Программа коррекционно-развивающих занятий по формированию эмоционально-волевой и коммуникативной деятельности у детей младшего школьн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 05:21, реферат

Краткое описание

На трудности в школе ребенок чаще всего отвечает эмоциональными реакциями - гневом, страхом, обидой, отказом посещать занятия. Многие дети в это время нуждаются в поддержке и помощи взрослых, поэтому важно, чтобы родители и учителя вместе с психологом возникли в проблемы ребенка, его переживания. Только тогда они смогут оказать ребенку эффективную помощь. Чтобы младший школьник мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций.

Вложенные файлы: 1 файл

Программа кор-развив. занятий..docx

— 54.78 Кб (Скачать файл)

Проигрывание и  анализ ситуаций. Для организации сценки разговоров по телефону надо приготовить два стула, расположив их спинками друг к другу, на расстоянии приблизительно 2 метра и игрушечный телефон. Дети садятся спиной друг к другу. Маша и незнакомец (название сценки детям не говорится)

Инструкция

Маше и всем детям: «Маша дома и у нее звонит телефон. Нужно взять трубку и отвечать». В качестве незнакомца можно пригласить ассистента-взрослого, предложив ему  говорить слова «неприятным голосом», хотя эту роль может сыграть и  ребенок. Слова «незнакомец» выучивает  заранее.

Это Маша? – слышится в трубке (говорит незнакомец).

Ответ ребенка. Ты дома? Ответ ребенка. Как себя чувствуешь?

Ответ ребенка

Вопрос ведущего к Маше: «Маша, тебе понравилось так  разговаривать по телефону?»

Ответ (нет).А почему?

Ответ (т.к. не поздоровались, и я не знаю, кто это).

То есть, тебе не понравилось то, что с тобой  не поздоровались и не представились, то есть, не назвали себя. Дети, какой  вывод мы можем сделать для  себя: что нам нужно сказать  в начале разговора, если мы кому-либо звоним?

Ответ детей (поздороваться, представиться, то есть назвать себя)

Да, это нужно  запомнить: в начале разговора по телефону надо поздороваться и представиться.

Первоклассница  Лена и ее подруга Валя. Инструкция детям: «Первокласснице Лене нужно позвонить своей подруге Вале и узнать у нее домашнее задание». Кто будет Леной, и кто еще будет в этом участвовать? Второму участнику (это тоже девочка) тихо сообщается, что она не Валя, а ее мама, по телефону она должна говорить так, как говорили бы мама Вали. Инструкция Лене повторяется и разговор начинается. Обычно он идет следующим образом:

Здравствуй, Валя. Это  Лена. Я не Валя. (Или: я не Валя, а ее мама).

Далее некоторое  замешательство. Анализ ситуации и выводы. «Ребята, когда звоним кому-нибудь по телефону домой, к телефону может подойти кто-нибудь из его семьи: мама, папа, сестра и т.д., поэтому, если к телефону подошел кто-либо, кого мы не знаем, то после того, как мы поздороваемся и представимся, что нужно сделать?»Ответы детей (попросить позвать подругу, со словом «пожалуйста»)

А если к телефону подошла, например, мама подруги, которую  мы знаем, но не узнали по голосу (как  произошло в сценке), что нужно  сказать?

Ответ детей (Поздороваться  еще раз, назвав по имени и отчеству, а затем попросить позвать подругу)

А если вы сразу  узнали по голосу маму Вашей подруги?

Ответ детей (Здравствуйте, Светлана Ивановна. Это Лена говорит… Позовите, пожалуйста, Валю…)А если вы сомневаетесь, подошла это ваша подруга или ее сестра?

Ответы детей (Здравствуйте! Это Валя?)Закрепление знаний. Проигрывание различных сценок разговора по телефону.

Обсуждение  текущего занятия

Ритуал  прощания

Занятие № 6. Качества людей.

Ритуал  приветствия

Разминка  «Придумай и отгадай»

«Зеленый  крокодил в синей шляпе»

Детям представляют абсурдную ситуацию: сейчас постучат в дверь, и в класс войдет большой  зеленый крокодил в синей шляпе  с полями. Что они будут делать? После высказывания всех вариантов  на обсуждение выносятся другие фантастические ситуации: «Прозвенел звонок. Все стали  у своих парт. И вдруг учительница  не входит, а впрыгивает на одной  ножке…» «Вы открываете свой пенал, а оттуда выпрыгивает мама, маленькая, размером с ластик…» Детям предлагается самостоятельно придумать как можно  больше таких ситуаций.

«Угадайка»  

Участники должны внимательно  посмотреть на своего соседа справа и попробовать угадать, что в нем нравится его маме. Дети по очереди высказывают свои предположения. Затем каждый выбирает тех, чьи отгадки близки к истине. На втором этапе игры дети отгадывают, что может нравиться в соседе его друзьям, на третьем – что нравится учительнице в школе и т.д. Ведущему придется оказывать детям помощь в отгадывании, особенно на третьем этапе. Обсуждение прошлого занятия. Основное содержание занятия.

