

Из разных дверей коридора идут навстречу друг другу Ваня и Маша.

Разыгрываются 1-3 пары в зависимости от успешности).Что нам понравилось в каждом случае? (Обсуждение детей). В результате анализа подчеркнуть:

Первым здоровается  мальчик

Предыдущие пункты из первой ситуации закрепляются

А если бы навстречу  шла учительница, кто должен бы поздороваться? Ребенок, так как первыми здороваются  младшие.

Ты идешь по коридору и видишь свою учительницу и еще  двух незнакомых женщин. Они стоят  рядом.

Сценка разыгрывается  и анализируется аналогично. В  результате анализа прийти к выводу, что лучше вначале поздороваться со всеми, а затем со своей учительницей, назвав ее по имени и отчеству (или в обратном порядке).

Ты едешь на эскалаторе метро вниз, а на эскалаторе вверх  едет твоя учительница. Вы заметили друг друга. Сценка разыгрывается и анализируется аналогично. В результате анализа подчеркнуть, что когда неудобно приветствовать словами, нужно поприветствовать без слов: кивком головы.

А если бы ехал твой приятель, например мальчик из нашей  группы, как можно было бы поприветствовать?…  Помахать рукой или тоже кивнуть. Обобщение знаний о приветствии«Итак, мы поговорили о том, каким словами люди приветствуют друг друга, узнали, какой смысл имеет приветствие, узнали, как лучше приветствовать в различных ситуациях: встречаемся мы с другом или взрослым, видим друг друга издалека или оказываемся близко друг к другу.»

Обсуждение  текущего занятия

Ритуал  прощания

Занятие № 5. Коммуникативные навыки. Разговор по телефону.

Ритуал  приветствия

Разминка (тренировка умения управлять своими чувствами)

«Хочукалки»

Ведущий кончиком карандаша  рисует в воздухе очень медленно какую-либо букву. Детям предлагается угадать букву (а угадывают они  обычно все), но не закричать тут же правильный ответ (а очень хочется), а, преодолев свое «хочу выкрикнуть», дождаться команды ведущего и ответ прошептать.

«Тыкалки»

Дети садятся  на стулья, ставят ступни ног на пол  и «замирают». Ведущий, медленно считая до десяти, проходит между детьми и легонько щекочет каждого. Детям необходимо не рассмеяться при этом и сохранить неподвижность. При повторном выполнении водит один из детей.

«А-а-ах»

Ведущий кладет руку на стол и затем медленно поднимает ее до вертикального положения. Дети в соответствии с поднятием руки усиливают громкость звука «а» с тем, чтобы, когда рука достигнет верхнего положения, завершить ее громким совместным «ах» и мгновенно замолчать.

Обсуждение  прошлого занятия

Основное  содержание занятия

Разговор  по телефону.

«Ребята, взрослым и детям часто приходится разговаривать по телефону. Сейчас мы с вами подумаем о том, как бы нам хотелось, чтобы снами разговаривали по телефону, и как нам лучше вести разговор, чтобы нашему собеседнику было приятно и понятно все, что мы хотим сказать».

Информация о работе Программа коррекционно-развивающих занятий по формированию эмоционально-волевой и коммуникативной деятельности у детей младшего школьн