Промежуточная память и механизмы сна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 21:52, реферат

Краткое описание

Сон - физиологическое состояние, которое характеризуется потерей активных психических связей субъекта с окружающим его миром. Сон является жизненно необходимым для высших животных и человека. Длительное время считали, что сон представляет собой отдых, необходимый для восстановления энергии клеток мозга после активного бодрствования. Однако оказалось, что активность мозга во время сна часто выше, чем во время бодрствования. Было установлено, что активность нейронов ряда структур мозга во время сна существенно возрастает, т.е. сон -- это активный физиологический процесс.

Вложенные файлы: 1 файл

Промежуточная память и механизмы сна.docx

— 64.95 Кб (Скачать файл)

Примерно после 45-го занятия  им стало довольно легко читать незнакомый английский текст, причем смысл прочитанного воспринимался очень быстро, интуитивно. Даже трудные тексты теперь легко  давались без словаря. Особенно легко  запоминались стихи. Усвоение материала  уроков значительно облегчалось, когда  одновременно они прослушивались и  просматривались в учебнике. Приведенное  наблюдение вообще-то подтвердило эффективность  обучения в период сна.

В середине семидесятых годов  много экспериментов в московских техникумах и институтах провела  учебно-экспериментальная лаборатория  иностранных языков Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР.

В 22 часа обучаемые укладывались в постели в специально оборудованных  спальных комнатах (классах). Перед засыпанием им читали тексты на иностранном языке через динамики, укрепленные в изголовье. В десять часов вечера ровно свет отключался, спокойная тихая речь преподавателя, записанная на магнитофонную пленку, звучала над спящими.

Как правило, за ночь, точнее, за вечер (использовалась только начальная  фаза сна) студенты узнавали несколько  десятков новых слов. На рассвете эти  же слова будили их. Звук при этом транслировался с обычной громкостью.

Для закрепления материала  днем обучающимся предоставлялись  часы самоподготовки. В это время  они читали литературу на иностранных  языках в подлиннике. Курс обучения длился примерно год.

Приведенное наблюдение вообще-то подтвердило эффективность обучения в период сна. Но выявило и отрицательную  сторону гипнопедии. Стало ясно, что кустарные опыты подобного  рода могут нанести вред организму.

Кстати, вопрос, не вызывает ли гипнопедия функциональных расстройств  нервной системы, утомления, интересовал  отечественных исследователей давно. Мнение специалистов по этому поводу оказалось неоднозначным.

Проведенный масштабно эксперимент  выявил некоторые неудобства использования  гипнопедии. Действительно, для обучения во сне необходима дорогостоящая  техника и специально оборудованные  спальные классы. Выяснилось также, что  такое обучение не может заменить естественный педагогический процесс. Оно оказывается полезным лишь для  закрепления в памяти отдельных  видов информации, например математических формул, иностранных слов и т.п.

Таким образом, отдельные  удачные результаты обучения во сне, разрекламированные в печати в 60-х  годах, при тщательной проверке оказались  довольно скромными.

Мнение директора Сомнологического центра Минздрава РФ доктора медицинских наук профессора Я.И. Левина таково: «На самом деле для того, чтобы обучаться во сне, надо находиться в промежуточном состоянии между сном и бодрствованием. Однако во всем массиве сна это состояние занимает всего 5%, а поддерживать его искусственно достаточно сложно, к тому же это чревато развитием расстройств сна. Более того, чем дольше человек углубляется в сон, тем меньше он реагирует на внешние стимулы (шум, голоса), за исключением биологически значимых звуков, например плача ребенка. Таким образом, полноценное обучение во сне неэффективно».

Известный швейцарский исследователь  сна профессор А. Борбели заметил однажды: «Имея дело со сном, каждый раз лицом к лицу сталкиваешься с явлением, которое, с одной стороны, кажется предельно простым, а с другой -- постоянно ускользает от научного понимания».

Поэтому следует с большой  осторожностью относиться к обучению во сне. Наш уровень знаний в этой области, несмотря на гигантские успехи физиологии и медицины, пока недостаточен. Логика подсказывает уже сейчас, коль сон дарован нам природой, он жизненно необходим каждому из нас. А посему ночью надо не учиться, а спать!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 5. Решение задач во время естественного ночного сна.

