Проективные методы в психодиагностике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 15:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить проективные методы диагностики.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический обзор литературы по проблеме проективных методов диагностики.
2. Охарактеризовать проективные методики как метод психодиагностики, рассмотреть их классификации и возможности применения в прикладной и практической психологии.

Содержание

Введение 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ДИАГНОСТИКИ 5
1.1 История проективных методов диагностики 5
1.2 Описание и классификация методов 14
1.3 Области применения ………………………………………………………....22
1.4 Современное состояние проективных методов……………….....................27
Вывод 32
2. ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 35
Заключение 39
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая, проективные методы.docx

— 494.47 Кб (Скачать файл)

      Но в то же время, предъявление неопределённого стимульного материала позволяет без труда обнаружить случаи, когда значимые интерпретации появляются сами по себе, без всякой связи со стимульным материалом. Мысли и фантазии с ярко выраженным агрессивным уклоном имеют тенденцию проявляться в быстрых и часто встречающихся агрессивно окрашенных реакциях. Нежелательные агрессивные импульсы, которые подавляются при помощи механизмов вытеснения, скорее всего, найдут отражение в том, что агрессивно окрашенные ответы будут встречаться редко, несмотря на прямую агрессивную направленность стимульного материала или преобладание ответов такого рода у большинства испытуемых. Отсутствие напряжения в отношении определённой потребности должно выразиться в отсутствии девиаций реагирования, то есть интерпретациях. Они не отличаются ни повышенной частотой упоминаемости определённых областей, ни чрезмерным избеганием и искажениями. Стимульный материал проективных методик может быть предъявлен для перцептивного распознавания либо для заучивания и воспроизведения. Важно то, что стимулы могут быть как высокоструктурированными, так и крайне неопределёнными по своему характеру, и что о большом количестве испытуемых можно собрать значительный объём нормативной информации. В отношении любой требуемой переменной, например, агрессии, потребности в достижении успеха, зависимости от других в решении проблем, применение хорошо отработанного многозначного стимульного материала приведёт к более точному определению силы потребности и характера защитных механизмов эго.

      Проективный метод ориентирован на изучение неосознаваемых (или не вполне осознанных) форм мотивации. Его преимуществом в этом своём качестве является то, что он – едва ли не единственный собственно психологический метод проникновения в наиболее интимную область человеческой психики. Реальность бессознательного значительно богаче по своей феноменологии, а также и по возможности её содержательной интерпретации, чем это представлялось, например, в классическом психоанализе. «Значащие переживания», «личностные смыслы» и другие образования, в которых проявляется пристрастность психического отражения, не будучи презентированы сознанию, могут не выявляться и при непосредственном обращении к данным самоотчётов или наблюдении поведения. Проективные методики позволяют опосредованно, моделируя некоторые жизненные ситуации и отношения, исследовать эти личностные образования, выступающие прямо или в форме различных личностных установок. Если большинство психологических приёмов направлено на изучение того, как и за счёт чего достигается объективный характер отражения человеком внешнего мира, то проективные методики ставят целью выявление своеобразных «субъективных отклонений», личностных «интерпретаций», которые всегда личностно значимы.

      Отметим, что для оценки многих проективных методик, не являющихся тестами в строгом смысле этого слова, мало подходят обычные психометрические критерии. А. Анастази оправданно предлагает ставить вопрос о ценности проективных методик, рассматривая их как качественные клинические процедуры, а не как психометрические инструменты. Впрочем, сказанное не должно исключать психометрическую разработку прокетивных методик, «наведение мостов между ними и теми, которые иногда определяются как «объективные».

     Противоречивость получаемых результатов и, как следствие, - невозможность какой бы то ни было стандартизации - причиной этого, по нашему мнению, было стремление любой ценой отмежеваться от психоаналитических интерпретаций.

          Недостаточные валидность и надежность проективных методик заставляют исследователей искать новые диагностические парадигмы. К ним относится включение в проективные процедуры психометрических принципов - так построены вариант ТАТ Столина В. В. и Кальвиньо М. и методика косвенного исследования системы самооценок Соколовой Е. Т. и Федотовой Е. О. [2].

