Произвольное внимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 20:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время перед педагогами и родителями стоит задача обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи, развития их психических процессов. Особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Один из центральных вопросов умственного воспитания – вопрос о развитии внимания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
I. ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ОСОБЕННОСТИ, АКТУАЛЬНОСТЬ, ПРОБЛЕМА…………………………...5
1.1 Проблема произвольного внимания в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………….5
1.2 Особенности формирования произвольного внимания у детей дошкольного возраста…………………………………………………….16
1.3 Вывод по главе I…………………………………………………….16
II. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ………………………………….18
2.1 Рекомендации по развитию произвольного внимания у детей дошкольного возраста в психолого – педагогической литературе……19
2.2 Методы и приемы развития произвольного внимания у дошкольников…………………………………………………………………....22
2.3 Вывод по главе II…………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………31
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 294.67 Кб (Скачать файл)

 

  1. Андреев О. А., Хромов Л.Н. Учитесь быть внимательными. - М. Просвещение; 1996 – 125 с.
  2. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М. 1989 – 450 с.
  3. Бондарев И. П. Новая методика оценки свойств внимания. // Вопросы психологии. – 2000 - № 5 – с. 127 – 131.
  4. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. Хрестоматия по вниманию. – М. 1976. –186 с.
  5. Гальперин П. Я. К проблеме воспитания // Хрестоматия по вниманию. – М. 1976. –127 с.
  6. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. – М.: изд-во Моск. Ун-та, 1974. – 101 с.
  7. Гоноболин Ф. Н. Внимание и его воспитание. М. – 1972. – 160 с.
  8. Дормашев Ю.Б., Романов В. Я. Психология внимания. / Послесловие проф. В. П. Зинченко. – Изд. 2-е, перераб. и исправл.- М.: Тривола, 1999. – 336 с.
  9. Добрынин Н. Ф. Деятельность и внимание // Проблемы деятельности в советской психологии. Тезисы докл. к 5-му Всесоюзному съезду общества психологов. Ч. 1. М., 1977. – с. 93 – 137.
  10. Добрынин Н. Ф. О селективности и динамике внимания. // Вопросы психологии. 1975.
  11. Добрынин Н. Ф.О новых исследованиях внимания// Вопросы психологии. 1973. №3 с. 121 – 128
  12. Козырева Л. М. Как стать внимательным. Академия развития, Академия Холдинг. 2002 - 32 с.
  13. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет: учебное пособие. 5-е изд. – М.: изд-во УРАО, 1996. – 176 с.
  14. Левитина С. С. Можно ли управлять вниманием ребёнка. – М. 1980 – 235 с.
  15. Маклаков А. Г. Общая психология. – Питер. 2003 – 592 с.
  16. Московкина А. Г., Анисимова И. В. Как помочь ребёнку с нарушениями внимания// Дефектология. 2000. № 1. с. 61-63
  17. Мухина В. С. Феноменология развития и бытия личности.- М.: Московский психолого-социальный институт. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999 – 640 с.
  18. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. ВУЗов – 6-е изд., стереотип; - М.: Изд. центр «Академия», 2000 – 456 с.
  19. Мухина В. С.Психология детства и отрочества. Учебник для Вузов. – М.: Институт практич. психологии, 1998 – 488 с.
  20. Немов Р. С. т. 1. Общая психология. – М.: Владос, 1999 – 460 с.
  21. Немов Р. С. т.3 Возрастная психология. - М.: Владос, 1999 – 463 с.
  22. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России. – 1999 – 442 с.
  23. Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического образования (сост. Е. И. Рогов.) – М.: Гуманит. изд. центр Владос. 1998 – 405 с.
  24. Петровский В. А., Черепанова Е. М. Индивидуальные особенности самоконтроля при организации внимания // Вопросы психологии. 1987. № 5 – с. 48-50.
  25. Практикум по возрастной и педагогической психологии / под редакцией И. В. Дубровской – М.: Изд. центр «Академия», 1998 – с. 53 – 68.
  26. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов / под ред. А. В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М.: 1964 – 154 с.
  27. Психология / под ред. Ковалёва А. Г., Степанова А. А., Шабалина С. Н. – П., М.: 1966 – 445 с.
  28. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: СП. б.: Питер 2001 – 720 с.
  29. Рибо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию. – М.: 1976 – 208 с.
  30. Страхов И. В. Внимание в структуре личности. Учебно-методическое пособие для пед. институтов. – 1969 – 125 с.
  31. Суворов Н. Ф., Топров О. П. Психофизиологические механизмы избирательного внимания. Отдел физиологии. – Наука. 1985 – 153 с.
  32. Субботина Л. Ю. Игры для развития и обучения. Дети 5 – 10 лет / Художники В. И. Янаев, В. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг. 2001 – 128 с.
  33. Узнадзе Д. А. Установка у человека// Хрестоматия по вниманию. – М.: 1976 – 106 с.
  34. Ушинский К.Д. Собрание сочинений т. 6 М., изд-во АПИ, 1949 294 с.
  35. Хрестоматия по вниманию.- М.: 1976 – 320 с.
  36. Черёмушкина Л. В. Что значит быть внимательным? Ярославль, Академия развития. 1977 – 205 с.
  37. Черёмушкина Л. В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997 – 224 с.