«Снежная  королева» 

Ведущий предлагает детям вспомнить сказку «Снежная королева», «В этой сказке было зеркало, в котором все доброе и прекрасное, что есть в человеке, уменьшалось, а все дурное и безобразное  увеличивалось. Вспомните, сколько  бед натворили осколки этого зеркала, попадая в глаза людям. Представьте: когда Кай и Герда выросли, они создали волшебные очки, которые помогали разглядеть хорошее в человеке, и даже такое, которое человек прячет от всех. Пусть каждый из Вас примерит сейчас такие очки. Как это сделать? Просто представьте себе, что вы в очках, посмотрите сквозь них на каждого из ребят и постарайтесь увидеть как можно больше хорошего в каждом. Может быть, вы увидите и то хорошее, что обычно не замечается».

Ведущий первым «надевает  очки» и показывает детям, как  ими пользоваться. После игры дети могут поделиться своими чувствами, которые они испытывали в обеих  ролях: наблюдателей и наблюдаемых. Игру можно повторять, отмечая в последующих обсуждениях, что раз от раза в такие «очки» можно увидеть все больше хороших качеств. Можно попробовать провести коллективные обсуждения каждого из участников: вся группа «надевает очки» и буквально забрасывает испытуемого его хорошими качествами?

Затем ведущий предлагает вспомнить – «собрать» – те слова, при помощи которых ребята называли хорошие качества друг друга: честный, добрый, веселый и т.п. Эти качества записываются на доске. Вводится понятие «качества людей».

«Мы похожи – мы отличаемся» 

Ведущий приглашает двоих участников к доске и  обращает внимание группы на явные  различия в их внешности. Затем он предлагает постараться найти у них пять сходных качеств и пять различных. После этого пара испытуемых сменяется другой и т.д.

«Интервью»

Для этого упражнения необходим диктофон. Сначала ведущий  спрашивает у детей, знают ли они, что такое «интервью». Особо отмечается, что интервью берут, как правило, у замечательных людей. Всем задается один и тот же вопрос: «Какой вы и чем отличаетесь от остальных?» (Обращаться к детям здесь следует по имени-отчеству).

«Прослушивание  интервью» 

Все вместе слушают  кассету с записью ответов, обсуждают  каждое интервью, делают обобщения.

Обсуждение  текущего занятия

Ритуал  прощания

Занятие № 7. Трудности первоклассника в  школе, дома и на улице.

Ритуал  приветствия

Разминка  «Разнообразие характеров»

«Загадай  загадку»

Дети загадывают и пластически изображают какую-нибудь игрушку, не употребляя слов. Остальные  отгадывают.

«Хрюкните те, кто…»

Ведущий задает детям  вопросы, например такие:

«Кто любит смотреть на огонь?»

«Кто умеет ездить на велосипеде?»

«Кто любит дарить подарки?»

«Кто не боится бегать под дождем?»

Дети должны отвечать, издавая смешные звуки: хрюкать, пищать, мычать и т.д. – по команде ведущего.

«Крылатые качели»

Дети получают следующую  инструкцию: «Представьте, что вы садитесь на качели и начинаете раскачиваться. Вы раскачиваетесь все сильнее и  сильнее. Вверх-вниз, вверх-вниз. Еще  выше! И вот вы отрываетесь от качелей и взлетаете. Взлетаете  и летите. Летите, куда хотите. Легко  и плавно. Под вами улицы, крыши  домов, деревья, А вы летите все дальше. Вам радостно. А потом? Что будет  потом? Расскажите или нарисуйте».

Обсуждение  прошлого занятия

Основное  содержание занятия

«Копилка  трудностей»

Ведущий предлагает детям собрать «копилку трудностей»  первоклассника: назвать все, что  вызывает трудности и огорчения  в школе. Например: «Мне трудно тихо сидеть на уроке», «Мне трудно не делать ошибок» и т.д.

«Театр»

Детям представляют несколько из трудных ситуаций первоклассника в театрализованных сценках.

Рисунок «Трудные ситуации первоклассника» 

Листы бумаги расчерчиваются на четыре части. Дети представляют себя иллюстраторами детских книг и выполняют  четыре маленьких рисунка к четырем  трудностям, которые возникают у  них в школе.

«Комментарий  для ведущего» 

В итоге занятия  важно подвести детей к выводу, что те или иные трудные ситуации, которые необходимо преодолевать, встречаются  в жизни всех первоклассников.

Обсуждение  текущего занятия

Ритуал  прощания

Занятие № 8. «Угадай, кто это?»

Ритуал  приветствия

Разминка  «Я и другие»

«Какого цвета твои глаза»

Из участников выбирается одна пара. Они разглядывают друг друга, потом поворачиваются спинами, а ведущий задает каждому вопросы о внешности партнера: «Какого цвета у него глаза?» «Какая у него обувь?» и т.п. Придумывайте побольше вопросов и сменяйте пары. Со стороны детям кажется, что отвечать на такие вопросы не трудно, и только ока-завшись в роли водящих, они начинают понимать, как они не внимательны к другим.