В настоящее время далеко не все проективные методики и  отнюдь не в равной степени удовлетворяют  выделенным критериям. Так, общепринятым является мнение о недостаточной объективности проективной техники. При этом ссылаются на многочисленные наблюдения и эксперименты, доказывающие влияние на тестовые результаты таких факторов, как пол экспериментатора, ситуативные условия и переживания испытуемого, атмосфера исследования [7; 9]. Для целого ряда проективных методик нормативные данные отсутствуют; более того, некоторыми исследователями оспаривается принципиальная возможность их существования для подобного рода «идеографических» методов. Чрезвычайно важным и до сих пор дискуссионным остается вопрос о стандартизованности проективных методик. Остановимся на нем подробнее.

В отличие от тестов интеллекта или способностей, при проективном испытании практически невозможно полностью унифицировать и стандартизовать не только анализ и интерпретацию результатов, но даже и саму процедуру исследования. Ведь совершенно различно поведение экспериментатора с робким, чувствительным, уязвимым или спокойным, уверенным субъектом, с таким, который открыт, активно ищет помощи, или с тем, кто «защищается» при малейших попытках проникнуть в его внутренний мир. Хотя в любом капитальном руководстве и описываются наиболее распространенные стратегии поведения экспериментатора, они, конечно же, не охватывают всего многообразия конкретных случаев. К тому же жесткая формализация и стандартизация, как указывают ряд исследователей, противоречила бы самому духу проективной техники. Тем не менее, исследования по стандартизации проективных методик необходимы, так как без них затруднительна оценка валидности и надежности последних.

Анализируя обширную и  весьма противоречивую литературу, можно  сделать вывод, что согласно традиционным способам оценки проективные методики имеют средние показатели валидности и надежности. Подобный вывод может объясняться, однако, и тем, что критерии валидности и надежности, разработанные для традиционных тестов, вообще неприменимы в данном случае. Учитывая потребности практики, а также тенденции развития исследовательского инструментария современной психологии, можно, по-видимому, ожидать постепенного сближения проективных методик с тестами. Работа в этом направлении, если она будет выполняться совместно квалифицированными клиническими психологами и специалистами в психометрике, позволит расширить сферу применения проективных методик и сделает их достоянием широкого круга исследователей.

        Вопрос о применении проективных методик в отечественной психологии остаётся остро дискуссионным. Между тем, представляются неверными любые крайности при решении этого чрезвычайно важного вопроса. Сейчас, когда психологи нуждаются в экспериментальных процедурах исследования личности, тем более важно сделать объектом специального исследования проективные методики, своей многолетней историей доказавшие пригодность к разрешению многих задач прикладной психологии.

      В связи с возрастающей потребностью в прикладных психологических исследованиях личности проективные методики стали широко использоваться во многих областях психологической практики. Однако не всегда их применение оправдано задачами конкретного исследования, а полученные результаты интерпретируются в категориях, адекватных представлениям о личности, сложившимся в отечественной психологии. Отсюда следует, что прямое заимствование зарубежных методов личностной диагностики без критического осознания их теоретической базы может повлечь за собой серьёзные трудности как теоретического, так и практического характера. Всё это обусловливает необходимость длительного и кропотливого труда по разработке теории проективного метода на основе положений отечественной психологии.

          Вывод по разделу один

В ходе проведения теоретического обзора литературы по проблеме проективных  методов диагностики было выявлено:

История проективных методик - это и хронология, отмечающая особо  важные вехи развития проективной техники, и история развития проективного метода как целостного подхода к пониманию природы личности и способов ее экспериментального изучения. Стало традицией вести счет проективным методикам с теста словесных ассоциаций К. Юнга, созданного им в 1904-1905 годах. Подлинный триумф проективной диагностики связан с появлением в 1921 г. «Психодиагностики» Г. Роршаха, опубликованной в Берне на немецком языке.

         Основными признаками проективных методик являются: 1) неопределённость, неоднозначность используемых стимулов; 2) отсутствие ограничений в выборе ответа; 3) отсутствие оценки ответов как правильных и неправильных.