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Диагностика развития внимания у детей в возрасте от 3 до 6 лет

Предлагаемые  задания для диагностики развития внимания можно использовать и в  качестве развивающих упражнений для  занятий с детьми. В заданиях не приводятся количественные критерии для  оценки внимания. В зависимости от того, справляется ребенок или  нет с каким-либо типом заданий, надо подбирать ему упражнения подобного  типа для развивающих занятий.

Задания должны быть яркими, красочными, а занятия  по диагностике и тренировке внимания желательно проводить с детьми дошкольного  возраста в игровой форме и  не дольше, чем 15 минут в день.

1. К первому типу методик относятся  всевозможные задания на нахождение сходства и различий картинок, поиск парных изображений:

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Ко второй группе относятся задания на определение изменений, перестановок, произошедших на картинке (что-то убрали, добавили, заменили либо поменяли местами - надо указать, что изменилось): 
 
 
 
 
3. Третий тип заданий: нахождение различных геометрических фигурок, «спрятанных» на картинке: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
4. Всевозможные лабиринты. Ребятишкам помладше (3-4 годика) разрешается прослеживать путь карандашом либо пальчиком, дети постарше должны стараться следить только глазами: 
 
 
 
5. Задания на нахождение нелепиц, несоответствий на картинках («Что перепутал художник?»). Здесь также диагностируется уровень развития мышления ребенка, его знания о мире: 
 
 
 
6. Задания на диагностику памяти и внимания: ребенку на короткое время (30 секунд) предъявляется либо картинка с изображением различных предметов либо настоящие предметы (какие-то вещи могут быть парными). После этого картинку убирают, и ребенок по памяти должен ответить на вопросы, которые касаются показанных ему предметов или их изображений. Например:

 
 
 
 

После этого картинку убирают, и ребенок  должен ответить на вопросы:

- Какие предметы нарисованы на  картинке? 
- Сколько вишен ты видел на картинке? 
- Что ты видел, ручку или карандаш? 
- Сколько конфет на картинке? 
 
7. Ответы на вопросы по картинке, описание того, что на ней изображено: 
 
 
Ответь на вопросы:

- Какие животные нарисованы на  картинке? 
- Какие животные живут у нас, а какие в теплых странах? 
- Каких животных на рисунке два? 
- Какое животное из тех, которых ты видишь, ходит на двух ногах?

В этом задании (впрочем, как и в  большинстве остальных, описанных  в данном разделе методик) для  более полной характеристики уровня концентрации внимания фиксируется  характер процесса рассматривания (целенаправленность, активность, заинтересованность работой  и пр.), сосредоточенность и наблюдательность.

 
 
8. Задание на диагностику избирательности внимания: 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы проблемы развития внимания у детей дошкольного  возраста в психолого-педагогических исследованиях

1.1 Проблема развития внимания у  детей дошкольного возраста в  психолого-педагогической литературе

1.2 Психологические особенности детей  дошкольного возраста

1.3 Особенности развития внимания  у детей дошкольного возраста

Вывод по главе I

Глава II. Особенности развития внимания у  детей дошкольного

2.1 Характеристика объекта и методов  исследования

2.2 Анализ результатов, исследования, особенностей развития внимания у детей дошкольного возраста

2.3 Рекомендации для педагогов и  родителей по развитию внимания  детей дошкольного возраста

Вывод по главе II

Заключение

Литература

Приложения

 

Введение

Внимание ? очень важный психический процесс, который является условием успешного  осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом ? ее качественное выполнение.

Внимание - важная сторона познавательной деятельности. Воспитателю детского сада необходимо знать особенности его формирования. «Внимание, - писал К.Д. Ушинский, - есть та дверь, которую не может миновать ни одно слово ученья, иначе оно  не попадет в душу ребенка».

Внимание  среди познавательных процессов  занимает особенное место, поскольку  оно не имеет собственного содержания, а обслуживает другие психические  процессы. Внимание во многом определяет успешность их функционирования. От уровня развития свойств внимания (устойчивости, концентрации, объёма, распределения, переключения) и от уровня сформированности произвольного внимания, по-видимому, во многом зависит и успешность любой  деятельности ребенка в целом.