Обсуждение  прошлого занятия

Основное  содержание занятия

«Угадай, кто это?» – назначение этой игры – формирование положительной «я-концепции» и положительной концепции другого человека.

Правила игры таковы: Участники образуют круг, выбирается один человек, которого будут загадывать, о нем можно говорить только хорошее, отмечая его конкретные хорошие черты и поступки. Выбирается водящий, который выходит из комнаты на то время, пока выбирается тот человек, о котором будут говорить. Водящий входит и прослушивает высказывания всех участников, по которым он должен угадать «кто это». Затем тот, кого загадывали, становится водящим и т.д. Побыть в качестве загадываемого человека должны все дети. Организуя игру, подчеркните необходимость называть конкретные хорошие черты и поступки. Не стоит говорить в общем: это хороший человек, т.к. у нас все хорошие и по этому высказыванию невозможно догадаться, кто это. Говорите конкретно, например: "он очень быстро бегает"… Подчеркните также необходимость выслушать все высказывания, а потом отгадывать. Это, с одной стороны, каждому получить высказывания от всех, с другой стороны – уменьшает количество ошибок.

Преподаватель также  участвует в игре. Его задача –  облегчить отгадывание, поэтому  ему, возможно, следует высказываться  о том, что научился делать этот ребенок: «Этот человек недавно научился завязывать шнурки».Иногда (когда Вас волнует какой-либо ребенок) целесообразно задать вопрос ребенку, которого загадывали: «Что ты чувствовал, когда о тебе говорили?». Чаще всего дети не отвечают на это вопрос вербально, демонстрируя однако невербально, что им было приятно. В таком случае, не «вытягивайте» ответ, не говорите: «Тебе было приятно, правда?». Можно улыбнуться ребенку и продолжать, а можно задать другой вопрос: «А о чем ты думал?» Чаще опять дети отвечают только невербально, но бывают и вербальные ответы, которые чрезвычайно ценны для нас, т.к. приоткрывают внутренний мир ребенка.

Обсуждение  текущего занятия

Ритуал  прощания

Занятие № 9. «Моя лесенка успехов» 

Ритуал  приветствия

Разминка  «Отгадывать и придумывать»

«Мысленные  картинки»

Дети слушают  музыку с закрытыми глазами и  рисуют в воображении картины  и образы, которые навевает им музыка, а затем рассказывают другим о  своих фантазиях. Завершите это  упражнение обсуждением: чьи мысленные  картинки оказались самыми интересными  и почему.

«Домашние занятия» 

Дети пластически  изображают обычные домашние занятия: уборку квартиры: приготовление еды, купание в ванной… Слова не используются. Ситуации не повторяются. Зрители разгадывают, какое занятие изображается каждым участником.

«Какое  чувство ты испытываешь?»

Ведущий называет различные  домашние занятия и предлагает детям  мимикой выражать то чувство, которое  возникает при этом (интерес, грусть, скука). Остальные отгадывают, какое  чувство изображает водящий.«Небылицы»Дети соревнуются в сочинении невероятных историй.

Обсуждение  прошлого занятия

Основное  содержание занятия

«Моя  лесенка успехов» – игра для формирования мотивации достижения успеха.

Выступление ведущего: «Ребята, вы уже многому научились, многое умеете делать и эти м можно гордиться. Но человеку всегда хочется достичь большего, всегда есть то, что мы хотели бы научиться делать. Но чтобы научиться чему-то трудному, например, быстро и выразительно читать, надо пройти ряд этапов, как бы «подняться по лесенке»: вначале выучить буквы – первая ступенька, потом научиться складывать слоги – вторая ступенька, третья ступенька – читать по слогам, четвертая – читать целыми словами, пятая – читать не только целыми словами, но и выразительно.

В разных делах может  быть разное количество ступенек. Чтобы  на них подняться, надо трудиться, прилагать  усилия. Когда мы поднимаемся на следующую ступеньку, уже можно радоваться и гордиться своим достижением, ведь мы идем вперед, к своей цели. Теперь я предлагаю вам вспомнить, чему вы хотите научиться в ближайшее время? Какие ступеньки для этого надо пройти? Рисунок с такой лесенкой нужно нарисовать. На самой верхней ступеньке – то, что вы хотите научиться делать, а на нижних – одной, двух или трех – что нужно для этого сделать. Я буду подходить к каждому, и мы сможем вместе обсудить вашу лесенку. Начинайте с верхней ступеньки. Каждая ступенька изображается горизонтальной линией по всей ширине листа.

Рисование лесенки достижений каждым ребенком  

Информация о работе Программа коррекционно-развивающих занятий по формированию эмоционально-волевой и коммуникативной деятельности у детей младшего школьн