 

       На протяжение всей письменной истории сновидения считались источником вдохновения практически во всех областях человеческой деятельности - литературе, науке, технике, музыке, изобразительном искусстве и спорте. Общеизвестные примеры писателей, черпавших свое вдохновение из снов, - Роберт Льюс Стивенсон, приписывавший многие из своих сюжетов сновидениям (в их числе, "Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда") и Сэмюэль Тэйлор Колридж со своей опийной

поэмой "Кубла-Хан". В науке можно привести пример Фридриха Кекуле, который во сне открыл структуру молекулы бензола, и Отто Лоуи, с его идеей эксперимента, доказывающего химическую природу передачи возбуждения в нервном волокне. В области техники также известны примеры изобретений, сделанных во сне, в том числе швейная машина Элиаса Хау. Художники Уильям Блейк и Поль Клее увидели мотивы некоторых из своих работ в сновидениях. Моцарт, Бетховен, Вагнер, также не раз черпали вдохновение из снов. В спорте один из наиболее известных случаев произошел с мастером гольфа Джеком Никлосом, который, по его словам, придумал во сне прием, сразу давший ему преимущество в десять ударов. И это за одну ночь! Эти примеры, свидетельствуют об огромном творческом потенциале, заложенном в сновидениях. Разные люди вкладывают в понятие творчества разный смысл. Чересчур серьезное отношение некоторых людей к этому понятию связано с тем, что они подразумевают под творчеством редкий талант, свойственный только людям искусства. Однако творчество означает всего лишь использование своего воображения для  создания чего-то нового, будь то произведение искусства или домашняя газета. Нельзя помочь человеку стать творцом. Сущность творчества состоит в придании

старым идеям или концепциям новой формы. Каждое предложение, которое мы произносим (если только это не цитата), является результатом творчества. То, насколько творческим является предмет или действие, зависит от уникальности способа использования его элементов. Из-за чего настоящее творчество бывает таким непостижимым, так это из-за состояния ума, при котором идеи связываются в новые, уникальные ассоциации. Ключевым моментом в исследовании творчества является выявление простых средств волевого доступа к таким состояниям.

        Сновидения могут служить неисчерпаемым источником творчества.

 

Почему - это вам поможет  понять экскурс в современное знание об этом процессе.  Существует несколько уровней творчества, так же как и несколько уровней  осознанности. Способность к творчеству, как и способность решать задачи, является универсальным человеческим свойством. Как уже говорилось, она не ограничивается лишь высоким искусством или любой другой формальной дисциплиной. Творчеством можно назвать все, что может быть сделано по-новому, нестандартно,  спонтанно, с выдумкой. Каждый человек время от времени пребывает в творческом

состоянии, а некоторые находятся в нем очень подолгу. Исследователи по данному вопросу сходятся в том, что творческое самовыражение, это длительный процесс.  Часто кажется, что вдохновение возникает неожиданно, из ниоткуда, как вспышка. Однако имеющиеся данные свидетельствуют о том, что "неожиданное" озарение всего лишь часть процесса, недоступного нашему осознанию. Анализируя свои открытия,

великий немецкий ученый XIX века Герман Гельмгольц впервые описал стадии творческого процесса: накопление, вынашивание и озарение. На стадии накопления собирается информация и опробуются различные подходы. Эти подготовительные действия могут заключаться в чтении, наблюдении, беседах с экспертами, записях, фотографировании или измерении. Потом следуют размышления над проблемой - концентрация, медитация, мысленное моделирование ситуации. Это то время, когда

механик стоит, уставившись  на двигатель, художник - на чистый холст, писатель - на чистый лист бумаги (или экран компьютера). В конце этой стадии человек говорит себе: "Хорошо, я изучил проблему. Я обдумал ее. Где же ответ?" Следующая стадия заключается в ничегонеделании. Когда упорные попытки решить проблему наконец бывают оправданы и она попадает в область бессознательного, начинается период вынашивания. В литературе описано много случаев, когда человек,  измученный творчеством, решает вздремнуть. Или садится за руль, или идет  прогуляться. Если у него в голове набралось достаточно информации по интересующей его проблеме и если он достиг психологического состояния,

необходимого для прорыва, то фаза вынашивания завершается  озарением.

Обычно в качестве иллюстрации  к данной способности приводится случай с Д.И. Менделеевым. Примеров подобных творческих сновидений множество. Известно, что Бертран Рассел мог  вызывать сновидения в которых читал целые страницы книги, которую ему еще только предстояло написать. Известный пианист Л.Берман услышал во сне целую сонату. Проснувшись, он быстро записал фрагменты сонаты.

Специальной тренировкой  в течение 2-4 недель можно по желанию  формировать творческие сновидения на решение любой математической, инженерной и др. задачи; сочинение  музыки, песни, литературного произведения и т.д. В основе данного феномена лежит способность человеческого мозга решать важные жизненные проблемы находясь в состоянии естественного ночного сна. Давно замечено, что какая либо важная или интересная жизненная проблема или ситуация часто находит отражение в наших ночных сновидениях. Почти каждый из нас сталкивался с этим, когда размышляя перед сном над какой либо очень важной задачей либо проблемой, утром просыпался с ее решением (вспомним пословицу «утро вечера мудренее»).

 


Информация о работе Промежуточная память и механизмы сна