Внимание  у детей дошкольного возраста имеет ряд качественных особенностей. Оно отличается небольшим объемом, малой устойчивостью. Предполагается, что в учебной деятельности у  детей данного возраста развивается  произвольное внимание. Ребенок постепенно приобретает умение выполнять задания  самостоятельно - сам ставит цель и  контролирует свои действия.

Проблемой изучения внимания в течение многих десятков лет занимались следующие  ученые: Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин. и  многие другие.

Т. Рибо считал, что внимание независимо от того является оно ослабленным  или усиленным, всегда связано с  эмоциями и вызывается ими, т.е. между  эмоциями и произвольным вниманием  он усматривал особенно тесную зависимость.

В своих трудах отечественный психолог Н.Ф. Добрынин подчеркивает, что внимание есть особый вид психической деятельности, выражающейся в выборе и поддержании  тех или иных процессов этой деятельности.

Л.С. Выготский писал, что история  внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что  ключ к генетическому пониманию  внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.

Актуальность  работы обусловлена тем, что внимание - это психическое состояние человека, от характеристики которого зависит  успешность учебной деятельности дошкольника. По мнению выдающегося отечественного психолога Л. С. Выготского, «…степень развития внимания в патологических случаях может служить критерием интеллекта и одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе». Основной особенностью дошкольника является то, что его произвольное внимание достаточно неустойчиво. Ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители. Его внимание чрезмерно эмоционально, ? он еще плохо владеет своими чувствами. При этом непроизвольное внимание достаточно устойчиво, длительно и сосредоточено. Постепенно путем упражнений и волевых усилий у ребенка формируется способность управлять своим вниманием. В процессе занятий проводимых в детском саду, ребенок приучается к дисциплине. У него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение. При развитии произвольного внимания формируются новые внутренние действия, начинающие управлять вниманием изнутри, удерживают его на предметах, которые могут быть не интересны для человека в данный момент, еле заметны по силе своего раздражения. Такое внимание начинает формироваться в конце дошкольного возраста, а наиболее благоприятный для этого период - младший школьный возраст. Внимание занимает особое значение в восприятии, понимании и усвоении дошкольниками изучаемого на занятиях материала. Многие проблемы, возникающие в учении, непосредственно связаны с недостатком развития внимания.

Изучение  психолого-педагогической литературы позволило выявить противоречие между необходимостью развития внимания у детей дошкольного возраста, с одной стороны, и недостаточной  разработкой психологических средств  его коррекции у детей дошкольного  возраста.

Выявленное  противоречие позволило обозначить проблему исследования, которая состоит  в изучении особенностей развития внимания у детей дошкольного возраста.

Цель  работы - изучить особенности развития внимания у детей дошкольного  возраста.

Объект  исследования - внимание детей дошкольного  возраста.

Предмет исследования ? особенности развития внимания детей дошкольного возраста.

Гипотеза: состоит в том, что своевременная  диагностика уровня развития внимания позволит на основе данных разработать  рекомендации воспитателям детских  садов, родителям, направленные на развитие внимания детей дошкольного возраста.

Задачи  исследования:

1. Рассмотреть состояние проблемы  изучения особенностей внимания  у детей дошкольного возраста  в психолого-педагогической литературе;

2. Охарактеризовать особенности развития  внимания у детей дошкольного  возраста;

3. Подобрать методики изучения  особенностей внимания у детей  дошкольного возраста;

4. Разработать рекомендации по  развитию внимания у детей.

Методологические  основы исследования составили идеи отечественных ученых о понимании  психики человека как системного многоуровневого образования, все  звенья которого взаимосвязаны, а так  же принцип единства сознания и деятельности согласно которому психика ребенка  формируется и развивается в  контакте его ведущего вида деятельности.

Теоретическая основа исследования: изучением проблемы внимания занимались следующие ученые: Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Н.Л. Агеносова, С.Л. Кабыльницкая, Г.Н. Лаврова, В.С. Мухина, Т.В. Петухова, Н.М. Сафонова, Е.Л.Солдатова, Д. Б. Эльконин, С.Г. Якобсон и др.

Методы  исследования:

1.Теоретические:  анализ психолого-педагогической  литературы по проблеме внимания  детей дошкольного возраста;

2. Эмпирические: психодиагностические ( «Проставь значки», «Найди и  вычеркни»);

3. Методы количественной и качественной  обработки экспериментальных данных.

Опытно-экспериментальная  база: учреждение МОУ ДОУ №50 г. Арзамаса. В исследовании приняли участие  воспитанники средней группы в количестве 20 человек.

Теоретическая значимость исследования состоит в  том, что были изучены теоретические  основы изучения проблемы внимания у  детей дошкольного возраста, дана психологическая характеристика детей, выделены особенности развития внимания.

Практическая  значимость исследования состоит в  том, что были подобранны методики, изучены особенности внимания детей  дошкольного возраста, разработаны  рекомендации направленные на развитие внимания.

Информация о работе Произвольное внимания