        Несмотря на то, что проективные тесты оказались достаточно действенным инструментом в дифференциальной диагностике психопатии неврозов и пограничных состояний, а также продемонстрировали «свою ценность для выявления значимых, в том числе и патогенных, отношений личности», советские исследователи столкнулись с теми же проблемами, что и их западные коллеги. Это и субъективность интерпретации полученных данных, и трудность стандартизации, и недостаточный уровень валидности вследствие расплывчатости теоретических концепций, положенных в основу создания и использования проективных тестов и пр.

        Между тем, представляются неверными любые крайности при решении этого чрезвычайно важного вопроса. Сейчас, когда  психологи нуждаются в экспериментальных приемах исследования личности, тем более важно сделать объектом специального исследования проективные методики, своей многолетней историей доказавшие пригодность к разрешению многих задач прикладной психологии.


Выделяют следующие направления  диагностики с помощью проективных методов:

1) диагностика ответной реакции испытуемого, относимых соответственно к тестам на структурирование («конституирование» - по Фрэнку) и интерпретацию;

2) диагностика межличностного  восприятия и взаимодействия и исследования «Я-образа»;

3) диагностика семейных  отношений.

Современное состояние проективных  методов диагностики характеризуется  проблемой недостаточной валидности и надежности данных методов, что заставляет исследователей искать новые диагностические парадигмы.

В настоящее время общая  оценка проективных методик как  психодиагностических процедур исторически  связана с обсуждением так называемой проблемы проекции. Чрезвычайно важным и до сих пор дискуссионным остается вопрос о стандартизованности проективных методик.

 

    1. ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Актуальность исследования: Напряженная, неустойчивая социальная и экономическая ситуация,  сложившаяся в настоящее  время в нашем обществе,  обусловливает рост различных отклонений  в личностном развитии и поведении растущих людей.  Среди них особую тревогу вызывают агрессивность.

Тема подростковой агрессии, а тем более агрессии у подростков, воспитывающихся в  условиях детского дома, изучена недостаточно, связано это с тем,  что данная тема настолько обширна и многогранна.

Таким образом, проблема изучения уровня агрессии у подростков, воспитывающихся в условиях детского дома, является актуальной.

Цель исследования: изучить уровень агрессивности  у подростков, воспитывающихся в  условиях детского дома.

Объект исследования: уровень агрессивности у подростков.

Предмет исследования: уровень агрессивности у подростков, воспитывающихся в условиях детского дома.

Гипотеза исследования: уровень агрессивности у подростков, воспитывающихся в условиях детского дома, имеет отличия от уровня агрессивности у подростков, воспитывающихся в семье.

Выборка: 300 подростков.

Экспериментальную группу составили: 150 воспитанников детского дома подросткового возраста, 75 юношей и 75 девушек.

Контрольную группу составили: 150 подростков, воспитывающихся в семье, 75 юношей и 75 девушек.

Испытуемые экспериментальной  и контрольной группы идентичны  по половозрастным характеристикам.

Исследование в соответствии с поставленной целью и задачами проводилось в 3 этапа:

I. Подготовительный (постановка  цели и задач, формулирование  гипотезы, поиск базы исследования, составление адекватного цели исследования набора методик);

II. Диагностический;

III. Анализ и интерпретация  полученных данных с помощью  методов первичной статистической  обработки данных.

Методы исследования:

1) Методика «Агрессивность» [13]

Метод предназначен для оценки степени  развитости у человека черты личности «агрессивность», понимаемой как не вызванная объективными обстоятельствами и необходимостью тенденция враждебно реагировать на большинство высказываний, действий и поступков окружающих людей. Агрессивность — это черта личности, проявляющаяся в более или менее постоянном враждебном отношении человека к человеку, животным и предметам природы и материальной культуры, склонность к их разрушению и агрессивным неспровоцированным действиям.

В данном тесте, основой которого явился известный тест Розенцвейга, испытуемые получают 24 разных рисунка. На этих рисунках представлены люди в различных эмоциогенных, близких к стрессовым и вызывающих фрустрацию ситуациях. Общим для всех рисунков, используемых в тесте, является то, что один человек в них проявляет в отношении другого такие действия, которые этим, вторым человеком могут быть поняты по-разному: как агрессивные, преднамеренно вызывающие или оскорбительные, или случайные, совершенные неумышленно, по незнанию, без сознательного желания навредить или унизить другого человека.

Информация о работе Проективные методы в психодиагностике